УДК 372.8 E. И. Чернышева
ББК 74.2 Доцент, кандидат педагогических наук
А. В. Грабарова Студент
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
В данной статье рассматривается вопрос о выявлении и реализации педагогических условий эмоционально-эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии. Проводится анализ проблемы в педагогической практике, выявляются педагогические условия, способствующие эмоционально-эстетическому воспитанию младших школьников на уроках технологии, экспериментально проверяется влияние использования разработанных педагогических условий на уровень эмоциональноэстетического воспитания младших школьников.
Ключевые слова: технология, эмоционально-эстетическое воспитание,
педагогические условия.
E. I. Chernysheva Associate professor, Ph.D. in pedagogy
A. V. Grabarova Student
PEDAGOGICAL CONDITIONS EMOTIONALLY AESTHETIC EDUCATION OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE LESSONS OF TECHNOLOGY
This article discusses the question of identifying and realization of pedagogical conditions emotionally aesthetic education of the younger schoolchildren in the lessons of technology. The problem is analyzed in teaching practice reveals pedagogical conditions conducive to the emotionally aesthetic education of the younger schoolchildren in the in the lessons of technology, experimentally investigate the impact of the use of the developed pedagogical conditions on the level of the emotionally aesthetic education of the younger schoolchildren.
Key words, technology, emotional and aesthetic education, pedagogical conditions.
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В связи с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для воспитания всесторонне развитой личности младшего школьника учителю необходимо уделять внимание эмоциональноэстетическому воспитанию, формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Эстетическое освоение действительности ребенком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Эстетическое развитие личности начинается в раннем возрасте. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Необходимо обратить особое внимание на эмоциональноэстетическое воспитание детей школьного возраста, начиная с начальных классов. Уроки технологии имеют большой творческий потенциал, а также воспитательные и развивающие возможности, которые должны быть реализованы в педагогическом процессе. В связи с этим возрастает роль учителей, которые, осуществляя образовательный процесс, компетентно решают воспитательные задачи, в том числе задачи эстетического воспитания младших школьников. Но проведенный анализ практики, анкетирование учителей начальных классов показали, что педагоги зачастую и в полной мере не осознают важность эмоционально-эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения, поэтому воспитательный потенциал уроков технологии остается нереализованным.
Таким образом, актуальная проблема педагогической теории и педагогической действительности, необходимость ее решения определили тему нашего исследования: «Педагогические условия
эмоционально-эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии».
Цель исследования - выявить педагогические условия эмоциональноэстетического воспитания младших школьников на уроках технологии и проверить их эффективность.
Для реализации цели исследования мы выдвигали следующую гипотезу: процесс эмоционально-эстетического воспитания младших школьников будет эффективным, если будут выявлены и реализованы определенные педагогические условия.
В теоретической части работы мы определили понятие «эмоциональноэстетическое воспитание», опираясь на определение, данное Д. Б. Лихачевым: «Эмоционально-эстетическое воспитание - это
целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное». Также выделили основные положения, говорящие о сущности эмоциональноэстетического воспитания:
- это процесс целенаправленного воздействия;
- это формирование способности воспринимать и видеть красоту в
искусстве и жизни, оценивать ее;
- это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного;
- задача такого воспитания - формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
Далее мы проанализировали современные требования к урокам технологии в начальных классах.
Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили выделить следующие основные педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию младших школьников на уроках технологии:
1) наличие располагающего к трудовой деятельности помещения, эстетика рабочего места, правильно организованная рабочая среда, эстетика поведения, речи и внешнего облика учителя и учащихся;
2) выбор объекта и цели труда, эстетический анализ предметов; формирование эмоционально-эстетического отношения к объекту труда.
3) реализация межпредметных связей, в том числе взаимосвязь с изобразительным искусством, музыкой, литературой, окружающим миром;
4) разработка и использование системы заданий, направленных на развитие эстетического восприятия.
На этапе формирующего эксперимента в экспериментальном классе на практике мы внедряли выявленные педагогические условия эмоциональноэстетического воспитания.
