ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЗЕРНОВОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫНКА ЗЕРНА В РОССИИ
А.И. Алтухов
Аннотация. Выявлены основные тенденции в развитии зернового хозяйства и рынка зерна в разные этапы их функционирования в период рыночных преобразований в стране.
Ключевые слова: развитие, тенденции, зерновое хозяйство, рынок зерна, этапы, структурные сдвиги, доходность, государственная поддержка.
Более чем двадцатилетний период рыночных преобразований в развитии зернового хозяйства и рынка зерна условно можно разделить на три неравнозначных по продолжительности этапа. Первый из них характеризовался коренными структурными, количественными и качественными изменениями, связанными с разрушением сложившихся в дореформенное время экономических, организационных и нормативных правовых основ ведения зернового хозяйства, сравнительно быстрой либерализацией зернового рынка, что вызвало разрыв хозяйственных связей, резкий спад производства зерна, ухудшение его качества, территориально-отраслевой структуры зернового производства, сокращение межрегионального обмена, ослабление материально-технической базы и экономического состояния зерновой подотрасли как основы эффективного функционирования зернопродуктового подкомплекса страны.
После августовского дефолта 1998 г. наступил второй этап в развитии зернового хозяйства и зернового рынка, когда происходила «отладка» рыночных механизмов хозяйствования и государственного воздействия на зерновой рынок, продолжилось сокращение посевных площадей, валовых сборов зерновых культур, уменьшался импорт и наращивался экспорт зерна, позволивший России вследствие неуклонного падения поголовья скота и птицы относительно быстро войти в пятерку крупнейших мировых лидеров стран-экспортеров зерна преимущественно пшеницы относительно невысокого качества.
С принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы начался третий этап в развитии зернового хозяйства и зернового рынка, который связан с достижением более высоких урожаев зерновых культур, стабилизацией площади зернового клина, повышением товарности зерновой подотрасли, ее инвестиционной привлекательности, более активной государственной поддержкой зернового хозяйства, оперативным регулированием зернового рынка, наращиванием экспортного потенциала зерна и осуществлением импортозамещения мясо-молочной продукции отечественным производством. При этом основные параметры развития зернового хозяйства претерпели существенные изменения, что прямо и косвенно отразилось на состоянии зернового рынка и его отдельных сегментов. Так, в сложившейся структуре посевных площадей зерновых культур удельный вес продовольственных достиг почти две трети посевов всех зерновых культур и имеет неуклонную тенденцию к дальнейшему росту. В ней доминирующее положение заняли яровая и озимая пшеница, на долю посевов которых приходилось 56,3% зернового клина страны и 56,7% валового сбора зерновых культур. Если в дореформенный период удельный вес продовольственных культур в структуре посевов зерновых культур составлял 53,7%, а в общем объеме
производства зерна - 57,2%, то в 2006-2010 гг. - соответственно 66,3 и 67,7%, а в 2011-2013 гг. - 64,7 и 63,4%. Однако внутри самой продовольственной группы ситуация неоднозначна: при дефиците зерна устойчиво сокращаются площади под крупяными культурами и озимой рожью, а расширяются под пшеницей, за счет которой преимущественно формируются товарные зерновые ресурсы, фонды продовольственного зерна для питания, технической переработки, на 40% фуражные ресурсы для животноводства, более чем наполовину семенные фонды, а также основной объем экспорта зерна.
В структуре посевов и производства зерна фуражных культур в наибольшей степени уменьшилась доля зернобобовых культур, являющихся в современных условиях основным источником кормового белка и эффективным улучшителем почвенного плодородия, что особенно важно в связи с резким сокращением применения удобрений и повсеместным падением плодородия почвы. В 2006-2010 гг. площадь под зернобобовыми культурами составила только 28,8% от уровня 19861990 гг., а объем производства их зерна снизился в 2,9 раза. В 2011-2013 гг. несмотря на значительное расширение посевов зернобобовых культур при более низком уровне урожайности их валовой сбор не достиг даже уровня 1991-1995 гг.
