Научная статья на тему 'Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядных пособий'

Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядных пособий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА / СИНТЕЗ ТЕХНОЛОГИЙ / АВТОРСКАЯ РАБОТА / ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ / AUTHOR'S WORK / PRESCHOOL AGE / INFORMATIVE INTEREST / THEATRICAL DOLL / SYNTHESIS OF TECHNOLOGIES / APPLICATION OF PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фасхутдинова Э. Р.

В предлагаемой статье автор показывает результаты применения методики, направленной на развитие навыков эстетического воспитания дошкольников. В ходе проведения эксперимента были выделены темы музыкальных занятий, которые были бы интересны дошкольникам, апробированы способы и приемы, направленные на расширение первоначальных представлений о произведении искусства у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool children's cognitive interests formation by using different types of visual

In this paper the author shows the results of techniques aimed at the skills developing of the preschool children's aesthetic education. During the experiment, musical classes' topics that would be interesting for preschoolers were selected. Methods and techniques were tested to enhance the children's original performance about a work of art.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядных пособий»

дискуссия

журнал научных публикаций

Э. Р. Фасхутдинова, соискатель,

кафедра культурологии и методологии

музыкального образования,

Московский государственный гуманитарный

педагогический университет имени М. А. Шолохова,

г. Москва, Россия,

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

Мир дошкольного детства оказывает огромное влияние на дальнейшую жизнь человека. Ассоциативные связи необычайно велики. В современном мире необходимо искать новые формы проведения занятий с детьми, совершенствовать программы обучения и развития ребенка.

С этой целью в системе музыкального образования необходимо создание практического материала, которое позволяет систематизировать цикл комплексных музыкальных занятий по тематике. Создание музея кукол на базе учреждения помогает объединить музыку, куклу, литературу и изобразительное искусство. Объединение межпредметных связей дает целостное представление ребенку о мире прекрасного, формируя его познавательный интерес1.

На базе ГОУ Детский сад № 598 г. Москва было проведено исследование (было задействовано две группы — экспериментальная и контрольная), целью которого явилось выявление уровня познавательных интересов на комплексном музыкальном занятии при системном использовании наглядных пособий.

Для реализации экспериментальной работы с дошкольниками были проведены методические мероприятия, которые включали в себя: сбор библиотеки литературы по искусству, систематизацию работы в музее кукол и подбор дополнительных экспонатов, создание фонотеки, разработку семина-

ров для педагогов, родителей по выбранной тематике и другие.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, а кукла является проводником из мира ребенка в мир взрослого. Поэтому создание музея кукол приведет к систематичному использованию тематических пособий на комплексном музыкальном занятии.

Работа с дошкольниками состояла из трех этапов. Рассмотрим содержание и основные выводы по результатам проведения каждого этапа.

На первом этапе обучающего эксперимента были проведены занятия, в которых использовались более объемные наглядные пособия. Ребенок воспринимал их не только визуально, но и тактильно. Разработанные комплексные занятия включали репертуар, основой которого являлись задания на сопоставление произведений из различных сфер искусства. Например, музыкальная пьеса (В. Ребиков «Кукла в сарафане») предлагалась к восприятию в сочетании с рассказом о красоте русского народного костюма без опоры на наглядность. При выполнении этого задания многие дети испытывали затруднения: их рассказ ограничивался несколькими предложениями, настроение пьесы передавалось в 2-3 односложных характеристиках. Затем детям необходимо было охарактеризовать настроение в пьесе, используя объемные наглядные пособия —

№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011

дискуссия ^

журнал научных публикаций V

авторскую куклу в народном костюме, ряд иллюстраций из истории народного костюма. Это задание выполнялось с большим интересом. Дети преображались, увидев куклу. Описание ребенка становилось эмоциональным, живым, музыка в описании ребенка получала развитие, мысль дошкольников вела к действию, давая волю воображению ребенка. Возникал интерес, появлялись вопросы «А что могла бы делать кукла под спокойную музыку?», «Какие движения могла бы выполнять кукла на среднюю часть музыкальной пьесы?», «Могла бы кукла еще прийти в гости и рассказать потешку?». Впоследствии, после предложения детям комплекса тематически объединенных произведений, наблюдалось значительное повышение интереса ребенка к происходящему, появлялись вопросы к родителям, которые интересовались возможностью использования дополнительной литературы, произведений нашей музыкальной фонотеки, приносили в музей куклы, изготовленные совместно с ребенком. Важно было сориентировать и направить взрослых на восприятие материала в соответствии с возрастными особенностями ребенка, дать те произведения, которые были бы интересны ребенку, вызывали бы в нем желание продолжать тему в своем творчестве — песенном или изобразительном.

