УДК 378.032
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Л. О. Ковтун
FORMING THE FUTURE TEACHER’S NEED FOR ENSURING SOCIAL SAFETY
L. O. Kovtun
В статье представлено описание направлений формирования потребности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности на основе анализа социально-педагогических факторов. Приводится механизм формирования потребности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности.
Basing on the analysis of social and pedagogical factors, the paper describes the directions of forming the future teacher’s need for ensuring social security. The mechanism of forming the future teacher’s need for ensuring social security is suggested.
Ключевые слова. Социальная безопасность, будущий педагог, потребность к деятельности.
Keywords. social safety, future teacher, the need for action.
Потребность в безопасности присуща как отдельным индивидам, так и более сложно организованным системам - семье, обществу, государству. В современном обществе эта потребность растет день ото дня, отражая процесс распространения социальных рисков по различным направлениям и уровням общественного бытия.
Особое место среди проблем безопасности занимает формирование социальной безопасности студентов в процессе обучения в вузе. Это обусловлено возрастанием интенсивности информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильным социально-экономическим прессингом, негативно влияющим на состояние физического, психического и социального здоровья студентов, особенностями их подготовки в вузе. Техногенная нагрузка на биосферу все более возрастает. И выпускник образовательных учреждений должен осознавать ответственность за сохранение человечества как биологического вида; познакомиться с характеристиками чрезвычайных ситуаций, их последствиями; получить сведения об организации системы защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, знания по основам здорового образа жизни, гражданской обороне, защите государства; приобрести умения и навыки, как предвидения и избежания опасности, так и обеспечения личной и общественной безопасности; быть готовым к безопасному типу поведения в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
В современном российском обществе представляется крайне важной связь «социальной безопасности» как социальной категории с процессом изменения ценностных ориентаций и моральных установок, приобретающих особое значение в студенческой среде.
Задачей образования в области социальной безопасности является формирование безопасного, здорового образа жизни, воспитание гармонично развитой личности, готовой к полноценной общественной и семейной жизни. Следовательно, уже по своим целям образование в области социальной безопасности является приоритетным.
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непосредственно.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, воспитателем.
Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве профессиональной деятельности.
Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке будущего педагога предполагает в качестве критерия профессионализма рассматривать готовность к деятельности, обеспечивающую целенаправленную активность специалиста в контексте целостного индивидуального развития, как интегральное свойство личности, предшествующее, проявляющееся и развивающееся в деятельности (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн).
Личностно-ориентированный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, преподаватель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого занятия при реализации личностно-ориентированного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом [1].
В связи с тем, что всякая деятельность, и учебная также, предпосылается потребностью преподавателя, реализующего личностно-ориентированный подход, основным вопросом является формирование не только коммуникативной и учебно-познавательной потребности студентов в общении с ним, но и их собственной учебной потребности в выработке ими обобщенных способов и приемов учебной деятельности, в освоении новых знаний, формировании более современных умений во всех видах изучаемой деятельности.
Формирование потребности к обеспечению социальной безопасности осуществляется в рамках обучения студентов по следующим направлениям:
1) подготовка к обеспечению безопасности в социальной среде - система взаимодействия личности со средой, включающая осознание личностью негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми;
2) подготовка к обеспечению личной безопасности в условиях опасной, экстремальной ситуации социального характера (насилие, ограбление, массовые беспорядки и т. д.) - правила поведения человека, при которых незапланированные (неожидаемые) изменения не приводят к потере жизни, здоровья или имущества;
3) подготовка к обеспечению информационнопсихологической безопасности - осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий (социальные конфликты, политический и религиозный экстремизм) и владения способами информационно-психологической самозащиты, соблюдение правил психогигиены;
4) подготовка к обеспечению социально-криминальной безопасности - защищенность от физического насилия, защищенность личного имущества;
5) формирование безопасного и здорового образа жизни - соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены;
6) обеспечение социальной безопасности образовательного учреждения - сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера.
Очевидно, что формирование потребности к обеспечению социальной безопасности происходит за счет психолого-педагогического механизма достижения желаемого результата. Данный механизм реализуется в учебно-воспитательном процессе в вузе и представляет собой функциональное взаимодействие следующих звеньев (рис. 1).