Нерациональные структурные сдвиги в зерновом клине и производстве зерна прежде всего связаны с изменениями в соотношении между группами зерновых продовольственных и фуражных культур в сторону неуклонного повышения доли первой группы вследствие провозглашенной в начале рыночных преобразований политики на самообеспечение регионов продовольствием, в первую очередь продовольственным зерном. В продовольственной группе произошло повышение доли в посевах и в производстве зерна пшеницы и сокращение крупяных, сильных и особенно твердых сортов пшеницы, озимой ржи, а в фуражной - снижение удельного веса ячменя и овса. При этом в 2008-2013 гг. внутреннее потребление зерна стабилизировалось на уровне 69,0 млн т при его производстве 84,4 млн т.
На внутреннем рынке зерно реализуется преимущественно перерабатывающим предприятиям и организациям оптовой торговли. В 2008-2013 гг. на этот канал сбыта приходилось 89,0% всего объема реализованного зерна сельскохозяйственными организациями. За эти годы цена реализации тонны зерна по данному каналу сбыта составила 5220 руб., что на 3,0% выше среднероссийского показателя.
Рентабельность производства и реализации зерна значительно колеблется по годам. Например, если в 2005 г. ее уровень составил 8,3%, то в 2007 г. - 46,6%. При этом объемы производства и реализации зерна и уровень его товарности практически мало различались между собой, что свидетельствует о значительной неустойчивости экономики зернового хозяйства и нестабильности функционирования зернового рынка.
Сложившаяся ситуация в зерновом хозяйстве и на зерновом рынке страны заключается в противоречивости, сложности, во многом стихийности, непредсказуемости и динамичности происходящих явлений. При отсутствии государственной программы развития зернового хозяйства и рынка зерна, принимаемые на федеральном уровне решения зачастую осуществляются методом проб и ошибок, а то и в режиме «ручного управления», часто отражают экономические интересы
лоббирующих коммерческих структур, крупных трей-деровых зерновых компаний в ущерб интересам непосредственных производителей зерна, населения и государства. Именно отсутствие государственной программы развития зернового хозяйства и рынка зерна постоянно приводят к их стихийному функционированию, многочисленным «нестыковкам» отдельных отраслей, подотраслей и производств зернопродуктового подкомплекса, нарушению экономических отношений между ними, неуклонному росту производственных и трансакционных издержек, ослаблению влияния государства на воспроизводственный процесс в зерновом хозяйстве, деспециализации зернового производства, свертыванию межрегиональных поставок зерна, сохранению «теневого» зернооборота, криминализации и дроблению единого национального зернового рынка на локально замкнутые рынки в масштабах отдельного региона или группы регионов. Именно в зерновом хозяйстве и зерновом рынке переплелись и сконцентрировались в сложный узел практически все многочисленные проблемы функционирования зернопродукто-вого подкомплекса, накопившиеся в дореформенный период и особенно обострившиеся в годы рыночных преобразований.
Свыше двадцати лет зерновое хозяйство несет на себе тяжесть системного кризиса, пронизывающего всю его организационную, экономическую, социальную и институциональную структуру, поскольку остается неблагоприятной макроэкономическая ситуация, ухудшаются межотраслевые экономические отношения, сохраняется монополизм ресурсопроизводящих и обеспечивающих отраслей. Недостаточно эффективное регулирование зернового рынка и монополизм производителей материально-технических ресурсов дают дополнительный импульс росту внутренних цен на них, тем самым увеличивая диспаритет цен на зерно и промышленную продукцию, используемую зернопроизво-дящими хозяйствами. Это, в свою очередь, ведет к негативным явлениям в развитии зернового хозяйства и функционировании зернового рынка, снижает конкурентоспособность российского зерна на мировом рынке.
Слабость организующих и интегрирующих начал у государства, недостатки и пассивность регулирования им зернового рынка, непредсказуемость погодных и рыночных условий, хронический дефицит инвестиций постоянно блокируют эффективное развитие зернового хозяйства и рынка зерна. Многочисленные проблемы, с которыми они постоянно сталкиваются, можно в основном свести к отсутствию у государства скоордини-рованности взаимосвязанных тактических и стратегических мер, учета современных нюансов формирования более совершенного организационно-экономического механизма в практической его реализации применительно к конкретным мерам государственного воздействия на рынок зерна на федеральном и региональных уровнях.
