Образование и общество
К.Ю. Милованов Е.Е. Никитина
Научно-методическое сопровождение одаренных детей в национальной системе образования
В статье на основе анализа современной психолого-педагогической и методической литературы предлагается модель научно-методического сопровождения одаренного школьника, ее структура, компоненты, цели, задачи, а также формы и методы реализации в условиях современной школы. Большое значение уделяется интерпретации образовательного пространства в контексте его коммуникативных и творческих возможностей. Рассматривается проблема формирования культурного и образовательного потенциала личности средствами психолого-педагогической науки. Предлагаются основные стратегии работы с одаренными учащимися.
Ключевые слова: воспитание, обучение, одаренность, одаренные дети, научно-методическое сопровождение одаренных учащихся.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень работы системы духовного воспроизводства, необходимо постоянно заботиться о преемственности поколений, считая вопрос обучения и воспитания детей и молодежи, подготовки их к достижению наивысших результатов важнейшей продуктивной частью работы по укреплению и процветанию интеллектуального потенциала общества и государства. Образование, а в особенности обучение и воспитание интеллектуально одаренных детей, должно быть адекватно актуальным потребностям полномасштабной социокультурной модернизации современного российского общества и обусловливаться ими1. Ведущие педагоги, психологи, специалисты в области наук об образовании проводят исследования по проблеме детской одаренности не только на фундаментальном (научно-теоретическом, методологическом) уровне, но и на прикладном и методическом.
© Милованов К.Ю., Никитина Е.Е., 2017
Происходящие в российском социуме кардинальные перемены определяют необходимость создания социально-педагогических и психологических условий модернизации системы научно-методического сопровождения одаренных детей в рамках национальной системы образования. Нормативно-правовую основу и стратегические принципы развития данного направления определяют Приоритетный национальный проект «Образование» (2006-2008 гг.)2, президентская Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010-2012 гг.), основные положения и ведущие требования, содержащиеся в федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения. Необходимо также отметить особую актуальность обращения к историческому наследию классиков отечественной научно-педагогической мысли, которые в своих работах занимались изучением феномена детского творчества, различных категорий одаренности и таланта3.
Выявление и развитие детской одаренности рассматривается как одна из важнейших задач психолого-педагогической науки и образовательной практики в национальных системах образования большинства ведущих стран мирового сообщества. Значительное внимание уделяется данным вопросам и отечественными исследователями - видными учеными в области наук об образовании. Научный интерес к проблемам исследования детской одаренности вызван насущной потребностью современного российского общества в креативных личностях с высоким интеллектом. Основные преимущества креативных индивидов перед остальными, по мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, заключаются в «незашоренности, в способности мыслить свободно, предлагать нестандартные решения»4.
Вместе с тем нет объективных данных о том, как и в каких условиях наиболее эффективно идет процесс формирования и развития личности, которую можно назвать одаренной. В связи с этим возникает актуальная исследовательская проблема выбора подхода к изучению возрастной периодизация и типов детской одаренности. Очевидно, что выявление одаренности начинается еще с дошкольного периода и продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни. Дошкольная одаренность нередко проявляется случайно, эпизодически, для ее определения велико влияние семьи, ее образовательный уровень и жизненные устремления. Наиболее ярко проявляются музыкальная одаренность и способности к языкам, и являются наиболее устойчивыми. Художественная одаренность чаще всего неустойчива и продолжает реализовываться только при последующей педагогической поддержке. По мнению В.В. Давыдова,
дошкольники «способны к элементарным формам познавательного творчества наряду с художественным (по всей вероятности, они способны и к нравственному творчеству)»5.
