УДК 37.01
Мерзляков Сергей Викторович
заместитель директора по научно-методической работе
МАОУ «Гимназия № 33» г. Перми, Россия 614007, город Пермь, улица Николая Островского, 68, + 7 (342) 262-85-11
e-mail: School33@bk.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Sergey V. Merzlyakov
Deputy Director for Scientific-Methodological Activities
«Gymnasium № 33» 68, N.Ostrovskogo, 614007, Perm, Russia e-mail: School33@bk.ru
FORMATION OF FOREIGN GRAMMAR COMPETENCE OF A SECONDARY SCHOOL STUDENT
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования иноязычной грамматической компетенции школьников. Одно из решений данной проблемы было описано в диссертационном исследовании «Методика формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения», выполненном на базе ПГГПУ под руководством доктора педагогических наук, профессора К.Э. Безукладникова. В статье дан обзор данного диссертационного исследования. Рассмотрен понятийный аппарат, кратко изложены обе главы и заключение исследования.
Ключевые слова: иноязычная грамматическая компетенция, автономное обучение, мультимедийные технологии.
Abstract. The article is devoted to the question of the formation of students foreign grammar competence. One of the possible answers was given in the research «Technology of the formation of students foreign grammar competence in the condition of autonomous learning», which was conducted at Perm State Humanitarian-Pedagogical University under the direction of PhD, Professor K. Bezukladnikov. The review of the research (the conceptual bases, brief description of two chapters and conclusion) is given in the article.
© Мерзляков С.В., 2016
Key words: foreign grammar competence, autonomous learning, multimedia technologies.
Изменения в политических, экономических и социальных условиях оказывают влияние на требования общества к системе образования как в целом, так и к системе обучения иностранным языкам в частности. Современное общество нуждается в мобильных, творческих выпускниках, хорошо владеющих иностранным языком. Современная парадигма в лингводидактике определяет важность переориентации системы лингвистического образования, необходимость модернизации подходов к обучению, усовершенствования средств, приемов, форм учебной деятельности.
Использование языка как средства общения предполагает выполнение такого важного условия, как наличие умений грамотного сочетания слов и изменения словосочетаний в зависимости от цели высказывания. Формирование продуктивных умений устной и письменной речи невозможно без овладения грамматикой изучаемого языка. Кроме того, знание грамматики необходимо и для понимания речи при чтении и аудировании. Низкий уровень сформированности грамматических навыков может стать непреодолимым барьером на пути формирования ключевых компетенций (языковой, речевой, коммуникативной и др.), формирование которых является одним из основных требований ФГОС ООО [1-8; 33-39].
Одно из решений проблемы формирования иноязычной грамматической компетенции было представлено в диссертационном исследовании «Методика формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения», выполненном на базе ПГГПУ под руководством доктора педагогических наук, профессора К.Э. Безукладникова, обзору которого и посвящена данная статья.
Актуальность проблемы исследования определяется нуждами школ в научно обоснованной методике формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения с использованием мультимедийных технологий. В данном исследовании термин «методика» понимается как совокупность форм, методов и приемов работы учителя.
Автором исследования был выделен ряд противоречий между:
- потребностями общества, выраженными в ФГОС ООО, в создании системы иноязычной подготовки, направленной на развитие автономности обучающегося, его интеллектуальных и творческих способностей и традиционной системой иноязычной подготовки обучающихся;
- сформировавшимися научно-теоретической и методической базами в вопросе формирования иноязычной грамматической компетенции и отсутствием разработанной действенной научно обоснованной методики формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения с использованием инновационных мультимедийных технологий;
- существующей практикой традиционного обучения иностранному языку и неразработанной эффективной научно обоснованной методикой формирования иноязычной грамматической компетенции с использованием инновационных мультимедийных технологий.
Противоречия определили проблему исследования: какова методика формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения с использованием мультимедийных технологий?
Также автором были определены цель, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза.
Цель исследования - разработка и практическая реализация средств, методов и приемов формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения при использовании мультимедийных технологий.
