УДК 351.74
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕГОВОРНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Вахнина В.В.
Академия управления МВД России
FORMATION OF THE NEGOTIATING CULTURE OF POLICE OFFICERS IN THE COURSEOF PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL
TRAINING
Vahnina V.
Academyof Management MOI Russia
Статья посвящена проблеме профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих переговорный процесс в различных криминальных ситуациях. Автор рассматривает уровни профессионального переговорного мастерства, выделяет высший уровень - переговорную культуру сотрудников ОВД. С целью развития и формирования переговорной культуры сотрудников, автор выделяет основные компоненты переговорной культуры.
Ключевые слова: переговорная культура сотрудников ОВД; профессионально -психологическая подготовка; психологическая подготовка переговорщиков; компоненты переговорной культуры; группа ведения переговоров.
The article is devoted to the problem of professional and psychological training of police officers who implement the negotiation process in various criminal cases. The author examines the level of professional negotiation skills, identifies the best level - negotiation culture of police officers of agencies of internal affairs. The author distinguishes the major components of the negotiation culture with a purpose of developing and forming the negotiation culture of police officers.
Key words: the negotiation culture of police officers of agencies of internal affairs; professional and psychological training; psychological training of negotiators; components of the negotiation culture; the group of negotiations talks.
Одной из психологических причин и условий возникновения кризисных ситуаций в переговорной деятельности органов внутренних дел (далее ОВД) является отсутствие или недостаточная профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД. Одним из путей профилактики и преодоления кризисов переговорной деятельности является профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к переговорам с преступниками.
Психологическая подготовка - это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях.
Профессионально-психологическая подготовка, осуществляемая в образовательных учреждениях МВД России, в системе служебно-боевой подготовки подразделений ОВД, направлена на расширение объема психологических знаний, формирование профессиональных навыков и умений в психологически напряженной
обстановке. В частности, формирование у сотрудников знаний о механизмах возникновения негативных психических состояний и их профилактики, оптимальных формах взаимоотношений в коллективах, профессиональных навыков и умений при действии в штатных и экстремальных условиях профессиональной деятельности.
Психологическая подготовка переговорщиков - это целенаправленное формирование и закрепление у специалистов психических образов модели их предстоящих или будущих действий. Обучение строится по принципу: чем большее количество предстоящих психических образов максимально соответствующих обстановке сформировано у переговорщика, тем меньше вероятность его попадания в ситуацию неопределенности, неизвестности, которая, как правило, влечет за собой срабатывание пассивно-оборонительного рефлекса, а следовательно возможны неэффективные действия.
В процессе осуществления общей психологической подготовки специалистов-переговорщиков, формируются необходимые для переговоров в кризисных ситуациях профессионально важные качества.
В ходе профессионально-психологической подготовки повышается профессионально-психологическая устойчивость, способность выдерживать нервно-психические нагрузки, развиваются внимательность, бдительность, осторожность, быстрота реакции.
Происходит развитие познавательных процессов, изменяются социально-психологические установки, ценностные ориентации, происходит обучение приемам и способам саморегуляции. Также формируются коммуникативные умения и навыки, повышается устойчивость к неблагоприятным психическим воздействиям и факторам, оказывается помощь сотрудникам в преодолении кризисных ситуаций.
Профессионально-психологическая подготовка ориентирована на повышение надежности профессиональных навыков и умений, обеспечение их качественного функционирования при высокой психической напряженности в различных переговорных ситуациях; формирование умений и навыков использования психологических средств воздействия и приемов составления психологического портрета, психологического наблюдения, визуальной психодиагностики, установления психологического контакта в ситуации затрудненного общения; профессиональное развитие психологических качеств, профессиональных способностей важных для действий в экстремальных условиях, профессиональной наблюдательности, профессиональной памяти, профессионального мышления; формирование умения владеть собой и развитие волевых качеств.
Таким образом, успешность проявления профессиональных навыков и умений в кризисной ситуации во многом зависит от развитости профессионально-психологических качеств личности переговорщика.
Перечень профессионально-важных качеств (ПВК) можно выявить путем оценки психологических особенностей личности специалиста-переговорщика, успешно проводившего переговоры с преступниками, эффективным методом является анализ специфики переговорных ситуаций, возникающих во время террористических актов и других кризисных ситуаций.
