УДК 373.51:379.851 ББК 74.200.5:75.81
DOI: 10.24411/2500-0365-2019-14421
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Е. Е. Лутовина, А. М. Суздалева
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия
Рассмотрена проблема формирования у обучающихся общеобразовательных организаций потребности в здоровьесбережении. Предлагается решение данной проблемы через реализацию средств спортивно-оздоровительного туризма. Исследование позволило теоретически обосновать и экспериментальным путём доказать эффективность средств спортивно-оздоровительного туризма в процессе формирования у обучающихся потребности в здоровьесбережении.
Ключевые слова: спортивный и оздоровительный туризм, средства спортивно-оздоровительного туризма, здоровьесбережение, ценностное отношение к здоровью, система образования.
Актуальность. Спортивно-оздоровительный туризм как массовое физкультурное движение является одним из самых результативных средств повышения функциональных резервов человеческого организма, формирования культуры безопасности и самооздоровления личности обучающихся [2; 5].
Анализ ситуации, сложившейся на сегодняшний день в спортивно-туристском оздоровительном движении, а также весь предшествующий опыт развития туризма в Оренбургской области позволяют определить приоритетные направления в развитии спортивно-оздоровительного туризма:
- организационно-методическое обеспечение системы спортивного туризма;
- создание и обеспечение эффективного функционирования объектов спортивно-оздоровительного туризма;
- организационная деятельность (включающая организацию и проведение мероприятий по спортивно-оздоровительному туризму, разработку, оборудование и содержание туристских маршрутов);
- рекламно-информационная поддержка спортивно-оздоровительного туризма;
- развитие научно-теоретических и методических основ спортивно-оздоровительного туризма.
Реализация перечисленных направлений в данной сфере позволит создать условия для положительной динамики развития спортивно-оздоровительного туризма, потому что только при системном, целенаправленном подходе возможно создать оптимальные условия для развития и эффективного функционирования системы спортивно-оздоровительного туризма, обеспечивающей массовость туристского движения как вида
спорта и реализующей современные технологии активного здорового отдыха и безопасности жизнедеятельности [2; 5].
Недостаток движений рассматривается нами как один из факторов развития ряда тяжёлых хронических заболеваний внутренних органов, обмена веществ и др. Связывая сердечно-сосудистые заболевания с напряжённым умственным трудом и неблагоприятным влиянием гиподинамии, некоторые исследователи показывают, что под воздействием физических упражнений происходит увеличение массы сердечной мышцы и венозного кровообращения, что сглаживает влияние недостатка движений [3; 6].
Согласно содержательной части ведения здорового образа жизни интеграционные знания и умения по основным направлениям формирования компетентности учащихся в области здорового стиля жизни должны включать в себя освоение вопросов по личной и общественной гигиене; физической подготовке, борьбе с гиподинамией; закаливанию организма естественно-природными факторами; рациональному режиму дня; полноценному сбалансированному питанию; профилактике инфекционных заболеваний; предупреждению соматических заболеваний, травматизма, отравлений и т. д. [4; 5].
Однако ограниченность учебного времени, отводимого на освоение данных вопросов, определяет необходимость использования внеурочного времени для оптимизации достижения образованности обучающихся в аспектах сохранения, укрепления и формирования здоровья. Это возможно реализовать посредством внедрения средств спортив-
но-оздоровительного туризма в практику общеобразовательной организации.
Здоровьесбережение должно стать одной из глубочайших потребностей человеческого организма, и важно понимать, что по многим объективным причинам с возрастом возможности удовлетворить потребности в здоровьесохранении средствами спортивно-оздоровительного туризма снижаются [6].
Методологической и теоретической основой исследования явились основные аспекты и научные положения в области здоровьесбережения и безопасного стиля жизни (Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимов, С. С. Коровин, А. Н. Анохин). Авторами предложены комплексы идей и научных взглядов, связанных с решением проблем по сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков здорового и безопасного стиля жизни у обучающихся общеобразовательных организаций, ценностной ориентации личности в области сохранения здоровья [1; 2; 7].