Объект исследования: процесс формирования иноязычной грамматической компетенции обучающегося младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: пути и приемы формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения.
Гипотеза исследования: формирование иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения с использованием мультимедиа-технологий будет эффективным, если:
- расширено представление об иноязычной грамматической компетенции посредством рассмотрения ее как единства готовности (мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенческий и рефлексивный компоненты) и способности (знания, умения и навыки) не только понимать, но и самостоятельно выражать определенный смысл, оформляя его при этом в виде фраз и предложений, используя систему грамматических правил данного языка;
- дано научное описание процесса формирования иноязычной грамматической компетенции школьников посредством электронного учебного пособия «Английский для школьников» в режиме автономного обучения;
- разработана, экспериментально верифицирована и внедрена в образовательный процесс школы (основное общее образование) методика, ориентированная на формирование иноязычной грамматической компетенции в режиме автономного обучения, выстроенная в логике синергетического, компетентностного, личностно-ориентированного подходов с учетом этапа обучения, соответствующая ФГОС ООО и учитывающая потребности общества и личности обучающегося.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить методические закономерности формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения с учетом уровня обучения.
2. Выявить наиболее эффективные программные средства для формирования иноязычной грамматической компетенции в режиме автономного обучения.
3. Выявить дидактический потенциал электронного учебного пособия «Английский для школьников», созданного на базе инструментальной среды «Stratum 2000 Professional».
4. Разработать и апробировать в образовательном процессе основной школы технологию формирования иноязычной грамматической компетенции при автономном обучении.
5. Установить диагностируемые показатели сформированности иноязычной грамматической компетенции и оценить эффективность предложенной методики.
В своей работе автор использовал теоретические (анализ лингводидактической, методической, нормативной, психолого-педагогической и философской литературы, анализ и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, наблюдение, диагностирование, метод самооценки) и экспериментальные (опытное обучение, статистические методы обработки экспериментальных данных) методы научного исследования.
Исследование проводилось с 2009 по 2016 г. и включало три этапа:
Первый этап (2009-2011 гг.) - осмысление и постановка проблемы исследования, изучение и анализ педагогической, психологической, методической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
Второй этап (2011-2012 гг.) - разработка методики формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в автономном режиме; создание электронного учебного пособия «Английский для школьников» в программе Multimedia Builder; апробация элементов методики формирования иноязычной грамматической компетенции в ходе предварительного проверочно-поискового эксперимента.
Третий этап (2012-2016 гг.) - анализ возможностей программы «Инструментальная среда Stratum 2000 Professional», перенос электронного учебного пособия с платформы программы Multimedia Builder на платформу «Инструментальная среда Stratum 2000 Professional», практическая реализация предложенной методики формирования иноязычной грамматической компетенции в режиме автономной деятельности. Проверка ее эффективности в рамках опытно-экспериментального обучения. Публикация статей по проблеме исследования. Обобщение и рефлексия полученных результатов, подведение итогов работы, формулировка выводов, литературное оформление диссертации.
Личный вклад диссертанта заключался в теоретическом обосновании методической концепции формирования иноязычной грамматической компетенции младших подростков в режиме автономного обучения, суть которой заключается в возможности обучающегося (с учетом его индивидуальных особенностей) самостоятельно осуществлять выбор темы
изучения, следуя при этом предлагаемому алгоритму или выстраивая свой путь из предложенных в пособии блоков; разработке и реализации методики формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения; создании электронного учебного пособия «Английский для школьников», зарегистрированного в информрегистре; подборке диагностических средств оценки уровня сформированности грамматической компетенции младших подростков; получении научных результатов, изложенных в опубликованных работах и в диссертации; осуществлении опытного обучения в естественных условиях учебного процесса; сборе, обработке и методической интерпретации данных, полученных в ходе опытного обучения.
