Московский городской педагогический университет (МГПУ), Москва, Россия; email: [email protected]
Принята в печать 10.04.2017 г.
University (MCPU), Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
Received 10.04.2017.
Теория и методика обучения / Theory and Methods of Teaching Оригинальная статья / Original Article УДК 54
Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при изучении процессов русского словообразования
© 2017 Халидова Р. Ш. 1, Мадиева З. З. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-годи,
Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть методы и приемы работы по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при изучении процессов русского словообразования в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования. Методы. Теоретический, социолого-педагогический. Результаты. Проанализированы условия формирования у учащихся познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) при изучении русского словообразования, выявлены трудности в определении морфемного состава слова и отношений производности, что влечет за собой неправильное понимание значения производных слов и, как следствие, неверное употребление их в контексте. В статье также предлагается работа над словообразовательными типами (СТ), позволяющая выявить лексические и грамматические значения слов, находящихся в отношении производности; над окказионализмами для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования коммуникативных УУД при изучении состава слова и словообразования. Вывод. Для формирования у школьников познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при изучении процессов русского словообразования предлагается работа над словообразовательными типами (СТ), над окказионализмами, индивидуально-авторскими образованиями, основанными на лексической взаимозависимости производных и производящих основ, на значимости морфем.
Ключевые слова: языковая и коммуникативная компетенции, универсальные учебные действия, русский язык, лексические окказионализмы, словообразовательная модель, словообразовательный тип, морфемный состав слова, морфемный и словообразовательный анализ.
Формат цитирования: Халидова Р. Ш., Мадиева З. З. Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при изучении процессов русского словообразования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 107-113.
Formation of Cognitive and Communicative Universal
Learning Activities During Studying the Russian Derivation Processes
© 2017 Rashidat Sh. Khalidova 1, Zaira Z. Madeva 2
1 Dagestan State Pedagogical University,
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017
Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 A. A. Takho-Godi Dagestan Scientific-Research Institute of Pedagogy,
Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. To review the methods and techiques of works on formation the cognitive and communicative universal learning activities during study the Russian derivation processes in the light of demands of Federal State Educational Standart (FSES) of General Education. Methods. Theoretical, sociology-pedagogical. Results. The authors of the article analyse the formation of pupils' cognitive and communicative universal learning activities (ULA) in the process of Russian derivation study, they find out the difficulties in definition of morphemic word composition and derivation relations, resulting in wrong understanding of the derivatives meaning and as a result wrong use the derivatives in the context. The authors of the article offer the work on word-formative types (WFT), it allows identifying the lexical and grammatical meanings of the derivative words; they also offer the work on occasionalizms for activation of the pupils' cognitive activity and formation of the universal learning activities during study the composition of a word and derivation. Conclusion. It is suggested, that for the formation of the pupils' cognitive and communicative universal learning activities during study the derivation there are work on WFT, occasionalizms, individual-authorial formation, based on lexical correlation of derived bases, valeur of morphems.
Keywords: linguistic and communicative competence, universal learning activities, Russian language, lexical occasionalizms, word-building pattern, word-building type, morphemic composition of a word, morphemic and word-formative analysis.
For citation: Khalidova R. Sh., Madieva Z. Z. Formation of Cognitive and Communicative Universal Learning Activities During Studying the Russian Derivation Processes. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 107-113. (In Russian)
Введение
На современном этапе развития школьного образования поменялась образовательная задача. Если раньше было достаточно сформировать прочную систему знаний, то теперь главной считается задача научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных профессиональных сферах деятельности, в том числе и в интеллектуальном труде.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует на достижение не только предметных (как это было раньше), но и метапредметных и личностных результатов. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми обеспечит успешность в познавательной деятельности учащихся.
Материалы и методы исследования
Мы остановимся на формировании у учащихся познавательных и коммуникативных УУД при изучении русского словообразования, так как школьники часто затрудняются в определении морфемного состава слова, не умеют выявлять отношения производности, а это в свою очередь влечет за собой неправильное понимание значения производных слов и, как следствие, неверное употребление их в контексте.