Одним из эффективных приемов является прием сопоставления произведений различных предметов художественно-эстетического цикла. Для этого необходимо:

1) показать детям несколько репродукций и детских работ по этой тематике одновременно (например, Тамм Франц Вернер «Домашние птицы», Хондекутер Мельхиор «Птичий двор»), затем они должны прослушать музыкальную пьесу В. Цуккерма-на «Петушки поют». После прослушивания пьесы детям нужно выбрать ту картину, которая соответствует характеру музыки, и объяснить, почему они выбрали именно ее. В заключение можно показать детям ряд рисунков сверстников и эффектную игрушку — петушка из музея.

2) предложить детям послушать ряд музыкальных пьес (например, Т. Ломова

Мир дошкольного детства оказывает огромное влияние на дальнейшую жизнь человека

кукла», А. Нагаев «Танец матрешек» или пьесы из цикла «Танцы кукол» Д. Шостаковича) и показать несколько характерных кукол, (Мальвина, Дюймовочка, Принцесса) или ряд иллюстраций Ренуара П. «Сюзанна», У. Хоака «Кристофер Анстей с дочерью Мери», К. Стила «Полли Патерсон». После прослушивания всех музыкальных пьес дети выбирают самую подходящую картину, либо решают, к какой картине она подходит, после прослушивания каждой пьесы.

При выполнении подобного рода заданий дети замечают, что не на все музыкальные пьесы есть литературные произведения или наглядное пособие, возникает интерес самому воплотить замысел композитора на бумаге, в рисунке, придумать небольшое двустишие или песенку в малом литературном жанре (потешка, закличка, дразнилка). Важно, чтобы дети проявляли инициативу, а соответственно повышался и уровень их познавательного интереса. Результатом этого может стать детское творчество, а также совместное творчество родителей и детей.

Многосторонний музыкальный репертуар способствует расширению кругозора детей. Так, музыка, подобранная для занятия «Танец — хозяин бала», более легкая по восприятию, радостная по настроению. Она сочетает в себе веселый характер полек (Рахманинов С. Итальянская полька; Шостакович Д. Вальс — шутка) и народный мотив танцевальных пьес.

Важно перед воспроизведением пьесы дать предварительное вступление, познакомить с композитором, показать его портрет. Стиль изложения материала должен носить публицистический характер и быть понятным и доступным. Например, «Музыкальная пьеса Кабалевского Дмитрия Борисовича «Клоуны» — это веселый и непринужденный рассказ о двух клоунах. Один из них — веселый и умелый. Другой — растяпа, у него все валится из рук, он все делает наоборот. Мелодия второго клоуна звучит в обратном движении, как «кривляние» первого клоуна. Если в группе есть дети, получающие дополнительное музыкальное образование, то можно ознакомить их с музыкальной терми-

«Марш кукол», П. Морис «Американская нологией. Например, сказать, что Кабалев-

дискуссия

журнал научных публикаций

скии использует прием постоянной перемены звучания терций в основном созвучии пьесы. Это так называе- =

мая «мерцающая» терция. Она звучит то мажорно — ярко и весело, то минорно — грустно и «затемненно».

Немаловажное зна- _

чение имеет эмоциональный подход педагога — умение расставить смысловые акценты.

По итогам первого этапа эксперимента у детей развивается умение познавать материал зрительно и осязательно, возникает устойчивый интерес к происходящему на занятии.

На втором этапе эксперимента испытуемым были предложены комплексные занятия с более сложным репертуарным материалом, на которых дети сопоставляли познаваемое с собственным чувственным опытом.

Руководители эксперимента использовали все возможности (все виды наглядности) при работе с детьми с целью повышения уровня познавательного интереса и формирования представления о неделимости искусства. В ходе эксперимента, под воздействием предметов художественно-эстетического цикла, у детей улучшилось наглядно-образное восприятие, речь, зрительно-слуховые представления.

