УДК 378
Е.А.Конопацкая
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА ОСНОВЕ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
В статье рассматривается процесс формирования общекультурных компетенций в процессе методической и педагогической подготовки будущих специалистов в поликультурном образовательном пространстве вуза. Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития. Во всем мире основным социальным институтом, который осуществляет адаптацию человека к изменяющимся условиям, является система образования.
Ключевые слова: культура, компетенция, компетентностный подход, общекультурные компетенции, дисциплины гуманитарно-художественного цикла.
Konopatskaya EAformation of general cultural competencies of future specialist that is based on disciplines
of humanities cycle
The article deals with the formation of general cultural competences in their methodological and pedagogical training in a multicultural education area of the university. The development of multicultural education is an integral part of a general strategy for cultural development. Worldwide, the main social institution is that people adapt to changing conditions, a system of education.
Key words: culture, competence, competence-based approach, over cultural competence, disciplines of humanity and art cycle.
Процесс развития личности всегда находился в центре внимания исследований социально-гуманитарных наук, так как культура и личность неразрывно связаны друг с другом, именно культура формирует тот или иной тип личности.
Создать культуросообразную среду в системе высшего профессионального образования -значит способствовать реализации гуманистической концепции образования, ее целей и задач на всех этапах педагогического процесса. Использование обучающих, воспитывающих и развивающих функций учебных предметов невозможно без конструирования внутренней культуросообразной среды. Именно таким образом возможно реализовать личностно-ориентированный подход в образовании, построенном на гуманистической основе.
Система общего и профессионального образования исторически развивается соответственно изменениям производства, общества и самого человека, а также в результате процессов саморазвития образовательной системы. Непосредственными источниками выступают инновационный педагогический опыт и соответствующая ей педагогическая теория [2, с. 4].
В связи с интеграцией российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство перед отечественной педагогической наукой сформировалась задача обновления традиционного научного аппарата в соответствие с общепринятой европейской системой педагогических понятий.
В ряде западноевропейских систем профессионального образования и подготовки принято выражение «обучение на основе компетенций». В российской образовательной системе укоренился термин «компетентностный подход» [1, с. 7].
Специфика компетентностного обучения заключается в том, что это усвоение не «готового знания» кем-то «переданного или навязанного», предложенного к усвоению, а прослеживание условий происхождения этих знаний, где ученик сам формирует понятия, необходимые для решения поставленных задач, плюс его творческий потенциал, плюс опыт проявления личностной позиции, собственного опыта. В сумме это и есть воплощение в материальном или идеальном, социально и личностнозначимом продукте, созданном самим учеником.
Зимняя И.А. определяет «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, «компетенция» в свою очередь, рассматривается как не пришедший в «употребление» резерв «скрытого», потенциального» [3, с. 34].
Личностно-ориентированное гуманистическое воспитание - педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение в культуру, в жизнь социума, развитие всех творческих способностей и возможностей. Основной механизм этого процесса - собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора.
Мы не можем не согласиться с тем, что задача гуманитаризации высшего образования на базе развития общекультурных компетенций может быть реализована при условии: преподавания
широкого спектра образовательных курсов по общественным и гуманитарным наукам; отказа от восприятия личности только как объекта воспитательного воздействия; развития демократических методов обучения студентов, утверждения принципов педагогики сотрудничества, расширения самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур; сохранения «Истории» и «Философии» в структуре высшего профессионального образования в качестве обязательных дисциплин и введения «Культурологии», что обеспечит фундаментальный уровень подготовки в области гуманитарного и социально-экономического образования; продолжения работы по дальнейшей модернизации и разработке примерных профессионально-ориентированных программ общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Исследование социально-образовательной среды вуза подчёркивает необходимость рассмотрения такого феномена, как поликультурное образовательное пространство. Мы рассматриваем в нашем исследовании поликультурное пространство вуза как социально-образовательную среду, способствующую формированию общекультурной компетентности студента. Данная компетентность реализуется в системе межкультурных социальных и образовательных взаимоотношений между студентами, которые способствуют формированию национальной культуры и общечеловеческих ценностей путём изучения дисциплин гуманитарного цикла.
Подготовка выпускников Института филологии и искусств Казанского федерального университета выполняется на основе ФГОС ВПО нового поколения путём межпредметной интеграции соответствующих дисциплин гуманитарного цикла. В качестве объединяющего компонента выступает содержание дисциплин гуманитарного цикла, а именно методических и педагогических.
Опытно-экспериментальная работа по формированию общекультурной компетентности состоит из трёх этапов: диагностический, формирующий и заключительный. Диагностический этап был реализован на базе факультета иностранных языков Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Для определения сформированности начального уровня общекультурных компетенций студентов нами были использованы следующие диагностические методики:
- тест культурно-ценностных ориентаций, разработанный американским психологом Дж.С. Таусендом. Целью проведения данной методики было определение основных тенденций формирования и становления изучаемой культуры. Включает вопросы по выявлению: важнейших факторов культуры при принятии решений, основных стилей культурных взаимоотношений; системы ценностей людей различных культур и др.
- тест на готовность работать с информацией и информационными источниками. Целью проведения методики было выявление характеристики готовности студента к работе с информацией. Например, умение сформулировать информационный запрос, включение полученной информации в общую работу или блок информации и т.д.
- методика измерения коммуникативной компетентности педагога, разработанная Г.С. Трофимовой. Целью применения данной методики являлось измерение уровня развития коммуникативной компетентности педагога. К измеряемым качествам относятся: понимание возрастных особенностей учащихся; понимание трудности обучаемых в общении; определение уровня информированности обучаемых; владение вниманием учащихся и др.
- анкета по выявлению уровня сформированности общекультурной компетентности студентов. Отвечая на вопросы, студенты должны были определить проявление общекультурной компетентности в педагогической деятельности, её характеристики, достоинства и недостатки в профессии учителя и её соответствия личностным потребностям студентов.
Полученные показатели начального уровня сформированности общекультурных компетенций студентов на диагностическом этапе эксперимента нас не удовлетворили. В связи с этим была разработана методика проведения формирующего этапа эксперимента, который продолжился на Отделении романо-германской филологии Института филологии и искусств КФУ. Данная методика включала в себя разработку учебно-методических пособий для преподавателей педагогических и методических дисциплин, содержащих в себе программы по предметам гуманитарного цикла: «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков», «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Педагогическое мастерство», «Сравнительная педагогика», а также рекомендации по проведению педагогической (методической) практики и написанию научно-исследовательских
работ студентами.
Данные учебно-методические пособия построены в соответствии с новым образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"), которое ориентировано на усиление роли компетенций в образовании. Содержание блока педагогических дисциплин общепедагогической подготовки и методических дисциплин профессиональной подготовки студентов предполагает формирование общепрофессиональных, профессиональных и общекультурных компетенций.
На контрольном этапе был проведён сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов по выделенным критериям. Результаты контрольного этапа эксперимента характеризуются положительной динамикой уровня сформированности общекультурной компетенции студентов на основе изучения дисциплин гуманитарного цикла и прохождения педагогических практик и приобщения к научно-исследовательской деятельности.
Итак, на наш взгляд реализация образовательно-воспитательного потенциала дисциплин гуманитарного цикла способствует формированию общекультурной компетенции студентов в поликультурном пространстве вуза и овладению студентами аксиологической составляющей образования, что способствует их включению в диалог культур.
Литература
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
2. Вербицкий АА. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
3. Зимняя, ИА. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003. N5. С. 34-42.