Развитие познавательных УУД предполагает выработку у учащихся умения выявлять проблему и искать пути ее решения. Формированию данной группы универсальных действий способствует работа над словообразовательными типами (СТ), которая позволяет выявить лексические и грамматические значения слов, находящихся в отношении производности. Возьмем для сравнения следующие СТ:
«СТ - 13 - от основ имен прилагательных:
- при помощи суффикса -ец образуются существительные, называющие лица по их свойствам.
Храбрый - храбр + ец = храбрец «храбрый человек».
СТ - 14 - от основ глагола:
- с помощью суффикса -ец образуются существительные, называющие людей по каким-нибудь действиям, по роду занятий.
Бороться - бор + ец = борец «человек, который борется за что-нибудь».
СТ - 15 - от основ имен существительных:
- с помощью суффикса -ец образуются существительные, называющие лица по местности, национальности, общественной деятельности.
Кавказ - кавказ + ец = кавказец «человек, родившийся на Кавказе» [2, с. 174-175].
Проанализировав данные СТ, учащиеся убеждаются, что хотя суффикс у этих слов одинаковый, но это разные СТ, так как у них разное значение. Для закрепления можно предложить задания, которые потребуют от школьников провести следующие логические универсальные действия: анализ (выявление сходств и различий анализируемых объектов); синтез, классификация объектов; обобщение, умение доказать, аргументировать, отстаивать свое предположение. Например:
- Смоделируйте слова с помощью суффикса -ец: глупый, гордый, хитрый, мудрый; Дагестан, Махачкала, Австрия, Согратль; читать, торговать. Относятся ли вновь образованные слова к одному и тому же СТ? Переведите их на родной язык. Как в родном языке передается значение, придаваемое этим словам суффиксом -ец?
- Что означают данные слова? От каких слов они образованы? Суффикс -ец придает этим словам одно и то же значение?
Делец, лжец, слепец, ловец, горец, леваши-нец.
У учащихся при этом формируется умение ставить и решать проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия призваны обеспечить умение полно и точно выражать свои мысли в форме диалога и монолога, исходя из задач и условий коммуникации и соблюдая грамматические и синтаксические нормы русского языка.
С целью формирования коммуникативных учебных действий после работы над образованием слов по различным СТ, следует предложить задание следующего типа:
- Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.
1. В аквариуме плавала маленькая ... 2. Рыбак поймал огромную...
3. Рыбалка не удалась: я поймал всего 2-3...
- Перепишите, раскрывая скобки.
1. Дождь (зашел, пошел) как из ведра.
2. Солнце (заглянуло, выглянуло) из-за туч.
3. Ребенок (забросал, разбросал) игрушки по комнате. 4. Мой брат (вступил, поступил) в институт.
Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Исходя из этого, разработчики ФГОС считают эту сторону развития одной из приоритетных задач школьного образования.
Существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы вносит работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка, способствующая в конечном итоге формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Составляющей развития русской речи учащихся-дагестанцев является пополнение активного словарного запаса учащихся. Трудно запомнить огромное количество слов. В этом плане огромную помощь оказывает внимание к морфемному составу слова, к процессам деривации. Только усвоив достаточное количество слов изучаемого языка, ученик сможет правильно понимать речь на данном языке и свободно общаться на нем. А практическое усвоение значений наиболее употребительных морфем и овладение элементарными словообразовательными законами являются важным резервом обогащения словаря учащихся. Ученики постепенно в результате практических работ учатся сопоставлять новые слова со знакомыми, образованными по одной модели.
Бесспорно, владение навыками морфемного и словообразовательного анализа способствует расширению активного словарного запаса учащихся. Изучение русского словообразования на основе изучения СТ облегчает учащимся понимание незнакомых ранее слов и способствует правильному употреблению их в связной русской речи [8, с. 48]. Так, если учащиеся ознакомлены с СТ: «От имен существительных, называющих животных или птиц, с помощью суффикса -онок (-енок) образуется существительное, называющее детеныша данного животного, птицы» и умеют правильно определять морфемный состав слов: осл-енок, верблюж-онок, орл-енок и т. п., то они без труда догадаются о значении ранее им не встречавшегося слова данного СТ кабаржонок, так как им знаком аффикс -онок, останется только выяснить, что за животное кабарга. Такое понимание возможно благодаря сформированным у учащихся умениям анализа и синтеза. А осознанная и понятая производная лексема правильно употребляется в речи.
