ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗЕРНОВОГО РЫНКА
Ф.М. МАМБЕТОВА
Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт
сельского хозяйства РАСХН, кандидат экономических наук 360022, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мечникова, 130-а
В статье проведено исследование инфраструктуры зернового рынка сквозь призму рыночного развития. Дополнен ряд традиционных подходов к формированию критериев конкурентоспособности региона в части его перспективного развития на основе эффективной инфраструктуры зернового рынка.
Ключевые слова: стратегия; интеграция; инфраструктура; рынок зерна.
Коды классификатора JEL: Q16, Q18, Q24.
Действенность мер ценового регулирования зависит от наличия эффективной инфраструктуры продовольственного рынка. Ее развитие сдерживается рядом причин: недостатком финансовых ресурсов, самоустранением государства от структурных преобразований, отсутствием межрегиональной политики формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и др.
Инфраструктура продовольственного рынка включает производственную, торговую, банковскую, страховую, транспортную и др. Рассмотрим подходы к формированию и регулированию производственной и торговой инфраструктур, как наиболее экономически и технологически связанных друг с другом. Производственная состоит из предприятий, производящих сельскохозяйственное сырье, продукты переработки и пищевую продукцию. Хаотичное развитие производственной инфраструктуры привело в последние гг. к возникновению мини-производств, составляющих основу теневого рынка. Наряду с этим крупные товаропроизводители снизили объемы выпуска продукции и уступили традиционные рынки сбыта мелким производителям [1].
Для приведения производственной инфраструктуры в состояние устойчивого развития кроме мер ценового и кредитно-финансового регулирования необходимо провести сертификацию и лицензирование производств, выпускающих продукты питания, а также инвентаризацию производственных мощностей по их выпуску и разработать мероприятия, стимулирующие или ограничивающие инвестиционную активность в производстве различных групп продовольствия; отменить конкурсные торги для поставки продовольствия спецпотребите-лям, закрепив ее на постоянной основе за крупными перерабатывающими предприятиями (госагентами) прошедшими квалификационный отбор по показателям, утвержденным правительством; способствовать созданию вертикально-интегрированных структур с участием сельскохозяйственных производителей, пищевых и перерабатывающих организаций, крупных оптовых предприятий торговли, банковских страховых структур.
Торговая инфраструктура состоит из оптового и розничного звеньев. Основные задачи государственного регулирования торговли — формирование конкурентной среды, поддержка отечественного производителя, контроль защиты прав и соблюдение интересов потребителей, стимулирование обновления технологии торгового процесса, развитие нормативно-правовой базы, поддержание товаропотоков для обеспечения государственных нужд [3].
Важной составляющей инфраструктуры продовольственного рынка является общественное питание. Оно претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. Серьезным деформациям подверглась система предоставления горячего питания на производственных предприятиях и в учебных заведениях. Заметна тенденция к свертыванию лечебно-профилактического питания для работающих во вредных условиях труда. Обостряется санитарно-эпидемиологическая обстановка на данных предприятиях.
Регулирование деятельности предприятий общественного питания должно происходить как на федеральном, так и на региональном уровнях. Оно предполагает приоритетное развитие общедоступной отечественной сети предприятий общественного питания, включая так называемое «быстрое питание», ориентированное на различные группы потребителей; восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений.
Эффективность функционирования перерабатывающих организаций сдерживается большим количеством взаимосвязанных внутренних проблем, среди которых особо выделяются: неэффективность системы управления и организации производства, высокие издержки, неконкурентоспособность выпускаемой продукции. В результате — нередко отрицательные финансово-экономические показатели развиваются.
Перерабатывающими предприятиями значительная часть проблем перенесена на производителей зерна. При отсутствии адекватной рыночной инфраструктуры в большинстве случаев они используют свое монопольное положение для занижения закупочных и завышения реализационных цен. В результате в стране развернуто строительство мелких примитивных цехов по изготовлению хлебобулочных изделий.
Это привело к тому, что положение перерабатывающей промышленности в настоящее время оказалось нестабильным, и данную ситуацию следует рассматривать в органической связи с производителями зерна.
© Мамбетова Ф. М., 2009
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗЕРНОВОГО РЫНКА
129
В сложившихся условиях, в системе мер по устойчивому развитию зернопродуктового подкомплекса, на наш взгляд, важным является преодоление противоречия интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающих отраслей промышленности на основе интеграции на взаимовыгодных условиях.
Важные шаги по формированию информационной инфраструктуры для села предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [6] — «Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства».
Необходимо отметить, что августовский финансовый кризис 1998 г. несколько изменил ситуацию в зернопродуктовом подкомплексе. В связи с изменением курса доллара США и повышением цен на импортные товары, реализуемые на российском рынке, резко возрос спрос на отечественную продукцию, что способствовало росту экспорта зерна более чем на 20%.
Последствия августовского кризиса 1998 г. послужили некоторому оживлению отечественного производства. Однако со стороны государства не были приняты необходимые меры экономической поддержки отечественных производителей таких, как снижение налогового бремени; выделение дотаций убыточным отраслям сельскохозяйственного производства; предоставление возможности получения кредитных ресурсов на льготных условиях; повышение таможенных пошлин на ввозимую по импорту продукцию, что проявляется в кризисе зернопродуктового подкомплекса [2].