Спортивная (спортивно-кинетическая) одаренность чаще всего обусловлена генетически, и в последующем чаще всего происходит естественный селекционный процесс, в котором педагоги и тренеры особое внимание уделяют только лидерам. Интеллектуальная одаренность в раннем детстве чаще всего обнаруживается в стремлении ребенка к отдельным элементам обобщения и систематизации, способности абстрактного восприятия и его практическому применению, в быстром овладении некоторыми алгоритмами действий. Закономерно, что «ведущая роль в процессе развития психики ребенка принадлежит обучению»6. В связи с этим дальнейшее развитие интеллектуальной одаренности напрямую зависит от характерных особенностей личностного развития растущего индивида уже в школьный период.
В школьный период - художественная и спортивная одаренность развиваются, как правило, в рамках дополнительного образования (если ставится цель воспитания интеллектуально, культурно и физически развитого человека). В ситуациях одаренности более высокого или исключительно высокого уровня - музыкальные школы при консерваториях, балетные школы при театрах, спортивные школы олимпийского резерва. Дополнительное образование, обладая определенными потенциальными возможностями, помогает обществу сформировать профессиональную элиту, выявляя и поддерживая наиболее талантливых и одаренных детей. Активизация социального сегмента государственной образовательной политики в конце ХХ в.7, гуманистическая направленность современной педагогики детерминируют использование комплексного подхода в качестве ведущего фактора в деле формирования образовательной среды одаренных детей. Основной целью развития широкой образовательно-педагогической практики становится полноформатная самореализация одаренного ребенка в позитивном социокультурном аспекте; безоговорочно признается самоценность личности; утверждается осознание недопустимости использования таланта в ущерб гармонизации его личностного становления и развития.
В начальной школе важно организовывать содержание и формы учебного процесса так, чтобы внутри единой системы обучения содержались элементы, которые во всех направлениях развития интеллектуальной одаренности должны стимулировать интерес к предмету, оставаясь доступными для большинства детей. В связи
с этим определенной коррекции должно подвергнуться содержание образования в начальной школе по математике, литературе, русскому и иностранному языкам. Так, российский сегмент начального образования рассматривает проблему развития детской одаренности как комплексную проблему, которую можно решить сочетанием различных комбинированных видов учебной деятельности на уроке. Анализ учебно-методических пособий, современной методической литературы и учебных программ показывает, что специальная педагогическая «идентификация» одаренности в учебниках для начальной школы практически отсутствует. Детская одаренность как научно-педагогический феномен отождествляется в большинстве случаев с творческой и поисково-исследовательской и реализуется при помощи методических приемов, используемых в практике массовой общеобразовательной школы.
В среднем звене, обеспечивающем общее среднее образование, развитие одаренности детей должно сочетаться с частичной профилизацией, которая позволяет учитывать приоритетные и целевые интересы ученика, предоставляя относительно большее время для занятий в привлекательном для него сегменте знаний. Обучение в среднем звене следует осуществлять в два этапа. Первый - допредпрофильный, который соответствует 5-7 кл. средней общеобразовательной школы. На этом этапе содержание и формы учебного процесса должны обеспечивать сохранение и приумножение интереса к обучению в целом и к определенным предметам в частности. Допредпрофильный уровень должен отличаться от базового уровня добавлением отдельных фрагментов, способствующих поддержанию интереса, и по возможности проблемно ориентированным обучением. Важно не утратить в процессе обучения и воспитания ни одного одаренного ребенка именно на этом этапе. При выявлении одаренности нельзя опаздывать, но и торопиться тоже нельзя. Предпрофильный уровень (с 8 по 9 кл.), сохраняя основные черты допредпрофильного уровня, должен постепенно переходить к повышению требований к усвоению материала соответствующих предметов, увеличивая глубину и широту овладения учебным материалом, обеспечивая начальные навыки творческого отношения к работе над учебным материалом и встающими неизбежно при его постижении задачами и проблемами.