Описываемое нами исследование имеет следующую научную новизну:
- определены методические закономерности формирования иноязычной грамматической компетенции обучающегося в режиме автономного обучения с учетом уровня обучения, в составе грамматической компетенции выделены готовность (мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенческий и рефлексивный компоненты) и способность (коммуникативно-целесообразное и ситуативно-адекватное использование иноязычных грамматических знаний, умений и навыков), развитие которых приведет к формированию самой компетенции;
- выявлены возможности интерактивного взаимодействия при использовании программ «Multimedia Builder» и «Инструментальная среда Stratum 2000 Professional» для формирования иноязычной грамматической компетенции при автономном обучении. К данным возможностям относятся: использование и создание мультимедиа-файлов, создание разнообразных по типу и виду интерактивных упражнений, наличие механизма оценивания и др.;
- разработана методика формирования грамматической компетенции на интерактивной основе при автономном обучении иностранному языку (при учете синергетических эффектов), включающая в себя целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты, и определенная поставленной целью, отобранным и отвечающим цели содержанием и комплексом методических средств (банком аутентичных текстов, комплексом теоретических презентаций и репертуарами интерактивных упражнений и тестов).
Теоретическое значение работы:
- получила научное описание «иноязычная грамматическая компетенция», описаны ее состав и структура в единстве готовности и способности, что расширяет представлений об иноязычной грамматической компетенции в целом и формируемой с применением мультимедийных средств в режиме автономного обучения в частности;
- дана методическая интерпретация теории автономного обучения (рассмотрены компонентный состав, уровни, признаки автономности), положениям компетентностного подхода и синергетическим эффектам (три
неравновесные системы: язык, личность обучающегося и мультимедийные технологии) применительно к формированию иноязычной грамматической компетенции младших школьников;
- дано теоретическое обоснование методике формирования иноязычной грамматической компетенции школьника при автономном обучении, базирующейся на учете сознательно-ориентированного подхода, который основывается на данных контрастивной лингвистики и индуктивном способе овладения языком.
Практическая ценность исследования:
- разработана и внедрена в образовательный процесс методика формирования иноязычной грамматической компетенции при автономном обучении иностранному языку. Данная методика максимально эффективно учитывает индивидуальные особенности и потребности обучающихся, позволяя им самостоятельно осуществлять формирование своей грамматической компетенции, следуя при этом предлагаемому алгоритму или выстраивая свой путь из предложенных в пособии блоков;
- апробировано и внедрено в учебный процесс использование электронного учебного пособия «Английский для школьников», зарегистрированного в информрегистре: «Английский для школьников: электронное учебное пособие для 5-9 классов» (Пермь, 2015), регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания № 42078, государственная регистрация обязательного экземпляра электронного издания № 0321503442;
- с учетом целей, задач данного исследования и исходя из выделения в структуре иноязычной грамматической компетенции готовности и способности, были отобраны средства диагностики уровней сформированности грамматической компетентности, которые могут быть использованы для мониторинга данных областей в процессе обучения за пределами интересов данного исследования.
Практическая значимость определяется возможностью адаптации и расширенного применения рассмотренных программ «Multimedia Builder», «Инструментальная среда Stratum 2000 Professional» и разработанной методики формирования иноязычной грамматической компетенции посредством электронного учебного пособия «Английский для школьников» как в практике обучения иностранным языкам обучающихся общеобразовательных школ, обучающихся лицеев и гимназий с углубленным изучением иностранных языков, так и при профессиональной подготовке учителей иностранного языка и работников других направлений.
Первая глава - «Теоретические основы формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения» -посвящена теоретическому рассмотрению проблемы формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения, обоснованию места и роли данной компетенции при автономном обучении, описанию ее психолого-педагогических основ. Отправной точкой
281
данного исследования являлся анализ коммуникативного подхода и современного состояния образовательной парадигмы.