Ряд исследований позволяют определить оптимальные средства спортивно-оздоровительного туризма (Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимов, С. С. Коровин, А. Н. Анохин, В. А. Востриков, В. С. Сенин). Они изучали особенности внедрения в педагогическую практику игрового метода, тренировок, соревнований, практических заданий, методов разработки спортивно-оздоровительных маршрутов и занимались важными аспектами развития интереса, мотивации, физического самосовершенствования в процессе спортивно-оздоровительного туризма [1; 2; 4; 7; 9].
Анализ литературы в области состояния и перспектив развития спортивно-оздоровительного туризма как элемента формирования у обучающихся потребности в здоровьесбережении позволил раскрыть необходимость в разработке научно-методического педагогического сопровождения данного процесса.
Цель и задачи
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментальным путём доказать эффективность средств спортивно-оздоровительного туризма в процессе формирования у обучающихся потребности в здоровьесбережении.
Задачи исследования:
1. Провести смысловой анализ педагогической, методологической и специальной литературы в области состояния и перспектив развития спортивно-оздоровительного туризма как элемента форми-
рования у обучающихся потребности в здоровье-сбережении в общеобразовательной организации.
2. Разработать содержательно-методическое обеспечение процесса формирования потребности в здоровьесбережении средствами спортивно-оздоровительного туризма.
3. Экспериментально доказать эффективность средств спортивно-оздоровительного туризма в процессе формирования потребности в здоровье-сбережении.
Материалы и методы исследования.
Опытно-экспериментальная работа выполнена на базе общеобразовательных организаций Оренбурга (лицей № 3, лицей № 9; СОШ № 19; СОШ № 34; СОШ № 40). В педагогическом эксперименте приняли участие обучающиеся 5-х классов. Общее количество респондентов — 250 обучающихся, в каждой группе (контрольной и экспериментальной) по 125 пятиклассников.
Работа выполнялась поэтапно: констатирующий этап (сентябрь—октябрь 2018 г.), формирующий (ноябрь 2018 г., — апрель 2019 г.) и контрольный (май—июнь 2019 г.).
В процессе реализации формирующего этапа педагогического эксперимента в экспериментальной группе была апробирована разработанная программа, направленная на формирование у обучающихся потребности в здоровьесбережении средствами спортивно-оздоровительного туризма.
Программа рассчитана на 120 ч и состоит из теоретического и практического модулей (табл. 1).
Формы и методы формирования у обучающихся потребности в здоровьесбережении соотносятся с компонентным составом понятия «здоровье», с его физическим, психическим и социальным аспектами.
Физический компонент связан с оптимизацией двигательной активности, которая всегда была центральным звеном адаптации живых организмов к окружающей среде и в процессе эволюции трансформировалась в биологическую потребность человека наравне с потребностями в пище, воде, самосохранении, размножении [7; 10].
