Становление интеллектуальных компонентов (психических функций)
0 память - наивысшая активность до 10 лет;
0 восприятие - постоянная природная способность к всестороннему познанию окружающего мира через 5 органов чувств;
0 внимание - непроизвольное (дошкольник), переход к произвольному (с 5,5 - 6 лет);
0 воображение - умение перевести слово в образ, создание фантазий; пространственные представления (до 9-10 лет);
0 мышление - от предметного, к образно-пред-метному (дошкольники), к образ но-логическо-му (до 12-ти лет), к абстрактно-логическому (к 12-ти годам);
0 речь - цель и условие развития личности.
Развитие эмоций, чувств - до 10 лет.
Основное требование при выборе методов и приемов - соответствие методик психо-физиологиче-ским особенностям каждого возрастного периода. Дошкольники (накопление первоначальных знаний об окружающем мире)
Методика - игровые ситуации, дидактические игры, общение. Роль педагога - совместная познавательная деятельность ребенка и взрослого.
Младшие школьники (формирование учебной деятельности как умения учиться, то есть самостоятельно решать учебные задания, задачи) - создание ситуаций для максимально самостоятельного открытия нового для ученика знания, перевода знания в умение с последующим его закреплением.
Методика - введение новых знаний через проблемные ситуации; наблюдения, рассуждения, общение, обсуждение, выводы; введение новых умений через поисковые, пробные практические упражнения; закрепление изученного - через тренаж при выполнении изделий; простейшие творческие проекты. Роль педагога - руководящая и направляющая в совместной поисковой деятельности детей.
Подростки (основная ступень) - до 12 лет завершение формирования учебной деятельности, доведение до полной самостоятельности умения решать доступные учебные и жизненные проблемы.
Методика - Проблемные ситуации, диалоги, диспуты, творческие проекты.
Роль педагога - консультант в самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, равноправный участник дискуссий.
Литература
1. Документы, методические письма Минобразования России:
- Федеральный государственный стандарт общего образования. М., 2004.
- Концепция модернизации российского образования. М., 2002.
- О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации (решение Коллегии МОПО РФ от 11.12.96 г.).
- Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Авт. Н.Ф.Виноградова и др. -М., 2000.
- О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы (от 22.02.99 г.)
- О проблемах и перспективах развития образовательной области “Технология” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовке учащихся к трудовой деятельности (от 27.06.2000.).
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (от 25.09.2000.)
- Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (от 20.04.2001.).
2. Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - №3.
3. Бойко Н.С. Классик-рок-оперетта в трех картинах. Жизнь и смерть клетки обыкновенной. // Эксперимент и инновации в школе.- 2008. - №2.
4. Боровков Ю.А., Легорнев С.Ф., Черепашенец Б.А. Технический справочник учителя труда. М., Просвещение, 1980.
5. Вальтер И.В. Творческий педагогический проект по декоративно-прикладному творчеству - оригами «Бумажный лабиринт воображения». //Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №4. 6. Варламова Л.А. Кор-рекционно-развивающие занятия в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании.-2008.-№3.
6. Делъгас Г.В., Фомина ИН Играя в театр, познаем мир // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №3.
7. Мурушкина Т.И. Развивающая игра - одно из средств достижения психологического комфорта на уроках русского языка в начальной школе. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - №2.
8. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010. - №4.
Данная статья посвящена проблемам формирования окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся на примере деятельности лаборатории методического сопровождения работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях Окружного методического центра Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы.
В статье раскрываются направления работы лаборатории, предлагаются к рассмотрению основные окружные проекты, являющиеся основополагающими для формирования единого образовательного пространства Западного учебного округа для данной категории учащихся.
Шустова Оксана Анатольевна кандидат педагогических наук руководитель лаборатории методического сопровождения работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях Окружного методического центра 30У0 ДО города Москвы [email protected]
Формирование окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся
Как создать эффективную систему конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся?
Ключевые слова: формирование окружной системы конкурсов и мероприятий; выявление и развитие одаренных учащихся, направления и формы работы сучащимися округа, методическое сопровождение, методические рекомендации.
Широкомасштабная работа по выявлению и развитию одаренных детей в России началась в 1996 году в рамках подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России». Была создана и успешно функционирует система всероссийских массовых мероприятий (от уровня образовательного учреждения до федерального уровня). В учреждениях дополнительного образования детей это осуществляется через систему конкурсов, конференций, соревнований, слетов, фестивалей и других мероприятий; в общем образовании - через систему предметных олимпиад. Однако, несмотря на многолетнее внимание к данной проблеме, она не потеряла актуальности и даже приобрела новый мощный импульс в последние годы. Это связано с тезисом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008
года в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» о том, что «дети должны получить возможность уже в школе раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Таким образом, Президентом была определена и подчеркнута важность данной работы в связи с новым стратегически важным вектором развития отечественной системы образования.