На уроках технологии мы стремились к созданию определенной атмосферы, способствующей эмоционально-эстетическому воспитанию младших школьников: в экспериментальном классе делался упор на создание эстетичной обстановки кабинета, учитель на каждом из уроков внимательно следил за порядком на рабочих местах, правильным использованием материалов и подбором цветов, эстетично сочетающихся между собой, безопасным обращением с инструментами и процессом творческой деятельности младших школьников. Мы предложили вариант эстетического оформления кабинета: красочные плакаты с правилами техники
безопасности, яркие инструкционно-технологические карты. Для проведения некоторых уроков кабинет оформлялся в определенном стиле. Например, для изготовления Матрешек класс был оформлен в стиле русской избы: украшен платками, у доски был помещен большой плакат с изображенной печью, домашней утварью.
Постоянно действующая выставка работ учащихся также способствовала созданию эстетической среды обучения.
Эстетическое воспитание на уроках технологии в значительной мере связано с выбором объекта труда. Эффективность его будет зависеть от того, насколько методически правильно учитель его организует, насколько активно привлечет школьников к участию в выборе объекта труда, какие требования предъявит к намеченному для изготовления изделию. Педагогическая задача при постановке эстетической цели - создать у школьников эмоционально-эстетическое отношение к объекту труда и пробудить (или укрепить) стремление к созданию красивого предмета. С этой целью на одном из уроков была проведена беседа, в ходе которой учащиеся высказывали свои пожелания по поводу выбора интересного для них объекта труда на следующий урок. Таким образом он был определен: объемная композиция из природных материалов.
Задача эстетического анализа - дать развернутую эстетическую оценку изделию в словесной форме. На уроке по теме «Лепка цветка из глины» учитель на этапе анализа готового изделия старался привлечь к нему внимание, к его красоте, изящности, подвести младших школьников к глубокому осмыслению особенностей, выработать эстетическое отношение к цветку, создавая более точное и осмысленное представление о красоте изделия.
На уроке «Объёмная аппликация «Букет роз» мы создавали розы из бумажных салфеток, где делался упор на понимание взаимосвязи и взаимозависимости цвета, колористических решений. Использовались следующие приемы: сравнение, классификация, мысленное создание
собственной поделки по названию.
На уроках мы старались широко использовать межпредметные связи с изобразительным искусством, музыкой, литературой, окружающим миром, что способствовало проявлению большего интереса учащихся к теме урока, эмоционального восприятия, а также созданию эстетической среды.
Была разработана система заданий, способствующая эмоциональноэстетическому воспитанию младших школьников. Например, задание «Вглядись и расскажи». Его цель: научить видеть выразительность и красоту форм и линий в окружающей природе. Ученикам предлагают путешествие в волшебный, заколдованный лес. Лес - это прожилки мрамора на рисунке, рассматривая их, ребята, каждый самостоятельно и одновременно делясь своим «открытием» с другими, отыскивают сказочных персонажей, силуэты зверей, чудовищ и т.д.
На уроке по выполнению аппликации из природных материалов мы использовали задание на «превращение» листьев. В засушенных листьях, не
разрезая нужно было увидеть, например, силуэт рыбки или животного, в прожилках листа увидеть дерево.
Способность видеть в незнакомых очертаниях или рисунке знакомые или фантастические образы подготавливает детей к восприятию произведений прикладного искусства - изделий из керамики, вышивки, узоров на ткани.
В результате проведенных исследований нами были выявлены изменения в уровне эмоционально-эстетического воспитания у младших школьников экспериментальной группы. Учащиеся показали более высокий уровень эстетического восприятия, наличие новых знаний и умения их применять на практике. Их работы стали более эстетичными, с правильными колористическими сочетаниями, грамотно выстроенной композицией, более аккуратными. Ребятам нравилось необычное оформление кабинета, связанное с темами уроков, они активно включались в творческую работу, научились выполнять эстетический анализ предметов. Ученики получали полную свободу самовыражения. Изменилось их отношения к объекту труда, оно стало более бережным, учащиеся старались выполнить работу как можно более эстетично.