Перспективное развитие языкового образования в школе главным образом ориентировано на эффективную образовательную деятельность и развитие автономной личности в логике компетентностного подхода. Продуктивное автономное обучение обеспечивает реализацию личностного творческого потенциала обучающегося и накопление им определенного набора компетенций, позволяющих эффективно применять иностранный язык для самоопределения, самореализации и для развития своей образовательной и, в данном случае, языковой среды. Ключевой в этом случае является иноязычная коммуникативная компетенция, успешное становление которой невозможно без компетенции грамматической, которая в свою очередь в определенной степени определяет качество овладения иностранным языком. Владение данными компетенциями подтверждается степенью свободы, независимости и эффективности использования обучающимся иностранного языка и тем, насколько он проявляет готовность и способность к самостоятельному изучению языка и автономному развитию своей языковой личности [9-18; 32].
Иноязычная грамматическая компетенция школьника понимается как его личностное психологическое новообразование, включающее наряду с когнитивными и поведенческими аспектами долговременную готовность и способность не только понимать, но и самостоятельно выражать определенный смысл, оформляя его при этом в виде фраз и предложений, используя систему грамматических правил данного языка.
В структуре «готовности» иноязычной грамматической компетенции школьника выделяются такие компоненты, как мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенческий и рефлексивный. «Способность» понимается как единство когнитивного и поведенческого аспектов, т.е. коммуникативно-целесообразное и ситуативно-адекватное использование иноязычных грамматических знаний, навыков и умений в целях реализации своего речевого поведения на данном иностранном языке в процессе общения [19-26].
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной рассмотрению особенностей учебно-познавательной активности обучающихся младшего подросткового возраста, показал, что организация автономного обучения будет эффективной при учете следующих возрастных психолого-педагогических особенностей учебно-познавательной деятельности обучающихся данного возраста:
- автономность, которая выражается в свободе от постороннего наблюдения и влияния и проявляется в желании обучающегося быть готовым и способным расширять и углублять свои знания, отрабатывать умения, решать самостоятельно выявленные, личностно-значимые
учебные проблемы, давая при этом адекватную оценку своим учебным достижениям и неудачам;
- любознательность, выражающаяся в желании познавать все новое, преодолевая любые трудности;
- развитие у обучающихся учебно-познавательной активности в процессе учебной деятельности;
- стремление обучающегося к построению индивидуальной образовательной траектории;
- стремление к общению с ровесниками, заинтересованность в оценке деятельности друг друга;
- формирование теоретического и критического видов мышления, избирательности, целенаправленности восприятия, становления устойчивого внимания, где особую роль играет повышение концентрации внимания.
В условиях широкого развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) их внедрение в образование сможет благоприятно повлиять на развитие автономности обучающихся и развития у них компетенций, представляющих интерес для данного исследования.
Проведенный анализ мультимедиа приложений, используемых для создания электронных учебных пособий, позволил нам остановиться на программе Multimedia Builder и инструментальной среде «Stratum 2000 Professional». Использование данных мультимедийных платформ в опытном обучении определило преимущества «Stratum 2000 Professional» [27-31].
Выявленные в первой главе теоретические закономерности легли в основу предлагаемой методики формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения.
Во второй главе - «Формирование иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения» - было дано описание разработанной методики формирования рассматриваемой компетенции, включающее цель, задачи, принципы, содержание и организационно-дидактические условия.
Постановка цели процесса организации автономной работы обучающихся, направленной на формирование иноязычной грамматической компетенции, определена потребностью государства в обучающемся (будущем выпускнике), представляющем полилингвальную и поликультурную личность, готовую и способную самостоятельно планировать и конструировать свою учебно-познавательную деятельность с учетом непрерывного развития системы языка в условиях непрерывного образования.
Таким образом, цель организации автономной работы обучающихся для формирования их иноязычной грамматической компетенции состоит в том, чтобы вовлечь их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на формирование у них этого интегрального свойства личности. Данная цель позволяет определить следующие задачи:
- сформировать мотивы ведения автономной учебно-познавательной деятельности за счет использования мультимедийных технологий, интерактивных упражнений, создания лингвометодической среды; мотивов к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию своей личности;
- развивать способности рефлексии и самоконтроля в ходе автономного осуществления своей учебно-познавательной деятельности;
- развивать способности самостоятельно конструировать и планировать свою учебно-познавательную деятельность по формированию грамматических действий рецептивного, продуктивно-рецептивного и продуктивного характера;
- развивать творческие способности, умения выходить за рамки традиционного при выполнении заданий, способности самостоятельно изменять учебный процесс, максимально подстраивая его для достижения своей цели при ведении автономной деятельности.
