УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО
САМОРАЗВИТИЯ
Э.П. Комарова
В статье рассматривается формирование поликультурной личности преподавателя в процессе его саморазвития, описываются детерминанты и роль эмоционального интеллекта в подготовке поликультурной личности преподавателя, формы и средства, направленные на его развитие
Ключевые слова: поликультурная личность, формирование, детерминанты, эмоциональный интеллект
Протекающие процессы глобализации и интерналионализации образования, увеличение межкультурных контактов, интенсификация международного сотрудничества в
международных областях науки, культуры и образования сделали особенно необходимым подготовку конкурентоспособных,
компетентных специалистов, способных к конструктивному диалогу с представителями разных культур. Именно поэтому для современного международного сообщества особое значение приобретает проблема развития личности будущего специалиста как субъекта диалога культур, личности стремящейся к постижению другой культуры и готовой участвовать в диалоге культур к эффективному взаимодействию с ее представителями в ходе активизирующейся межкультурной
коммуникации. Все вышесказанное вызывает рост потребностей развития эмоционального интеллекта при подготовке поликультурной личности преподавателя.
Интеллектуальное развитие
поликультурной личности преподавателя высшей школы становится в период модернизации образования одной из приоритетных направлений высшей школы. Это связано с тем, что во-первых, одним из решающих факторов экономического развития сейчас оказывается интеллектуальный продукт, а ключевой формой собственности -собственность интеллектуальная. Именно интеллект поликультурной личности преподавателя высшей школы во многом определяет качество подготовки студентов и развитие науки и места государства в международном сообществе. Во-вторых, интеллектуальное творчество поликультурной личности преподавателя выступает в качестве социального механизма, который противостоит регрессивным линиям в развитии общества. В-третьих, работа интеллекта поликультурной личности преподавателя - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы.
Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected]
Современный этап модернизации подготовки поликультурной личности преподавателя высшей школы можно назвать неомодернизацией, определив при этом основные детерминанты и их содержание.
Метауровень- приблизить подготовку преподавателей к мировому уровню развития, используя инновационные технологии обучения и воспитания, современные средства, методы и формы организации работы со студентами.
Макроуровень - требование государства к подготовке преподавателей высшей школы, включающие инновационные технологии обучения и воспитания, современные средства обучения, методы и формы организации работы со студентами.
Мезауровеньвключает смену акцентов: главное не объем, а систематизация знаний и сформированная способность их самостоятельного получения и критической переработки из различных источников информации; формирование компетенции посредством воспитания средой; усиление роли человеческого фактора при широком использовании информационных программ обучения (презентации, усиление внимания к дифференциации и выбора технологии образования).
Микроуровень - формирование
инновационной среды. Ведущую роль играет интеллектуальный капитал учебного заведения, включающий: человеческие активы (знания); интеллектуальные активы (программы, публикации, авторские методы обучения); интеллектуальную собственность (патенты); структурные активы (методы обучения, процедуры практической деятельности); бренд-активы (известность, рейтинг, репутация).
Акцент на подготовку преподавателей нового типа должен стать завершением обучения студентов, проявивших себя за весь период обучения, что и составит интеллектуальную элиту ВУЗа. При этом студенты, интересующиеся проблемами образования, должны иметь возможность прикрепиться к преподавателю-наставнику по типу педагогического коучинга. В переводе с английского «coaching» можно описать несколькими словами: партнерство, раскрытие потенциала, результ. Коуч стимулирует поиск
решении и поддерживает решимость студентов достигать целеИ и осуществлять изменения в своеИ жизни. Студенты находят своИ уникальный способ достижения цели, поскольку коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив. Выделяем основные формы коуча: работа в проблемных группах, участие в выполнении инновационных проектов в области
образования, разработка и реализация социально -значимых проектов для молодежи, представление их на конкурсах и форумах, разработка и апробация современных электронных продуктов учебного и воспитательного назначения, участие в конференциях и семинарах, участие в университетских современных технопарках.
Некоторые детерминанты в подготовке поликультурной личности преподавателя высшей школы
Тем самым, преподаватель-коуч будет способствовать созданию условий для профессионального развития, активно привлекая студентов к участию в различных инновационных технологиях. Для достижения указанной цели необходимо решить задачи, связанные с доработкой образовательных программ, создание
компетентностной модели преподавателя высшей школы[1].