Рис. 1. Психолого-педагогический механизм формирования потребности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности
1. Побуждение интереса и формирование потреб- в первую очередь с развитием ценностно-мотивацион-
ности в безопасном и здоровом образе жизни - пред- ного компонента готовности к обеспечению социаль-
ставляет собой начальное звено механизма и связано ной безопасности. Система ценностно-мотивацион-
ных ориентаций выражается в таких показателях, как приоритет ценности безопасности и здоровья в системе взглядов будущего педагога, мировоззренческие основы современных проблем безопасности личности, общества и государства, желание заниматься работой по обеспечению социальной безопасности образовательного учреждения, формированию здоровья и здорового образа жизни, потребность в соблюдении правил безопасности, основ здорового образа жизни, служить наглядным примером безопасного и здоровьесберегающего поведения для окружающих.
2. Достижение грамотности по вопросам обеспечения безопасности в тревожных и экстремальных ситуациях социального характера, в том числе в условиях образовательного учреждения - формирование когнитивного компонента готовности - вооружение знаниями на занятиях и во время самостоятельной работы студентов. Показателями качества знаний по вопросам обеспечения социальной безопасности являются уровень теоретических, практических и методических знаний будущего педагога по вопросам безопасности жизнедеятельности в целом, знания о факторах, сущности и структуре безопасности жизнедеятельности в социуме, степень владения основными понятиями, категориями и закономерностями в области обеспечения социальной безопасности образовательного учреждения, знания факторов, отрицательно влияющих на здоровье участников образовательного процесса, и технологий их предупреждения. Данный компонент готовности включает в себя также профессионально-прикладные знания будущих педагогов по вопросам формирования безопасного и здорового образа жизни субъектов образовательного процесса.
3. Обучение умениям и навыкам обеспечения социальной безопасности, в том числе в условиях образовательного учреждения - формирование деятельностного компонента - отработка навыков на практических занятиях. Деятельностный компонент характеризуется такими показателями:
- умения и навыки выявления и предотвращения опасностей социального характера, обеспечения личной и общественной безопасности;
- реализация безопасного и здорового образа жизни;
- способность к деятельности по укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих;
- умение перевести знания по вопросам обеспечения социальной безопасности образовательного учреждения в область практического применения, преподнести информацию по безопасному и здоровому образу жизни в качестве учебно-воспитательного материала.
4. Формирование потребности к деятельности по обеспечению социальной безопасности образовательного учреждения - предполагает сформированность всех выше названных структурных компонентов готовности и апробацию сформированных знаний и умений в период педагогической практики в образовательном учреждении.
5. Рефлексия - анализ собственной деятельности (самоконтроль и самооценка) и при необходимости самокоррекция деятельности по обеспечению социальной безопасности (рефлексивный компонент го-
товности). Показателями развития рефлексивного компонента являются способность будущих педагогов к адекватной оценке себя как личности, субъекта образовательного процесса в области социальной безопасности, осознание своей ответственности за обеспечение собственной безопасности и безопасности учащихся, сохранение и укрепление здоровья; адекватная самооценка образа жизни. Развитый рефлексивный компонент создает возможность для развития деятельностного компонента готовности, так как рефлексия позволяет определиться в образовательной деятельности, установить пространство для собственного активного учения, сформировать направленность на эффективное образование, осознать возможные препятствия, проблемы и ошибки.
6. С помощью адекватной самооценки происходит регуляция поведения, направленная на саморазвитие будущего педагога как профессионала и личности безопасного типа; формирование безопасного и здорового образа жизни - совокупности биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, способствующих сохранению жизни, сохранению и укреплению здоровья, а также успешному обучению, воспитанию и личностно-профессиональному развитию студента.
7. Сохранение и укрепление здоровья - гармоничное единство биологических и социальных свойств индивида, позволяющих ему эффективно выполнять задачи образования и личностно-профессионально развиваться. Решение данной задачи необходимо осуществлять в контексте трех проекций: во-первых, студент является индивидом юношеского возраста, с присущими ему анатомо-физиологиче-скими особенностями, уровнем здоровья и накопленными факторами риска; во-вторых, студент - будущий педагог, который в перспективе должен проектировать социально-безопасную среду образовательного учреждения, быть носителем эталонов безопасного и здорового образа жизни для учеников, а также иметь хорошее физическое, психическое и нравственное здоровье, необходимое для успешной профессиональной деятельности; в-третьих, студент - субъект образовательного процесса, испытывающий комплекс негативных воздействий психологического, биоритмологического, биомеханического, информационного и социального характера [3; 4, с. 81 - 84].