Следовательно, основное внимание следует уделять осознанному овладению учащимися процессов русской деривации, ак-
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• йБРи JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017
центировать внимание учащихся на лексической взаимозависимости производных и производящих основ, на значимости морфем. Обучение словообразованию русского языка должно вестись на синтаксической основе, так как именно в контексте проявляется значение производной единицы, ее лексическая сочетаемость.
Следует иметь в виду, что обучение становится интересным и увлекательным, когда оно сопровождается положительными эмоциями, поэтому при изучении любой темы на уроках русского языка необходимо вызывать у учеников радость познания, удовлетворение от самостоятельно приобретенного знания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении состава слова и словообразования могут быть использованы непривычные слуху и глазу слова, образованные вне правил и законов русского словообразования, русской семантической системы и грамматического строя, так называемые окказионализмы, которые используются авторами как выразительные средства в определенном контексте и не рассчитаны на широкое распространение.
В лингвистической литературе выделяют следующие типы окказионализмов: фонетические, лексические, семантические, грамматические, окказиональные сочетания слов. Мы остановимся на рассмотрении лексических окказионализмов.
Привлечение подобного языкового материала для работы вызывает интерес, помогает творчески усваивать языковые закономерности, что вырабатывает языковое чутье.
В разделе «Словообразование», также как и в каждом разделе русского языка, заключены большие возможности формирования учебно-познавательных интересов учащихся, развития их любознательности. Этот раздел помогает увидеть изменения, происходящие в языке, выявить особенности языка, его скрытые ресурсы и творческие возможности, показать взаимосвязь между разными уровнями языка.
Учащиеся У-Х1 классов на уроках литературы часто встречаются с окказионализмами в произведениях русских и советских писателей и поэтов. Особенно богаты окказионализмами произведения поэтов «Серебряного века». Например, у И. Северянина читаем:
Июль блестяще осенокошен.
Ах, он уходит! Держи! Держи! Лежу на шелке зеленом пашен, Вокруг - блондинки, косички ржи.
О небо, небо! Твой путь воздушен! О поле, поле! Ты - грезы верфь! Я онебесен! Я онездешен! И бог мне равен, и равен червь! Слова осенокошен, онебесен, онездешен необычны, эмоциональны, они вызывают интерес у учеников и дают возможность проникнуть в тайны творческого процесса художников. Или возьмем другой отрывок из его произведения:
Мне кажется, гораздо лучше надеяться, хоть безнадежно,
Чем мертвому, в немом безгрезьи, покоиться бесстрастно-нежно.
Мы как бы «спотыкаемся» о слово без-грезьи, его необычность привлекает, и мы возвращаемся и еще раз перечитываем строки, вникая все больше в их суть.
Еще один яркий представитель той эпохи - С. Есенин. Его творчество изобилует авторскими находками:
1) Колокольчик среброзвонный, Ты поешь? Иль сердцу снится...;
2) А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.
3) Ведь радость бывает редко, Как вешняя звень поутру,
И мне - чем сгнивать на ветках -Уж лучше сгореть на ветру. В старших классах можно использовать произведения В. Хлебникова («смехоликих», «черниловодных»), В. Маяковского («молот-кастый», «громадье», «разулыбьте», «испав-линятся», «взорлим»), А. Блока («надвьюж-ный», «непогодная» полночь), С. Есенина («лунность», «листолет», «копытит» конь), Н. Гоголя («омедведила» тебя захолустная жизнь, «небокоптитель»), М. Салтыкова-Щедрина («борзописцы», «пенкосниматели»), А. Пушкина («огончарован», «тяжелозвонкое» скаканье, «широкошумные» дубравы), В. Белинского («романомания»), Е. Евтушенко («геологиня», «чарльстонит» палуба); А. Вознесенского («послегрозовые сады», «колоколили» звезды).
