Научная статья на тему 'Формирование полицейского государства в странах Европы в XVIII-XIX веках'

Формирование полицейского государства в странах Европы в XVIII-XIX веках Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3929
814
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТРИНА ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА / КАМЕРАЛИСТИКА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОЛИЦЕЙСКИЕ СЛУЖБЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лазорин К. Б.

Автор исследует вопросы формирования доктрины полицейского государства в странах Западной Европы и ее влияние на развитие права и государства рассматриваемого периода. Проводится так же анализ терминологической составляющей данного вопроса применительно к особенностям развития законодательства конкретного государства. Автор оценивает дилемму правовое государство и полицейское государство с учетом идеологических предпочтений западных правоведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лазорин К. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police state in Europe in the 18-19 centuries

The author examines the issue of police state in Eastern Europe and its influence on law and state of the period. The article also deals with the terminology related to the issue of police state in national legislations. The author explore the dilemma of rule of law and police state within the doctrinal European ideology.

Текст научной работы на тему «Формирование полицейского государства в странах Европы в XVIII-XIX веках»

2.7. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ В XVIII-XIX ВЕКАХ

Лазорин К.Б., аспирант кафедры теории и истории государства и права, депутат Городской Думы г. Нижнего Новгорода. Место учебы: Санкт-Петербургский университет управления и экономики. Должность: нотариус, Президент. Место работы: Некоммерческая организация "Нижегородская нотариальная палата". E-mail: karierist-kariera@yandex.ru

Аннотация: Автор исследует вопросы формирования доктрины полицейского государства в странах Западной Европы и ее влияние на развитие права и государства рассматриваемого периода. Проводится так же анализ терминологической составляющей данного вопроса применительно к особенностям развития законодательства конкретного государства. Автор оценивает дилемму - правовое государство и полицейское государство с учетом идеологических предпочтений западных правоведов.

Ключевые слова: доктрина полицейского государства, камералистика, правовое государство, полицейские службы и учреждения.

POLICE STATE IN EUROPE IN THE 18-19 CENTURIES

Lazorin K.B., postgraduate student at Theory and History of State and Law chair, Member of the NN City Council. Place of study: St-Petersburg University of Management and Economics. Position: notary, president. Place of employment: Notarial chamber of Nizhny Novgorod. E-mail: karierist-kariera@yandex.ru

Annotation: The author examines the issue of police state in Eastern Europe and its influence on law and state of the period. The article also deals with the terminology related to the issue of police state in national legislations. The author explore the dilemma of rule of law and police state within the doctrinal European ideology. Keywords: police state doctrine, rule of law, police services and institutions, cameralistics.

Полиция как особый институт появилась в Европе в конце XVII — начале XVIII века, и об этом еще будет сказано несколько слов ниже. Мы же уделим особое внимание самой идеологии полицейского государства, полицейской науке, представленной в начале XVIII века монументальным трудом Николя де Ла Мара «Трактат о полиции», а в Германии — новой дисциплиной камералистикой. Вот что пишет об этой идеологии влиятельный историк, американец русского происхождения Марк Раев (1923—2008): «Сильное независимое государство и могучий властитель считались необходимыми условиями духовного и материального благосостояния подданных, а счастье их имплицитно приравнивалось к максимизации творческого потенциала государства угодными Богу способами»1. Власть всегда являлась одним из характерных из признаков государства, в том числе и полицейского. Какие же отличительные свойства у такого рода власти? Природа власти полицейского государства такова, что последняя, провозглашая целью правительственной деятельности народное благо и порядок, ни при каких обстоятельствах не рассматривает свой народ как источник власти. «И несмотря тот факт, что в полицейском государстве часто налицо элементы либерального декорума, это не меняет сути,

1RaeffM.The Well-Ordered Police State. Op. cit. P. 1225.

народ по-прежнему рассматривается только как объект административных манипуляций»2.

