f A %
<8. <8. Фахнина
формирование переговорной культуры сотрудников органов внутренние дел...
ЧИППКРО
Научные сообщения
УДК 378.091.398+159.99
Формирование переговорной культуры сотрудников органов внутренних дел
в системе дополнительного профессионального образования
В. В. Вахнина
Formation of the negotiating culture of internal affairs officers in the system of additional professional education
V. V. Vakhnina
Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования; подготовке сотрудников, осуществляющих переговорный процесс в различных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления. Автор рассматривает уровни профессионального переговорного мастерства, выделяет высший уровень - переговорную культуру сотрудников ОВД, анализирует основные компоненты переговорной культуры сотрудников ОВД. В статье автор утверждает, что в процессе осуществления общей психологической подготовки специалистов-переговорщиков формируются необходимые для переговоров в кризисных ситуациях профессионально важные качества. Автор полагает, что профессионально-психологическая подготовка ориентирована на повышение надежности профессиональных навыков и умений, обеспечение их качественного функционирования при высокой психической напряженности в различных переговорных ситуациях. Высшим уровнем всей переговорной подготовки является переговорная культура личности переговорщика.
Abstract. The article is devoted to the problem of the professional and psychological preparation
of internal affairs officers in the system of additional professional education and preparation of specialists involved in negotiation process in a variety of situations related to the commission of a crime. The author considers the levels of professional negotiation skills, identifies the highest level - negotiating culture of internal affairs officers, and analyzes the main components of the negotiating culture of internal affairs officers. The author claims that during the psychological preparation of negotiators the professionally important qualities necessary for negotiations in crisis situations are formed. The author believes that the professional and psychological preparation is focused on improving the reliability of professional skills, providing their proper functioning in the state of mental tension during negotiations. The highest level of the negotiation training is negotiating culture of specialist.
Ключевые слова: переговорная культура сотрудников ОВД; профессионально-психологическая подготовка; психологическая подготовка переговорщиков; компоненты переговорной культуры; группа ведения переговоров.
Keywords: negotiating culture of internal affairs officers; professional and psychological training; psychological training of negotiators; components of negotiating culture; negotiating group.
ж
ЧИППКРО
Одним из путей профилактики и преодоления кризисов переговорной деятельности является профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к переговорам с преступниками в системе дополнительного профессионального образования.
Психологическая подготовка переговорщиков - это целенаправленное формирование и закрепление у специалистов психических образов модели их предстоящих или будущих действий. Обучение строится по принципу: чем большее количество предстоящих психических образов, максимально соответствующих обстановке, сформировано у переговорщика, тем меньше вероятность его попадания в ситуацию неопределенности, неизвестности, которая, как правило, влечет за собой срабатывание пассивно-оборонительного рефлекса, а следовательно, возможны неэффективные действия.
В процессе осуществления общей психологической подготовки специалистов-переговорщиков формируются необходимые для переговоров в кризисных ситуациях профессионально важные качества.
В ходе профессионально-психологической подготовки повышается профессионально-психологическая устойчивость, способность выдерживать нервно-психические нагрузки, развиваются внимательность, бдительность, осторожность, быстрота реакции.
Переговорная культура сотрудников ОВД -динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личностных качеств, навыков и умений, предопределяющее сознательное отношение и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса.
Составляющие переговорной культуры - это знания, умения и навыки, представленные рядом компонентов: мотивационный, ценностно-смысловой компонент, когнитивный компонент; коммуникативный компонент, эмоционально-волевой компонент; поведенческий компонент.
Знания необходимы для психодиагностики, понимания, прогнозирования процесса переговоров, поведения субъектов, совершенствования переговорного процесса. Умения позволяют предпринимать осознанные действия в соответствии с наличествующими знаниями о закономерностях переговорного процесса. На-
выки - алгоритмы действий, которые на неосознанном уровне выполняются в соответствующей ситуации. Комбинация мотивации, знаний, умений и навыков антикризисных переговоров во многом составляют основу переговорной культуры.
