«Профессиональная ориентация»
2017, №1
Электронный
научный журнал
УДК 37
А.Н. Колодей
Филиал Ставропольского государственного педагогического института
в г. Железноводск г. Железноводск, Россия.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ
Аннотация: В статье проведен анализ исследований по теории и методике экологического воспитания, связанный с отбором и систематизацией содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: экологическое воспитание, содержания знаний о природе, экологические представления, эмоционально позитивное отношение к окружающему, экологически направленная деятельность.
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. В дошкольной педагогике велись исследования по отбору и систематизации знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы. Это работы И.А. Хайдуровой, С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, З.П. Плохий, Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Комаровой и др..
Главная направленность этих исследований - отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении дошкольников с природой. Формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни.
В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.
Исследованиями также доказано, что дошкольники способны овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей экологически ориентированный характер осознанно-бережного отношения к объектам растительного и животного мира.
В современных исследованиях Л.Д. Бобылевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, В.Н. Осокиной, Ситак Л.А., В.А. Ясвина и др. отмечается,
«Профессиональная ориентация»
2017, №1
Электронный
научный журнал
что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. В исследованиях В.Н. Осокиной отмечается, что экологические знания помогают осознать важность экологических проблем, развивают экологическое сознание, ценностные ориентации к действию в окружающей среде [3, 4,,5,7].
Одной из актуальных проблем является выявление представлений о росте и развитии живых существ. Дошкольный возраст по С.Н. Николаевой [2], является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Ведущую роль в экологическом воспитании, по мнению Л.Д. Бобылевой [1], играет формирование у детей познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых умений, знаний, чувств, а от них - к интересу на более высокой ступени.
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности. В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе) [2].
Для социально-нравственного развития дошкольника очень важно дать правильное направление развитию эмоций и чувств, обеспечить накопление положительного эмоционального опыта взаимодействия с миром. Огромные возможности для накопления дошкольников ценных эмоциональных переживаний предоставляет общение с природой.
Наблюдения показывают, что ярко проявляя положительные эмоции к живым существам в благоприятном состоянии, многие дети остаются эмоционально глухими к их плохому самочувствию и страданию.
Между тем дошкольный возраст - это период, когда ребенок открыт миру. Накопленный в этот период опыт эмоционально позитивного отношения к окружающему человек пронесет через всю жизнь[6].
Поначалу ребенок учится сопереживать: отражает чувства, эмоционально передаваемые взрослыми, - «заряжается» его эмоциями.
«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
Поэтому взрослый должен стать для детей примером эмоционально позитивного отношения к природе: проявлять удивление, интерес к ней, удовольствие от общения с ней; восхищаться природными объектами, явлениями, добрыми поступками людей; испытывать радость от хорошего самочувствия живого существа, сочувствовать живому, находящемуся в беде, и т. п.
Наконец, взрослому важно поддерживать стремление детей к проявлению адекватных ситуациям эмоций как импульса к совершению гуманных поступков по отношению к природе. Этому способствует включение дошкольников в разнообразную деятельность экологической направленности, в которой они смогут «проживать» положительные эмоции и чувства, проявлять их, обогащая тем самым личный опыт взаимодействия с природой [7].
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Библиографический список
1. Бобылева Л.Д. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 10-15.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 2005. - 224 с.
3. Осокина В.Н. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2004.- 20с.
4. Осокина В.Н. Педагогические технологии в экологическом образовании бакалавров. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017.- С. 149-152.
5. Осокина В.Н. Интегрированные занятия как технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017. - С. 152-154.
6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001. - 432 с.
7. Ситак Л.А.Развитие представлений о взаимодействии человека с природой Социально-гуманитарные знания 2016 № 12- Часть 1, с78-87.
8. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000 - 456 с.
«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРА ЛИ ГМД научный журнал
A.N. Kolodey
Ecological education of preschool children at acquaintance with nature objects
Abstract. In article the analysis of researches on the theory and a technique of ecological education connected with selection and systematization of content of knowledge of the nature for children of preschool age is carried out. Keywords: ecological education, contents of knowledge of the nature, ecological representations, emotionally positive relation to surrounding, ecologically directed activity.