«Власть в полицейском государстве неизбежно приобретает сакральный характер, становится прерогативой узкого избранного круга сильных мира сего. Социальное и политическое отстранение отдельного человека от власти является ярчайшим признаком полицейского государства, на фоне полного отсутствия какой-либо свободы. Политическая власть в полицейском государстве носит господствующий характер, особенно, как утверждает большинство политологов и правоведов на ранних этапах полицейской государственно-сти»3.История полицейских учреждений в Европе уходит в глубокую древность. Она не представляла бы для нас здесь значительного интереса, если бы не особый, новый опыт создания единой полицейской службы, не законодательство и, главное, не попытки осмысления нового феномена в так называемой «полицейской науке». Исторически все двигалось поначалу неспешно. В XVI веке, в эпоху становления суверенных государств, представительные имперские собрания, рейхстаги, устанавливая правовые регуляции в Священной Римской империи германской нации, принимают решения о том, что является предметом полицейской заботы, но не о том, как и кем они будут проводиться на огромных территориях рейха, начинающего к тому времени постепенно терять свое мнимое единство. Важно ли это в наши дни? Пожалуй, разъяснение того, с чего все начиналось и как менялось, само по себе не имеет значения, однако невозможно просто отменить прошлое или изолировать интерес к нему кругом сугубо научных изысканий. Многие актуальные аргументы в продолжающихся дискуссиях построены как раз таким образом, чтобы протянуть нить от прошлого к настоящему, настоящее объяснить через прошлое, мало того, объявить настоящее, каким мы его знаем, тем самым, длящимся по сей день, прошлым, разве, что слегка видоизмененным. Некоторые из этих аргументов мы сейчас и рассмотрим.

Даже самый поверхностный анализ исторического развития государственности показывает, что тип полицейского государства занимал довольно продолжительный период в политическом развитии многих европейских народов. Однако при более подробном рассмотрении замечаем, что, следуя объективным законам исторической эволюции, любое полицейское государство неуклонно идет по пути трансформации в государство правовое. И даже в настоящее время идеи, исповедующие философию полицейского государства, продолжают оставаться в общественном сознании наравне с тем как в нем живут и зреют многочисленные либеральные теории4.

Во второй половине XVII века происходит объединение полицейских служб Парижа, подчиняющихся «генерал-лейтенанту», потом такие же единые службы и должности появляются по всей стране. В начале XVIII века выходит в свет знаменитый «Трактат о полиции» Николя де Ла Мара5, где круг задач полиции, то есть

2Cm.: Raeff M. The Well-Ordered Police State and the Development of Modernity in Seventeenth and Eighteenth Century Europe: An Attempt at a Comparative Approach // The American Historical Review, Vol. 80, No. 5 (Dec., 1975). P. 1221 — 1243.Cm. TaKweeroKHMry: The well-ordered police state: social and institutional change through law in the Germanies and Russia, 1600—1800. New Haven: Yale University Press, 1983.

3nepeBog . The Myth of the Welfare State Jack D. Douglas (cTp.132-144 )

4Cm. nogpo6Hee"The New Police Science. The Police Power in Domestic and International Governance" Markus D. Dubba& Marianna Valverde; Standford University Press/ ISBN 10: 0-804-5392-x

5 La Mare N. d. Traite de la police, oil l'ontrouveral'histoire de son

etablissement, les fonctions et les prerogatives de sesmagistrats,

правильного устроения городской жизни, определен самым широким образом и размечен в соответствии с теми особыми видами благ, которые определяют деятельность и преуспеяние различных общественных групп. «...Желаем Мы, — говорится в королевском эдикте, которым учреждались полицейские должности во Франции, — и повелеваем, дабы сказанные полицмейстеры знали бы все, что касаемо будет до безопасности городов и тех мест, где учреждается их должность, о ношении оружия, воспрещенном нашими ордонансами, об очистке улиц и публичных мест, о содержании в порядке уличного освещения в городах, где оно устроено, и всем, что для этого требуется, о провианте, необходимом для жизни в сказанных городах, о складах и магазинах, о пошлинах и ценах на продукты...»6.

Часто термин полицейское государство в представлениях современного гражданского общества связан с термином тоталитаризм. Тоталитаризм это достаточно общий термин, который часто и много используется в политических и исторических обсуждениях применимо относительно многих стран. Чтобы использовать термин правильно, следует знать, что есть тоталитаризм, а также разбираться в истории некоторых из наиболее известных тоталитарных государств7.

Необходимо указать, что термин «тоталитаризм» впервые предложил Джованни Джентиле в своих трудах призрак для Бенито Муссолини, чей фашистский режим в Италии был одним из ранних и наиболее известных примеров тоталитаризма, наряду с Адольфом Гитлером и третьего рейха и СССР с культом Иосифа Сталина. Другие тоталитарные лидеры XX и XXI веков включают Китай - Мао Дзе Дун, Пол Пота в Камбодже, Ирак Саддама Хусейна и Северной Кореи Ким Чен Ы. Во время холодной войны Америки с советской Россией термин «тоталитаризм» был популярным в антикоммунистической риторике.