Анализ практики переговоров в кризисных ситуациях позволил выделить состав необходимых переговорщику характеристик психических процессов, свойств
и состояний: высокий интеллект; гибкость и оперативность мышления; быстрая ориентировка в новой ситуации; эмоциональная выразительность речи; скорость переключения внимания; способность мысленно наблюдать ситуацию извне; точная субъективная оценка времени; низкий уровень спонтанной агрессивности и выдержка; аутентичность, эмпатия, способность вызывать доверие.
Переговорщику также необходима а) сенсорная острота (чутье) - умение сознательно лавировать в сложных, кризисных ситуациях, помогает фиксировать мельчайшие изменения в поведении собеседника, т.к. мысли и эмоции личности проявляются через внешнее поведение, например в технике нейро-лингвистического программирования видимые бессознательные реакции делят на четыре группы: изменение цвета кожи, изменение дыхания, изменения движения нижней губы, моментальное изменение мускулов; б) психологическая гибкость — способность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера; в) умение быть конгруэнтным - сохранять внутреннюю целостность; г) формировать раппорт - способ синхронизации собеседников, взаимное понимание. Переговорщик должен уметь, используя невербальные средства, словестно-логическую аргументацию «подвести» к желаемому решению, результату; формировать ресурсное состояние - оптимальное внутреннее состояние индивида, основанное на воспоминаниях прежде успешно выполненной работы, состояние внутренней гармонии.
Наиболее важными интегративными качествами для переговорщика являются развитый интеллект, высокие стрессоустойчивость и надситуативная активность, а также интуиция, т.е. способность к прогнозу динамики событий на основе личностной и ситуативной экспресс-диагностики.
Важно отметить, что каждая экстремальная ситуация способствует формированию и развитию «неспецифических» профессионально важных качеств переговорщика, они важны в условиях любого кризиса, взаимодействия и акцентирования «специфических» профессионально важных качеств, которые необходимы в определенной ситуации, что предполагает специализацию переговорщиков, разнообразие форм и методик их подготовки.
Продолжением этапа формирования профессионально-важных качеств переговорщика является отработка валидных, надежных и стандартизированных методик их выявления.
Актуальна оценка переговорщиком собственных психических состояний. Переговорщик обязан уметь регулировать уровень своего эмоционального напряжения, одновременно удерживая в поле внимания противника. Например, способность наблюдать за происходящим как бы со стороны (эффект геликоптера), одновременно оценивая и себя, и оппонента. Подобное качество обеспечивает возможность предугадывать ход событий и выбирать те стратегию и тактику переговоров, которые будут наиболее эффективными. Способность быстро ориентироваться в обстановке, выявлять актуальные психические состояния и личностные свойства террористов требует воспитания наблюдательности, умения концентрировать внимание, видеть и слышать, правильно интерпретировать информацию.
В процессе профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности в кризисных ситуациях решаются следующие основные задачи:
а) организация первоначальных действий органов внутренних дел в различных криминальных ситуациях, в частности, в ситуации захвата заложников;
б) проведение переговоров с преступниками на различных этапах спецоперации; освоение особенностей выполнения задач находясь на различных должностях: начальника оперативного штаба, руководителя группы ведения переговоров, переговорщика, психолога-эксперта;
в) изучение особенностей ведения переговоров с преступниками в различных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления по различным мотивационным основаниям. Составление и анализ психологического портрета преступника.
Таким образом, основными компонентами системы подготовки переговорщиков являются профессионально-психологический отбор кандидатов с необходимыми профессионально важными качествами (ПВК); обучение их приемам экспресс-диагностики актуальных психических состояний, личностных особенностей; формирование навыков ведения переговоров и психологического воздействия; практическая отработка умений и навыков в моделируемых и реальных условиях.
Профессионально-психологическая подготовка к переговорной деятельности с преступниками представляет собой совокупность знаний, умений, способностей и качеств личности, обеспечивающих конструктивное решение проблем и управление кризисами переговоров, возникающих в ходе межличностного взаимодействия в различных переговорных ситуациях.
Подготовка переговорщиков включает несколько уровней формирования профессиональной переговорной эффективности: базовая поведенческая активность; переговорная грамотность; переговорная компетентность; переговорная культура личности переговорщика.
Переговорная культура сотрудников ОВД - динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личностных качеств, навыков и умений, предопределяющее сознательное отношение и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса.
Базовая поисковая активность субъекта переговоров направлена на профилактику и разрешение кризисных ситуаций в переговорах. Выражается в различных формах поведения: агрессия (противодействие) или бегство (уход). Для формирования переговорной культуры целесообразно, чтобы переговорщик обладал поисковой активностью и связанной с ней способностью к активно-оборонительному поведению.