Профильное образование (10-11 кл.) и тем более специализированное обучение, осуществляемые на последней ступени, должно реализовать углубленное и творческое обучение по избранным дисциплинам и направлениям, обеспечивая уровень подготовки, достаточный для последующего успешного обучения в вузах соот-
ветствующего профиля (гуманитарного (классического), педагогического, естественнонаучного, технико-технологического и др.). При профильном обучении возрастает роль элективных курсов, факультативов, школьного (внешкольного) дополнительного образования: дистанционное образование, информационно-коммуникационные технологии Интернета (и в связи с этим многофакторная виртуализация как личного пространства растущего индивида, так и учебно-воспитательного сегмента в целом), журналистика, кино и телевидение, музееведение, краеведение и туризм8. Особенность современного уровня обучения старшеклассников - ориентация на исследовательское обучение, которое можно реализовать через метод проектов. Исследовательский метод в сочетании с методом проектов в условиях эвристического обучения значительно повышает интеллектуальную мощь современного образовательного процесса, ориентированного на технологизацию обучения. Все это потребует в будущем направленности ориентации на целевое освоение разного вида обобщенного знания, а следовательно, и на формирование целостного знания, связанного с развитием у учащихся целостной картины мира. Таким образом, в соответствии со структурой способностей, мотиваций и круга интересов должна возникнуть иерархическая пирамида уровней обучения интеллектуально (психокинетически) одаренного ребенка.
Одна из ведущих психолого-педагогических проблем профильного (специализированного) образования - в большинстве случаев реальные успехи не превосходят самооценки (превосходят окружение, родители, часто педагоги некритично относятся к реальному уровню способностей ребенка). Еще более серьезной проблемой является возможность потери способного ребенка из-за его низкой самооценки, хотя, к счастью, это более редкое явление, чем некритическое восприятие своих способностей. Помимо взаимообогащения и взаимосотрудничества продвижение вперед ускоряет определенная вполне здоровая и уместная здесь конкуренция между самими учениками.
Чтобы одаренность эффективно проявлялась в рамках профильной или специализированной довузовской подготовки, необходимо реализовывать проблемное изучение адаптированных дисциплин высшей школы, применяя также широко исследовательский и проектный подходы в системе общего среднего образования (edutainment (обучение через развлечение), «путь в науку», «старт в науку», «развлекательная наука», «занимательная наука», «наука как шоу»). Обучение одаренного растущего индивида должно быть преимущественно проблемным обучением, включающим в себя
работу в ситуациях поиска ответа или решения, заранее неизвестного ученику, а часто и педагогу; взгляд на одно и то же явление с разных сторон, с различных точек зрения. Систематическая проверка, доведенная до автоматизма, оценка результатов своей деятельности, выявление и исправление возможных ошибок, видение проблемно-ситуационных рисков при реализации того или иного подхода, а также необходимая критичность - вот что характеризует одаренного человека. Безусловно, что массовая реализация проблемного обучения не только предполагает, но и требует учебников нового типа, основанных на стабильном общеобязательном ядре-инварианте в содержании образования, как полноценного классического фундамента основ наук.
Образование одаренных детей целесообразно осуществлять на трех уровнях - базисном, профильном и специализированном как в области математических и естественных наук, так и в сфере социально-гуманитарных и общественно-политических наук. В одном классе учителю практически невозможно без ущерба для процесса обучения реализовывать более двух уровней обучения. Создание многоуровневого учебника позволит облегчить такого рода трудности, при его использовании будут четче учитываться личност-но-индивидуальные и психологические особенности обучаемого.
Следует сформулировать ряд базовых требований к педагогу (учителю, воспитателю), работающему с одаренными детьми. Учитель, работающий с одаренными детьми, безусловно, решает более сложные проблемы, он должен быть более сильным предметником, креативным педагогом и тонким психологом9. Во время преподавательской деятельности он должен постоянно рассредоточиваться, обеспечивая индивидуальный подход, во время занятия его может ожидать гораздо больше неожиданностей в виде оригинальных решений задач (предложенных ответов на вопросы), нестандартных оценок и подходов со стороны учащихся в проблемных ситуациях. В виде учебного тренинга целесообразно организовать работу сразу двух учителей по соответствующему предмету (опытный, ведущий, «профессор» и его помощник, или «ассистент»). Безусловно, что это может быть одним из способов неформальной подготовки учителей для работы с одаренными детьми, и при этом может в определенной степени решаться проблема преемственности поколений и преодоления учебной и предметно-методической дискретности. Естественно, что при работе с одаренными детьми различного типа одаренности интеллектуальная и психологическая нагрузка на учителя не просто значительно, но многократно возрастает. При работе с одаренными детьми должны постепенно внедряться
элементы лекционно-семинарской системы преподавания, близкой к вузовской, причем для чтения лекций и проведения специальных курсов можно привлекать работников науки и преподавателей вузов соответствующего профиля.