Таким образом, переговорная культура формируется из следующих составляющих: знание составляющих переговорной культуры; умение вести вербальный и невербальный обмен информацией; умение проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение определять эффективные стратегии, тактики и психотехники; умение взаимодействовать с субъектами переговоров, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей переговоров; готовность к применению знаний и умений, присущих переговорной культуре; эмоционально-волевая регуляция в процессе переговоров; желание успешного (антикризисного) ведения переговоров; умение применять стратегии, тактики и психотехники.
Процесс формирования и развития переговорной культуры состоит из двух частей: формирование и развитие переговорной культуры сотрудников ОВД.
1 часть. Формирование переговорной культуры сотрудников ОВД: а) условия формирования переговорной культуры: объективные, субъективные, объективно-субъективные; б) основные компоненты: речевые умения и навыки; психолого-педагогическая компетентность (коммуникативная; аутопси-хологическая; конфликтологическая и экстремально-юридическая компетентность;
в) задачи: установление контакта; поиск совпадающих интересов; разрешение конфликтной ситуации; г) механизмы формирования: формирование коммуникативные умения, навыки, использование техники нейролингви-стического программирования, социально-психологический тренинг, упражнения, игры (ролевые, рефлексивные, деловые).
2 часть. Развитие переговорной культуры: а) алгоритм развития: повышение уровня сформированности переговорных умений и навыков; б) совершенствование стиля переговорной деятельности; в) развитие ценностно-смысловой сферы личности переговорщика;
г) критерии эффективности переговоров;
В. В. Вахнина
формирование переговорной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе...
д) уровень развития переговорной культуры: низкий, средний высокий [1, с. 90].
Развитие переговорной культуры происходит в деятельности, которая развивает переговорное мастерство посредством включения в процесс реальной коммуникации. Развитие коммуникативных навыков происходит через многократное повторение действий и операций в условиях реально осуществляемой деятельности. Сформированная переговорная культура позволяет более успешно проводить переговоры, предупреждая возникновение кризисных переговорных ситуаций.
Одной из основных психотехнологий формирования переговорной культуры является социально-психологический тренинг, который позволяет моделировать различные кризисы переговорной деятельности, пути их преодоления. Моделирование кризисных ситуаций в переговорной деятельности включает несколько уровней формирования переговорной эффективности: базовая поведенческая активность; переговорная грамотность; переговорная компетентность; переговорная культура переговорщика.
Концепция формирования и развития переговорной культуры сотрудника ОВД в рамках системно-ситуативного подхода и контекстного обучения ориентирована на профессиональную подготовку сотрудников ОВД в системе дополнительного профессионального образования, реализуемую посредством системного использования профессионального контекста.
Был проведен формирующий эксперимент, целью которого было доказать возможность формирования (развития) переговорной культуры сотрудников ОВД с помощью специального курса обучения. В процессе исследования изучались психологические составляющие, закономерности и особенности формирования и развития переговорной культуры сотрудников ОВД.
В качестве критериев научности и требований к формирующему эксперименту использовались: включение в учебно-образо-вательнй процесс психотехнологий с целью формирования переговорной культуры сотрудников органов внутренних дел; обеспечение условий, позволяющих выделить связи между воздействием и его результатом; включение полного, фиксируемого учета па-
раметров (показателей) начального и конечного уровня переговорной культуры, различие между которыми и определяет результат эксперимента; доказательность, обеспечивающая достоверность выводов.
При проведении формирующего эксперимента создавался экспериментальный план с использованием двух рандомизированных групп с тестированием до и после воздействия, с целью определения влияния личностных особенностей, специально организованных условий и психотехнологий на формирование переговорной культуры, а также влияния переговорной культуры сотрудников ОВД на выбор эффективной стратегии в процессе переговоров.
Формирование независимых переменных, то есть новых условий образовательной среды (новые методы, приемы и средства обучения, развития), психологические особенности участников эксперимента. Независимая переменная в эксперименте является главным формирующим фактором. Нами была проверена эффективность независимой переменной, ее способность улучшать личностные качества участников эксперимента.