Значение двигательной активности в жизнедеятельности современного человека подтверждено многими исследованиями. Физиологи определяют движение врождённой жизненно необходимой потребностью любого человека, врачи констатируют, что без движений ребёнок не может вырасти здоровым, психологи утверждают, что развитие человека осуществляется в деятельности, педагоги отмечают, что движение является важным
Таблица 1
Программа формирования у обучающихся потребности в здоровьесбережении средствами спортивно-оздоровительного туризма
№ Тема занятия Реализуемые средства педагогического воздействия
Теоретический модуль (20 часов)
1 Личная и общественная гигиена (2 часа) круглый стол
2 Борьба с гиподинамией (2 часа) игровой метод
3 Закаливание организма естественно-природными факторами (2 часа) решение ситуационных заданий
4 Природные лекари (4 часа) устный журнал
5 Автономное выживание в природе (2 часа) решение ситуационных заданий
6 Если ты попал в беду (2 часа) практико-ориентированные задания
7 Туристический травматизм (2 часа) практико-ориентированные задания
8 Вредные привычки и мои увлечения (2 часа) устный журнал
9 Экология и здоровье (2 часа) круглый стол
Практический модуль (100 часов)
1 Спортивно-оздоровительная подготовка (20 часов) кондиционные тренировки
2 Физкультурно-спортивное совершенствование (30 часов) практические задания
3 Разработаны маршруты (10 часов): 1. «Миссия невыполнима» (жизнь в дикой природе). 2. «Романтика дальних дорог». 3. «Приключения спелеолога». 4. Экшн-игра «Любитель острых ощущений». 5. «Герои привала». метод разработки спортивно-оздоровительных маршрутов
4 Соревнование по прохождению разработанных маршрутов (40 часов) соревнования
средством не только развития, но и воспитания школьника, способствуя формированию его как личности.
Вместе с тем в последние десятилетия как у взрослых, так и у детей отмечается недостаточная двигательная активность, определяющая появление гипокинезии, которая провоцирует возникновение ряда серьёзных изменений в организме человека, в том числе и школьника [5; 9].
Оздоровительный эффект двигательной активности для обучающихся прежде всего зависит от её суточной суммарной величины, включающей организацию не только физического воспитания, но и грамотную организацию всего учебно-воспитательного процесса, в том числе организацию свободного времени школьников [7].
Возникает необходимость разработки и внедрения новых, более прогрессивных форм повышения
двигательной активности в организацию образовательного процесса и выявления эффективных средств и методов её оптимизации.
Психологический компонент связан с эмоционально-ценностным восприятием человеком мира, людей, самого себя, которое базируется на позитивном коммуникативном взаимодействии со сверстниками, взрослыми. Потребность в общении выступает одной из основных социальных потребностей, которая с возрастом расширяется и углубляется как по форме, так и по содержанию.
Среди педагогических средств организации позитивного коммуникативного взаимодействия наиболее продуктивными и эффективными выступают разнообразные формы групповой работы: групповая проектная деятельность, групповые соревнования, игровые формы и методы. Главное при организации такой работы — положительный
эмоциональный фон, состояние удовлетворённости осуществляемой деятельностью, возможность самореализации каждого участника, получение значимого коллективного результата труда.
Социальный компонент связан с удовлетворённостью человека осуществляемой деятельностью. Обеспечить максимально возможную самореализацию школьника помимо организации образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей возможно при создании условий для заинтересованного отношения обучающихся к обучению, которое должно выстраиваться на основе свойственного человеку стремления самоутверждения и самореализации. Вместе с тем это стремление может быть удовлетворено процессом познания только в том случае, если обучающийся способен получать в реальности подтверждение собственного роста, убеждён, что у него всё получается хорошо. Вследствие этого в процессе самообразования необходимо актуализировать индивидуально значимые стимулы к выполняемой работе. Важно, чтобы при этом обучающийся не подвергался сравнению с другими согласно принципу «слабее — сильнее», а сравнивался сам с собою: «Я — сегодня» — «Я — вчера». Такой подход гипотетически не способен формировать у обучающегося чувства неполноценности, а напротив — способен воспитать у него чувство уверенности в себе, убеждённости в том, что лишь от него самого зависит возможность достижения поставленной цели [4; 10].
Методы исследования:
1. Теоретико-методологические методы (провели смысловой анализ педагогической, методологической и специальной литературы в области формирования потребности в здоровьесбережении средствами спортивно-оздоровительного туризма).