Дифференциация обучения одаренных учащихся происходит в двух ведущих доминантных формах: раздельное обучение одаренных детей, предполагающее соответствующую систему отбора или продуктивной селекции, либо смешанное обучение одаренных детей в типовом классе с предоставлением возможности выбора индивидуальной образовательной траектории. Первая форма предпочтительнее при достаточно ярко выраженных способностях и в заключительных классах, вторая - в среднем звене школьного обучения, либо при отсутствии возможностей осуществления раздельного обучения.
В современной национальной системе образования исторически и структурно сложилась следующая композиционная структура обучения одаренных детей:
- специализированные учебно-научные центры при ведущих университетах, являющиеся их структурными подразделениями и осуществляющие отбор и подготовку школьников с территории не меньшей, чем федеральный округ. Многие центры подобного рода созданы еще в советское время и довольно успешно действуют в Московском, Санкт-Петербургском, Новосибирском государственных и Уральском федеральном университетах;
- специализированные общеобразовательные учреждения закрытого (интернатного) типа отечественных силовых структур (Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Следственный комитет);
- физико-математические (и химико-биологические) школы-интернаты регионального уровня (например, в городах Самаре, Ханты-Мансийске, Якутске);
- областная (региональная) система специализированных («губернаторских») классов по математике и предметам естественнонаучного цикла (Новосибирская область). Для создания подобной системы помимо наличия общеобразовательных учебных заведений, обладающих достаточным кадровым потенциалом и опытом сотрудничества (очным или заочным) с ведущими вузами по профилю деятельности, необходим большой продуктивный опыт работы с одаренными детьми, наличие достаточного числа экспертов высшей квалификации по вопросам научно-методического характера
и имеющих определенный организационно-педагогический опыт. Для того чтобы подобная система могла эффективно функционировать и развиваться, необходимо специально заниматься вопросами профессиональной подготовки и переподготовки учителей данных классов. Прилагать усилия для создания педагогического средового пространства, организовывать систематическое участие одаренных учащихся в олимпиадах, на научных конференциях школьников, в летних школах, где они вместе с заслуженным каникулярным отдыхом могли бы прослушать лекции ведущих ученых и познакомиться друг с другом.
Необходимо выделять следующие ведущие типы платформ (площадок) по работе с одаренными детьми: профильные классы в общеобразовательных учебных заведениях; факультативы, кружки, спецкурсы, воскресные школы как в общеобразовательных, так и в высших учебных заведениях; летние школы, пяти-десятидневные сборы во время каникул, где ученики знакомятся с достижениями науки и техники, слушают лекции видных педагогов и научных работников, активно общаются друг с другом в рамках неформальной коммуникации; дистанционные формы, использующие передовые электронные инфокоммуникативные средства10.