Таким образом, для уточнения соотношения всех факторов, входящих в формирующий эксперимент, были выделены зависимая и независимая переменные.
В качестве независимой переменной в эксперименте выступали: психологические условия, в которых осуществляется деятельность испытуемого; характеристика заданий, выполнение которых требуется от испытуемого; характеристики самого испытуемого (социально-демографические различия испытуемых, эмоциональные состояния, психологические особенности испытуемых).
Инструктивные независимые переменные были связаны с экспериментальным заданием, его качественными и количественными характеристиками, а также способами его выполнения.
Персональные независимые переменные, используемые в формирующем эксперименте, представляли управляемые особенности испытуемого: различные эмоциональные состояния. Каждый испытуемый, участвующий в эксперименте, обладает уникальными физическими, биологическими, психологическими, социально-психологическими и социальными призна-
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 7 л ^
-> г г повышения квалификации кадров
ж
ЧИППКРО
ками, которыми управлять при проведении формирующего эксперимента практически невозможно.
Зависимой переменной, изменение которой в формирующем эксперименте является следствием изменения независимой переменной, выступали компоненты переговорной культуры сотрудников ОВД. Компоненты зависимой переменной проявляются, наблюдаются непосредственно: вербальные и невербальные и поведенческие проявления обследуемых, которые однозначно могут быть оценены внешним наблюдателем (отказ от деятельности, определенное высказывание испытуемого).
Основной гипотезой формирующего эксперимента являлось предположение о том, что формирование переговорной культуры сотрудников ОВД зависит от личностных особенностей переговорщика и уровня обученности, а также прохождения специального курса, посвященного проведению переговоров в различных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления.
Для психологического измерения показателей нами были использованы стандартизированные процедуры - психологическое тестирование: Калифорнийский психологический опросник (СР1); Пятифакторный личностный опросник (ТЧЕО-РР1).
На различных этапах исследования также активно использовались такие методы и методики, как наблюдение, самонаблюдение и самоанализ, анкетирование, интервью, экспертный метод.
В ходе исследовательской работы было проведено комплексное лонгитюдное изучение переговорной деятельности в условиях деловой игры. Исследования проводились в Академии управления МВД России и других образовательных учреждениях МВД России, в органах и подразделениях внутренних дел в течение пяти лет (с 2008 по 2013 г. включительно).
Исследование включало три части (анкетирование, экспертная оценка и психологическое тестирование), проводимые параллельно в несколько этапов: психологическая подготовка обследуемых (инструктаж до спецкурса); первый «срез», то есть диагностирование состояния зависимой переменной на начало эксперимента (проводился с помощью психологического тестирования, самооценки и экспертной
оценки); первый ввод независимой переменной и его продолжительность; второй «срез», то есть замер промежуточного состояния зависимых переменных (проводился с помощью самооценки и экспертной оценки); корректировка независимой переменной; второй ввод независимой переменной и его продолжительность; третий «срез» состояния зависимой переменной (проводился с помощью психологического тестирования, самооценки и экспертной оценки); четвертый «срез» экспериментальной группы через 4-6 месяцев после прохождения спецкурса с целью определения стабильности результата обучения (проводился с помощью психологической диагностики).
Первая часть - диагностика по анкетам, касающимся переговорной культуры, в которых изучались следующие показатели: каких знаний и умений не хватало при ведении переговоров; уровень переговорной подготовленности; уровень переговорной культуры в целом; уровень переговорной культуры покомпонентно; знание составляющих переговорной культуры; умение вести вербальный и невербальный обмен информацией; умение проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение определять эффективные стратегии, тактики и психотехники; умение взаимодействовать с субъектами переговоров, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей переговоров; готовность к применению знаний и умений присущих переговорной культуре; эмоционально-волевая регуляция в процессе переговоров; желание успешного (антикризисного) ведения переговоров; умение применять стратегии, тактики и психотехники; чему необходимо учить членов группы ведения переговоров в первую очередь; чему учить руководителей группы ведения переговоров; какие формы и методы обучения переговорщиков самые эффективные [2, с. 200].