2. Эмпирические методы:
- тестирование (провели мониторинг уровня сформированности знаний у респондентов в области спортивно-оздоровительного туризма и здо-ровьесбережения (по С. С. Соловьёву));
- анкетирование (провели мониторинг уровня сформированности у респондентов познавательного интереса в области спортивно-оздоровительного туризма и здоровьесбережения (по Е. Д. Хлестовой));
- анкетирование (провели мониторинг уровня сформированности у респондентов ценностного отношения к здоровью и здоровьесбережению (по Е. Б. Черниковой));
- методы математической статистической обработки результатов педагогического эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение.
На основе выбранных методов исследования был проведён мониторинг исследуемых показателей.
1. Мониторинг уровня сформированности знаний у респондентов в области спортивно-оздоровительного туризма и здоровьесбережения (по С. С. Соловьёву).
Количественные результаты исходной и итого -вой диагностики представлены в табл. 2.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью %2 Пирсона.
%2Эмп в экспериментальной группе = 69,53, что выше критического значения, поэтому расхождения между распределениями статистически достоверны.
%2Эмп в контрольной группе = 4,884, что ниже критического значения, поэтому расхождения между распределениями статистически недостоверны.
Полученные результаты диагностики представлены на рис. 1.
Уровень Результаты экспериментальной группы Результаты контрольной группы
на констатирующем этапе педагогического эксперимента на контрольном этапе педагогического эксперимента на констатирующем этапе педагогического эксперимента на контрольном этапе педагогического эксперимента
Высокий 5 чел. 50 чел. 15 чел. 25 чел.
Средний 25 чел. 40 чел. 20 чел. 30 чел.
Тревожный 55 чел. 25 чел. 50 чел. 45 чел.
Низкий 40 чел. 10 чел. 35 чел. 25 чел.
Таблица2
Результаты динамики уровня сформированности знаний у респондентов в области спортивно-оздоровительного туризма и здоровьесбережения
Высокий уровень Средний уровень Тревожный уровень Низкий уровень
[ □Экспериментальная группа □Контрольная группа
Рис. 1. Итоговый уровень сформированности знаний у респондентов в области спортивно-оздоровительного туризма и здоровьесбережения, %
Анализ результатов исследования позволяет определить повышение качества знаний у респондентов в области спортивно-оздоровительного туризма и здоровьесбережения, что в большей степени выражено в экспериментальной группе. Так, в экспериментальной группе этот показатель соответствует 72 %, а в контрольной группе — 44 %.
2. Мониторинг уровня сформированности у респондентов познавательного интереса в области спортивно-оздоровительного туризма и здоровье-сбережения (по Е. Д. Хлестовой).
Полученные результаты исходной и итоговой диагностики представлены в табл. 3. Полученные результаты диагностики отображены на рис. 2.
45
40
0
Таблица 3
Результаты динамики уровня сформированности у респондентов познавательного интереса в области спортивно-оздоровительного
туризма и здоровьесбережения
Результаты экспериментальной группы Результаты контрольной группы
Уровень на констатирующем этапе педагогического эксперимента на контрольном этапе педагогического эксперимента на констатирующем этапе педагогического эксперимента на контрольном этапе педагогического эксперимента
Высокий 15 чел. 80 чел. 35 чел. 40 чел.
Достаточный 60 чел. 45 чел. 40 чел. 50 чел.
Недостаточный 60 чел. 0 чел. 50 чел. 35 чел.
Высокий уровень
Достаточный уровень
Недостаточный уровень
□ Экспериментальная группа □Контрольная группа
Рис. 2. Итоговый уровень сформированности познавательного интереса у респондентов в области спортивно-оздоровительного туризма и здоровьесбережения, %
о
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что обучаемые демонстрируют повышение уровня сформированности познавательного интереса, что в большей степени выражено в экспериментальной группе.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью %2 Пирсона.
Х2Эмп в экспериментальной группе = 98,416, что выше критического значения, поэтому расхождения между распределениями статистически достоверны.
%2Эмп в контрольной группе = 4,094, что ниже критического значения, поэтому расхождения между распределениями статистически недостоверны.
