Научная статья на тему 'Формирование основ профессиональной компетенции студентов в период учебной практики в современном вузе'

Формирование основ профессиональной компетенции студентов в период учебной практики в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2824
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетенция / профессиональная компетентность / учебная практика / Professional competence / training practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовцева Вероника Михайловна, Вельш Анна Владимировна

Статья является результатом теоретико-практического исследования роли учебной практики в формировании основ профессиональной компетенции студентов в системе высшего профессионального образования. Рассмотрена типологизация основ и условия успешности их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ростовцева Вероника Михайловна, Вельш Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is the result of theoretical and practical research of training practicum role in formation of basis of students professional competence in system of higher professional education. Basis and conditions typology of the formation success are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование основ профессиональной компетенции студентов в период учебной практики в современном вузе»

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ

УДК 378.147.88

В. М. Ростовцева, А. В. Вельш

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Статья является результатом теоретико-практического исследования роли учебной практики в формировании основ профессиональной компетенции студентов в системе высшего профессионального образования. Рассмотрена типологизация основ и условия успешности их формирования.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, учебная практика.

Современное высшее профессиональное образование (ВПО) выдвигает задачи по формированию широкого спектра профессиональных компетенций выпускников, и вузы страны заинтересованы готовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на современном рынке труда. Выпускники вузов - будущие специалисты в своей области - за время учебы должны приобрести не только знания, умения и навыки (ЗУНы), необходимые для успешной самореализации в профессиональной сфере, но и развить, воспитать в себе новые профессионально значимые качества [1]. Для достижения этой цели используется весь комплекс педагогических средств, в том числе учебная практика, в процессе которой обучающимися присваиваются качества, соответствующие квалификационным требованиям. Все это свидетельствует об актуальности вопроса о формировании основ профессиональной компетенции в современной высшей школе.

Цель статьи заключается в определении того, каким образом в современных педагогических исследованиях решается проблема формирования компетенций в условиях учебной практики как особой формы организации учебного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо уточнить понятие «компетенция». По данному вопросу мы обратились к специальной справочной литературе, а также отдельным научным исследованиям, касающимся проблематики компетенций.

В педагогической литературе встречается неоднозначность трактовки понятия компетенция.

В. М. Полонский рассматривает указанное понятие как «совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» [2, с. 67]. Достоинством данного определения следует считать взаимосвязь ЗУНов с деятельностной составляющей - практическим опытом работы, что

непосредственно указывает на потенциал профессиональной подготовки. Таким образом, мы можем интерпретировать это понятие как совокупность знаний, навыков, умений и качеств (личностных и профессионально значимых), а также способность к присвоению новых знаний и опыта и готовность к их реализации на практике [3].

Анализ современной специальной литературы показывает, что термин «компетенция» часто трактуется во взаимосвязи с термином «компетентность». Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой эти понятия не являются равнозначными. Компетентность - это более системное глобальное понятие и может быть представлено как интегративное качество, присущее личности, определяющее ее сведущность в какой-либо сфере деятельности, а также в виде совокупности отдельных компетенций, взаимосвязи между которыми определяют конкретный характер и вид отдельной компетентности. Именно это привлекает многих педагогов-исследователей к разработке проблематики компетентностного подхода и обусловливает потребность выявлять новые компетенции с целью их последующего включения в образовательные программы, разрабатывать технологии их формирования в высшей школе.

Понятие компетентности также не следует смешивать с понятием квалификация, т. е. конкретным перечнем знаний и умений, которые предписываются спецификой профессиональной деятельности. Некоторые авторы подчеркивают, что будущему специалисту нужна не просто квалификация в виде умения выполнять отдельные операции, а компетентность как набор профессиональных и личностных качеств [4]. Компетентность предполагает в своем составе перечень профессиональных и личностно-значимых качеств, а в составе компетенций уточняются способности будущего специалиста, которые должны быть сформированы

и развиты в условиях ВПО. В частности, к таким качествам относят инициативу, сотрудничество, логическое мышление, а к способностям - коммуникативные способности, способность работать в группе и эффективно использовать информацию.