Сравним далее два предложенных Джеком Дугласом определения терминов «тоталитаризм» и «полицейское государство».Термин «тоталитаризм» описывает правительство, которое контролирует все аспекты жизни своих граждан. Тоталитаризм характеризуется однопартийным правительством, во главе которого зачастую стоит один харизматический лидер. Тоталитарные государства включают в себя несколько режимов, которые заставляют все население поддерживать правительство и его идеологии. Такие государства обычно используют тайную полицию, пропаганду, тактику террора, направленную на ликвидацию критики режима для поддержания собственной власти.

Обратимся теперь ко второму термину. Полицейское государство является государством, в котором правительство осуществляет жесткие и репрессивные меры контроля над социальной, экономической и политической жизнью населения. Полицейское государство обычно демонстрирует элементы тоталитаризма и социального контроля, и, как правило, делает незначительное или вообще не делает различия между законом и осуществлением политической власти, органами исполнительной власти.

Жители полицейского государства сталкиваются с ограничениями гражданской и частной мобильности, а также свобод связанных с выражением или продвижением политических или иных взглядов, которые, в свою очередь, подлежат жесткому мониторингу со стороны полиции или «тайной» полиции. Политический контроль может быть оказан посредством тайной полиции, кото-

toutes les loix et tous les reglemens qui la concernent. T. 1. Paris, 1705.

6См.: Полное собрание законов Российской империи. Т. XXI. С 1781 по 1783. СПб, 1830. С. 462—476.

7Maves, Jessica and Braithwaite, Alex."Autocratic Institutions and Civil Conflict."Joumal of Politics. 75(2): 478-490.

рая действует за пределами границ, обычно налагаемых конституционным государством. Термин «полицейское государство» первый раз был использован в 1851 со ссылкой на использование национальных полицейских сил для поддержания порядка в Австрии. А позднее этот немецкий термин Polizeistaat перешел и в английский язык и стал применяться как описательная характеристика тоталитарных правительств (государств), начавших возникать в то время в Европе8. Однако термин «полицейское право» не был общеупотребительным. Французские правоведы XVIII века часто использовали термин "droitadlтlinistrative" (административное право), подразумевая под ним деятельность исключительно органов государственной и муниципальной полиции, и дополняя его терминами "legislatюneconomique" (экономическое право) и "legislationindustrielle" (промышленное право). Выдающийся немецкий правовед Лоренц Штайн использует термин "innereVervaltung" (внутренние дела), подразумевая под «полицейской деятельностью» исключительно деятельность государства.

Ряд немецких авторов XVIII века ограничивали «полицейскую деятельность» исключительно заботой о развитии промышленности, отсюда и термины Staatswirtshaftspflege (забота о государственном хозяйстве), Industriepolitik (промышленная политика) и.т.д. Словосочетание "guteOrdnungundPoNcey" фигурирует в 1530 г. в Имперской резолюции (Reichsabschied) Аугс-бургского рейхстага, но оно имело хождение и веком раньше. «Конечно, в Имперской резолюции 1530 г., § 98, предметом заботы полиции вообще не назывались те широкие сферы, которые она охватывала впоследствии, а назывались лишь отдельные вещи: "тяжкое неслыханное богохульство, пьянство, излишества, роскошь в одежде, чрезмерные траты на свадьбы, крестины, погребения, тяжелая, неудобоваримая еда в харчевнях, меры и веса, что, конечно, не могло быть исчерпывающим перечнем..."»9. Речь идет также о «ростовщичестве, о супружеской неверности», о «попрошайках, бездельниках, цыганах и бродягах», о певцах и музыкантах. Бросается в глаза не только конкретика регуляций и отсутствие полицейских в нашем понимании задач, но и преимущественно запретительный характер полицейских мер»10. Подлинные полицейские государства принципиально авторитарные и часто являются диктатурными, однако степень репрессий правительства различается среди обществ. Большинство режимов попадают в некоторую середину между крайностями гражданского либертарианства и тоталитаризма.