Переговорная грамотность - уровень переговорной подготовки, проявляющейся в осведомленности, позволяющий конструктивно решать проблемы и противоречия межличностного взаимодействия. Без особого осознания и понимания механизмов, лежащих в их основе.
Переговорная компетентность - это система научных знаний о переговорах и умений управлять ими, целенаправленно развиваемых в процессе специально организованного обучения применительно к ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов переговорного процесса, а также совместной деятельности.
Высшим уровнем всей переговорной подготовки является переговорная культура личности переговорщика.
Переговорная культура представляет собой многокомпонентное личностное образование, состоящее из специфических знаний, умений и навыков, и является системой внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного действия в любой переговорной ситуации.
Речь о важности развития психологической культуры личности юриста ведется уже несколько десятилетий (Ратинов А.Р., 1987; Столяренко А.М., 1989; Поздняков В.М., 1992; Васильев В.Л., 1998), в отношении операционализации данного феномена как теоретического конструкта существует много неизученных вопросов.
Вопросам изучения данного явления было посвящено диссертационное исследование Осипенок О.А. [1, с. 22], в котором переговорная культура специалиста рассматривается как сложное динамическое саморазвивающееся профессионально значимое качество субъекта, характеризующийся определенным набором личностных черт и направленный на эффективную реализацию (стратегий) переговорного процесса.
Поздняковым В.М. [2, с. 58] рассматривались составляющие профессионализма юристов: первая составляющая профессионализма юристов, во многом базирующаяся на профессионально-деятельностной психологической компетентности, характеризует процессуально-результативные особенности их профессионального поведения, и, прежде всего, в аспекте успешного преодоления возникающих проблемных ситуаций. Вторая составляющая профессионализма юристов - психологическая культура личности - предопределяется, прежде всего, ценностно-смысловой направленностью личности и аутопсихологической компетентностью, что в итоге характеризует оптимальность реализации специалистом профессионального поведения, в том числе и в аспекте психологического здоровья.
Как выявлено в исследовании Куколевой О.М. [3, с. 231], компетентные люди в условиях возникновения проблемы сразу же включаются в поиск и нахождение операциональных способов ее решения, так как у них, в отличие от некомпетентных людей, представление проблемы организуется как задача, требующая предметной дифференциации и дивергентного подхода, в том числе на основе скомпенсированного преодоления имеющихся личных затруднений.
Нами разделяется позиция В. Библера [4, с. 234]: "культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, т.е. свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности".
Непредсказуемость и неповторимость переговоров с преступником в кризисных ситуациях требует знаний, устойчивых навыков, гибкости в ходе ведения диалога, а все это - результат серьезной целенаправленной подготовки. Результатом подготовки является наличие переговорной культуры.
Нами были выделены составляющие переговорной культуры: умение вести вербальный и невербальный обмен информацией; умение проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение определять эффективные стратегии, тактики и психотехники; умение взаимодействовать с субъектами переговоров, организовывать их совместную деятельность для
достижения определенных целей переговоров; готовность к применению знаний и умений присущих переговорной культуре; эмоционально-волевая регуляция в процессе переговоров; желание успешного (антикризисного) ведения переговоров; умение применять стратегии, тактики и психотехники [5, с. 48].
Знания необходимы для психодиагностики, понимания, прогнозирования процесса переговоров, поведения субъектов, совершенствования переговорного процесса. Умения позволяют предпринимать осознанные действия в соответствии с наличествующими знаниями о закономерностях переговорного процесса. Навыки-алгоритмы действий, которые на неосознаваемом уровне выполняются в соответствующей ситуации.
Комбинация мотивации, знаний, умений и навыков антикризисных переговоров во многом составляют основу переговорной культуры.
Выделенные нами психологические уровни формирования профессиональной переговорной эффективности позволили рассматривать личность специалиста-переговорщика как активного преобразования своего внутреннего мира, направленного на развитие профессиональных способностей и профессионально-важных качеств, обеспечивающих конструктивное решение проблем межличностного взаимодействия в процессе ведения переговоров в различных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления.
По нашему мнению, система подготовки переговорщиков носит комплексный характер с привлечением различных специалистов. Динамичность, насыщенность и креативность - основополагающие принципы системы подготовки.