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в целях обеспечения сопровождения и поддержки талантливых детей в течение всего периода обучения необходимо развивать:
- специальную систему поддержки талантливых детей и молодежи;
-общеобразовательную среду, благоприятную для проявления и развития способностей каждого ребенка, индивидуального сопровождения, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
Для реализации второго направления необходимы консолидированные действия всех участников педагогического процесса, преемственность ступеней образования в общеобразовательной школе, обеспечивающей возможность самореализации и развитие способностей обучающихся. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио).
Успешность этой работы в образовательном учреждении зависит не только от качества работы и мастерства педагогов школы, а также талантов ее учеников, но и работы окружной методической службы, роль которой в информационном, организационном и научно-методических направлениях вырастает многократно.
Работа с высокомотивированными и талантливыми детьми успешно ведется ОМЦ Западного учебного округа на протяжении многих лет. В 2009 году была создана лаборатория методического сопровождения работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях, главная цель работы которой определила окружная целевая программа развития образования на 2009-2011 гг., подготовленная Западным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы и Префектурой ЗАО на основании городской целевой программы «Столичное образование - 5». Это - создание благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки талантливых и высокомотивированных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. В рамках поставленной цели методистами лаборатории ОМЦ ЗАО были определены следующие направления работы (Приложение № 1):
1. Создание отдельной страницы лаборатории на сайте Окружного методического центра с
Приложение № 1
Основные направления работы лаборатории можно представить таким образом:
Организация и проведение тематических окружных семинаров, круглых столов и конференций для различных категорий
слушателей, работающих с высокомотивированными и одаренными детьми
Курирование окружных этапов городских, всероссийских конкурсов, олимпиад и фестивалей (Всероссийская олимпиада школьников, ЮТМ, «Шаг в будущее», Московский Интеллектуальный Марафон, Фестиваль НТТ и молодежных инициатив и др.)
Курирование работы научных обществ учащихся (НОУ)
Организация и проведение окружных интеллектуальных конкурсов, реализация окружных проектов
Работа окружного Координационного совета по поддержке талантливых детей и молодежи
Формирование электронной базы данных по высокомотивированным и одаренным учащимся округа
целью расширения информационного и содержательного полей курируемых направлений работы.
2. Создание окружного Координационного общественного совета по поддержке талантливой молодежи ЗАО.
3. Обновление организационных механизмов и нормативной базы проведения окружных традиционных конкурсов, исследовательских и проектных конференций, форумов.
4. Разработка научно-методические материалов в помощь специалистам, работающим с одаренными детьми как на индивидуальном и групповом уровнях, так и в рамках массовой общеобразовательной школы, в условиях интеграции основного и дополнительного образования.
5. Формирование электронной базы данных по окружным победителям и призерам с целью их послеконкурсного сопровождения и подготовки участия в общественно значимых мероприятиях разного уровня.
6. Развитие системы окружных традиционных конкурсов и мероприятий, увеличение числа городских, всероссийских и международных мероприятий, проводимых на базе Западного учебного округа.
7. Проведение окружных круглых столов, конференций для руководителей проектных и исследовательских работ школьников, педагогических работников, курирующих вопросы выявления, развития и поддержки высокомотивированных и талантливых детей.
Следует отметить, что только за последние 3 года прошло более 50 семинаров, конференций и круглых столов для различных категорий слушателей по актуальным проблемам работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях округа, как по общетеоретическим подходам и формам работы с высокомотивированными детьми, так и по отдельным предметным областям научных знаний. Например, были проведены окружные круглые столы для заместителей директоров II, III ступеней, НМР и научных руководителей исследовательской деятельности учащихся: «Социальное партнерство в подготовке учащихся к деятельности в сфере науки и высоких технологий», «Исследовательская деятельность и профильное обучение», «Проектная и исследовательская деятельность учащихся: создание условий для поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей»; «Основные проблемы организации исследовательской деятельности учащихся»; «Техническое творчество учащихся как одно из направлений исследовательской
деятельности»; «Развитие системы работы с высокомотивированными и одаренными учащимися в образовательных учреждениях округа» и пр.
Одним из главных вопросов является вопрос выявления способностей учащихся, который всегда оставался значимым для развития одаренной личности любого цивилизованного общества. Решение этого вопроса довольно сложно с точки зрения практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.