Приоритетные и перспективные задачи развития системы научно-методического сопровождения одаренных детей:
1) создание единого банка типовых программ профильного обучения, разработка соответствующих программ научно-методического сопровождения;
2) выделение инвариантной части и вариативных составляющих специализированного обучения, являющихся особенностями образовательного процесса каждого конкретного общеобразовательного учреждения;
3) создание банка методических разработок и дидактических материалов специализированного обучения;
4) создание условий для повышения квалификации педагогов под научным руководством профессорско-преподавательского состава ведущих университетов, а также для повышения квалификации специалистов научно-методического сопровождения;
5) создание условий для обмена личным опытом педагогов и специалистов научно-методического сопровождения, обогащения и обобщения коллективного педагогического опыта;
6) формирование условий для эффективного использования информационно-технологического взаимодействия, возмож-
ностей сетевой педагогической, психолого-педагогической работы, информационно-коммуникативных ресурсов, потенциала дистанционного обучения;
7) разработка нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять деятельность по координации, комплексному научно-методическому сопровождению и другим формам работы с одаренными детьми, а также направленную на расширение внутриорганизационной сети и совершенствование системы учебно-воспитательной работы;
8) разработка критериев успешности функционирования и развития системы научно-методического сопровождения одаренных детей, составляющими которой являются критерии успешности обучающихся, критерии успешности общеобразовательного учреждения, а также критерии успешности педагогов.
В настоящее время усиленный интерес и устойчивое обращение к исследованию одаренности актуализирует проблему создания системы отбора одаренных детей, а также определения принципов и механизмов ее функционирования. Одной из доминантных форм, как для определения выраженных способностей, так и в целях отбора для дальнейшего обучения является участие в предметных олимпиадах школьников, причем участие как в ученических научных конференциях, так и во «взрослых» научно-практических мероприятиях, различного рода смотрах, конкурсах, фестивалях, форумах и т. д. Для выявления одаренности помимо участия в олимпиадах используется собеседование с экспертами, имеющими опыт работы с одаренными детьми, при этом часто на первый план выходит не уровень фактических накопленных знаний, а мотива-ционная центрированность ученика на креативность, дальнейшее осмысленное поступательное обучение11. При селективной работе следует упомянуть и о роли семьи (где все закладывается и развивается на начальной стадии) в воспитании и начальной поддержке интеллектуально одаренных детей, которую трудно переоценить. Способности детей проявляются и более успешно развиваются преимущественно в тех семьях, где высок приоритет ценностей образования и воспитания и где целенаправленно делается ставка на развитие потребностей к осознанному мотивированию и выбору индивидуальной образовательной траектории.
Внедрение современных педагогических приемов и отраслевых методик в образовательный процесс позволяет не только создать оптимальные условия для развития одаренных детей, но и подготавливает благоприятную почву для процессуальной реализации
способностей и возможностей всех субъектов педагогической деятельности, что, безусловно, приводит к определенному повышению качества образования. Личность при этом рассматривается как субъект познания, творческого общения и сознательной трудовой деятельности. Огромное значение для эффективного творческого развития и позитивной социализации одаренных детей имеет психолого-педагогическое сопровождение на определенных этапах их жизни. История знает немало примеров, когда талантливые люди и даже подлинные гении не выдерживали испытаний судьбы, жизненных трудностей, лишений, а зачастую и не находили понимания окружающих. В этом смысле одаренные дети составляют своего рода «группу риска» и требуют к себе особого повышенного внимания со стороны педагогов и психологов.
В условиях реализации новых образовательных стандартов, с учетом высокой когнитивной мотивации одаренных детей, с одной стороны, и их возрастными психофизическими возможностями -другой, ужесточаются требования к содержанию дополнительного образования в ракурсе обеспечения интеграции областей знаний, изучения целостности явлений, проблем и объектов. Такой подход к разработке инновационных программ детерминирован и объективными процессами развития современного социально-гуманитарного знания, постепенно отходящего от условного дробления на отдельные отрасли.
Система дополнительного образования в силу своей мобильности должна первой реагировать на педагогические трансформации, что особенно актуально в работе с одаренными детьми12. Развитие креативного творчества талантливых учащихся предполагает гибкость, точность, оригинальность мышления, умение детализировать образ, проблему. Высокомотивированные и потенциально одаренные учащиеся, имея большую интеллектуальную силу, выделяются богатым внутренним миром, приверженностью к твердым принципам, традиционным этическим, духовно-нравственным и культурно-эстетическим ценностям. Постепенно таких школьников можно развить до уровня высокоодаренных.