Создавая новые слова, писатели и поэты преследуют одну цель - создать яркий образ. И это им удается, т. к. все эти новые
слова «отличаются от обычных наименований первозданной свежестью: в них образная основа не только легко просматривается, но и усиливается необычным соединением корней, суффиксов, приставок» [5, с. 70].
Причинами возникновения окказионализмов являются не только необходимость точно и кратко выразить мысль, подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку, но и стремление избежать тавтологии; необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму.
Стилистическое использование экспрессивной аффиксации при создании индивидуально-авторских неологизмов можно проследить при изучении частей речи, особенно много экспрессивных глаголов с необычной аффиксацией: изыздеваться, рас-колоколивать (В. Маяковский); Вербовка была на целину, заегозила: поеду, поеду ... Нацелинничалась (Е. Носов); Воробей при-клювил полбокала (С. Михалков); Приятно перемогучить могучий поток (Ф. Искандер). Реже, но встречаются подобные окказионализмы в именном словообразовании: шепо-тоголосый, тысячемиллионокрыший, раз-большущий (В. Маяковский); Что он смотрит на меня, этот очкастый! Ненавижу смотрельщиков (К. Г. Паустовский); людовед... Часто в окказионализмах «скрыты» сравнения: загорелый ... с огромными руками, которые он сразу же медведисто растопырил (А. Ананьев); Сходни муравьино кишели приезжим народом (Е. Носов). Окказионализмы медведисто и муравьино содержат в себе сравнение: растопырил руки как медведь; народ кишел как муравьи.
Многие окказионализмы создаются на основе образного осмысления их словообразующей модели, поэтому в них могут быть «скрыты» не только сравнения, но и эпитеты, метафоры: Лунный свет бледно голубел в рыхлом инее (Г. Березко). Например, в повести «Зависть» Ю. К. Олеши встречается окказиональная метафора:
Девушка возвращалась. Я шагнул навстречу ... Она вся приподнялась, готовая страстно спросить о чем-то, но я перебил ее, сказав:
- Вы прошумели мимо меня, как ветвь, полная цветов и листьев.
Глагол прошуметь означает «издавать шум». А в данном контексте к этому основ-
ному значению примешивается еще метафорическое значение: звук, донесшийся до персонажа повести от пробежавшей рядом с ним девушки, уподобляется звуку, издаваемому ветвью дерева при порыве ветра». Здесь метафора усложняется сравнением «как ветвь, полная цветов и листьев». Ветвь - это молодая девушка, молодая, здоровая, красивая, что подчеркивается словами «полная цветов и листьев».
Некоторая окказиональность наблюдается и в производных именах существительных типа критикесса, геологиня, хирур-гиня, директриса, шефиня (это разговорные иронические названия). Если у этих слов имеется добродушно-шутливый оттенок, то у слов учителка, воспитателка, воспи-туха явно уничижительный оттенок.
Аффиксальным способом образуются многие индивидуально-авторские неологизмы, носящие разговорный оттенок. Примеры можно взять из произведений В. Маяковского: разбольшущий, шепотого-лосый; испавлиниться, извыться; громадье, дамье и др. Как видим, это слова разных частей речи: глаголы, имена существительные и прилагательные.
Встречается индивидуальное словотворчество не только в художественных произведениях для достижения определенных эстетических целей, но и в разговорной речи: Лужепроходцы, козлодром - место, где играют в домино, т. е. «забивают козла». И это свидетельствует «о творческом подходе к применению языковых ресурсов» [1, с. 209].
Язык находится в постоянном изменении и развитии. Если раньше влияние на речь людей оказывала художественная литература, то в последние годы средства массовой информации (СМИ) все заметнее влияют на нормированность русского языка, язык стал более раскрепощенным, независимым. С экранов телевизоров, со страниц газет и журналов на нас буквально обрушиваются окказионализмы. Такие слова помогают емко и интересно выразить мысль, они экспрессивны и всегда будут звучать живо и интересно. Видимо, поэтому журналисты и увлеклись употреблением в статьях авторских новообразований: прихватизация; мафиократия, ЕгЭзекуция России, ценопад, правдоруб...
