УДК 37.013
Сыпачева Гузялия Шарибзяновна
кандидат педагогических наук, начальник отдела
ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», Пермь, Россия 614068, Пермь, ул. Екатерининская, 210, + 7 (342) 236-76-96 e-mail: gyzzelika@mail. ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ОСНОВЕ
Guzyaliya SH. Sypacheva
PhD, Chief of Department
State Autonomous Institution of Additional Professional Education "Institute of Education Development of Perm Region " 210, Ekaterininskaja, 614068, Perm, Russia e-mail: gyzzelika@mail. ru
FORMATION LEGAL COMPETENCE OF STUDETS OF PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF PREPARATION IN AN INTERACTIVE WAY
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе. Реализация педагогической деятельности на высоком качественном уровне на основе правового обеспечения профессиональной деятельности не возможна без обновления содержания и создания новых методик профессиональной подготовки.
Концептуальные основания процесса эффективного формирования правовой компетентности студентов педагогических направлений, обеспечивающие интерактивную ее основу, определили возможность проектирования структурно-функциональной модели, содержащей научный, прикладной, практико-организационный и оценочно-рефлексивный аспекты формирования данной компетентности.
Ключевые слова: правовая компетентность, интерактивная основа, концептуальные основания.
Abstract. The article focuses on the formation of the legal competence of students of pedagogical areas on an interactive basis. The implementation of educational activities at a high quality level on the basis of legal support
© Сыпачева Г.Ш., 2016
of professional activity is not possible without updating the content and the creation of new training methods.
Conceptual bases of the process of formation of effective legal competence of students of pedagogical trends, providing its interactive basis, to identify opportunities to design a structural-functional model containing scientific, applied, and practical-organizational assessment and reflective aspects, the formation of this competence.
Key words: legal competence, interactive basis, the conceptual bases.
На современном этапе развития образования педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, интегрирующей его профессиональные и личностные качества, содержащей в своей структуре комплекс компетенций, которые позволили бы ему в дальнейшем реализовывать свою педагогическую деятельность на высоком качественном уровне на основе правового обеспечения профессиональной деятельности, иметь устойчивую мотивацию к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, соответственно, быть конкурентоспособным на рынке труда.
В связи с этим возникают потребности в формировании правовой компетентности студентов педагогических направлений, обновлении содержания и создании новых методик профессиональной подготовки на различных этапах среднего профессионального, вузовского образования, уважительно относящихся к законам, умеющих не только использовать правовые знания в своей деятельности, но и защищать их. Качественно новый уровень этой компетентности позволит выпускнику в новых условиях, в профессиональной деятельности, самостоятельно выстраивать правомерные и корректные образовательные отношения [1-5; 25-31].
В условиях развития образования, информационного общества, при современном уровне освоения молодыми людьми его преимуществ, правовая компетентность студентов педагогических направлений не может быть эффективно сформирована вне интерактивного контекста; без использования информационно-коммуникационных технологий, междисциплинарной интеграции дисциплин учебного плана, стратегий сотворчества субъектов образовательного процесса.
Формы интерактивного взаимодействия обладают огромным потенциалом для оптимизации процесса формирования правовой компетентности студентов педагогических направлений, саморазвития в этой области.
Под правовой компетентностью понимается «интегральное качество личности студента педагогических направлений, характеризующееся единством его правовой подготовленности на теоретическом уровне, освоением совокупности ключевых правовых компетенций; практической готовностью и способностью к реализации профессиональной педагогической деятельности
в современном нормативно-правовом поле, к защите прав и интересов несовершеннолетних учащихся (воспитанников), к регулированию образовательных отношений, к реализации и отстаиванию профессиональных прав педагога, саморазвитию и самосовершенствованию своей правовой культуры и развитию правовой культуры социума» [6-9; 10-13; 24].
В качестве ключевых структурных элементов правовой компетентности студентов педагогических направлений, высокого уровня освоения которых им необходимо достичь в процессе обучения, целесообразно рассматривать взаимосвязанные: содержательные компоненты (аксиологический (ценностно-смысловой), гносеологический (содержательно-правовой), праксеологический (функционально-деятельностный), рефлексивно-оценочный) как совокупность жизненных ценностей, ценностей педагогической деятельности, знаний и умений организовывать эту деятельность в правовом поле, рефлексивных способностей, педагогической рефлексии, а также совокупность правовых компетенций как обобщенных способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, осваиваемых студентами в процессе формирования правовой компетентности.
Совокупность выделенных ключевых правовых компетенций как обобщенных способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, осваиваемых студентами в процессе формирования правовой компетентности в области общественно-политической и социокультурной деятельности; в социально-экономической сфере; в саморазвитии и самосовершенствовании; в трансляции правовых знаний воспитанникам при решении педагогических задач в ситуациях, требующих правовых знаний позволяет сделать вывод о метапредметном уровне правовой компетентности как интеграла системных правовых компетенций, отражающем осознанный и осмысленный образовательный результат, имеющий рефлексивный характер, способствующий осознанию и саморегуляции молодым человеком своей жизнедеятельности и на основе которого у него формируется мировоззрение нового качества.
Для эффективного формирования правовой компетентности студентов педагогических направлений определены и обоснованы концептуальные основания данного процесса, которые составляют: положения системного подхода и системного анализа как направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем; синергетические положения о развитии открытых систем, их нелинейной динамике в анализе социально-психологических проблем личности и общества; аксиологический подход, в основе которого как одного из основных методологических подходов современной педагогики и психологии лежит изучение не абстрактного, а конкретного человека с его ценностями, идеалами, проблемами; компетентностный подход, концепция деятельностно-компетентностного подхода, выступающие в настоящее время основой обновления содержания образования; фундаментальные положения теории деятельности, ключевым направлением которой является учение о ведущей
роли деятельности в процессе развития личности; личностно-ориентированный подход, междисциплинарный подход, концепция педагогического взаимодействия и сотрудничества, интерактивный подход, положения теории правового сознания и правовой культуры как элементов общественного сознания и общечеловеческой культуры; концептуальные положения теории преподавания правовых дисциплин и методической подготовки будущих учителей [14-23].