Постановка цели и соответствующих задач определяет выбор принципов организации автономной работы обучающихся, направленной на формирование их грамматической компетенции: принцип научности, принцип сознательности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип прочности усвоения знаний, навыков и умений, принцип активности, принцип доступности, принципы открытости (незамкнутости) образовательной системы, диалогичности и нелинейности образовательного процесса.
При создании электронного учебного пособия «Английский для школьников» были учтены вышеописанные принципы и содержание обучения, представленное трехкомпонентной структурой: лингвистический компонент (формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции), психологический компонент (формируемые умения, навыки и компетенции, которые позволяют обучающимся пользоваться изучаемым языком при общении), и методологический компонент (овладение обучающимися приемами учения, развитием умений самостоятельного автономного обучения).
Проведенный анализ примерной основной образовательной программы по английскому языку определил структуру электронного учебного пособия «Английский для школьников».
Формирование иноязычной грамматической компетенции в рамках созданного электронного учебного пособия «Английский для школьников» строится с учетом сознательно-ориентированного подхода, который базируется на данных контрастивной лингвистики и индуктивном способе овладения языком, исходя из чего была сформулирована последовательность работы с пособием.
Электронное учебное пособие «Английский для школьников» состоит из двух взаимосвязанных между собой блоков: текстов для чтения и грамматического материала в таблицах.
Первый блок представлен небольшими по объему текстами, отвечающими следующим требованиям: они отражают коммуникативно-познавательные интересы и потребности обучающихся, соответствуют уровню сложности их речевого и языкового опыта в изучаемом языке и содержат информацию, интересную для обучающихся определенной возрастной группы; все тексты аутентичны и разнообразны по жанрам (художественные, публицистические, прагматические, научно-популярные).
Работа с текстом ведется на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.
Второй блок представляет собой грамматику английского языка, систематизированную в таблицах. Каждое грамматическое явление, представленное в таблицах, сопровождается комплексом упражнений на отработку. Упражнения выстроены от простого к более сложному и заканчиваются тестом на контроль знаний. Упражнения небольшие по объему, поэтому при возникновении трудностей, обучающийся может вернуться к теории и затем снова выполнить сложное для него упражнение.
Грамматические упражнения представлены следующим: соотнесение; заполнение таблицы; раскраска; стрельба по мишеням; множественный выбор; раскрыть скобки; вписать слово; конструктор.
Оценивание является важной составляющей данного пособия.
После выполнения задания обучающийся может увидеть свою отметку. Она появляется в левом верхнем углу задания в меню выбора заданий. В данном пособии нами были выставлены следующие критерии оценивания: отметка «5» соответствует 90 % правильно выполненного задания, «4» -75 %, «3» -50 %, «2» - менее 50 %. Использование данных критериев позволяет сделать процесс оценивания объективным. Кроме этого, практически все задания имеют речевую оценку, которая выражена фразами «Good done», «Excellent», «Try again», а задания типа «Тест» и «Меткий стрелок» показывают процент правильности выполнения задания.
Проверка эффективности предложенной методики проводилась в ходе опытного обучения с сентября 2012 по май 2015 г. Данное обучение было направлено на решение следующих задач:
1. Апробировать методику формирования иноязычной грамматической компетенции школьников младшего подросткового возраста в режиме автономной деятельности и выявить ее эффективность.
2. Провести начальные, промежуточные и итоговые срезы по отобранным диагностическим методикам для выявления уровня сформированности иноязычной грамматической компетенции младших подростков в режиме автономной деятельности.