3. Мониторинг уровня сформированности у респондентов ценностного отношения к здоровью и здоровьесбережению (по Е. Б. Черниковой).
Полученные результаты исходной и итоговой диагностики предложены вниманию в табл. 4.
Полученные результаты диагностики предложены вниманию на рис. 3.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что обучаемые демонстрируют
повышение уровня сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровьесбережению, что в большей степени выражено в экспериментальной группе.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью %2 Пирсона.
Х2Эмп в экспериментальной группе = 73,798, что выше критического значения, поэтому расхождения между распределениями статистически достоверны.
%2Эмп в контрольной группе = 4,706, что ниже критического значения, поэтому расхождения между распределениями статистически недостоверны.
На основании анализа мониторинга уровня сформированности знаний у респондентов в области спортивно-оздоровительного туризма и здоровьесбережения, уровня сформированности познавательного интереса в области спортивно-оздоровительного туризма и здоровьесбережения и уровня сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровьесбережению нами было установлена эффективность средств спортивно-оздоровительного туризма в процес-
Таблица4
Результаты динамики уровня сформированности у респондентов ценностного отношения
к здоровью и здоровьесбережению
Результаты экспериментальной группы Результаты контрольной группы
Уровень на констатирующем этапе педагогического эксперимента на контрольном этапе педагогического эксперимента на констатирующем этапе педагогического эксперимента на контрольном этапе педагогического эксперимента
Высокий 20 чел. 75 чел. 35 чел. 40 чел.
Достаточный 65 чел. 50 чел. 50 чел. 60 чел.
Недостаточный 40 чел. 0 чел. 40 чел. 25 чел.
70 60 50 40 30 20 10 0
Рис. 3. Итоговый уровень сформированности у респондентов ценностного отношения к здоровью и здоровьесбережению, %
Высокий уровень Достаточный уровень Недостаточный уровень
□ Экспериментальная группа ^Контрольная группа
се формирования у респондентов потребности в здоровьесбережении.
Заключение. В исследовании раскрыта структурно-содержательная основа формирования потребности в здоровьесбережении средствами спортивно-оздоровительного туризма. Спортивно-оздоровительный туризм осуществляет разнообразные спортивные, оздоровительные, рекреационные, познавательные, воспитательные, экономические и другие функции, но по ряду факторов уровень их реализации на сегодня не отвечает потенциальным возможностям туристско-спор-тивного движения в мире.
Анализируя составные части спортивно-оздоровительного туризма и многообразие его аспектов, мы раскрыли многоплановость реализуемых функций, способствующих оздоровлению, физическому и спортивному совершенствованию, общественному воспитанию, нравственному развитию, развитию общественной активности, умственному развитию и иные направления.
По результатам исследования можно сделать выводы.
1. Анализ педагогической, методологической и специальной литературы в области состояния и перспектив развития спортивно-оздоровительного туризма как элемента формирования у обучающихся потребности в здоровьесбережении в общеобразовательной организации позволил определить актуальность проблемы исследования и раскрыл необходимость в разработке научно-методического педагогического сопровождения данного процесса. Развитие спортивно-оздоровительного туризма немыслимо без создания современной информационной системы, оценки состояния его развития, а также состояния развития инфраструктуры спортивно-оздоровительного туризма и создания открытого информационного поля.
2. Установлено, что процесс формирования у обучающихся потребности в здоровьесбережении в общеобразовательной организации будет эффективным, если в систему образования внедрить средства спортивно-оздоровительного туризма: практико-ориентированные задания, устный журнал, круглый стол, решение ситуационных заданий, игровой метод, кондиционные тренировки, соревнования, практические задания, метод разработки спортивно-оздоровительных маршрутов.
3. Опытно-экспериментальным путём доказана эффективность средств спортивно-оздорови-
тельного туризма. Установлено, что их внедрение в педагогическую практику будет способствовать повышению уровня сформированности знаний у респондентов в области спортивно-оздоровительного туризма и здоровьесбережения, уровня сформированности познавательного интереса, уровня сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровьесбережению.
