Научная статья на тему 'Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста'

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1626
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ / KNOWLEDGE OF LAWS OF THE NATURE / ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / RESPONSIBLE ATTITUDE TO THE NATURE / САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА / WORTHINESS OF THE PRESCHOOL CHILDHOOD / ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА / SUBJECT ENVIRONMENT OF THE PRESCHOOL CHILD / ЭКОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ECOCENTRIC PARADIGM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева О. C.

В статье анализируются современные исследования в области педагогической науки, посвященные формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the modern researches in the field of pedagogical science devoted to forming of bases of ecological culture at children of preschool age are analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

УДК 37

О.C. Гусева

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье анализируются современные исследования в области педагогической науки, посвященные формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологической культура, знание законов природы, ответственное отношение к природе, самоценность дошкольного детства, предметное окружение дошкольника, экоцентрическая парадигма образования.

Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды - формирование экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения, эстетические и этические чувства, интерес к природе и проблемам ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе[4].

В контексте современного образования проблемы формирования экологической культуры и различные трактовки этого понятия приводятся в работах Н.Ф. Винокуровой, Н.С. Дежниковой, Б.Т. Лихачёва, С. Н. Николаевой, В.Н. Осокиной, Н.А. Рыжовой, Л.П. Симоновой, В.А. Ясвина и др..

Академик Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общение с природой[3, с.31].

Н.С. Дежникова считает, что «контрапунктом воспитания экологической культуры... является формирование такого представления о месте и роли человека во взаимоотношениях с окружающей средой, при котором ни человек не противопоставляется природе, ни природа человеку, а их существование воспринимается в единстве и неразрывной связи друг с другом» [1].

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

Н.Ф. Винокурова подчеркивает, что в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности: когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной» [2].

В.А. Ясвин предполагает, что «экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не руководствоваться ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение [9].

По мнению В.Н. Осокиной, Ситак Л.А. «экологическая культура является частью мировоззрения и призвана осуществлять сознательное отношение человека к природной среде и выбор соответствующего поведения.» [5, 9].

В.Н. Осокина делает акцент на деятельностной составляющей, поэтому формирование экологической культуры осуществляется через информационно-познавательный, операционно-деятельностный и практико-ориентированный этапы. «Практико-ориентированная деятельность - необходимое условие формирования экологического сознания личности, а через него - экологической культуры» [5, С.12].

Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые шесть лет жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности [4, 8]. В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. С. Н. Николаева отмечает, что в настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологический подход, который господствовал до сих пор в

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим - взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

В настоящее время авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребенка. Так, М.А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше». Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, то есть, с 2-3 лет.

В дошкольной педагогике, как отмечает Н.А. Рыжова, пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. Авторы программ, пособий для работы с дошкольниками чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним термина «экологическое воспитание» [8].

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), формирования определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова).

Таким образом, в экологическом образовании дошкольников необходимы смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую экоцентрическую. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность и только затем - объект человеческого потребления [6, 7].

Библиографический список

1. Дежникова Н.С. Об использовании технологий экологического воспитания подрастающего поколения. - М., 1996. - С. 7.

2. Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. - Н. Новгород, 1996. - 73 с.

3. Лихачёв Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы её формирования. Экологическое образование в России: теоретические аспекты. /Под ред. А Н. Захлебного, Л.Н. Салеевой. - М., 1997. - С. 69 - 70, 78 - 80.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 2005. - 224 с.

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

5. Осокина В.Н. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2004.- 20с.

6. Осокина В.Н. Педагогические технологии в экологическом образовании бакалавров. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017.- С. 149-152.

7. Осокина В.Н. Интегрированные занятия как технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017. - С. 152-154.

8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001. - 432 с.

9. Ситак Л.А.Развитие представлений о взаимодействии человека с природой Социально-гуманитарные знания 2016 № 12- Часть 1, с78-87.

10. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000 - 456 с.

O.S. Guseva

Forming of bases of ecological culture at children of preschool age

Abstract. In article the modern researches in the field of pedagogical science devoted to forming of bases of ecological culture at children of preschool age are analyzed.

Keywords: ecological culture, knowledge of laws of the nature, responsible attitude to the nature, worthiness of the preschool childhood, subject environment of the preschool child, ecocentric paradigm of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.