В основном окказионализмы не входят в общеупотребительную лексику, а выполняют индивидуально-стилистическую
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• йЭРи JOURNAL. Vol. 11. N0. 2. 2017
функцию в определенном контексте. Однако следует иметь в виду, что некоторые окказионализмы через какой-то промежуток времени входят в общеупотребительную лексику и фиксируются в словарях. Так, слово сиюминутный придумал В. Маяковский, а теперь оно зафиксировано в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (22-е изд. М., 1990). В словаре также нашло отражение производное от него существительное сиюминутность. А некоторые авторские новообразования сразу же входят в обиходную речь. Например, слово стушеваться. Некогда оно употреблялось только в речи чертежников, а в литературное употребление его ввел Ф. М. Достоевский.
Окказионализмы, образованные путем необычного сочетания морфем, привлекают внимание учащихся, которые «вычисляют» значение подобных слов, опираясь на знакомые им морфемы. Подобная работа формирует у учащихся внимательное отношение к процессам русского словообразования, к значению производных слов.
Однако индивидуально-авторские образования можно использовать и при формировании орфографических навыков. Можно подготовить карточки для индивидуальной самостоятельной работы или провести работу со всем классом.
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
а) Леса лысы. Леса обе.. .лосели. Леса обе.. .лисели. (В. Маяковский).
б) Я мечтаю, что когда (нибудь) смогу
(Не) (по) строчно получать, а (по) сердечно:
Хоть одно людское сердце за строчку.
(Р. Рождественский).
Старшеклассникам можно предложить следующее задание:
- Распределите новообразования писателей в зависимости от способа образования:
1. Голуб И. Стилистика русского языка. М. : Айрис Пресс, 2003. С. 207-209.
2. Мадиева З. З. Лингвометодические основы обучения русскому словообразованию в 5-6 классах аварской школы. Дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 1997. 255 с.
3. Никитина Е. И. Несколько упражнений для обострения языкового чутья на уроках изучения словообразования // Русский язык в школе. 1983. № 3. С. 46-47.
4. Проколов Д. В. Окказиональная метафора в художественном тексте русского и английского
1) приставочный; 2) суффиксный;
3) приставочно-суффиксный; 4) сложение.
Подслушивательный интерес (М. Е. Салтыков-Щедрин), предпесенная тревога (А. Ахматова), бледнолистая липа (Н. Некрасов), синеволное море океанится, футуристики (В. Маяковский), исподбров-ные глаза (Е. Евтушенко), звонкокопытный жеребец (А. Фадеев), осердеченный ум (В. Белинский), спрашивальщик (М. Шолохов); бывшевики, прихватизация, ценопад, ути-ралка, властелиновый, смэшовец, егэшник, намедневский, мужчинский, киркоровщина (из статей).
Подобные задания вызывают интерес к языку, обостряют лингвистическую наблюдательность учащихся, вырабатывают правильный взгляд на языковые и речевые явления. Работу с индивидуально-авторскими образованиями следует проводить с учетом уровня подготовленности учащихся, их возраста и целей обучения.
Выводы
Обобщая вышесказанное, отмечаем, что в разделе «Словообразование», также как и в каждом разделе русского языка, заключены большие возможности формирования учебно-познавательных интересов учащихся, развития их любознательности, а ненормативность и экспрессивность окказиональных слов, которые помогают писателям, поэтам, журналистам емко и интересно выразить мысль, привлекают внимание. Учитель же, используя подобную лексику на занятиях, имеет возможность сделать акцент на значимости морфем, заинтересовать учащихся процессами деривации, внести в ход урока элемент занимательности. В то же время, используя различные формы работ (проекты, рефераты и т. п.), учитель формирует познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения русского языка в целом.
языка. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-vo р гс^у^и тат-tarnykh-nauk-v-sovremennykh-usloviyakh-razvitiya-strany-sbornik-nauchnykh-tr/ sektsiya -23-sravnitelno-istoricheskoe-tipologicheskoe-i-so-postavitelnoe-yazykoznanie-spetsialnost-10/okkazionalnaya-metafora-v-khudozhestvennom-tekste-russkogo-i-angliyskogo-yazyka/ [дата обращения: 08.04. 2017]
5. Розенталь Д. Е., Голуб И. Б. Секреты стилистики. М. : Рольф, 2001. 208 а
Литература
6. Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка / Сост. Г. А. Богданова, С. И. Львова. М. : Просвещение, 1988. 191 с.