Принимаемые государством часто запоздалые и разрозненные нормативные правовые, экономические и организационные меры поддержки производства зерна и регулирования его рынка из-за отсутствия государственной программы развития зернового хозяйства и зернового рынка не охватывают всех сторон их функционирования и поэтому не дают пока сколько-нибудь значимых продолжительных положительных результатов. Все это приводит к тому, что национальный рынок зерна дробится на локально замкнутые местные рынки с разного рода ограничительными барьерами, особенно заметно усиливающимися и расширяющимися в неурожайные годы и в периоды экономического кризиса. Этому способствует и неразвитость инфраструктуры
зернового рынка, его логистического обеспечения. Именно неразвитость оптовых рынков, биржевой торговли зерном, информационных систем и других элементов инфраструктуры, необходимых для устойчивой зерновой торговли, способствует неоправданно большому числу посреднических звеньев на пути движения зерна от производителей к потребителям, вбросу часто заведомо необъективной информации. Это прямо или косвенно приводит к занижению цен на зерно, закупаемое у его производителей, завышению розничных цен на конечную продукцию зернопродуктового подкомплекса для потребителей, существенно искажая реальные механизмы функционирования зернового рынка, вызывая неадекватную реакцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, экономическую «лихорадку» зерновой подотрасли, а стало быть, и зернопродуктово-го подкомплекса в целом. Россия сравнительно быстро переняла либерализацию цен на зерно и продукты его переработки, свободу зерновой торговли, но пока медленно перенимает и применяет эффективные формы и методы государственного регулирования зернового рынка.
Юридически сделав сельскохозяйственных товаропроизводителей экономически свободными предпринимателями, государство не смогло реально создать для них необходимую инфраструктуру и здоровую конкуренцию в сфере сбыта зерна и по существу утратило контроль над ее существующими элементами в лице элеваторов и хлебоприемных предприятий. При этом неразвитость рыночной инфраструктуры, слабое знание спроса на отдельные виды зерна, отсутствие объективной и оперативной информации, острый дефицит необходимых собственных финансовых средств приводят к деспециализации зернового производства, нерациональному использованию природного и производственного потенциала. По существу государство не имеет эффективного механизма регулирования территориально-отраслевого разделения труда в зерновом производстве и межрегионального обмена. Поспешная либерализация зернового рынка в сочетании с другими негативными факторами внутреннего и внешнего характера явилась причиной того, что в дореформенный период чрезмерно зарегулированный зерновой рынок превратился в относительно малорегулируемую государством простую куплю-продажу зерна.
Отсутствие кооперативной формы сбыта, эффективного механизма ориентации производителей зерна в быстро меняющемся спросе на отдельные его виды повлекло за собой трудности с их реализацией. Ценообразование на зерновом рынке отражает его хаотическое движение, поскольку по регионам цены на один и тот же вид зерна в зависимости от канала его сбыта различаются в полтора-два раза. Их значительная амплитуда колебаний по отдельным регионам страны свидетельствует, что национальный зерновой рынок состоит из ряда относительно изолированных друг от друга локальных рынков. Этому способствовали и крайне высокие расходы на транспортировку зерна, которые стали одним из основных факторов разрушения единого рыночного пространства и деспециализации зернового производства.
Ликвидировав крупномасштабный импорт зерна и возобновив его экспорт главным образом за счет резкого сокращения использования зерна на корм скоту и птице и семена, более экономного его потребления на продовольственные цели, Россия увеличила импорт продуктов животноводства, который оказался почти равнозначным объему зерна, закупаемого за рубежом в дореформенный период. Поэтому развитие экспорта зерна не должно создавать ситуацию, подрывающую его внутренний рынок, формирование в необходимых
размерах государственных резервов, своевременное проведение товарных закупок и интервенций, залоговых операций, порождать неблагоприятную для развития животноводства ценовую конъюнктуру на внутреннем рынке фуражного зерна. Если в последние годы советского периода официально замалчивались объемы крупномасштабного импорта зерна, то в современных социально-экономических условиях значительным достижением является увеличение его экспорта при одновременно высоком импорте продуктов животноводства. Однако развивать российский экспорт зерна не следует по принципу «недоедим, а вывезем» и не в ущерб ограничению внутреннего его потребления, а прежде всего для увеличения производства мясо-молочной продукции с целью сокращения ее крупномасштабного импорта. Только при таких условиях почти за вековой период второе «вхождение» России в число крупнейших мировых стран-экспортеров зерна имеет шанс на постоянный успех.