Указанные основания обеспечивают интерактивную основу формирования правовой компетентности и позволяют выделить ее формы:
1. Сотворчество субъектов образовательного процесса.
2. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
3. Междисциплинарное взаимодействие.
Выявленные формы и концептуальная основа определили и позволили спроектировать структурно-функциональную модель формирования правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе, которая содержит научный, прикладной, практико-организационный и оценочно-рефлексивный аспекты.
Научный аспект. Определяющим является выбор методологических подходов, концептуальных основ этого процесса.
Прикладной аспект предполагает использование психолого-педагогических знаний возрастных особенностей студентов (в нашем исследовании - студентов среднего профессионального образования); о реальном уровне и особенностях современного информационного пространства, его образовательном потенциале для формирования правовой компетентности студентов; о содержании, уровнях сформированности правовой компетенции и составляющих ее правовых компетенций, о функциях, через которые реализуется правовая компетентность; а также знаний специфики, факторов и механизмов развития правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе до высокого качественного уровня.
Практико-организационный аспект модели
Системный характер процесса формирования правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе определяет особенности его педагогического моделирования, касающиеся:
- выстраивания стратегии развития процесса (целеполагание, прогнозирование, планирование, установление порядка);
- управления и сопровождения процесса (определение принципов, условий эффективности, реализация программы правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе, командообразование субъектов образовательной среды);
- обратной связи (оценка, анализ, рефлексия, коррекция деятельности). Оценочно-рефлексивный аспект модели процесса формирования правовой
компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе
содержит описание критериев и показателей эффективности реализации данной модели.
Критериями сформированности правовой компетентности студентов педагогических направлений в соответствии с ее структурой (единство четырех компонентов) являются: правовая направленность, определяющая аксиологический компонент правовой компетентности; правовая информированность, определяющая ее гносеологический компонент; правовая активность, определяющая праксеологический компонент, и правовая оценка (самооценка), определяющая рефлексивно-оценочный компонент правовой компетентности.
Индикаторами (соответственно) выступают:
1. Оценочные суждения; направленность мотивов; система ценностей, уважение к нормам права, законам, исполнительность, дисциплинированность.
2. Осознанность; грамотное использование правового тезауруса; адекватность применение знаний, устойчивость гражданской и правовой позиции, реализация толерантного поведения, соблюдение требований закона, морали; непримиримость к проявлениям неуважения, нарушения закона и права.
3. Результативность решения профессионально-правовых задач; инициативность, лидерские качества, участие в развитии правовой организации жизни группы, курса или образовательного учреждения, правовое консультирование.
4. Самооценка правовой компетентности; потенциал саморазвития. Содержание программы, включающей в себя специальный учебный курс,
инновационные учебно-методические комплексы по правовым дисциплинам, технологии развития критического мышления, критериального оценивания, проектной деятельности, рефлексивных карт; электронные учебные пособия, направлены на формирование и развитие правовой компетентности студентов, потребности правового самообразования, собственной правовой культуры, готовности и способности создавать условия для реализации ценностных правовых установок в будущей педагогической деятельности.
Полученные результаты расширяют представления о процессе формирования правовой компетентности студентов педагогических направлений, о новых механизмах, методах и организационно-педагогических условиях оптимизации этого процесса.
Список литературы
1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программы Международного бакалавриата: проектирование системы образования XXI века: учеб. пособие / М-во образования и науки Российской Федерации; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.
2. Безукладников К.Э. Сетевой электронный портфолио учителя // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 5. С. 47-49.
3. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е., Нельзина Е.Н. Требования к организации предоставления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы: науч.-метод. материалы. Пермь, 2007 (Сер. «Начало большого пути»).
4. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.
5. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата: метод. пособие / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т; М-во образования Перм. края. Пермь, 2008.
6. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.
7. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программа курса подготовки и переподготовки специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата / Федерал. агентство по образованию; ПГПУ; М-во образования Перм. края. Пермь, 2008.
8. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологии обучения иностранному языку // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 62-66.
9. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Развитие профессиональной компетентности учителя Международного бакалавриата (региональный сетевой проект) // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 62-66.
10. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.
11. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.
12. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.
13. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.
14. Крузе Б.А. Мультимедийная компетентность учителя // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 82-85.
15. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.
16. Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 1. С. 84-87.
17. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.
18. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009.
19. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Пермь, 2009.
20. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: монография / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.
21. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.
22. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 271.
23. Крузе Б.А., Ожегова Е.В. Формирование лингвоинформационной самостоятельности студентов специальности «Перевод и переводоведение» // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С. 80-85.
24. Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае: регион. сетевой проект / Н.Я. Карпушин, А.К. Колесников, К.Э. Безукладников и др. Пермь, 2009.
25. Bezukladnikov K., Kruze B. An Outline Of An Esp Teacher Training Course // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 103.
26. Bezukladnlkov K., Kruze B., Mosina M. Interactive Approach To Esp Teaching And Learning // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 2. P. 201-206.
27. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.
28. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.
29. Bezukladnlkov K.E., Shamov A.N., Novoselov M.N. Modeling Of Educational Process Aimed At Forming Foreign Language Professional Lexical Competence // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 22. № 7. P. 903-910.
30. Oskolkova V.R., Ozegova E.V., Kruze B.A. The Competence-Based Approach In The Russian Federation: The Definition Of The Notion And Structure Of The Professional Competence Of A Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 20-23.
31. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.