Были определены основные механизмы модернизации системы подготовки поликультурной личности преподавателя высшей школы: обновление содержания подготовки преподавателя высшей школы; создание и функционирование информационной профессионально-релевантной и инновационной образовательной среды, позволяющей по принципу компетентностного «апгрейдинга» наращивать общекультурные профессиональные компетенции; внедрение инновационных технологий обучения и воспитания; организация сопровождения профессионально-личностного развития преподавателя средствами педагогического коучинга; разработка и реализация диагностического инструментария изучения эффективности профессионально-личностного развития будущих преподавателей.
Информационная профессионально-
релевантная инновационная образовательная среда
ВУЗа представляет собой определенную инфраструктуру внутри ВУЗа, систему целевых установок, программ организации учебной и внеучебной деятельности, педагогических средств, социально-педагогических условий, методов и результатов на основе инновационных технологий.
Компетентностный «апгрейдинг» -системообразующий принцип организации профессионально-личностного развития
преподавателя, согласно которому студенты имеют возможность «наращивать» необходимые компетенции в процессе многоуровневого обучения путем вовлечения в различные виды деятельности формы учебной, научной, воспитательной работы, а так же освоения различных инвариантных дисциплин.
Сегодня имеет место тенденция к интеграции культур. Вступая в диалог, национальные культуры открывают в себе новые грани.
При подготовке поликультурной личности преподавателя следует учитывать с течением времени изменения культурных и языковых моделей. Являясь межкультурным посредником, преподаватель осуществляет посредническую миссию в культурных контактах, обеспечивает взаимопонимание различных субъектов культур, взаимодействие и взаимовлияние различных культур. Процесс взаимодействия культур
«пересекает» не только границы языков, но и границы культур[2].
Формирование поликультурной личности преподавателя должно способствовать осознание особенностей национальной культуры своей страны и знаний о различиях между культурами. Это послужит устранению негативных стереотипов и будет способствовать лучшему пониманию типичных особенностей мышления и поведения представителей другой культуры. Следует понимать, что различия между культурами имеет комплексный характер. В связи с этим следует развивать «гибкое мышление», которое будет способствовать пониманию закономерностей системы, использованию скорее широких, чем узких категорий интерпретации, поможет избежать поверхностного понимания проблемы. В эмоциональной сфере речь идет об оценках и отношениях, об узнавании и понимании интересов, мыслей, эмоций и предшествующего жизненного опыта делового партнера-представителя другой культуры.
Следует развивать такие способности, которые помогают координировать свое поведение в соответствии со знаниями о нормах поведения в другой культуре и избегать межкультурного непонимания. Сюда относится и умение вырабатывать типичные нормы поведения, способствующие успешной коммуникации и позволяющие одновременно «сохранить свое лицо» обоим деловым партнерам. При возникновении взаимного непонимания важно уметь в кратчайшие сроки собрать нужную информацию и в надлежащей форме обсудить сложившуюся спорную ситуацию. Учебный процесс должен быть направлен на обучение соответствующим нормам коммуникативного поведения.
Становление поликультурной личности представляет сложный процесс интеллектуального и эмоционального развития, особенно в рамках межкультурного общения. Человек познает мир и воздействует на него испытывая его воздействие на себе, с чувством удовольствия, радости, сострадания, восхищения или негодования. Поэтому на наш взгляд, центральную роль в развитии поликультурной личности преподавателя играет эмоциональный интеллект, рассматриваемый как сила, движущая нравственным поведением человека, которая сближается с силами ума и интелектуализируется[3,4].
Формирование эмоционального интеллекта у обучающихся лежит в связях между ними и преподавателем, которые выражаются разными чувствами: сочувствием, состраданием,
сопереживанием, радостью. По К. Роджерсу и Я. Маслоу эти способности определяются понятием эмпатия. Развитие эмоционального интеллекта студентов тесно взаимосвязано с
взаимоотношениями между родителями; образованием родителей; тендерными
особенностями, поскольку паттерный
эмоциональные развития среди взрослых мужчин и
женщин изначально детерминированы подходами в воспитании детей ^о1етаи, 1988); внешним локусом контроля (студенты склонны прощать как себя, так и других.Студенты с внутренним локусом контроля осуждают себя и других)[5].