Однако, несмотря на реализацию государством отдельных мер по развитию зернового хозяйства и более оперативному регулированию рынка зерна в части проведения товарно-закупочных интервенций и залоговых операций, острота многих накопившихся проблем, решение которых необходимо для обеспечения устойчивого экономического функционирования зерновой подотрасли, повышения ее доходности, значительно возросла. Сложившаяся ситуация усугубляется продолжающимся аграрным кризисом, который негативно отразился и на инвестиционном климате аграрной сферы экономики, создав угрозу замедления и без того низких темпов технико-технологической модернизации зернового хозяйства, перевода его на инновационно-инвестиционный путь развития. Он усилил тенденцию к снижению уровня рентабельности зернового производства, росту закредитованности большинства зерно-производящих хозяйств.
В перспективе наиболее вероятно не только сохранение множества существующих негативных условий, которые могут отрицательно повлиять на развитие зернового хозяйства и рынка зерна, но и появление новых, связанных с членством России в ВТО и в региональных объединениях на экономическом пространстве СНГ. К наиболее важным из них следует отнести:
- неблагоприятную макроэкономическую ситуацию со всеми вытекающими отсюда негативными моментами для ведения зернового хозяйства и функционирования рынка зерна;
- падение доходности зернового хозяйства вследствие неуклонного роста цен на энергоресурсы и другие материально-технические ресурсы, потребляемые производителями зерна, что существенно ограничивает у большинства из них экономические возможности для ведения зернового хозяйства на расширенной основе, перевода его на инновационно-инвестиционной путь развития прежде всего в регионах товарного производства зерна;
- высокую зависимость зернового хозяйства от погодных условий. Например, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. валовой сбор зерновых культур уменьшился на 37,2%. Если в 2009 г. засуха охватила 16 регионов страны, то в 2010 г. - 43 региона. Пострадавшими оказались свыше 25 тыс. хозяйств. Сельскохозяйственные культуры погибли на 30% посевных площадей регионов, пострадавших от засухи, и на 17% всей посевной площади, что, более чем втрое, превысило уровень 2009 г. Аномальная засуха нанесла прямой ущерб сельскому хозяйству в объеме почти 42 млрд руб. (в 16,7 раза больше уровня 2009 г.), значительно подорвав его экономический потенциал, особенно в регионах Приволжского и Центрального федеральных округов, в ко-
торых расположен 81% хозяйств, пострадавших от засухи. Доля этих округов в общей площади погибших посевов составляла 84%, понесенном прямом ущербе -87%. Засуха 2012 г. также негативно отразилась на зерновом хозяйстве страны, хотя ущерб от нее был значительно ниже;
- несовершенство земельных отношений в аграрной сфере экономики, практически повсеместное падение плодородия почвы, ухудшение мелиоративного состояния пашни, наличие в огромных размерах неиспользуемых пахотнопригодных земель при хроническом дефиците отечественного продовольствия, покрываемого за счет крупномасштабного импорта, превысившего почти в полтора раза пороговую величину продовольственной безопасности;
- недостатки в размещении, специализации и концентрации зернового производства. Во многих регионах страны удельный вес площади зернового клина в структуре посевов сельскохозяйственных культур превысил 70%, фактически превратив зерновое хозяйство в доминирующую и монопродуктовую подотрасль сельскохозяйственного производства, от финансового состояния которой в значительной степени стала зависеть не только экономика зернопроизводящих хозяйств, но и в целом сельского хозяйства. Кроме того, сложившееся территориально-отраслевое разделение труда в зерновом производстве ухудшило качественные показатели зерна, что негативно отразилось на эффективности функционирования прежде всего мукомольно-крупяной и хлебопекарной промышленности;
- недостаточную и некомплексную государственную поддержку зернового хозяйства, несовершенство организационно-экономического механизма регулирования зернового рынка и его отдельных сегментов на федеральном и региональном уровнях;
- ухудшение технико-технологического состояния зернового хозяйства, хронический недостаток квалифицированных кадров, а также стагнацию отраслей промышленности, поставляющих сельскохозяйственную технику и оборудование для зерновой подотрасли;
- неразвитую инфраструктуру зернового рынка и сложность доступа к ней непосредственно сельскохозяйственных товаропроизводителей, ужесточение условий внешнеэкономической деятельности в связи с требованиями ВТО и региональными объединениями на экономическом пространстве СНГ.