Названные подходы к формированию потребности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности были реализованы нами в учебновоспитательном процессе в Кемеровском государственном университете через систему аудиторных (занятия по курсам «Безопасность жизнедеятельности», «Социальная безопасность», и др.) и внеаудиторных (обучающие семинары, научные студенческие конференции, консультации и др.) мероприятий и показали свою эффективность. Проведенное сотрудниками кафедры социальной медицины и безопасности жизнедеятельности исследование позволило выявить динамику числа студентов с высоким уровнем развития компонентов потребности к обеспечению социальной безопасности. В исследовании приняли участие 108 студентов (2 - 4 курсов), обучающихся по педагогическим специальностям. Анализ инфраструктуры
потребности позволил выявить наибольшую восприимчивость к психолого-педагогическому воздействию когнитивного компонента (28 - 79 %). Достоверно, но в меньшей степени, отмечена динамика мотивационного (42 - 72 %), деятельностного (18 - 49 %) и рефлексивного (32 - 68 %) компонентов (рис. 2).
-I до обучения I после обучения
когнитивным
мотивационный деятельностный рефлексивный
Рис. 2. Динамика числа студентов с высоким уровнем развития компонентов потребности к обеспечению социальной безопасности
Таким образом, названные звенья механизма развития готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности способствуют формированию ее структурных компонентов и реализации данной деятельности на практике. По мере возникновения новых проблемных ситуаций в обеспечении социальной безопасности субъект деятельности вновь проходит названные звенья психолого-педагогиче-ского механизма.
Потребность будущего педагога к обеспечению социальной безопасности понимается как совокупность личностно-профессиональных качеств, формирующихся в процессе целенаправленной подготовки и позволяющих в перспективе осуществлять профессиональную деятельность по обеспечению социальной безопасности образовательного учреждения и определяющих безопасный и здоровьесберегающий стиль его жизнедеятельности.
Познавательные факторы формирования потребности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности соответствуют субъективным компонентам потребности и связаны в первую очередь с профессиональной направленностью студентов на будущую деятельность, ценностным отношением к предстоящей деятельности по обеспечению безопасности учащихся, компетентностью, умелостью в решении текущих проблем, способностями к активному обучению и самообразованию по вопросам формирования безопасного и здорового образа жизни, креативностью, профессиональной ответственностью, стрессоустойчивостью, толерантностью, социальной нормативностью.
Профессиональная направленность будущего педагога к обеспечению социальной безопасности образовательного учреждения понимается нами как психическое свойство личности, которое определяет потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели
деятельности студентов в области социальной безопасности, а именно: осознание первостепенной значимости и необходимости обеспечения безопасности, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса; приоритетное ценностное отношение к жизни, к собственному здоровью и здоровью и безопасности своих учеников; любовь к педагогическому труду, к профессии, стремление к профессионализму в области обеспечения социальной безопасности; потребность в развитии способности к самоорганизации, самоконтролю, самообразованию в области социальной безопасности; способность к проектированию авторской системы деятельности и ее воплощение; развитие мотивации к поиску и моделирование образцов деятельности по вопросам обеспечения социальной безопасности. Сюда же относятся: умение сотрудничать, вступать в контакты в процессе формирования безопасного и здорового образа жизни учащихся, умение вызвать интерес у участников образовательного процесса к результатам своей деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения. Важным также является соответствие будущего педагога, занимающегося в перспективе деятельностью по обеспечению социальной безопасности учащихся, индивидуально-личностным качествам безопасного стиля поведения [3].
Проведенный нами опрос среди студентов Кемеровского государственного университета (160 человек) показал, что около половины респондентов (58,3 %) связывают свою будущую педагогическую деятельность с необходимостью формирования безопасного и здорового образа жизни школьников, 19,2 % - затруднились ответить, а 22,5 % дали отрицательный ответ.
Профессиональная ответственность педагога перед собой, учащимися, их будущим, понимается нами как качество личности, основанное на способности брать на себя ответственность за то, что происходит с педагогом и с учащимися, владении искусством проектирования деятельности по предупреждению в образовательном учреждении опасных и экстремальных ситуаций, обоснование авторской системы деятельности по формированию безопасного и здорового образа жизни учащихся с использованием идеализированных моделей, которые могут быть конкретизированы в зависимости от специальности.
Умения анализировать позволит педагогу спрогнозировать результаты собственной активности по обеспечению социальной безопасности, что может являться источником направленности и саморегули-руемости осуществляемой деятельности; спрогнозировать возникновение в образовательном учреждении опасных ситуаций социального характера исходящих, в первую очередь, от участников образовательного процесса; предвидеть исход чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, поможет предпринять действия по минимизации факторов, отрицательно воздействующих на здоровье учащихся [4].