Нам удалось достигнуть цели работы, показать, что использование педагогических условий эмоционально-эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии является эффективным.
Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу: реализация выявленных педагогических условий способствует эффективному осуществлению процесса эмоционально-эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии. Знания, полученные в результате исследования, пригодятся учителям для обеспечения эмоционально-эстетического воспитания в начальной школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анащенкова С.В. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 3 / С.В. Анащенкова, М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская и др. под ред. Г.С. Ковалевой и О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 273 с.
2. Барышева Т.А. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих
способностей / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. -416 с.
3. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова. -Искусство, 2008. - 29 с.
4. Ильина Е. Воспитание искусством. Искусство в школе / Е. Ильина. - 2009.
5. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от
формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Москва - Ростов-н/Д: Творческий центр
«Учитель», 2000. - 192 с.
6. Неклопочина Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств / Е. Неклопочина. - 2008.
7. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. Для учителя/ Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
8. Рагозина Т.М. Технология. Методическое пособие [Текст]: 2 класс/ Т.М. Рагозина, А.А. Гринева, И.Л. Голованова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академкнига/ Учебник, 2008. - 54 с.
REFERENCES
1. Anashchenkova S.V. Otsenka dostizheniia planiruemykh rezul'tatov v nachal'noi shkole. Sistema zadanii [Evaluation of achievement of the planned results in elementary school. Job system]. Moscow, Prosveshchenie, 2012. 273 p.
2. Barysheva T.A. Kreativnyi rebenok: Diagnostika i razvitie tvorcheskikh sposobnostei [Creative child: Diagnostics and the development of creative abilities]. Rostov-n/D, Feniks, 2004. 416 p.
3. Vanslova E. Razdvigaem granitsy esteticheskogo obrazovaniia [Pushing the boundaries of aesthetic education]. Moscow, Iskusstvo, 2008. 29 p.
4. Il'ina E. Vospitanie iskusstvom. Iskusstvo v shkole [Education of art. Art in school]. Moscow, 2009.
5. Kul'nevich S.V. Vospitatel'naia rabota v sovremennoi shkole. Vospitanie: ot formirovaniia k razvitiiu: Uchebno-metodicheskoe posobie dlia uchitelei, studentov srednikh i vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii, slushatelei IPK [Educational work in the modern school. Education: from development to development: the methodical manual for teachers, students of secondary and higher pedagogical educational institutions, students of the IPK]. Moskva-Rostov-n/D: Creative center «Teacher», 2000. 192 p.
6. Neklopochina E. Sistematizatsiia esteticheskogo opyta mladshikh shkol'nikov v protsesse vzaimodeistviia vidoviskusstv [The systematization of the aesthetic experience of junior schoolchildren in the process of interaction arts]. Moscow, 2008.
7. Nemenskii B.M. Mudrost' krasoty: O problemakh esteticheskogo vospitaniia [Wisdom shop: problems Of esthetic education]. Moscow, Prosveshchenie, 1981. 192 p.
8. Ragozina T.M. Tekhnologiia. Metodicheskoeposobie [Technology. Methodical manual]. Moscow, Akademkniga, 2008. 54 p.
Информация об авторах Чернышева Елена Ивановна (Российская Федерация, г. Воронеж) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Грабарова Анна Владимировна (Российская Федерация, г. Воронеж) - Студент 5 курса психолого-педагогического факультета. Воронежский государственный
педагогический университет. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Chernysheva Elena Ivanovna (Russian Federation, Voronezh) - Associate professor, Ph.D. in pedagogy, associate professor in the Department of technological and natural-science disciplines. Voronezh state pedagogical university. E-mail: [email protected]
Grabarova Anna Vladimirovna (Russian Federation, Voronezh) - 5th year student of psychological-pedagogical faculty. Voronezh state pedagogical university. E-mail: [email protected]