Список литературы
1. Абаскалова, Н. П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе / Н. П. Абаскалова, Л. А. Акимова, С. В. Петров. — Новосибирск : АРТА, 2011. — 304 с.
2. Акимова, Л. А. Обеспечение безопасности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной организации / Л. А. Акимова, Е. Е. Луто-вина, И. В. Чикенева // Теория и практика физ. культуры. — 2019. — № 4. — С. 65-66.
3. Аксёнов, П. А. Детско-юношеский туризм / П. А. Аксёнов, Е. Е. Лутовина // Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности : сб. материалов к Междунар. науч.-практ. конф., 16 апреля 2018 г. — Оренбург : Экспресс-печать, 2018. — С. 10-14.
4. Анохин, А. Н. Организация и подготовка туристов-спортсменов (программно-тематическое обеспечение) / А. Н. Анохин, В. А. Востриков, Е. А. Анохина. — Оренбург : Экспресс-печать, 2016. — 112 с.
5. Голикова, Е. М. Социальная роль физической культуры в снижении рисков современного образовательного пространства / Е. М. Голикова, П. П. Тис-сен, Е. Е. Лутовина. // Теория и практика физ. культуры. — 2015. — № 3. — С. 31-33.
6. Голикова, Е. М. Коррекция личностных рисков у школьников и молодёжи с отклонениями в состоянии здоровья на занятиях АФК / Е. М. Голикова, П. П. Тиссен, Е. Е. Лутовина // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. — 2015. — № 1. — С. 20-21.
7. Коровин, С. С. Введение в теорию и в дидактические основания физической культуры / С. С. Коровин, В. Р. Чеманов. — Оренбург : ОГПУ, 2007. — 124 с.
8. Лутовина, Е. Е. Развитие инновационное образовательной среды в современной школе / Е. Е. Луто-вина // Концепт. — 2017. — № 23. — С. 26-31.
9. Сенин, В. С. Организация международного туризма / С. В. Сенин. — М. : Финансы и статистика, 2008. — С. 145-153.
10. Суздалева, А. М. Роль туристической деятельности школьников в формировании экологической культуры / А. М. Суздалева, М. И. Велева, М. А. При-ходченко // Современное образовательное пространство: риски и безопасность : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 16-17 октября 2014 г. — Оренбург : Экспресс-печать, 2014. — С. 294-297.
Поступила в редакцию 17 июня 2019 г.
Для цитирования: Лутовина, Е. Е. Формирование потребности у обучающихся в здоровьесбережении посредством спортивно-оздоровительного туризма / Е. Е. Лутовина, А. М. Суздалева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 4. — С. 122-130.
Сведения об авторах
Лутовина Екатерина Емельяновна — кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, физической культуры и методики преподавания безопасности жизнедеятельности, Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, Россия. lutovina.k@yandex.ru
Суздалева Алла Михайловна — старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности, физической культуры и методики преподавания безопасности жизнедеятельности, Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, Россия. suzdalla@mail.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 4, pp. 122-130.
Formation of the Need for Schoolchildren in Health Conservation by Means of Sports and Health Tourism
Lutovina E.E.1, Suzdaleva А.M.2
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. 1lutovina.k@yandex.ru, 2suzdalla@mail.ru
The problem of the formation of the need for health preservation in students of general educational organizations is considered. A solution to this problem is proposed through the implementation of sports and health tourism.
The study allowed to theoretically substantiate and experimentally prove the effectiveness of means of sports and health tourism in the process of forming at schoolchildren need for health protection.
Research methods: theoretical-methodological and empirical (testing (according to S. Solovyov); questioning (according to E. D. Khlestova); questioning (according to E. B. Chernikovyoi), methods of mathematical statistical processing of research results. Respondents: students 5 classes of the city of Orenburg.