В современных условиях компьютер открыл общий доступ к самым различным информационным потокам. Сама информация и знания превращаются в ведущую преобразующую силу общества, а информационные ресурсы - в стратегические ресурсы общества. Поэтому начиная с 90-х гг. прошлого века все болеее актуальными становятся такие личностные характеристики обучающегося, как «визуальное мышление», «информационная культура», «иноязычная информационно- коммуникационная
компетентность» и др. В учебный процесс по иностранным языкам активно внедряются видео- и аудиокурсы, разрабатываются новые обучающие и контролирующие компьютерные программы, исследуются дидактические свойства и функции новых мультимедийных и гипермедиальных технологий в сфере обучения иностранным языкам, разрабатываются различные аспекты использования Интернет-ресурсов для развития коммуникативной компетенции, строятся образовательные системы, базирующиеся на информационно-
коммуникационных технологиях и др.
Сегодня ставится вопрос о модели профессонального сетевого развитя с учетом современных требований. Актуальными становится проблемы, связанные с обоснованием методики организации телекоммуникационных учебных проектов, теле- и видеоконференций, дистанционных форм обучения. [6]. «Технологии в образовании» отводится ведущая роль в организации самостоятельной и креативной деятельности обучающегося, в создании благоприятного контекста его самоорганизации.
Образовательные технологии трактуют как совокупность приемов работы преподавателя и обучающихся, обеспечивающая достижение целей обучения в овладении определенной дисциплиной. [3] Образовательные технологии обучения предполагают научный подход, во-первых, к психологическому обоснованию обучения, его отбору и организации в соответствии с последними достижениями педагогики, психологии и психолингвистики, во-вторых, к тому, как учить: на основе каких принципов, с помощью каких методов и методических приемов, каких средств обучения.
Как видим, такое понимание технологий в полной мере соответствует требованиям современной образовательной парадигмы. Неслучайно новую образовательную парадигму предлагается называть «креативной психолого-педагогической технологией». Ее суть заключается в созидательном подходе к решению проблемы педагогического процесса, в ходе которого интересы и ценность личности являются доминирующей компонентой организации и смысла учебной деятельности [4].
В качестве оценки результативности подготовки будущих преподавателей выступает уровень развития общекультурных
(профессионально-личностных, общенаучных, инструментальных) и профессиональных компетенций поликультурной личности преподавателя.
В процессе модернизации подготовки поликультурной личности преподавателя большая роль отводится созданию ресурсных условий, включающих материальную базу, на основе которой осуществляется интеграция педагогических, психологических и информационных компетенций; личностный ресурс преподавателя - готовность и сформированная мотивация на основе инновационных образовательных технологий.
Итак, высокого качества подготовки поликультурной личности преподавателей можно добиться при сочетании трех основных условий: высокого уровня интеллектуального капитала ВУЗа, компетентности преподавателей (обязательно в сфере инновационных технологий); надлежащей учебно-материальной базы, оснащенной современными средствами сопровождения образовательного процесса (компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, Интернет, фото, видео).
Таким образом, реализацию идей концепции модернизации образования следует направить на формирование поликульторной личности преподавателя нового типа с учетом развития эмоционального интелекта на основе инновационных информационных технологий, что будет способствовать упрочению бизнес- имиджа ВУЗа.
Литература
¡.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии -2006. - №3. - с78-86
2.Абдалина Л.В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста / Л.В. Абдалина // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. - 2013. - Т.9. - №3.2 -С131-134
3.Комарова Э.П. Психолого педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2012. - Т.8. - №10.2 - С. 25-27.
4.Коваль Н.А. Духовно-профессиональное развитие личности в гумманитарной среде ВУЗа -Пенза: Материалы всероссийской научно-практической конференции: Теоретико-методологические и технологические основы педагогики и психологии профессионального образования России. 2005 г. - 378 с.
5. Комарова Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. - 2013. - Т.9. - №3.2 - С 160-163.
б.Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие для вузов// Д.В. Чернилевский, А.В. Морозов. - М.: МГТА, 2001, с. 211-212.
7. Комарова Э.П. Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. - 2013. - Т.9. - №3.2 -С 160-163.
BopoHe^CKHHrocygapCTBeHHbiHTexHHHecKHHyHHBepcHTeT
FORMATION OF A MULTICULTURAL PERSINALITY OF A TEACHER IN THE PROCESS
OF HIS SELF DEVELOPMENT
E.P. Komarova
The paper discusses the formation of multicultural personality of a teacher in the process of self-development, the paper describes the determinants and the role of emotional intelligence in training multicultural personality of the teacher, forms and means aimed at his development
Key words: multicultural personality of a teacher, determinants, emotional intelligence