Вместе с тем в современных экономических условиях из всего многообразия существующих проблем, решение которых непосредственно затрагивает не только развитие зернового рынка, но одновременно отражается и на состоянии зернового хозяйства и сопряженных с ним отраслей, подотраслей и производств зернопродуктового подкомплекса, следует прежде всего акцентировать внимание на пяти основных взаимосвязанных и взаимообусловленных проблемах. К ним следует отнести:
во-первых, отсутствие государственной целевой программы развития зернового хозяйства и рынка зерна. Новая Государственная программа также не решает всех накопившихся многочисленных проблем зернового хозяйства, хотя и определяет основные параметры его развития, ставит на законодательную основу государственную поддержку зерновой подотрасли и государственное регулирование зернового рынка, создает относительную стабильность в экономических отношениях между сельскохозяйственными товаропроизводителями и государством, ориентирует зерновое хозяйство, зерновой рынок и отдельные зерноперерабатываю-щие отрасли на устойчивое развитие;
во-вторых, низкую доходность производителей зерна, которая для многих из них недостаточна для ве-
дения простого, суженного и особенно расширенного воспроизводства в зерновом хозяйстве, перехода на инновационно-инвестиционный путь его развития, снижения резкого колебания сезонных и годовых цен на зерно;
в-третьих, частичное импортозамещение продукции животноводства путем увеличения ее отечественного производства на основе расширения внутреннего потребления фуражного зерна и рационального его использования, развития рынка фуражного зерна;
в-четвертых, увеличение производства зерна до объемов, удовлетворяющих возрастающие внутренние потребности в нем, формирование необходимых экспортных ресурсов высококачественного зерна для закрепления и расширения ниши на мировом зерновом рынке не только за счет более рационального использования естественных преимуществ, связанных с возможностью расширения зернового клина, недооцененной стоимостью земли и дешевой рабочей силой, но и задействования инвестиционных и инновационных факторов для повышения конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке;
в-пятых, преодоление разного рода рисков, которые могут существенно осложнить ведение зернового хозяйства, надежность хлебофуражного снабжения, функционирование зернового рынка и наращивание экспортных ресурсов высококачественного зерна.
Что касается решения первой проблемы, то в современных социально-экономических условиях эффективность ведения зернового хозяйства во многом определяется развитием смежных с ним отраслей АПК вообще и зернопродуктового подкомплекса в частности, состоянием агропродовольственного рынка, сложившейся системой экономических взаимоотношений его участников и рядом других внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на надежное хлебофуражное обеспечение страны. Успешное решение этой проблемы возможно в том случае, если совокупность зернопроизводящих хозяйств, предприятий зер-ноперерабатывающей промышленности и торговли, обеспечивающие производство, транспортировку, хранение, переработку и реализацию зерна и продуктов его переработки будут представлять собой оптимально сбалансированную целостную систему, в которой зерновое хозяйство является важнейшим ядром зернопро-дуктового подкомплекса, основой развития зернового рынка и его отдельных сегментов.
Таким образом, сложившаяся ситуация в зерновом хозяйстве и на зерновом рынке страны заключается в противоречивости, сложности, во многом непредсказуемости и динамичности происходящих явлений. Однако чтобы зерновое хозяйство имело экономическую возможность для расширенного воспроизводства, а зерновой рынок развивался преимущественно устойчиво, обеспечивалось надежное хлебофуражное снабжение, увеличивались экспортные ресурсы высококачественного зерна, укреплялись национальные интересы страны в мире, необходимо разработать государственную целевую отраслевую программу развития зернового хозяйства и зернового рынка в рамках новой Государственной программы, в которой экономически заинтересованы все хозяйствующие субъекты зернового рынка. Она должна исходить из необходимости устойчивого и эффективного функционирования зернового хозяйства и смежных с ним отраслей экономики, формирования развитого зернового рынка в целях более полного и гарантированного удовлетворения потребности страны в зерне, расширения его экспорта, а также представлять собой четкие ориентиры развития количественных и качественных параметров производства, распределения, обмена и потребления зерна, преду-
сматривать их увязку с другими отраслями и ресурсами, мерами государственного регулирования зернового рынка, развития межрегионального обмена, совершенствования экспортно-импортных операций. Такая программа должна базироваться на протекционизме в отношении производства преимущественно дефицитных и высококачественных видов зерна, содержать формы и эффективные методы воздействия государства на зерновой рынок, обеспечивать надежную систему взаимодействия между органами власти, бизнесом и производителями зерна, а также иметь преемственный и последовательный характер, гарантировать исполнение всех предусмотренных государством мер, служить ориентиром и гарантом для всех участников зернового рынка.