Одной из отличительных черт полицейского государства является абсолютная всепроникаемость административной деятельности, регламентация мельчайших подробностей жизни общества, беспрецедентный надзор- опека над подданными. Политическая философия, господствовавшая в эпоху полицейского государства и являвшаяся его теоретическим обоснованием, вошла в историю под именем эвдемонизма. Наиболее выдающийся ее представитель X. Вольф ставил важнейшей целью государства создание, поддержание и осуществление счастья и благополучия народа. Не удивительно, что такая опека не ограничивалась ни какими определенными рамками и имела весьма размытое определение. На первый план, впрочем, выходила его материальная сторона: имущественное благополучие и доста-

8См. подробнее "The New Police Science. The Police Power in Domestic and International Governance" Markus D. Dubba& Marianna Valverde; Standford University Press/ ISBN 10: 0-804-5392-x

9См.: Justi J. H. G. v. Grundsatze der Polizeiwissenschaft... DritteAusgabe. Gottingen: Verlag der WitweVandenhoek, 1782. S. 7—8.

10CM.:WolzendorffK. Uber den Umfang der

PolizeigewaltimPolizeistaat. Marburg: Heinrich Bauer, 1905. S. 3—4.

ток абсолютно во всем. Признавая счастье целью личной и государственной жизни, Вольф и его последователи видели средство достижения этой цели в самосовершенствовании личности и государства. Вольф считал мораль средством достижения индивидом своего счастья, а политику видел теоретическим обоснованием достижения счастья государством. Идеологи и практики полицейского государства полагали, что счастья можно достичь благодаря регламентации всего и вся, поскольку надеяться на то, что индивид может сам понимать, что для него, а следовательно, и для государства является хорошим, а что плохим, занятие тщетное. Такая посылка содержится в красноречивой сентенции Фридриха Великого: «Народу, как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить»"«Удобство и спокойствие» — вот в чем основной смысл полиции, говорится во вводном определении в соответствующей статье Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера12. Полицейское попечение касается самых разных вещей, и «полиция» понимается в это время не только как государственное учреждение, но и как процесс управления для достижения того самого «благополучия», которое нередко, при чтении авторов той эпохи, хочется назвать просто «цивилизованным состоянием»13.В нескольких языках, включая английский и французский, в наши дни есть понятие «полиициированный», то есть упорядоченный, урегулированный полицией. В XVIII в., когда в слове «полиция» еще отчетливо слышался «полис», такое упорядочивание понимали как хорошее городское состояние. Мишель Фуко говорил в этой связи об «урбанизации» как упорядочивании всей государственной территории по образцу города. Государство достигнутого таким образом благополучия и есть полицейское государство. Мишель Фуко говорил об этом так: «Полиция направляется на деятельность людей, но лишь постольку, поскольку эта деятельность имеет отношение к государству»14.

Как говорилось выше, историческое развитие, в том числе и эволюция государственных форм, подчиняется внутренним, объективным закономерностям. В истории развития государственности различного рода случайные факторы редко ложатся в основу реальных изменений. Любое значимое явление, равно как и любой процесс - исторически обусловленные вещи. Тот или иной исторический прецедент возникает, по нашему мнению, только потому, что он не мог не возникнуть. Мы ни в коем случае не оправдываем фашизм, тоталитарный социализм или, наконец, полицейское государство. Однако, исторические факты фашизма, тоталитаризма или, скажем, полицейского государства, позволяют современному обществу помнить, что это такое, и разрабатывать соответствующие меры для того, чтобы избежать впредь подобных обстоятельств. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что полицейское государство сыграло в истории и определенную положительную роль посредством преодоления феодальной раздробленности, сосредоточения и власти вокруг собранных в одно целое земель, полицейское государство, таким образом, выявило и утвердило преимущества единой государственной власти и законности, оставляя на другой чаше весов прихоти единоличных правителей, что лишний раз доказывает, что полицейское государство, сделало всю «грязную», порой, даже кровавую

"nepeBog. The Myth of the Welfare State Jack D. Douglas (cTp.132-144)

Encyclopedie ou Dictionnaire universel raisonne des connoissances humaines. Tom XXXIV.Yverdone, MDCCLXXIV. P. 374

13 Cm.: Foucault M. Security, territory, population. N. Y.: Palgrave Macmillan; P. 421—422.

14 Cm.: Foucault M. Security, territory, population. N. Y.: Palgrave

Macmillan; P. 423.

работу и подготовило почву для следующей ступени -государства правового15.