Experimentally proved the effectiveness of sports and health tourism. It was revealed that their introduction into pedagogical practice will increase the level of formation of knowledge among respondents in the field of sports tourism and health, the level of formation of cognitive interest and value-related attitude to health.
It was established that only with a systematic, purposeful approach it is possible to create optimal conditions for the development and effective functioning of the system of sports and health tourism, ensuring the formation of the need for health protection.
Keywords: sports and health tourism, sports and recreational tourism means, health care, value attitude to health, education system.
References
1. Abaskalova N.P., Akimova L.A., Petrov S.V. Мetodika obucheniya osnovam bezopasnosti zhiznedeya-telnosti v shkole [Methods of learning the basics of life safety in school]. Novosibirsk, 2011. 304 p. (In Russ.).
2. Akimova L.A., Lutovina E.E., Chikeneva I.V. Obespecheniye bezopasnosti fizkul'turno-ozdorovi-tel'noy raboty v obshcheobrazovatel'noy organizatsii [Ensuring the safety of health and fitness work in the educational institution]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2019, no. 4, pp. 65-66. (In Russ.).
3. Aksyonov P.A., Lutovina E.E. Detsko-yunoshes-kiy turizm [Children and youthtourism]. Pedagogika zdorov'ya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: sbornik materialov k Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 16 aprelya 2018 g. [Pedagogy of healthand life safety: Collection of materialsfor the International scientific and practicalconference (April 16,2018)]. Orenburg, 2018. Pp. 10-14. (In Russ.).
4. Anokhin A.N., Vostrikov V.A., Anohina E.A. Organizaciya i podgotovka turistov-sportsmenov (pro-grammno-tematicheskoye obespechenie) [Organization and training of tourist-athletes (software and thematic software)]. Orenburg, 2016, 112 p. (In Russ.).
5. Golikova E.M., Tissen P.P., Lutovi-na E.E. Sotsial'naya rol' fizicheskoy kul'tury v snizhe-nii riskov sovremennogo obrazovatel'nogo prostrans-tva [The social role of physical culture in reducing the risks of modern educational space]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul 'tury [Theory and practice of physical culture], 2015, no. 5, pp. 31-33. (In Russ.).
6. Golikova E.M., Tissen P.P., Lutovina E.E. Kor-rektsiya lichnostnykh riskov u shkol'nikov i molodyozhi s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya na zanyatiyakh adaptivnoy fizicheskoy kul'turoy [Correction of personal risks in schoolchildren and young people with disabilities in the state of health in the adaptive physical education classes]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obra-zovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training], 2015, no. 1, pp. 20-21. (In Russ.).
7. Korovin S.S., Chemanov V.R. Vvedeniye v teoriyu i v didakticheskiye osnovaniya fizicheskoy kul 'tury [Introduction to the theory and didactic bases of physical culture]. Orenburg, 2007, 124 p. (In Russ.).
8. Lutovina E.E. Razvitiye innovatsionnoy obrazovatel'noy sredy v sovremennoy shkole [The development of innovative educational environment in modern school]. Koncept [Concept], 2017, no. 23, pp. 26-31. (In Russ.).
9. Senin V.S. Organizatsiya mezhdunarodnogo tur-izma [Organization of international tourism]. Moscow, 2008. (In Russ.).
10. Suzdaleva A.M., Velyeva M.I., Prikhod-chenko M.A. Rol' turisticheskoy deyatel'nosti shkol'nikov v formirovanii ekologicheskoy kul'tury [The role of tourist activity of schoolchildren in the formation of ecological culture]. Sovremennoye obrazovatel'noye prostranstvo: riski i bezopasnost': sbornik statey Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 16-17 oktyabrya 2014 g. [Modern educational space: risks and security: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference on October 16-17, 2014]. Orenburg, 2016. Pp. 294-297. (In Russ.).