Проблему развития зернового хозяйства и рынка зерна следует решать комплексно, поэтому необходимо иметь стабильную законодательную базу, для чего следует, наконец, доработать базовый Закон Российской Федерации «О зерне». Именно он может составить основу целевой программы развития зернового хозяйства и рынка зерна, которую в первую очередь следует сориентировать на:
- стимулирование расширения внутреннего потребления зерна, повышение как спроса на зерно, так и на рост его предложения за счет увеличения объема производства высококачественного зерна, дефицитных его видов до уровня, обеспечивающего в них внутренние потребности, продажу в федеральный и региональные продовольственные фонды, создание в необходимых объемах резервного фонда для регулирования зернового рынка и его отдельных сегментов, пополнения экспортных ресурсов;
- изменение существующей ситуации, ориентированной на максимальное самообеспечение региона собственным зерном, и переход к более полному учету преимуществ территориально-отраслевого разделения труда в зерновом производстве, развитию межрегионального обмена, совершенствованию экспортно-импортных операций. В основу рационального размещения и формирования специализированных зон производства отдельных видов зерна необходимо положить принцип приоритета национальных интересов над региональными и местными экономическими интересами. Его использование должно способствовать выбору более рационального варианта территориально-отраслевого разделения труда, обеспечивающего развитие межрегионального обмена, увеличение емкости внутреннего рынка с позиции экономической эффективности не отдельного региона, а страны в целом;
- рационализацию структурной перестройки зернового производства, совершенствование межрегионального обмена, размещения и создание специализированных товарных зон производства отдельных видов зерна с целью максимального использования биоклиматического потенциала и производственных ресурсов каждого зернопроизводящего хозяйства и региона страны;
- стабилизацию конъюнктуры зернового рынка путем снижения разного рода рисков в производстве и сбыте зерна, которые часто делают непредсказуемыми последствия принимаемых государственных и хозяйственных решений;
- формирование благоприятной конъюнктуры рынков продовольственного, фуражного и семенного зерна, а также рынка зерна на техническую переработку и их отдельных сегментов;
- оперативное и своевременное проведение зерновых закупочных и товарных интервенций и повышение их «прозрачности», развитие залоговых операций и биржевой торговли зерном;
- реализацию инвестиционных проектов по созданию недостающих инфраструктурных объектов зерно-
вого рынка, укрепление и расширение логистических схем товародвижения, надежное оперативное и объективное информационное обеспечение всех участников рынка;
- превращение зернового экспорта в устойчивый фактор поддержания доходов отечественных производителей товарного зерна при условии предотвращения поведения экспортеров, приводящих к дефициту предложения отдельных видов зерна на внутреннем рынке;
- сохранение и укрепление статуса мировой зерновой державы, закрепление и расширение позиций страны на мировом зерновом рынке, что потребует перехода зернового хозяйства на инновационно-инвестиционный путь развития в первую очередь в регионах товарного производства зерна.
Что касается решения второй проблемы развития зернового хозяйства, то в его экономике преобладает тип суженного воспроизводства, поскольку негативные процессы пока доминируют над позитивными. Отдельные положительные моменты не должны создавать иллюзию экономического благополучия в отношении стабильного функционирования зернового хозяйства, формирования для него относительно благоприятных экономических условий, поскольку основные базовые показатели развития зерновой подотрасли, касающиеся самой возможности постоянно заниматься инновационной и инвестиционной деятельностью с целью обеспечения расширенного воспроизводства, повышения устойчивости доходности производства зерна, продолжают оставаться на низком уровне или даже ухудшаться, что особенно заметно проявляется в урожайные годы.
Экономический парадокс заключается в том, что в годы реализации первой Государственной программы даже при рентабельности 29-35% зерновое хозяйство фактически не имеет возможности эффективно развиваться. Низкая доходность зернового хозяйства делает проблематичным его развитие по инновационно-инвестиционному пути даже в регионах товарного производства зерна. Поэтому чтобы инновационная деятельность в зерновом хозяйстве была активной и эффективной, необходимо задействовать эффективный организационно-экономический механизм освоения научных достижений. Для этого предстоит совершенствовать нормативную правовую базу инновационной деятельности и разработать государственную инновационно-инвестиционную политику с учетом государственно-частного партнерства при приоритете сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающую простое, суженное или расширенное воспроизводство в зерновой подотрасли.