Обеспечить стабильный рост производства в перерабатывающей промышленности возможно лишь путем обновления продукции, создания товаров с качественно новыми потребительскими свойствами, с высокой конкурентоспособностью, которая зависит от следующих основных факторов:
• производства продукции, обладающей высокими качественными показателями и адаптированной к вкусам потребителя;
• улучшения упаковки продукции, которая должна быть удобной для потребителя как при открывании потребительской тары, так и при хранении вскрытой продукции, а также по вместимости единичной упаковки;
• снижение себестоимости продукции, которая должна обеспечивать достаточную рентабельность производства и приемлемые цены для потребителя.
В последние гг. гигантский скачок цен на энергетические ресурсы и техническое обеспечение, рост транспортных тарифов привели к резкому сокращению обмена зерном и продуктами его переработки между регионами. Проявилась тенденция к снижению уровня территориальной специализации сельскохозяйственного производства, наметился крен к модели преимущественного самообеспечения регионов России.
Отечественными предприятиями перерабатывающей промышленности не удовлетворяется спрос населения на ассортимент продукции из-за его ограниченности и недостаточного выпуска продукции в качественных видах упаковки. Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий по действующей нормативно-технической документации весьма разнообразен и включает в себя более 1000 наименований, однако предприятия выпускают не более 100-170.
Отсутствие выпуска необходимого прогрессивного оборудования, современной тары, ряда упаковочных и укупорочных материалов и изделий в сочетании с хронической неплатежеспособностью предприятий не позволяет переломить ситуацию резкого отставания отечественных производителей от зарубежных.
Для коренного изменения сложившейся на сегодня ситуации требуются принципиально новые не только научно-технические, но и организационно-экономические решения.
Сегодня стоят задачи увеличения объемов производства продукции, расширения ассортимента и повышения качества, снижения издержек производства за счет внедрения нового оборудования, прогрессивных ресурсосберегающих технологий, рационального использования теплоэнергетических ресурсов, вторичных сырьевых ресурсов, создания безотходных и экологически чистых производств. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции позволит решить вопросы перспектив развития предприятий, их стратегии, отказаться от производства бесперспективных видов продукции [4].
Важное значение в организации производства конкурентоспособной продукции имеет использование научных достижений в области тары и тароупаковочных материалов.
Недостаток финансовых средств у многих предприятий перерабатывающей промышленности, вызванный кризисным состоянием экономики, является основной причиной, сдерживающей решение проблемы перевода их на выпуск продукции в современной таре.
В отрасли большая недозагрузка производственных мощностей, которая связана в основном с недостатком оборотных средств и сырья. Пополнение недостатка средств из фонда льготного кредитования практически не осуществлялось из-за большой закредитованности предприятий. Положение дел усугубляется низким уровнем инвестиций, недостаточным выделением средств на строительство и реконструкцию предприятий, разработку и создание новой техники и оборудования.
Предприятия не имеют возможности обеспечить нормативную замену изношенного и морально устаревшего оборудования. Многие из них размещены в неприспособленных и аварийных помещениях, не отвечающих основным нормативным и санитарным требованиям. В перерабатывающей промышленности эксплуатируется более 42% морально устаревшего, малопроизводительного и физически изношенного оборудования, находящегося в эксплуатации свыше 15 лет.
Дефицит инвестиций привел к износу производственных фондов, снижению производственно-экономических показателей, замедлению обновления активной части основных производственных фондов и подорожанию продукции [5].
Сегодня, в условиях ограниченных возможностей оказания экономических мер поддержки со стороны государства, решение многих вопросов в развитии отрасли и завоевании устойчивых позиций на российском рынке продуктов переработки зерна во многом зависит от самих предприятий.
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
130
Ф.М. МАМБЕТОВА
Со стороны государства требуется принятие ряда мер экономической поддержки [6], в том числе в вопросах налогообложения, таможенного регулирования в области ввоза и вывоза продуктов переработки зерна, государственного стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
Исследование показало, что основными причинами неудовлетворительной работы отраслей зернопродуктового подкомплекса являются: разрыв кооперативных связей в системе реализации зерна, его хранения и переработки с сельскими товаропроизводителями; криминализация; резкое ухудшение материально-технической базы; рост цен на энергоносители и железнодорожные перевозки; трудности в сбыте готовой продукции из-за резкого сокращения платежеспособного спроса населения; обострение проблем платежей между поставщиками сырья, производителями продуктов питания и торговлей; экономически необоснованное увеличение объемов импорта продовольствия.
Наиболее тревожными тенденциями для развития зернопродуктового подкомплекса в настоящее время и на ближайшую перспективу являются:
♦ низкий уровень экономических возможностей у товаропроизводителей для использования достижений научно-технического прогресса;
♦ деиндустриализация производства;
♦ значительное отставание развития в технике и технологиях от экономически развитых стран;
♦ низкий уровень работ по улучшению использования земельных ресурсов и повышению плодородия почв;
♦ снижение уровня квалификации кадров, безработица и бедность.
Таким образом, действенная политика в области формирования перспективной инфраструктуры зернового рынка представляет собой наиболее эффективное приоритетное направление регулирования зернового рынка в условиях усиления региональной составляющей экономической политики государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грибов В.Д.,Грузинов В.П. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Лушникова И. Развитие интеграционных процессов в АПК региона // АПК: экономика, управление, 2006, № 9.
3. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК. М.: Колос, 1999.
4. Петрухин B.C. Менеджмент XXI века. М.: Поли Гран, 1998.
5. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой : учебник. М.: Интел-Синтез, 1999.
6. Федеральный Закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».