Самооценка обучаемых проводилась для контрольной группы в начале и конце обучения в Академии. Самооценка для экспериментальной группы до спецкурса, в середине спецкурса, по окончании спецкурса и через 4-6 месяцев после окончания спецкурса.
Вторая часть - экспериментальная группа была подвергнута экспертной групповой оцен-
В. В. Вахнина
формирование переговорной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе...
ке по тем же показателям, по которым респондентами обоих групп проводилась самооценка. При этом на каждого участника переговоров группа будет заполнять лист экспертной оценки с теми же показателями, по которым участники спецкурса оценивали себя. Обсуждение в группе при заполнении экспертного листа помимо диагностических целей преследует цели коррекции самооценки каждого участника спецкурса.
Третья часть представляет непосредственно психологические методики, применявшиеся к тем же опрошенным, что и первая часть, среди которых: СР1, NEO-FFI. Психологическая диагностика проводилась после первоначального анкетирования как с сотрудниками ОВД, так и с заключенными исправительных колоний.
С помощью психологических методик изучены психологические компоненты переговорной культуры: мотивационный (целевое взаимодействие), перцептивный (взаимопознание), коммуникативный (взаимоинформирование), эмоциональный (симпатия-антипатия) и поведенческий (изменение поведения) по различным показателям. Мотивационный компонент (мотив, цели, ценности) СР1: Л1 - достижение через независимость; 1е - интеллектуальная эффективность. Коммуникативный компонент: 8у - общительность; Sp - социальный облик; социальная активность; межличностная адекватность. Перцептивный компонент: Sa - самопринятие; О; - креативность; творческий потенциал; артистичность - сенситивность - пластичность. Эмоциональный компонент: Sc -самоконтроль; Wb - чувство благополучия; У3 - самореализация, психологическая компетентность. Поведенческий компонент: Cs -способность к статусу; социальная роль; Fx -гибкость; сотрудничество - соперничество; уважение других - самоуважение.
В ходе исследования удалось впервые экспериментально обосновать психологические условия оптимального взаимодействия сотрудников в кризисных переговорных ситуациях.
Результатом апробации спецкурса стала концепция формирования и развития переговорной культуры сотрудников ОВД. Необходимость разработки Концепции формирования и развития переговорной культуры сотрудников ОВД вызвана возрастанием объема и слож-
ности задач, стоящих перед системой МВД России, совершенствованием правового поля функционирования системы МВД России, изменением законодательного и нормативного правового регулирования вопросов ведения переговоров [3, с. 67].
Концепция формирования и развития переговорной культуры представляет собой систему, включающую понятийный аппарат, выявленные особенности и закономерности формирования и развития переговорной культуры через призму психологических механизмов и технологий преодоления кризисных ситуаций, возникающих в ходе ведения переговоров.
Сформировав концепцию развития переговорной культуры, определив алгоритм и разработав технологию развития, необходимо отметить, что развитие переговорной культуры должно происходить в комплексе, включая занятия по технике речи, социально-психологические тренинги, включающие различные игры и упражнения.
Каждый компонент переговорной культуры направлен на формирование определенных групп навыков и умений, развитие которых в комплексе составляет основу эффективных переговоров [4, с. 26].
В процессе реализации концепции в целом в системе органов внутренних дел Российской Федерации можно предположить значительное увеличение успешности завершения переговорной деятельности сотрудников ОВД.
