УДК 372.8 ББК 74.2
Е. И. Чернышева Доцент, кандидат педагогических наук
Е. А. Чалых Студент
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
В данной статье рассматривается вопрос о формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии. Выявляются основные методы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии и методические приемы формирования познавательных мотивов в обучении у младших школьников на уроках технологии. Представлено экспериментальное исследование.
Ключевые слова: мотивация, формирование мотивации учения, методы
активизации познавательной деятельности, методические приемы формирования познавательных мотивов.
THE FORMATION OF COGNITIVE MOTIVES AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON THE LESSONS OF TECHNOLOGY
This article addresses the question of formation of cognitive motives of younger schoolchildren on the lessons of technology. Identifies the main methods of activation of cognitive activity of younger schoolchildren on the lessons of technology and methods of forming of cognitive incentives in teaching the younger schoolchildren on the lessons of technology. Presented experimental research.
Key words', motivation, development of motivation of the teachings, methods of activation of cognitive activity, methods of formation of cognitive motives.
В концепции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования важнейшее место отводится развитию у учащихся познавательных мотивов [4].
Формирование мотивации учения связано с решением вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема мотивации считается одной из центральных в педагогике. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса. Технология, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании и обучении учащихся и может способствовать формированию учебной мотивации [1].
E. I. Chernysheva Associate professor, Ph.D. in pedagogy
E. A. Chalykh
Student
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной начальной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем, самоустранения родителей от воспитания детей и отсутствия дошкольных образовательных учреждений всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированное™ мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний [2].
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе [3].
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема мотивации считается одной из центральных в педагогике. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Технология, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит - может способствовать развитию учебной мотивации [2].
Повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках технологии способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.
Уроки технологии с их уникальными образовательными и развивающими возможностями, просто необходимы современной начальной школе. Уроки технологии, как и другие уроки, имеют свои отличительные черты и особенности методики преподавания. Следовательно, методы и приёмы повышения уровня мотивации в обучении младших школьников на этих уроках будут отличаться.
Цель нашего исследования - выявить и обосновать методические приемы формирования познавательных мотивов младших школьников на уроках технологии.
Объект исследования - процесс обучения технологии в начальной
школе.
Предмет исследования - формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии.
Исходя из этого, мы сформулировали следующую рабочую гипотезу: формирование познавательных мотивов у младших школьников будет осуществляться на уроках технологии эффективно, если будут выявлены и использованы в образовательном процессе специальные методические приемы.
В теоретической части нашего исследования мы выявили сущность понятия «мотив», «мотивация», выяснили значение мотивации в процессе обучения младших школьников, выявили основные методы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии
[5].
Для формирования познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии нами были выявлены следующие методические приемы:
- привлечение внимания к учебному материалу, разработка и
использование на уроках технологии нетрадиционных уроков,
занимательных заданий, дидактических игр, викторин, сказок;
- создание эмоциональных ситуаций, ситуаций успеха на всех этапах работы с учебным материалом, использование техник эмоциональной разрядки;
- создание проблемных ситуаций, совместное преодоление
затруднений, разработка совместно с учащимися плана предстоящих действий на уроке;
- включение учащихся в коллективную деятельность через
организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы,
коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу;
- применение наглядных и технических средств обучения, стимулирующих формирование познавательных мотивов.
На этапе формирующего эксперимента мы применяли на практике, выявленные в первой части работы, методические приемы формирования познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии.
На протяжении всего эксперимента мы старались привлекать внимание к учебному материалу, проводились нетрадиционные уроки технологии, применялись интересные задания, дидактические игры и викторины. Например, при закреплении темы «Оригами» использовалась игра «Поймай ошибку». Учащимся заранее раздаются карточки. Учитель рассказывает
учащимся, что сейчас он будет рассказывать об искусстве складывания бумаги, но он намеренно будет допускать ошибки в изложении тех сведений, которые уже знакомы учащимся (например, «Оригами появилось почти сразу после появления бумаги в Китае».) Учащиеся, не перебивая объяснений учителя, должны поднять карточки-светофоры, сигнализируя о том, что они заметили ошибку в изложении материала. Учитель на выбор просил одного из учащихся объяснить, в чём заключалась допущенная ошибка и исправить её.
На уроках очень часто применялись дидактические игры как в начале, так и в конце урока. Например, игра «Домашнее задание для друга» применялась в конце урока. Учащиеся работают в парах. Каждый из пары получает конверт, в котором находится домашнее задание, которое он должен объяснить своему товарищу.
Перед тем как приступить к практической работе, иногда применялась игра «Правильно расставь слова». Учитель пишет на доске несколько предложений с произвольно переставленными словами, представляющих собой основные положения техники безопасности при работе с ножницами. (Например, кольцами друг ножницы вперёд передавайте другу.) Учащиеся вписывают слова в рабочие тетради в нужном порядке, таким образом повторяя и закрепляя информацию, отраженную в данных предложениях. Затем учащимся задаются вопросы, какие ещё правила техники безопасности при работе с ножницами они знают.
Так же применялись игры-упражнения при опросе домашнего задания и викторины при закреплении полученных навыков. Например, при закреплении темы «Работа с природными материалами» применялась игра «Анаграммы». Ребята решают представленные в виде словосочетаний анаграммы терминов: Рок А (кора), Карп Бо (пробка), Сирена дев (древесина), Вид на Церес (сердцевина).