По результатам текущих и итоговых срезов определить уровень сформированности грамматической компетенции, рефлексивного компонентов готовности к автономной деятельности и направленности (мотивации) на приобретение знаний у обучающихся экспериментальных групп.
Исходя из определения иноязычной грамматической компетенции были замерены «готовность» (рефлексивность и мотивационный компонент) и «способность» (иноязычные грамматические знания, умения и навыки).
При оценке рефлексивности использовался опросник рефлексивности А.В. Карпова. Данный опросник позволяет дать комплексную оценку уровня развития перспективной, ретроспективной и ситуативной видов рефлексивности. Для оценки уровня мотивационного компонента была использована диагностика «Направленность на приобретение знаний», разрботанная Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой. В данной диагностике школьникам предлагалось выбрать ответ («а» или «б») на утверждение-вопрос. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов (в соответствии с ключом). По набранной сумме баллов делается вывод о степени выраженности мотивации обучающегося на приобретение знаний. Уровень «способности» изучался модифицированным для данного исследования Solutions Placement Test, разработанным Oxford University Press для УМК серии Solutions. Данный тест состоял из 30 заданий с выбором правильного ответа из 4 возможных.
Обобщая результаты описательного анализа компонентов формирования иноязычной грамматической компетенции младших подростков в режиме автономной деятельности, можно отметить, что на конечном этапе проведения опытного обучения у ряда обучающихся выявлен рост показателей рефлексивности, мотивации и способности.
Опытное обучение доказало эффективность предложенной методики формирования иноязычной грамматической компетенции обучающихся в результате создания условий для их автономной деятельности.
В заключении подводятся итоги исследования, определяются перспективы дальнейшей работы, делаются выводы и обобщения.
Уровень развития мультимедийных ресурсов позволяет обществу взглянуть по-новому на образовательную деятельность, открывая новые возможности, но и ставя при этом новые, более сложные, задачи. Бурное развитие информационных технологий, общедоступность компьютера, повсеместное использование сети Интернет и других информационных технологий - все это не могло не сказаться на такой традиционной области, как отечественное образование. В последние годы в образовательных учреждениях стали появляться сначала англоязычные, а затем и отечественные электронные энциклопедии, предоставляющие пользователям новые «степени свободы» нежели традиционные печатные издания. Вскоре стали появляться и принципиально новые учебные пособия - электронные.
В настоящее время создание таких пособий вышло за рамки отдельных исследований. Активные попытки их внедрения в учебный процесс позволили накопить некоторый опыт, который позволяет сделать вывод о том, что электронное учебное пособие является универсальным материалом,
актуальным, современным и эффективным средством обучения, в особенности при организации автономного обучения.
Данное диссертационное исследование посвящено разработке, теоретическому обоснованию и проверке эффективности методики формирования иноязычной грамматической компетенции школьников в режиме автономного обучения с использованием мультимедиа-технологий.
Методика формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения базируется на положениях компетентностного подхода, в логике которого иноязычная грамматическая компетенция была рассмотрена через понятия «готовность» и «способность», что позволило расширить ее компонентный состав за счет включения в структуру «готовности» таких компонентов, как мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенческий и рефлексивный.
Изучение психолого-педагогических особенностей младшего подросткового возраста применительно к обучению в автономном режиме, рассмотрение содержания обучения, представленного трехкомпонентной структурой (лингвистический, психологический и методический компоненты) и положений сознательно-ориентированного подхода позволило установить параметры построения процесса обучения, направленного на формирование иноязычной грамматической компетенции на интерактивной основе посредством электронного учебного пособия «Английский для школьников». Полученные данные позволили максимально эффективно для решения поставленной цели выбрать мультимедийную платформу будущего пособия («Инструментальная среда Stratum 2000 Professional») и разработать методику формирования иноязычной грамматической компетенции в режиме автономного обучения на интерактивной основе, эффективность которой была доказана результатами методических диагностик, проведенных в ходе опытного обучения.