Для получения более полного представления об объемных пособиях в целях расширения кругозора, развития интереса к занятиям, проводились комплексные занятия в музее кукол. Большое разнообразие объемных наглядных пособий способствовало усилению желания детей систематически посещать музей, а также пополнить его экспонатами, изготовленными своими руками. Благодаря музыкальному сопрово-

У детей развивается умение познавать материал зрительно и осязательно, возникает устойчи вый интерес к происходящему на занятии.

ждению, циклу характерных пьес, альбомам репродукций, обучающим фильмам, куклы в музее стали принимать определенные образы, приобрели свой характер. Кукла приобрела новый смысл, она стала живой, а у ребенка стали развиваться навыки коммуникации и толерантность.

В процессе работы руководитель умело подводил детей к выделению главного момента, помогал сделать выводы, побуждающие к возникновению интереса у ребенка, к продолжению работы — размышлению, рассуждению над предлагаемым материалом.

Например, ребенку после прослушивания музыкальной пьесы необходимо было подобрать иллюстрацию из знакомых книг, подключив к этому заданию родителей. Это задание имело свое развитие, дети стали приносить свои рисунки с комментариями о том, что иллюстрации не совсем подходят к пьесе. Более того, после прослушивания музыкальной пьесы Ф. Куперена «Кукушка» ребенок принес фотографии о прогулке по лесу и рассказал о впечатлениях, полученных от этого занятия. Другие дети также стали рассказывать о фотографиях, сделанных на природе. Таким образом, одно музыкальное произведение побудило к созданию ряда выставок:

— экспозиция детских работ, подобранная на основе прослушанного музыкального произведения;

— фотовыставка по теме «Природа и я».

Экспозицию пополнил неожиданный

экспонат — хозяин леса «Дедко - Дуплейко» кукла, выполненная в технике скульптурный текстиль. Также экспозицию дополнила фонотека, состоящая из пьес русских композиторов о природе.

Произведения устного народного творчества, яркие образы которого являются постоянными образцами на комплексных музыкальных занятиях в сочетании с произведениями смежных искусств, побудили работников ДОУ к разработке модернизированной программы «Фольклор», сочетающей традиционную русскую направленность с объемным видом наглядности — народной авторской куклой.

№ 9 (17) НОЯБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

Второй этап эксперимента завершился со следующими результатами:

1. Дети научились анализировать, сопоставлять произведения предметов художественно-эстетического мира, анализировать детали, разбирать произведения по частям.

2. Они стали правильно выделять акценты на комплексном занятии, делать самостоятельно выводы, научились подбирать необходимые работы по тематике занятия.

3. В своих работах ребята стали самостоятельно применять знания по курсу комплексных музыкальных занятий, варьируя и отбирая наиболее понравившийся материал.

4. Воспитанники освоили некоторые приемы работы с объемными наглядными пособиями, у них сформировалось умение изготавливать пособие и использовать его в сочетании с другими произведениями.

5. У детей развилось умение сопоставлять предлагаемый материал со своими жизненными представлениями.

К третьему этапу экспериментальной работы дети уже были подготовлены в плане комплексного воздействия предметов эстетического цикла. Приобретение навыков самостоятельно выбирать произведения, объединять их, анализировать, составляя портреты и образы, привело к осознанию неделимости искусства.

Третий этап — раз-

Кукла приобрела новый смысл, она стала живой, а у ребенка стали развиваться навыки комму никации и толерантность.

витие у детей целостного восприятия предметов художественного цикла. На этом этапе детям предоставляется возможность самостоятельно подбирать музыкальный репертуар в сопоставлении с наиболее подходящими по теме наглядными пособиями.

На этом этапе все виды наглядного материала были систематизированы и оформлены в методические копилки:

— альбомы детских работ;

— видеотека с учебными фильмами;

— тематически распределенные альбомы фотоматериалов;

— модульный уголок;

— альбомы репродукций;

— портреты композиторов, художников, писателей, поэтов.

— образцы детского творчества — тетрадь сочинений;

— фонотека;

— музей кукол, включающий все виды объемных наглядных пособий.

Подобная систематизация сделала доступной работу с произведениями художественно-эстетического цикла. Дети получили возможность самостоятельно выбирать те или иные произведения. Музейный экспонат «оживал» в руках ребенка под правильно выбранную музыкальную пьесу.