Большинство опрошенных нами студентов испытывают трудности в предвидении возникновения в образовательном учреждении (школьном коллективе) опасных ситуаций социального характера, что говорит о необходимости включения в процесс обучения
90
80
70
60
50
40
30
20
0
студентов активных форм обучения, направленных на развитие антиципации.
Проведенные в последние годы исследования показывают, что около 85 % учителей испытывают состояние устойчивого стресса (Т. А. Глухих, Н. Н. Трушина, Л. М. Митина, Н. А. Литвинова с соавторами), что является причиной неврозов, соматических заболеваний. Рост нервноэмоциональных нагрузок, психоэмоционального напряжения, невротических реакций у педагогов оказывает негативное влияние на их отношения с учащимися (Н. К. Смирнов). С позиции психологии здоровья личность психически устойчива (в том числе стрессоустойчива), что позволяет ей поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и, в конечном счете, достигать поставленных целей. В этом отношении психическое здоровье, в целом, и стрессоустойчивость, в частности, выступает как характеристика целостного, акмеологического развития человека (М. Ф. Секач).
Поэтому для предупреждения профессиональноличностной деформации, поддержания высокой работоспособности, сохранения психического и физического здоровья педагогу необходимо владеть технологиями профилактики длительных стрессовых состояний (дистресса), основами психической саморегуляции. При этом высокий уровень развитости креативных способностей и адекватная самооценка позволят педагогу сформировать систему совладания со стрессом, в том числе в экстремальных ситуациях (В. Л. Марищук).
Кроме того, педагог, отвечая за безопасность учащихся, должен быть готов к предупреждению стрессовых состояний у себя и у учащихся в экстремальных ситуациях социального характера, что говорит о необходимости специальной психологической подготовке к особым и экстремальным видам деятельности (экстренным действиям) (А. К. Маркова, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин).
Учащаяся молодежь является частью общества, наиболее остро реагирующей на происходящие в нем изменения. Естественная для молодежи бескомпромиссность нередко входит в противоречие с требованием терпимости в социальных взаимодействиях, что способно привести к негативным последствиям для личности и общества, может стать объектом для внешнего манипулирования. Подтверждением тому является широкое участие подростков и молодежи в деятельности экстремистских организаций религиозного и политического толка. В этом смысле наличие или отсутствие толерантности в молодежной среде становится важной составляющей социальной безопасности общества в целом.
Толерантность - одно из важных качеств в структуре личности, понимается как искреннее уважение и признание другой личности, ее духовных ценностей.
Формирование толерантности имеет комплексную структуру и представляет собой процесс, главной составляющей которого является обучение. Одним из важнейших социальных институтов, должных способствовать формированию толерантных начал, являются образовательные учреждения. В этой связи
для будущего педагога (учителя-предметника, социального педагога) крайне важно понимание того, что толерантность необходима специалисту образования в личностном и профессиональном отношении [5, с. 86 - 90].
Очень важно, чтобы студенты педагогических вузов не только знали психолого-педагогическую сущность толерантности, но и практически владели технологиями толерантного воспитания, умели творчески применять их в конкретных условиях образовательного учреждения.
Субъективно-объективные или социальные факторы формирования потребности к обеспечению социальной безопасности связаны с состоянием физического и психического здоровья студентов, то есть отсутствием ограничений для интенсивного обучения. Известно, что высокая работоспособность, как значимая характеристика профессионального развития, во многом определяется состоянием здоровья, а данное состояние, в свою очередь, во многом зависит от отношения к нему. А. А. Деркач и О. В. Москаленко указывают, что высокий уровень здоровья является показателем «профессионального акме».
Студенты высших учебных заведений составляют особый социальный слой населения, объединенный определенным возрастом, специфическими условиями обучения и образом жизни. Несомненно, обучение в вузах следует отнести к категории специфического умственного труда, то есть труда, требующего постоянного, длительного активного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других функций. Здоровье студенческой молодежи является необходимым условием учебы в вузе.
Одним из наиболее значимых показателей отношения индивидуума к здоровью является субъективная оценка им (или самооценка) своего психического и физического состояния. С одной стороны, субъективные оценки здоровья могут рассматриваться как один из показателей здоровья населения, ибо здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, как запас физических сил и способность адаптироваться к изменениям среды прежде всего осуществляется субъективно. С другой стороны - они выступают рекгулятором самосохрани-тельного поведения. По мнению И. В. Журавлевой [2, с. 32 - 47], самооценка как структурный компонент отношения к здоровью, как оценка осознания личностью своих физических и духовных сил непосредственно взаимосвязана с целостной самооценкой человеком самого себя, своих возможностей и качеств, осознанием жизненной перспективы и места среди других людей, что, собственно, и обусловливает ее регулятивную функцию.