Для реализации концепции необходимо предусмотреть организационные механизмы, среди них как основные можно выделить следующие: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере подготовки переговорщиков системы ОВД; создание единого межведомственного информационно-правового пространства; обеспечение эффективного межведомственного и информационного обмена с целью обмена опытом по формированию и развитию переговорной культуры; разработку и координацию целевых программ по проблемам формирования переговорной культуры; внесение в ведомственные целевые программы задач и мероприятий, содействующих реализации Концепции; разработку системы мониторинга состояния уровня переговорной культуры сотрудников ОВД; созда-
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 9 л ^
-> г г ^ повышения квалификации кадров
ние системы непрерывного обучения специалистов, задействованных в переговорном процессе; организацию проведения научных исследований в сфере формирования и развития переговорной культуры сотрудников ОВД; работу по выявлению сотрудников, имеющих высокий потенциал переговорной успешности, для участия в переговорном процессе; проведение стратегического планирования и прогнозирования; обеспечение доступности общеобразовательных программ по формированию и развитию переговорной культуры; уточнение и обеспечение реализации ведомственной целевой программы «Развитие переговорной культуры сотрудников органов внутренних дел»; организацию подготовки в образовательных организациях МВД России специалистов для ведения переговоров; разработку программ подготовки и организация подготовки в образовательных организациях личного состава, привлекаемого к ведению переговоров [5, с. 72].
При достаточно эффективном продвижении концептуальной идеи формирования и развития переговорной культуры сотрудников ОВД, при увеличении уровня переговорной культуры сотрудников прямо пропорционально будет возрастать успешность ведения переговоров.
Библиографический список:
1. Вахнина В. В. Психологические особенности кризисных ситуаций переговорной деятельности сотрудников ОВД в рамках системно-ситуативного подхода // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск. - 2014. -№ 3 (58). - C. 90-94.
2. Вахнина В. В. Психология переговорной деятельности сотрудников полиции в различных криминальных ситуациях // International Legal Scientific Symposium "Modern jurisprudence: international dialogue" (29th of September 2014), Hamburg, Germany. - С. 200-207.
3. Вахнина В. В. Организация психологического обеспечения переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел : монография. - М. : Академия управления МВД России, 2010. - 250 с.
4. Марьин М. И., Вахнина В. В., Касперо-вич Ю. Г. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к ведению переговоров в ситуации захвата заложников : учебно-методическое пособие. -М. : ЦОКР МВД России, 2010. - 145 с.
5. Вахнина В. В. Психология преодоления кризиса в переговорной деятельности в практике органов внутренних дел : монография. - М. : Академия управления МВД России, 2014. - 99 с.
References:
1. Vakhnina V. V. Psychological Features of Crisis Negotiation Activities of Internal Affairs Officers within the System-Situational Approach [Psikhologicheskie osobennosti krizisnykh situat-siy peregovornoy deyatel'nosti sotrudnikov OVD v ramkakh sistemno-situativnogo podkhoda] Psikho-pedagogika v pravookhranitel'nykh organakh [Psychopedagogy in Law Enforcement Bodies]. Omsk, № 3 (58), 2014, pp. 90-94.
2. Vakhnina V. V. Psychology of Police Officers' Negotiation Activities in Various Criminal Situations [Psikhologiya peregovornoy deya-tel'nosti sotrudnikov politsii v razlichnykh krimin-al'nykh situatsiyakh] International Legal Scientific Symposium "Modern jurisprudence: international dialogue" (29th of September 2014), Hamburg, Germany, pp. 200-207.
3. Vakhnina V. V. Organizatsiya psikhologi-cheskogo obespecheniya peregovornogo protsessa sotrudnikov organov vnutrennikh del [Organizing Psychological Support of the Negotiation Process of Internal Affairs Officers]. M., 2010. 250 p.
4. Mar'in M. I., Vakhnina V. V., Kaspero-vich Yu. G. Professional'no-psikhologicheskaya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennikh del к vedeniyu peregovorov v situatsii zakhvata zalozh-nikov. Uchebno-metodicheskoe posobie [Professional and Psychological Preparation of Internal Affairs Officers for Negotiating in Situation of Hostage Taking]. M., 2010. 145 p.
5. Vakhnina V. V. Psikhologiya preodoleniya krizisa v peregovornoy deyatel'nosti v praktike organov vnutrennikh del. Monografiya [Psychology of Overcoming Crisis in Negotiation Activities of Internal Affairs Officers]. M., 2014. 99 p.