Разработчиками эксперимента (одним из которых является автор данной статьи) был создан электронный каталог репертуарного материала «Карты визуализации», где различные иллюстрации отсортированы по тематике проведенных занятий. Ребенок, выполнив творческую работу, может легко сравнить ее с предыдущей.

Современные компьютерные программы позволяют создать коллаж из детских работ и просмотреть их через мультимедийную установку, анализируя, сравнивая, обсуждая, размышляя.

Интересен опыт работы детей в парах, в ходе которого они учатся общаться. Они

дискуссия

журнал научных публикаций

не только отстаивают свою точку зрения, но и объясняют причину неправильного решения другого ребенка, оперируя своими знаниями, т. е. повышая свой познавательный интерес. При таких условиях дети учатся толерантности.

Интересен опыт выполнения различных творческих заданий, например, «Приготовь подарок кукле Мышке». Это могло быть и создание коллективной работы, и рисунок-портрет, и деталь костюма для мышки «бантик», и придумывание песенки, и поздравление-пожелание, и танец-посвящение, и книжка-самоделка, и даже «сырный торт из соленого теста».

Дети выбирали различные способы участия в «приготовлении подарка Мышке» и таким образом распределились по интересам. Дети научились выражать собственное отношение к произведениям разных жанров через все виды наглядных пособий.

Дети экспериментальной группы довольно успешно ориентировались в разработанной репертуарной системе, они с удовольствием выполняли творческие задания. Ответы детей по итогам тестирования показали возросший познавательный интерес к комплексу искусств.

Некоторые дети были склонны рассказывать, описывать, рассуждать. Опорой служило наглядное пособие — репродукция или иллюстрация. Они, воспринимая объемное наглядное пособие как живое существо, вступали с ним в диалог, задавали вопросы, делились своими впечатлениями.

Другие дети с удовольствием рисовали, слушая музыкальные пьесы, анализируя части в музыке, описывая характер и настроение, которое передал композитор.

Часть детей заинтересовали альбомы репродукций, которые они перелистывали под музыкальное сопровождение.

Одной из задач проведения эксперимента являлась задача дать дошкольникам необходимые представления о произведениях живописи: ввести ребенка в мир поэзии, познакомить со средствами музыкальной выразительности, помочь ребенку ориентироваться в мире искусств. Использование кукол-помощников, различных видов иллюстрационных образцов является основой для усвоения предлагаемого материала. Все это в комплексе способствует форми-

рованию художественного вкуса, развивает определенный круг способностей ребенка.

Итак, результатом опытно-экспериментальной работы можно признать:

1. Применение в практике образовательной деятельности в ГОУ Детский сад № 598 г. Москва созданной модели комплексного музыкального занятия с использованием системы наглядностей. Популяризация идеи и практики введения комплексных музыкальных занятий в ДОУ города.

2. Практическое использование наработанных способов и приемов комплексного воздействия при формировании познавательных интересов дошкольников.

3. Совершенствование процесса музыкального воспитания в ДОУ.

4. Установлено, что развитие познавательных интересов протекает быстрее при систематическом использовании различных наглядных пособий.

5. Определено, что внедрение новых форм и методов развития зрительного восприятия осуществляется в единстве с традиционными формами.

6. Раскрыто, что разработанная модель будет реализовываться в процессе комплексных занятий, объединяющих разные виды искусства и виды художественно-творческой деятельности.

Таким образом, можно говорить об эффективности разработанной методики комплексных музыкальных занятий с применением наглядности. ;>)

1. Белобородова В. К. Воспитание нравственно-эстетических эмоций младших школьников в процессе восприятия или музыки // «Межвузовский сборник научных трудов» Прометей. МГПИ, М., 1989; Венгер А. Л., Морозова Е. И. Игра и дети 2002 г. № 5 Ст. От погремушки до конструктора; Вершинина Г. Б. «...Вольна о музыке глаголить» // Новая школа, М., 1996; Выгодский Л. С. Психология искусства. 5 изд. М.: «Лабиринт», 1998; Крылова Н. И., Иванова В. Т Детский сад дом радости / Гос. пермский университет, СПб., КСИ, 1996; Игры, игрушки и игровое оборудование для ДОУ / под ред. Курнешо-вой Л. Е. Центр инноваций в педагогике. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.