Вместо одноразовых и часто разрозненных мер по переводу зернового хозяйства на инновационно-инвестиционный путь должна быть разработана программа его развития, подкрепленная стабильными государственными мерами, рассчитанными на ближайшую и более отдаленную перспективу. Именно через системную технико-технологическую модернизацию подотрасли, базирующуюся на новой технике и использовании прогрессивной технологии возделывания зерновых культур, представляется возможным преодолеть многие негативные факторы в зерновом производстве: невысокий уровень производительности труда, который примерно в 8-10 раз ниже, чем в экономически развитых странах; почти на одну треть уступающую среднемировым показателям продуктивность зернового клина; низкий уровень использования природно-ландшафтных, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов, высокоэффективных ресурсосберегающих технологий. Пока конкурентные преимущества российского зерна на мировом рынке обуслов-
лены в основном естественными преимуществами за счет чрезмерного использования черноземов и экономическими - благодаря наличию относительно дешевой рабочей силы и недооцененной стоимости земли.
Что касается перевода зернового хозяйства на инновационно-инвестиционный путь развития прежде всего в регионах товарного производства зерна, связанного с широким внедрением селекционно-генетических, производственно-технологических и организационно-управленческих инноваций, то без осуществления государственной инновационно-инвестиционной политики, которая является ключевым фактором в развитии зернового хозяйства инновационного типа, трудно будет ликвидировать разрыв в уровне эффективности ведения зерновой подотрасли по сравнению с основными странами-экспортерами зерна, сделать его производство более привлекательным для инвесторов и восприимчивым к нововведениям, обеспечить экономическую заинтересованность непосредственно самих производителей зерна и частного бизнеса в организованном развитии зернового экспорта, повышать конкурентоспособность российского зерна. Увеличению экспорта зерна при ограниченности его внутреннего спроса способствует расширение применения инновационных процессов в зерновом хозяйстве. В свою очередь, крупномасштабный экспорт зерна, непосредственно затрагивая емкость внутреннего рынка, не должен быть альтернативой его развитию.
Третья проблема развития зернового хозяйства связана с импортозамещением продукции отечественного животноводства. Высокая доля импортной мясной и молочной продукции сужает ресурсы внутреннего рынка фуражного зерна для его развития. Одновременно, приобретая все более выраженную экспортную направленность, зерновое хозяйство страны ориентируется прежде всего на потребность мирового рынка, а не на внутренние нужды. Вместе с тем отсутствие заметных подвижек в рациональном использовании зернофуража не только не позволяет повышать конкурентоспособность животноводческой продукции, снижать ее высокую кормоемкость, которая, например, в скотоводстве, свиноводстве и овцеводстве в 1,5-2 раза превышает уровень экономически развитых стран, но и не дает возможности обходиться меньшим количеством зерна при росте цен на него или дополнительно привлекать зерновые ресурсы для более ускоренного наращивания отечественного производства мяса, молока и яиц.
Как в современных условиях, так и в перспективе на объем и структуру использования фуражного зерна в стране будут оказывать воздействие изменения структуры производства мяса и эффективность расхода зернофуража. Влияние этих двух основных факторов во многом будет определять не только объем зернового экспорта, но и внутреннее потребление зерна, а следовательно, емкость его рынка. Именно от увеличения или снижения объема использования зерна на фураж будут зависеть не только возможность расширения или сужения экспорта зерна, занявшего в расходе зерновых ресурсов третье место после расхода на фураж и продовольствие и имеющего тенденцию к его росту, но также и от повышения конкурентоспособности производимой отечественной животноводческой продукции. Одновременно решение этих вопросов напрямую связано с объемом производства зерна и улучшением его структуры за счет расширения посевов зернобобовых культур и кукурузы, поскольку необходимо учитывать наращивание более высокими темпами мясной продукции и формировать необходимые товарные ресурсы для зернового экспорта. Если в дореформенный период Российская Федерация увеличивала производство мяса и молока путем одновременного роста валового сбора зерновых культур и крупномасштабного импорта зерна,
то в современных условиях эту задачу приходится решать преимущественно за счет собственного производства зерна, не снижая, а наоборот, увеличивая его экспортный потенциал. Пока же наращивание российского экспортного потенциала зерна происходит в условиях высокой зависимости от крупномасштабного импорта продовольствия, превысившего почти в полтора раза пороговую величину продовольственной безопасности страны, сокращения более чем на одну треть валового сбора зернофуражных культур вследствие уменьшения поголовья животных и производства животноводческой продукции, а также чрезмерного истощения черноземов, поскольку вынос питательных веществ из почвы почти в 5 раз превышает их возврат, а только 3% пахотных земель в стране имеют положительный баланс гумуса.