Большое внимание на уроках технологии мы уделяли на создание эмоциональных ситуаций, ситуаций успеха на всех этапах работы с учебным материалом и использование техник эмоциональной разрядки. Учитель создавал благоприятные психологические условия и атмосферу доверия, так же вселял веру в ребенка в его будущие успехи. В классе всегда царила атмосфера сотрудничества при выполнении индивидуальных и коллективных работ. Учитель постоянно подбадривал учеников, поддерживал всякое стремление. Например, прием «Кто быстрей» заключался в том, какой ряд быстрей всех приготовится к уроку или какая группа быстрее выполнит задание. В начале урока применялся прием
«Заветное слово». Учащиеся, стоя у своих мест, приветствуя учителя в начале занятия. Учитель сообщает цель урока. Нужно сесть, когда услышишь определённое слово, например, «технология».
Учитель на каждом уроке создавал проблемные ситуации и совместно с учащимися пытался преодолеть затруднения. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем учитель начальных классов обязательное проговаривает алгоритма решения и применяет его на практике при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Очень часто учитель подводил учеников к противоречию и предлагал им самим найти способ его разрешения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы;
- задает конкретные вопросы на обобщение, логику и рассуждения;
- определяет проблемные теоретические и практические задания.
В начале занятия разрабатывался план предстоящих действий на уроке совместно с учащимися. Ученики могли высказать свои предложения и внести изменения в корректировку плана урока только, если большинство с этим согласится. Учитель всегда согласовывал с детьми план урока, учитывал их пожелания предложения. Так же в начале урока иногда применялся прием «Оратор». Учитель начальных классов сообщал тему и цель занятия. Любой учащийся по желанию должен выйти к доске и выступить перед своими товарищами в роли «оратора», т. е. за 1 минуту убедить их в жизненной необходимости изучения данной темы.
Учитель начальных классов включал учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах. Практическую работу по изготовлению изделия была организована в основном в малых группах. Ученики могли советоваться друг с другом, обмениваться идеями, помогать справиться с определенными операциями и подсказывать друг другу какие-то идеи. Каждую неделю в малых группах назначался «помощник», который помогал своей группе выполнить успешно работу. В конце каждого урока оценивалась работа самого «помощника». Дети сами рассуждали, насколько хорошо он справился со своей задачей и вместе с учителем оценивали его.
Неотъемлемым на уроках технологии является применение наглядных и технических средств обучения. Использование наглядных средств способствовало развитию интереса учащихся к процессу труда, а также
развитию познавательной активности детей: у них возникало желание больше узнать об изучаемых материалах, качественно выполнить трудовое задание. Например, на уроке по изготовлению изделий в технике «Квиллинг» применялась презентация с подробным описанием выполняемых действий.
Для оценки результатов деятельности была организована выставка работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением. Наряду с оценкой положительных сторон ученики высказывали и критические замечания, и пожелания к улучшению работы. Так же, на каждом уроке технологии детям раздавались разноцветные жетоны (красный, зеленый, синий). В конце урока учащиеся поднимали эти жетоны, тем самым оценивая свою работу. Красный жетон - работали очень хорошо. Зеленый -работали хорошо, но можно лучше. Синий - работали недостаточно хорошо.
При подведении итогов урока проводился прием «Мои предложения». В завершении занятия учитель предлагал детям дополнить фразу: «Если бы я вёл сегодняшний урок, я бы...» (что изменил, что сделал более интересным, содержательным, какие средства и материалы использовал и т. д.).
По результатам формирующего этапа эксперимента замечены существенные изменения в развитии уровня познавательных мотивов у учащихся экспериментальной группы, что позволяет предположить успешность выявленных методических приемов повышения мотивации в обучении.
Данные исследования в основном подтвердили гипотезу о том, формирование познавательных мотивов у младших школьников будет осуществляться на уроках технологии эффективно, если будут выявлены и использованы в образовательном процессе специальные методические приемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович.
- М: Просвещение, 1992.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя / А.К. Маркова. - М: Просвещение, 1999.
3. Осипова И. А. Формирование учебной мотивации школьников / И.А. Осипова //Лучшие страницы педагогической прессы. - 2004.
4. Сафронова И.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / И. А. Сафронова. - М.: Просвещение, 2011.
5. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся / Г. И. Щукина.
- М.: Просвещение, 2008.
REFERENCES
1. Bozhovich L.I. Izuchenie motivatsiipovedeniia detei ipodrostkov [Studying motivation of behavior of children and adolescents]. Moscow, Prosveshchenie, 1992.
2. Markova A.K. Formirovanie motivatsii ucheniia v shkol'nom vozraste. Posobie dlia uchitelia [Formation of motivation teachings at school age. Manual for teachers]. Moscow, Prosveshchenie, 1999.
3. Osipova I .A. Formation of educational motivation of students. Luchshie stranitsy pedagogicheskoi pressy - Best pages of pedagogical press, 2004 (in Russian).
4. Safronova I.A. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniia [Federal state educational standard of general primary education]. Moscow, Prosveshchenie, 2011.
5. Shchukina G.I. Aktivizatsiia poznavatel'noi deiatel'nosti uchashchikhsia [Activation of cognitive activity of pupils]. Moscow, Prosveshchenie, 2008.
Информация об авторах Чернышева Елена Ивановна (Российская Федерация, г. Воронеж) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Чалых Елена Александровна (Российская Федерация, Воронежская область, Семилукский район, село Девица) - Студент 5 курса психолого-педагогического факультета. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Chernysheva Elena Ivanovna (Russian Federation, Voronezh) - Associate professor, Ph.D. in pedagogy, associate professor in the Department of technological and natural-science disciplines. Voronezh state pedagogical university. E-mail: [email protected]
Chalykh Elena Aleksandrovna (Russian Federation, Voronezh region, Semiluki district, v. Devitsa) - 5 th year student of psychological-pedagogical faculty. Voronezh state pedagogical university. E-mail: [email protected]