Выполненная работа не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы формирования иноязычной грамматической компетенции в режиме автономного обучения. Представляется актуальным более глубокое изучение проблемы организации автономного обучения, поиск более подходящих мультимедийных средств для решения поставленных задач; разработка новых курсов, направленных на формирование иноязычной грамматической компетенции в режиме автономного обучения.
Список литературы
1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программы Международного бакалавриата: проектирование системы образования XXI века: учеб. пособие / М-во образования и науки Российской Федерации; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.
2. Безукладников К.Э. Сетевой электронный портфолио учителя / Начальная школа плюс До и После. 2008. № 5. С. 47-49.
3. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е., Нельзина Е.Н. Требования к организации предоставления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы: науч.-метод. материалы. Пермь, 2007 (Сер. «Начало большого пути»).
4. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.
5. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата: метод. пособие / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т; М-во образования Перм. края. Пермь, 2008.
6. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.
7. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программа курса подготовки и переподготовки специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата / Федерал. агентство по образованию; ПГПУ; М-во образования Перм. края. Пермь, 2008.
8. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологии обучения иностранному языку // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 62-66.
9. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Развитие профессиональной компетентности учителя Международного бакалавриата (региональный сетевой проект) // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 62-66.
10. Безукладников, К.Э., Мерзляков, С.В. Психолого-педагогические основы формирования грамматической компетенции школьника при автономном обучении иностранному языку // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/9. С. 2063-2067.
11. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.
12. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.
13. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.
14. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.
15. Крузе Б.А. Мультимедийная компетентность учителя // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 82-85.
16. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.
17. Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 1. С. 84-87.
18. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.
19. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009.
20. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Пермь, 2009.
21. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: монография / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.
22. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.
23. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 271.
24. Крузе Б.А., Ожегова Е.В. Формирование лингвоинформационной самостоятельности студентов специальности «Перевод и переводоведение» // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С. 80-85.
25. Мерзляков С.В. Возможности программ «MULTIMEDIA BUILDER» и «Инструментальная среда STRATUM 2000 PROFESSIONAL» в организации автономного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1; URL: www.science-education.ru/121-18754 (дата обращения - 25.12.2015).
26. Мерзляков С.В. Дидактическое сопровождение автономного формирования грамматической компетенции с использованием среды «STRATUM 2000 PROFESSIONAL» // Фундаментальные исследования. 2015. № 2/23. С. 5191-5195; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show article&article id=10007448 (дата обращения - 25.12.2015).
27. Мерзляков С.В. Место и роль формирования грамматической компетенции при автономном обучении иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4; URL: www.science-education.ru/118-14295 (дата обращения - 25.12.2015).
28. Мерзляков С.В. Методика формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2016.
29. Мерзляков С.В. Методика формирования иноязычной грамматической компетенции школьника в режиме автономного обучения: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород, 2016.
30. Санникова А.И., Крузе Б.А. Определение понятия лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 51-55.
31. Санникова А.И., Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности учителя Международного бакалавриата: мультимедийно опосредованный контекст // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 75-78.
32. Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае: регион. сетевой проект / Н.Я. Карпушин, А.К. Колесников, К.Э. Безукладников и др. Пермь, 2009.
33. Bezukladnikov K., Kruze B. An Outline Of An Esp Teacher Training Course // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 103.
34. Bezukladnlkov K., Kruze B., Mosina M. Interactive Approach To Esp Teaching And Learning // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 2. P. 201-206.
35. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.
36. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.
37. Bezukladnlkov K.E., Shamov A.N., Novoselov M.N. Modeling Of Educational Process Aimed At Forming Foreign Language Professional Lexical Competence // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 22. № 7. P. 903-910.
38. Oskolkova V.R., Ozegova E.V., Kruze B.A. The Competence-Based Approach In The Russian Federation: The Definition Of The Notion And Structure Of The Professional Competence Of A Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 20-23. www.rae.ru/fs/?section=content&op=show article&article id=10004458 (соавт. в равных долях) (дата обращения: 25.12.2015).
39. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.19.