Для диагностики и выявления способностей учащихся ОУ необходима помощь психологической службы (особенно для диагностики скрытой одаренности). Специалисты ЦПМСС «Ново-Переделкино», «Фили» и других Центров активно сотрудничают с методистами в рамках окружных мероприятий (например, конкурса «Ученик года»), участвуют в подготовке мониторинговых исследований, оказывают помощь в выявлении особенностей личности школьников в рамках сотрудничества в ОУ округа.
На данный момент решен вопрос о формировании отдельной рубрики на сайте Окружного методического центра, кающийся психологической поддержки данной категории учащихся, а также сопровождения семей, имеющих детей с выдающимися способностями.
Однако система традиционных конкурсов и мероприятий играет не менее существенную роль в выявлении способностей учащихся ЗАО. Среди традиционных окружных проектов важнейшими являются:
■ Окружная конференция проектных и исследовательских работ учащихся 5-11 классов «Эврика»
■ Окружной конкурс «Ученик года»
■ Окружная Интеллектуальная игра «Ступеньки»
■ Конференция проектных и исследовательских работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально - действуй локально!»
■ Открытый интернет-турнир «Точка опоры»
Каждый из окружных конкурсов характеризуется
ярким своеобразием, имеет традиции проведения, а также является необходимым звеном при формировании электронной базы данных на окружных победителей и призеров с целью дальнейшей послеконкурсной работы с учащимися и адресного сопровождения на общественно значимые мероприятия разного уровня.
Подробно с положениями конкурсов и методическими рекомендациями по подготовке учащихся можно ознакомиться на сайте 11ир//0тс70.0^ на странице лаборатории методического сопровождения работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях.
На основании аналитических материалов, опубликованных по итогам работы Окружного методического центра в 2009-2010 гг. значительно выросло коли-
чество городских и международных мероприятий, традиционно проводимых на базе округа, в их число входят: городская конференция научно-исследова-тельских и проектных работ учащихся по истории, археологии и литературе «Терра: территория роста», Конференция проектных и исследовательских работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально - действуй локально!», Международная конференция «Образования в XXI веке глазами детей и взрослых», Городская научно-практическая конференция научного общества учащихся «Искатель» и др. (Приложение № 2 ).
Проведение таких мероприятий значительно улучшает решение задач, связанных с развитием способностей обучающихся округа, а также облегчает решение вопросов преемственности между окружными мероприятиями и мероприятиями другого уровня за счет единства требований и на основании территориальной принадлежности.
Новой формой работы в 2009-2010 гг. стала организация окружного лагеря для одаренных детей. Данное решение было принято с целью подготовки окружных победителей и призеров к городскому этапу Всероссийской олимпиады школьников в текущем году. Учащиеся имели возможность не только повысить уровень своих предметных знаний, но и развивать свои познавательные способности посредством участия в интеллектуальных играх на базе лагеря, а также пройти ряд психологических тренингов. Такая форма работы получила высокую оценку участников, специалистов и педагогических работников, задействованных в организации мероприятий лагеря.
Решение стратегически важных вопросов в развитии системы работы с высокомотивированными учащимися округа принимается при участии Координационного общественного совета по поддержке талантливой молодежи ЗАО. Состав совета сформирован из числа высококвалифицированных педагогических работников округа, представителей гимназий и образовательных центров, кураторов городских мероприятий, проводимых на базе округа. Функционирование Совета позволяет эффективно и своевременно находить обновленные пути решения проблемных ситуаций и развивать систему работы образовательных учреждений округа в курируемом направлении.
Результаты деятельности лаборатории ежегодно отражаются в аналитических материалах по итогам года и публикуются в сборниках ОМЦ, а также в отдельных изданиях, посвященных различным направлениям работы лаборатории. Так, в текущем году были выпущены 3 сборника: Хейфец Б. Л. «Ступеньки к вершинам интеллекта» (о подготовке и проведении окружной интеллектуальной игры «Ступеньки»), «Учитель, перед именем твоим....(сборник творческих и иссле-
Приложение № 2
«Языкознание для всех»
Московская городская лингвистическая конференция
«Образование в XXI веке глазами детей и взрослых»
Международная конференция
«Начало»
Окружной конкурс проектных и исследовательских работ младших школьников исследовательских работ
«Терра: Территория роста»
Городская конференция проектных и исследовательских работ учащихся в области истории, археологии и литературы
Система конкурсов и мероприятий для развития интеллектуальной, исследовательской и проектной деятельности учащихся ЗАО
«Интеллект» Окружная (открытая) олимпиада
«Искатель»
Городская научно-практическая конференция научного общества учащихся
Окружной конкурс
«УЧЕНИК ГОДА
Окружная интеллектуальная игра «Ступеньки»
«Эврика»
Окружная конференция проектных и исследовательских работ учащихся
«Думай глобально - действуй локально!»