В настоящее время в различных подразделениях органов внутренних дел создаются группы ведения переговоров, деятельность которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций без применения силы (антикризисные переговоры): взаимодействие с толпой, ведение переговоров в ситуации захвата заложников, переговоры с представителями общественно-политических организаций.
В соответствии с задачами и порядком действий при проведении операций по освобождению заложников профессионально-психологическая подготовка личного состава группы ведения переговоров должна решать задачи формирования знаний, навыков, умений и профессионально важных качеств личности.
На практике руководители органов внутренних дел осуществляют управление группой ведения переговоров, координируют ее действия, однако им приходится достаточно часто лично вступать в переговоры, ведь криминальная ситуация, связанная с необходимостью ведения переговоров с преступниками, может возникнуть непредвиденно, в любое время, на любой территории или объекте. Они также должны быть специально подготовлены для ведения переговоров. Умение вести переговоры в экстремальных ситуациях обязательное требование к значительному числу сотрудников органов внутренних дел [6, с. 200].
Переговоры с преступниками, совершившими захват заложников, требуют специальной подготовки переговорщиков, т.к. непредсказуемость и неповторимость криминальных ситуаций требует знаний, устойчивых навыков, гибкости в ходе ведения диалога.
Стихийно приобретенный сотрудниками органов внутренних дел опыт ведения переговоров без специального и целенаправленного обучения не всегда обеспечивает успех операции. Необходима специальная подготовка, направленная на формирование и развитие переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел.
Исходя из этих предпосылок, целесообразно осуществлять специальную подготовку групп ведения переговоров, а также руководителей органов внутренних дел в образовательных учреждениях МВД по программе, которая предусматривает необходимое количество часов аудиторных занятий, проведение различных организационно-деятельностных игр, моделирования разнообразных сценариев развития переговорного процесса и использование возможностей социально-психологических тренингов по различным направлениям, с целью формирования переговорной культуры.
Библиографический список
1. Осипенок О. А. Педагогические условия формирования переговорной культуры будущих специалистов в вузе: дисс.к.пед.н.к:13.00.08. Чита, 2010.
2. Поздняков В.М. Профессионально-психологическая компетентность и психологическая культура юристов // Юридическая психология. М., 2010. №3.
3. Куколева О.М. Представление о проблемной ситуации как маркер компетентности решателя//Исследования обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода: Материалы вторых чтений, посвященных памяти Л.С. Выготского. М., 2002.
4. Библер В. Культура //Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
5. Вахнина В.В. Психологические особенности кризисных ситуаций переговорной деятельности сотрудников ОВД в рамках системно-ситуативного подхода//Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск. №3 (58). 2014.
6. Вахнина В.В. Психология переговорной деятельности сотрудников полиции в различных криминальных ситуациях//1п1егпайопа1 Legal Scientific Symposium "Modernjurisprudence: international dialogue" (29thof September 2014), Hamburg, Germany.
Bibliograficheskij spisok
1. Osipenok O. A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya peregovornoj kultury buduschikh spetsialistov v vuze: diss.k.ped.n.k:13.00.08. Chita, 2010.
2. Pozdnyakov V.M. Professionalno-psikhologicheskaya kompetentnost i psikhologicheskaya kultura yuristov // Yuridicheskaya psikhologiya. M., 2010. 3.
3. Kukoleva O.M. Predstavlenie o problemnoj situatsii kak marker kompetentnosti reshatelya//Issledovaniya obucheniya i razvitiya v kontekste kulturno-istoricheskogo podkhoda: Materialy vtorykh chtenij, posvyaschennykh pamyati l.s. vygotskogo. M.,2002.
4. Bibler V. Kultura //Opyt slovarya novogo myshleniya. M., 1989.
5. Vakhnina V.V. Psikhologicheskie osobennosti krizisnykh situatsij peregovornoj deyatelnosti sotrudnikov OVD v ramkakh sistemno-situativnogo podkhoda//Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh. Omsk. 3 (58). 2014.
6. Vakhnina V.V. Psikhologiya peregovornoj deyatelnosti sotrudnikov politsii v razlichnykh kriminalnykh situatsiyakh//International Legal Scientific Symposium "Modernjurisprudence: international dialogue" (29thof September 2014), Hamburg, Germany.
Вахнина Виктория Владимировна - к. псих.н., доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, E-mail: vikavahnina@mail.ru.
Vakhnina Viktoria - to.Psih.n., assistant professor of psychology, pedagogy and organization of work with the staff of the Academy of the Interior Ministry of Russia, Email: vikavahnina@mail.ru.