Справедливости и объективности ради хотелось бы подвергнуть сомнению один поразительно живучий стереотип: говоря о законности, понимаемой как соответствие действий граждан и государственных органон существующему законодательству, следует отметить, что в теории в полицейском государстве не меньше, чем в правовом, заботились о соблюдении законности. Один из теоретиков полицейского государства И. Зоненфельс писал, что законы должны быть написаны ясным, четким и доступным языком с тем, чтобы все, как чиновники, так и простые обыватели одинаково следовали юридическим предписаниям. Мировая история, в том числе и современная, как раз свидетельствует о том, что несвободные, тоталитарные государства отличаются усиленной охраной своих юридических установлений. «Другое дело, что эти установления не имеют никаких связей ни с теорией естественного права, ни с категорией свободы и индивидуальности человеческой личности, ни с другими постулатами, имеющими непреходящее гуманистическое значение. Именно поэтому в полицейском государстве стала возможной диффузия тоталитарных идей в положительное право, да и в доктрину тоже. В качестве примера возьмем современную Францию, где когда-то существовали десятки княжеств, герцогств, графств и т.п. Отношения между ними и внутри них напоминали известную формулу Гоббса «война всех против всех», и полицейское государство покончило с этим положением»16.

Конечно, в полицейском государстве деятельность правительства определяется отнюдь не правовыми нормами, а, скорее, соображениями «пользы и всеобщего блага». Причем власть не учитывает мнения и взгляды со стороны граждан, и в корне пресекает любые возможные возражения. Мнения отдельно взятых представителей народа власть просто не интересуют. Более того, в идеале, собственных мнений, а уж тем более мнений отличных от мнения власти вообще не должно существовать. Отсюда жесткий мониторинг, со всеми вытекающими последствиями. Целесообразным признается все то, что соответствует «взглядам и соображениям правительства». Последние - не поддаются никакой конкретизации. Обыватель не уверен, что конкретно хочет от него власть и какова будет ее реакция на те, или иные поступки. Страх, растерянность и так называемый «синдром тревожного ожидания» становятся характерными как для общества в целом, так и для каждого отдельного человека. В полицейском государстве власть с точки зрения содержания выступает как мелочная, назойливая опека над обывателями, а с точки зрения формы - имеет надзаконный и внезакон-ный характер. В полицейском государстве частные лица находятся в полной зависимости от благоусмотрения администрации.

История любого государства, может быть, лишь за некоторым исключением попеременно включает в себя эпохи либеральные и авторитарные. При наличии определенных условий полицейское государство перерастает в свою противоположность, т.е. правовое государство, и наоборот.

Как мы уже отметили ранее, в настоящее время не существует реальной возможности объективно определить идет ли государство по пути перехода к полицейскому государству. Как следствие составить исчерпывающий перечень полицейских государств не представляется возможным, в нем так или иначе будут изъяны. Однако есть несколько весьма обсуждаемых примеров,

15 The Myth of the Welfare State Jack D. Douglas (стр.150-164) 16Подробнее об этом см. GrundsätzederPolizei-Haudlungs— u. Finanzwissenschaft в переводе М. Г. Гаврилова,«Начальные основания полиции или благочиния» М. 1787

которые иллюстрируют частичные характеристики структуры полицейского государство. Так, например, система апартеида Южной Африки в целом рассматривалась как полицейское государство, несмотря на номинальную демократию17. Можно рассмотреть также страны бывшего Советского союза и многие из государств бывшего социалистического лагеря, включая Северную Корею и Восточную Германию, которые были печально известны своей репрессивной политикой и обширным полем деятельности разведывательных служб, например, примерно 2,5% взрослого населения Восточной Германии, служили (сознательно или бессознательно) осведомителями для Штази. Нацистская Германия как диктатура была, по крайней мере, изначально проведена в жизнь посредством номинальной демократии, тем не менее оказывая репрессивный контроль над своим народом. Нацистская Германия была действительно полицейским государством, использующим СС для контроля над населением в 1930 году.

Так или иначе, ассоциативная связка установилась прочная: полицейское государство стало равняться неправовому. Здесь полиция не столько даже вмешивается, сколько составляет сердцевину управления. То, что в иных государствах является предметом свободного решения или юридической регуляции, в полицейском решает особая организация, монополизировавшая, как назвал это Макс Вебер, право на легитимное насилие.