Всероссийская конференция проектных и исследовательских работ учащихся государственных и негосударственных ОУ
Топалеровские чтения»
Городская конференция научно-исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений
довательских работ финалистов окружного конкурса «Ученик года - 2010», посвященных Году Учителя), «Научно-техническое творчество: программы, результаты, проекты, изобретения» (сборник материалов по развитию НТТМ в Западном учебном округе).
Эффективность реализации данной методической разработки подтверждается систематическими высокими достижениями и результатами участия учащихся округа в общественно значимых мероприятиях разного уровня, в том числе положительной динамике количества Грантов для талантливой молодежи, присуждаемым учащимся ЗАО.
Успешность деятельности автора подтверждается положительным опытом апробации методической разработки и ее отдельных содержательных компонентов на городских, всероссийских и международ-
ных научно-практических конференциях, семинарах, выставках в течение 2009-2010гг. ( IV Международная научно-практическая конференция «Педагогические основы развития креативности детей и юношества», 2009 г.; IV и V Фестиваль науки в рамках работы семинара СУНЦ МГУ «Методика работы с одаренными школьниками в области естественных наук», 2009, 2010г.; Международная конференция «Опыт работы с одаренными детьми в современной России», 2009г.; Международный круглый стол в рамках сотрудничества ФПО МГУ и р. Казахстан «Методика работы с высокомотивированными и одаренными учащимися (из опыта работы Западного учебного округа), 2010 г.; Фестиваль педагогических работников CAO «Одаренному ребенку - одаренный педагог!», 2010 г.; Конференция «Система работы с
одаренными детьми в образовательном учреждении как фактор обеспечения непрерывности и преемственности образования» в CAO, 2010г.; традиционные окружные круглые столы и конференции ЗАО (2009-2010 гг), а также подтверждена благодарственными письмами, грамотами и почетным дипломом образовательных учреждений округа и вышестоящих организаций.
Литература
1. Актуальные проблемы образования и воспитания: ценностно-мотивационный подход: Сборник научно-методических материалов / Сост. и науч. ред. Н.Ю.Синягина, А.Г.Болелова. - М.: Арманов-центр, 2009-224с.
2. Дороеской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 210с.
3. Лейтес Н С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2008, - 480с.
4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю.Синягина, Н.В.Зайцева. - М., 2010. - 312с.
5. Кушнарева Н.Ю. Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010.- №2.
6. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 336с.
В статье автор обращает свое внимание на главные механизмы качества образования путем реализации дистанционного обучения в широком формате. Особое внимание в статье уделено роли дистанционного тьютора в образовательном процессе согласно ФГОС общего образования второго поколения.
Тимофеева Оксана Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра развития образования АПКиППРО РФ учитель экологии ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии №446 г. Москва
Механизмы реализации дистанционного обучения в контексте ФГОС второго поколения
На что необходимо обратить свое внимание педагогу при реализации дистанционного обучения в рамках ФГОС второго поколения?
Ключевые слова: значение дистанционного обучения в контексте федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения, системно-деятельностный (компе-тентностный) подход в образовании, технология дистанционного обучения, тьютор, тьюторант, задачи тьютора в дистанционном обучении.
Сегодня академической общественностью системы образования России признано, что важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий [1, С.4; 3].
Определим значение дистанционного обучения в контексте федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения. При рассмотрении проекта ФГОС общего образования второго поколения, мы выяснили, что в основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает: 1) формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности; 2) постоянную внутреннюю мотивацию к учению, коммуникативность, социальную мобильность, эмоциональную развитость, толерантность, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм; 3) обучение учащихся проблемам самоопределения и самореализации; 4) общекультурное и личностное развитие учащихся; 5) понимание актуального для современного российского общества ценностно-нравственного значения образования [4, С.4-5].
Исходя из выше сказанного, отметим, что дистанционное обучение как одна из эффективных современных педагогических информационных образовательных технологий, также как и ФГОС общего образования второго поколения, ориентирована на компетентностный подход. Это можно представить в виде следующей схемы (см. с. 12).
Согласно представленной схеме реализации системно-деятельностного (компетентностного) подхода в образовании, дистанционное обучение служит механизмом: развития универсальных учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся. Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у обучаемых универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Они включают в себя: 1) умения организовывать свою деятельность,