В нашем исследовании более половины студентов (52,7 %) оценили свое здоровье как «хорошее», а 4,3 % - как «очень хорошее». «Плохое» состояние здоровья 2,6 % опрошенных обусловлено, по их мнению, наличием хронических заболеваний и частыми простудными болезнями.
Несмотря на то, что фактически все опрошенные студенты вуза (90 %) знают о ведущей роли образа жизни в формировании здоровья, и как следствие потребности к обеспечению личной безопасности, толь-
ко 39 % из них оценивают свой образ жизни как здоровый. Среди опрошенных девушек этот показатель составляет 38,8 %, среди юношей - 40 %. К факторам, не позволяющим назвать свой образ жизни здоровым, были отнесены следующие: нерациональное питание (62 %), малоподвижный образ жизни (46 %), курение (37 %), употребление алкоголя (18 %). Более половины (68 %) не всегда соблюдают режим питания, а 30 % студентов постоянно питаются неправильно. Примерно половина (56 %) студентов указали на полное отсутствие самостоятельных занятий физическими упражнениями в режиме дня, среди них наибольший удельный вес занимают девушки. Лишь каждый 4-й студент систематически посещает спортивную секцию. Характерной особенностью образа жизни современной учащейся молодежи является их приверженность к курению. Примерно 1/3 из опрошенных нами студентов курят. Среди девушек этот показатель составляет 25 %, среди юношей - 40 %. Каждый 2-й студент, считает ведущими препятствиями к формированию здорового образа жизни чисто внешние, не зависящие от него причины: недостаток времени, отсутствие условий реализации здорового образа жизни.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости включения в программу формирования потребности студентов педагогического вуза к обеспечению социальной безопасности мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.
Объективные факторы формирования потребности к обеспечению социальной безопасности являются педагогическими и характеризуются особенностями образовательного направления в области социальной безопасности, обусловленные специальностью будущего педагога. Нами выделено 3 образовательных направления в области социальной безопасности:
- первый, связанный с подготовкой учителей-предметников, предполагает знакомство будущих педагогов с опасностями социального характера и методами защиты от них, основами первой медицинской помощи, нормативными требованиями обеспечения безопасности, в том числе в условиях образовательного учреждения, принципами и возможностями здо-ровьесбережения, здоровьесберегающими образовательными технологиями;
- второй адресован будущим социальным педагогам. К выше перечисленным направлениям добавляются подготовка к работе по профилактике вредных привычек в образовательной среде и асоциального поведения учащихся, формирование благоприятного психологического климата, к работе с родителями и медиками по укреплению здоровья школьников;
- третий предназначен для учителей-организа-торов ОБЖ, на которых в школе возложена ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности учащихся и предполагает, кроме выше названного, подготовку к обучению школьников вопросам безопасности жизнедеятельности и здоровья, формированию у них потребности в безопасном и здоровом образе жизни; к информационно-про-пагандисткой деятельности в области безопасности жизнедеятельности; к разработке комплекса организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению в образовательном учреждении опасных ситуаций социального характера.
Данные аналитических и экспериментальных исследований позволяют определить направления, в рамках которых следует искать пути совершенствования организации образовательного процесса в вузе с целью развития потребности будущих педагогов к обеспечению социальной безопасности.
Литература
1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: курс лекций / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - С. 76 - 86.
2. Журавлева, И. В. Поведенческие факторы здоровья подростков / И. В. Журавлева // Социология медицины. - 2002. - № 1.
3. Карасева, Т. В. Общие вопросы образования в области здоровья / Т. В. Карасева, Т. В. Гиголаева. -Шуя: Изд-во ШГПУ, 2004. - 80 с.
4. Кисляков, П. А. Образовательная область «Здоровье» в системе высшего педагогического образования / П. А. Кисляков // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 3.
5. Кисляков, П. А. Социально-педагогическое сопровождение формирования безопасной и здоровьесберегающей среде вуза / П. А. Кисляков // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 7.
Информация об авторе:
Ковтун Любовь Онуфриевна - старший преподаватель кафедры социальной медицины и безопасности жизнедеятельности КемГУ, 8(384) 258-69-86, bgd.kemsu@mail.ru.
Lyubov O. Kovtun - Senior Lecturer at the Department of Social Medicine and Life Safety, Kemerovo State University.