Решение четвертой проблемы представляется не простым и далеко не однозначным действием, поскольку оно непосредственно затрагивает экономические интересы производителей зерна и государства, имеет важное значение для выбора приоритетов национальной агропродовольственной политики, государственной программы развития зернового хозяйства и рынка зерна, определения направлений, масштаба и системы мер государственной поддержки сельского хозяйства вообще и зернового в частности, а следовательно, и для достижения наиболее вероятного уровня производства зерна.
Производство зерна в стране следует неуклонно увеличивать как за счет мобилизации экстенсивных, так и интенсивных факторов, одновременно задействуя естественные, инновационные и инвестиционные факторы развития зернового хозяйства, что является сложной и многоаспектной задачей. Но ее решение даст возможность стране повысить внутреннее потребление зерна и доходность его производителей, значительно укрепить свои экспортные позиции в мире. Для этого необходимо:
- соразмерять объем увеличения производства зерна с рациональным использованием биоклиматического потенциала и производственных ресурсов, созданием необходимых резервных и экспортных ресурсов зерна, повышением качества зерна с учетом его целевого использования, одновременно завоевывая мировой рынок более качественного зерна;
- наращивать производство зерна при одновременном сокращении его нерационального использования на семенные и особенно на фуражные цели и увеличении поставок более качественного и конкурентоспособного зерна на мировой рынок;
- расширять в первую очередь внутреннее потребление зерна за счет наращивания производства животноводческой продукции, осуществления в рациональных размерах ее импортозамещения;
- улучшать размещение, углублять специализацию и усиливать концентрацию производства зерна в регионах, где прежде всего почвенно-климатические условия наиболее благоприятны для возделывания отдельных видов зерновых культур, а также совершенствовать межотраслевые пропорции и межрегиональный обмен, отдавая приоритет развитию зернового хозяйства и регулированию рынка зерна;
- ликвидировать сложившийся технико-технологический разрыв в ведении зернового хозяйства и подотраслей животноводства, а также уменьшить чрезмерную концентрацию посевов зерновых культур в отдельных зернопроизводящих регионах, в которых их доля в структуре посевов сельскохозяйственных культур превышает 60-70%, учитывая соблюдение рекомендуемых наукой севооборотов, экологичности производ-
ства в целях сохранения и повышения плодородия почвы;
создать недостающие элементы инфраструктуры зернового рынка, особенно связанные с экспортом зерна за счет внедрения более современных логистических систем.
Неоспоримым фактом является то обстоятельство, что Россия, располагающая огромным аграрным потенциалом, может производить тонну зерна на душу населения. Но чтобы его успешно реализовать, потребуются значительные финансовые средства и продолжительное время. Однако решение задачи достижения страной производства одной тонны зерна в расчете на душу населения не должно стать своего рода панацеей в обеспечении продовольственной безопасности и расширения ее присутствия на мировом зерновом рынке в ущерб другим национальным интересам. Только эффективная реализация системы тактических и стратегических мер по увеличению производства и улучшению качества зерна, повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, рациональному сочетанию экстенсивных и интенсивных факторов производства, преодолению разного рода рисков позволит не только обеспечить надежное хлебофуражное снабжение страны, но и укрепить ее позиции на мировом зерновом рынке, реально обеспечить ей статус крупной мировой зерновой державы.
Список использованных источников
1 Алтухов А.И. Развитие зернового хозяйства и рынка зерна в России: проблемы и пути решения // Научное обозрение: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 15-21.
2 Алтухов А.И. Зерновой рынок России. - М.: ГНУ Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства (ГНУ ВНИИЭСХ). Изд-во ИП Насирддинова В.В., 2012. - 700 с.
Информация об авторе
Алтухов Анатолий Иванович, доктор экономических наук, профессор, академик РАН, заведующий отделом территориально-отраслевого разделения труда в АПК ФГБНУ «ВНИИЭСХ».