7. Халидова Р. Ш., Мадиева З. З. Комплексный анализ текста как этап формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся / Год литературы: этноментальные ориентиры научных поисков в кросскультурном пространстве 21 века // Материалы IV Всероссий-
1. Golub I. Stilistika russkogo yazyka [Stylistics of Russian language]. Moscow, Ayris Press Publ., 2003. Pp. 207-209. (In Russian)
2. Madieva Z. Z. Lingvometodicheskie osnovy obucheniya russkomu slovoobrazovaniyu v 5-6 klassakh avarskoy shkoly [Linguistic and methodological basics of teaching Russian derivation in 5-6 grades of Avar school. Ph. D. (Pedagogy) dissertation. Makhachkala, 1997. 255 p. (In Russian)
3. Nikitina E. I. Some exercises for acute linguistic sense on the lesson of studying the derivation. Russkiy yazyk v shkole [Russian language at school]. 1983. No. 3. Pp. 46-47. (In Russian)
4. Prokolov D. V. Occasional metaphor in a literary text in Russian and English language. [Electronic resourse]. Mode of ac-cess: http://izron.ru/ articles/aktualnye-voprosy-gumanitarnykh-nauk-v-sovremennykh-usloviyakh-razvitiya-strany-sbornik-nauchnykh-tr/sektsiya-23-sravnitelno-istoricheskoe-tipologicheskoe-i-sopostavitelnoe-yazykoznanie-spetsialnost-10/okkazionalnaya-metafora-v-khudo-zhestvennom-tekste-russkogo-i-angliyskogo-yazyka/ [accessed 08.04.2017]
5. Rozental D. E., Golub I. B. Sekrety stilistiki [Secrets of stylistics]. Moscow, Rolf Publ., 2001. 208 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Халидова Рашидат Шахрудиновна,
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения русскому языку и литературе (Ти-МОРЯиЛ), филологический факультет (ФФ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Мадиева Заира Зайнудиновна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ТиМОРЯиЛ, ФФ, ДГПУ; старший научный сотрудник, Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-годи (ДНИИП им. А. А. Тахо-годи), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 11.04.2017г.
ской научно-практической конференции. Махачкала, 2016. С. 333-336.
8. Халидова Р. Ш., Мадиева З. З. Некоторые аспекты изучения словообразовательных моделей русского языка в дагестанской школе / Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество // Материалы VII всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. М. : Изд-во МИОО, 2015. С. 48-55.
6. Uchebno-vospitatel'naya rabota na urokakh russkogo yazyka [Educational work at the Russian language lesson]. Compiler G. A. Bogdanova, S. I. Lvova. Moscow, Prosvesheniye Publ., 1988. 191 p. (In Russian)
7. Khalidova R. Sh., Madieva Z. Z. A comprehensive analysis of the text as a stage in the development of linguistic and communicative competences of students. God literatury: etnomental'nye orientiry nauchnykh poiskov v krosskul'turnom prostranstve 21 veka. Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The year of literature: Atomenergie landmarks of scientific research in cross-cultural space of the 21st century. Proceedings of IV all-Russian scientific-practical conference]. Makhachkala, 2016. Pp. 333-336. (In Russian)
8. Khalidova R. Sh., Madieva Z. Z. Some aspects of the Russian word-building patterns study in Dagestan school. Filologicheskaya nauka i shkola: dialog i sotrudnichestvo. Materialy VII vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Linguistic science and the school: dialogue and cooperation. Proceedings of the VII all-Russian scientific-practical conference]. Part 2. Moscow, MUOE Publ., 2015. Pp. 48-55. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Rashidat Sh. Khalidova, Doctor of Philology, professor, the head of the chair of Theory and Methods of Teaching the Russian Language and Literature (TMTRLL), faculty of Philology (FP), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Zaira Z. Madieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of TMTRLL, FP, DSPU; senior scientist researcher, A. A. Takho-Godi Dagestan Scientific-Research Institute of Pedagogy (A. A. Takho-Godi DSRIP), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 11.04.2017.
References