Так же считаем необходимым упомянуть такую политическую модель как просвещенный абсолютизм. В рамках данной политической модели правитель является «высшим слугой государства» и осуществляет абсолютную власть для обеспечения общего благосостояния населения. Эта модель правительства предполагает, что власть государства должна распространяться строго в этом направлении и отвергать кодифицированные, уставные ограничения на абсолютную власть правителя. Мыслители, такие как Томас Гоббс поддерживают этот тип абсолютистских правительств. «Просвещенный» правитель обязан «печься» только о благах своего народа. Он обладает непререкаемым правом назначения, и даже критика, лояльной оппозиции правителя партии представляет собой преступление против государства. Концепция лояльной оппозиции - несовместимая с этим политика. Поскольку выражение публичного общественного несогласия запрещено, оно неизбежно становится секретным, что, в свою очередь, порождает политические репрессии посредством тайной полиции. Как следствие, либеральная демократия, которая подчеркивает верховенство права, фокусируется на полицейском государстве не являющимся объектом права. Роберт фон Мох, который первым ввел понятие законности в Немецкую юриспруденцию. Он сопоставил Рейхстаг («конституционное» или «правовое» государство) и аристократический Polizeistaat («полицейское государство»).Так ,во второй половине XVIII в. в Пруссии и Австрии проводилась политика так называемого просвещенного абсолютизма18. Были предприняты определенные буржуазные преобразования, рекламируемые как плод содружества государей с французскими просветителями. По своей сути эта политика являлась попыткой приспособить общество и государство к ряду требований, выдвигаемых растущей буржуазией, не затрагивая при этом наиболее существенных интересов дворянства и устоев крепостничества.

Одержимые «великой идеей» осчастливить своих подданных, европейские монархи не останавливались ни перед какими жертвами, в данном случае цель оп-

17 Boehmer, Charles. 2007. "The Effects of Economic Crisis, Domestic Discord, and State Efficacy on the Decision to Initiate Interstate Conflict" Politics and Policy 35(4): 774-809. 18Материал доступен на www.sap.com

равдывала любые средства. И опять мы сталкиваемся с атрибутами полицейского государства, которые душат и пресекают любую надежду личности проявить инициативу19. Купируют свободы в любых абсолютно аспектах: политическом, экономическом, духовном, потому, что все, что важно для государства априори является зоной покрытия административно-управленческой деятельности, а, соответственно, не может быть предоставлено индивидуальному представлению и самостоятельности граждан20.

Жизнь граждан в полицейском государстве должна течь по четко заданному властью руслу, и все отклонения расцениваются как преступления против последней.

Безусловно, полицейское государство представляет интерес не только в историческом аспекте, но и в правовом. Обратную сторону медали находим у Х. Вольфа. При всех перечисленных выше абсурдностях «классическое полицейское государство», которое мы находим у его творца - философа X. Вольфа, представляет собой такой уровень социального и экономического развития, что у человека нет никаких неудовлетворенных желаний, как материальных, так и духовных. «Одним словом, это сверхизобилие, о котором приходится мечтать даже в очень развитых современных индустриальных государствах. Закономерен, наверное, и тот факт, что это не осуществимо на практике, и так и осталось на уровне идей. Хотя история и не терпит сослагательного наклонения, но если бы полицейское государство действительно утвердилось, вряд ли оно по своей привлекательности уступило бы правовому, ибо последнее очень долго не признавало социальных начал. Одним словом, идеал полицейского государства - это утопия, не имеющая никаких шансов на свое воплощение. Следовательно, полицейское государство, имевшее место и возможную перспективу состояться вновь, - это было и будет только эрзацем, псевдополицейским государством, не более того. От своего «первоначального варианта» оно возьмет только регламентацию, насилие, опеку»21.Однако, историки, а в особенности историки права, знают, что ни слово «полиция», ни словосочетание «полицейское государство» изначально не содержали в себе ничего скверного, угрожающего.

Лишь в конце XVIII века, когда идея права и человеческого достоинства начала овладевать умами, понятие «правового государства» начало казаться европейцам более приемлемым и оптимальным, чем понятие государства полицейского.

Список литературы:

Лазорин К.Б. Теоретические основы и принципы построения системы управления в России в начале ХХ века // Пробелы в российском законодательстве. 2013 г. №2.

19nepeBog . The Myth of the Welfare State Jack D. Douglas (cTp.132-144 )

20 The Police State, Chapman, B., Government and Opposition, Vol.3:4, 428-440, (2007).

21 The Myth of the Welfare State Jack D. Douglas (cTp.150-164)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.