Из многих компетенций, которые обусловливают конкурентоспособность студента как будущего специалиста, мы обратимся к интерпретации ключевого понятия - профессиональная компетенция. Ее содержание характеризуется совокупностью знаний, умений и навыков, профессиональных мотивов, ряда способностей, установок личности специалиста на будущую деятельность. Все это отражается в новом мировоззрении будущего специалиста, его социальном поведении, осознании возможности самореализации, самовыражения в профессиональной сфере.

В Энциклопедии профессионального образования термин профессиональная компетентность трактуется как «интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию» [5, с. 383]. Подчеркивается, что в качестве критерия ее сформиро-ванности должны выступать «общественная значимость результатов труда специалиста, его авторитет в конкретной области деятельности» [там же].

Профессиональные компетенции находятся в тесном взаимодействии с другими видами компетенций, что отражено в содержании современных Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Например, прописана взаимосвязь профессиональных и общекультурных компетенций, что указывает на необходимость организации целенаправленной учебно-воспитательной работы в процессе реализации всего комплекса дисциплин, формирующих основы профессиональной компетенции в вузе как в аудиторном, так и в неаудиторном формате. Поскольку осознание субъектом профессиональной значимости образования реализуется в процессе его личной профессионально ориентированной деятельности, то значение учебных практик возрастает.

Как показывает анализ имеющегося педагогического опыта на примере дисциплин гуманитарного цикла, основное внимание в вузе уделяется повышению эффективности аудиторных, практических, семинарских занятий, а также совершенствованию лекционных курсов. Внеаудиторные занятия планируются, в основном, в рамках учебной практики. Такая практика может принимать разные формы в зависимости от специфики конкретной предметной области и профессиональной компетенции будущего специалиста, а также от места данной практики в учебном плане подготовки сту-

дентов по конкретному направлению или специальности. Учебная практика осуществляется на базе самого вуза, либо вне его территории, в связи с чем в педагогике различают «выездные», «экскурсионные», «маршрутные», «школьные» и другие виды учебной практики в зависимости от учреждения, предприятия, организации, на площадках которых она организована. Мы намеренно не поднимаем вопрос о типологии видов, форм учебной практики, но концентрируем свое внимание на том ее виде, который позволяет студентам уже на раннем этапе обучения в вузе практически приобщиться к выбранной ими профессиональной сфере.

Нормативная документация по организации и проведению учебной практики разрабатывается в вузе. Однако в случаях ее организации на другой площадке существует тенденция отдавать предпочтение соблюдению действующих официальных документов, называемых рабочими инструкциями. Как показывают наблюдения, эти инструкции далеко не всегда своевременно отражают происходящие динамичные преобразования предприятий, и, как следствие, возникает угроза некоторого разрыва в программах практики, формируемых на базе университета, и возможностей ее реализации на площадках для проведения учебной практики.

На наш взгляд, для минимизации этого объективно возникающего разрыва необходимо ориентировать учебную практику на формирование отдельных основ будущей профессиональной компетенции выпускника вуза. Основы формирования профессиональной компетенции закладываются в процессе прохождения первой учебной практики по специальности. Преимущество этой практики в том, что она предоставляет студентам возможность получить первый опыт профессиональной деятельности, наличие которого является важным показателем формируемой профессиональной компетентности. Более того, учебная практика в современном вузе является фактически единственно доступным вариантом получения такого опыта.

При определении основ профессиональной компетенции студентов в период учебной практики необходимо руководствоваться требованием соблюдать сущностную характеристику понятия профессиональная компетенция (которая была нами представлена выше) и интегративную целостность учебного процесса. В связи с этим рассматриваемые основы могут быть типологизированы следующим образом: содержательные, технологические, личностно-профессиональные основы. Кратко

опишем каждую из них, представив наиболее типичные характеристики.

Содержательные основы выражаются: в систематизации студентами теоретических знаний на основе интеграции разных учебных курсов, корре-

лирующих с программой учебной практики; в выделении ведущих идей с целью прогнозирования студентами качеств, необходимых для реализации будущей профессиональной деятельности, для развития которых создаются соответствующие условия в период данной учебной практики. При этом большая роль принадлежит преподавателю, который должен осуществить грамотный отбор содержания соответствующих занятий и обеспечить введение в специальность, ознакомление с основным производством отрасли.

Технологические основы профессиональной компетенции выражаются: в развитии профессионально ориентированной познавательной, творческой активности будущих специалистов, их мышления; совершенствовании коммуникативных умений в ходе прохождения практики. Для формирования этих основ необходимы педагогические технологии, построенные на применении активных форм обучения, и контрольно-оценочные процедуры, соответствующие формату внеаудиторного характера занятий.

Личностно-профессиональные основы развивают личность, нацеливая ее на овладение способами саморазвития и самосовершенствования. Одним из показателей сформированности этих основ является наличие у студентов системы целеполага-ния как в отношении будущей профессиональной, так и текущей учебной деятельности. В результате формируется система мотивации и возникают стимулы, на основании которых студенты включаются в соуправление образовательным процессом, что, безусловно, повышает эффективность процесса формирования профессиональной компетенции будущего специалиста.

В связи с этим закономерно возрастает роль методической организации практики с целью обеспечения ее высокого качества. Обратимся к анализу исследований тех авторов, которые посвящают свои научные работы изучению данного вопроса. Например, М. П. Крюков приводит целый комплекс мер и условий, необходимых для освоения компетентностного подхода в подготовке специалистов. Хотя его предложения адресованы системе среднего профессионального образования, выво-

ды, полученные цитируемым автором, на наш взгляд, важны и для ВПО. В частности, речь идет о необходимости привести профессиональную квалификацию педагогического состава в соответствие целям и задачам компетентностного подхода в обучении [6]. Мы также разделяем идею М. П. Крюкова о необходимости организации и проведения конференций, семинаров, тренингов по вопросам разработки и реализации педагогических методик, направленных на формирование профессиональных компетенций у выпускников образовательных учреждений. Еще одним условием является необходимость разработки и внедрения нормативных и учебно-методических материалов, в том числе диагностических и оценочных, ориентированных на компетентностное обучение [6]. Разные авторы подчеркивают необходимость включать в обучение студентов ситуации, моделирующие будущую профессиональную деятельность субъекта обучения [6, 7], примером которой выступает учебная практика.

Перечисленные условия необходимо учитывать и при организации практики, поскольку их соблюдение позволит студентам интегрировать полученные знания, развивать профессиональное мировоззрение, осознавать себя и степень своей готовности к будущей деятельности - те качества, которые составляют основу содержания профессиональной компетенции. Развитие этих качеств - задача современного высшего профессионального образования.

Таким образом, стремление современных вузов совершенствовать организацию и проведение практики напрямую связано с их заботой об эффективном формировании основ профессиональной компетенции студентов в университете. Осознание студентами своего профессионального опыта, полученного во время прохождения практики, можно рассматривать как важный вклад в их профессиональную подготовку в вузе. Следует подчеркнуть, что формирование профессиональной компетенции напрямую связано со спецификой целевой аудитории, учетом требований рынка труда и работодателей, обеспечивает выпускнику возможность удовлетворить этим запросам, быть конкурентным и найти себе достойное место работы.

Список литературы

1. Шилова М. И., Белых И. Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State

Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 4. С. 39-45.

2. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004. 512 с.

3. Ростовцева В. М. Компетентность и компетенции: герменевтический аспект в контексте диверсификации современного образования. Томск: Изд-во ТПУ совместно с изд-вом ИЧА «КИТ», 2009. 261 с.

4. Седова Н. Е. Обновление содержания обучения на основе компетентностного подхода // Среднее профессиональное образование. 2009. № 12. С. 4-8.

5. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: Наука, 1998-1999. Т. 2: М.-П., 1999. 440 с.

6. Крюков М. П. Формирование у студентов профессиональных компетенций средствами задачного обучения // Среднее профессиональное образование. 2010. № 2. С. 16-18.

7. Макеева Е. А. Характеристика коммуникативно-компетентностного подхода в контексте профессионального образования // Там же.

С. 2-4.

Ростовцева В. М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Вельш А. В., аспирант.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 25.02.2011.

V M. Rostovtseva, A. V Velsh

FORMATION OF BASIS OF STUDENTS PROFESSIONAL COMPETENCE DURING TRAINING PRACTICUM

AT MODERN UNIVERSITY

The article is the result of theoretical and practical research of training practicum role in formation of basis of students’ professional competence in system of higher professional education. Basis and conditions typology of the formation success are considered.

Key words: professional competence, training practice.

Rostovtseva V. M.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

Velsh A. V.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.