Внедренческая деятельность по практической реализации метода проектов в сегменте общего среднего образования сегодня является одним из важнейших комплексных средств развития творческой деятельности одаренных учащихся. Метода, связанного с научным исследованием, а также педагогическим прогнозированием, программированием и социальным управлением. Педагогическая функция метода проектов повышает у талантливых школьников фундаментальность научных понятий, стимулирует
качество освоения исследовательского стиля мышления, а сама их учебно-познавательная деятельность постепенно принимает исследовательский характер.
Развивающая функция исследовательской деятельности школьников связана с формированием творческих способностей на основе развития логического (образно-логического, структурно-логического, системно-логического) мышления как базы теоретического мышления учащихся. Воспитательная функция исследовательской деятельности проявляет себя в процессе формирования у учащихся диалектического мышления. Ибо диалектика, по авторитетному мнению Э.В. Ильенкова, это «действительная логика действительного мышления, - синоним конкретного мышления. Ее-то и нужно воспитывать с детства»13. Научное знание становится для учащихся большой познавательной ценностью, продуктивным средством рациональной организации и выстраивания траекторий самостоятельной творческой деятельности.
В условиях диалоговых, коллективных форм обучения и высокой эффективности речевой деятельности у учащихся совершенствуются все направления теоретического мышления. В результате значительно повышается гибкость ума школьников, появляется смелость и независимость в принятии решений, вера в свои силы, способности и возможности. Все вышеназванное позволяет утверждать, что интеллектуальное развитие школьников и проектная деятельность связаны причинно-следственными и коррелятивными связями.
Форсированное погружение учащихся в проектно-иссле-довательскую деятельность меняет и сам характер содержания учебного курса, а также организацию образовательного процесса. В структуре учебных модулей содержание обобщающего знания получает более широкое представление, что выводит нас на изменения стратегии и тактики в развитии педагогической среды современной средней школы. Творческое сотрудничество школьников и педагогов в условиях разработки исследовательских проектов оказывает серьезное влияние на формирование межличностных отношений и в целом на развитие образовательно-исследовательской среды в школе. В подобных условиях творчество одаренных учащихся становится многограннее за счет осмысления и переосмысления самих проблемно-творческих задач, приближаясь к осуществлению перехода к развитию творческой деятельности на основе системного подхода.
Примечания
Милованов К. В лабиринте реформ: исторические коллизии и парадоксы // Родина. 2014. № 3. С. 18.
Милованов К.Ю. Опыт реализации Приоритетного национального проекта «Образование» // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 1. С. 29-30.
Богуславский М.В. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2. С. 6-18.
Выступление Президента России В.В. Путина на встрече в День знаний с воспитанниками и педагогами образовательного центра для одаренных детей «Сириус» // Вестник образования России. 2015. 19 окт. С. 14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. С. 138. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред.
B.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. С. 100-101.
Милованов К.Ю. Теоретико-методологические подходы к анализу образовательной политики в контексте реформ российского образования ХХ века // Проблемы современного образования. 2013. № 4. С. 21-34. Милованов К.Ю, Никитина Е.Е. Ведущие тенденции и перспективы развития музейной педагогики как приоритетного направления национальной системы дополнительного образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 9. С. 91-96.
Милованов К.Ю. Проблемные аспекты развития профессиональной карьеры педагога новейшего времени в контексте креативного образования // Ценности и смыслы. 2014. № 3. С. 71-76.
Никитина Е.Е. Коммуникативная и информационно-образовательная среда современного музея // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA - 2016): Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2016. С. 184-192.
Дрига В.И., Милованов К.Ю. Развитие профессиональной карьеры современного педагога в условиях креативного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 4. С. 48-51.
Никитина Е.Е. Основные принципы подготовки педагога дополнительного образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1-2.
C. 48.
Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. 2-е изд. М.: Изд-во МПСИ, 2009. С. 19.
3
4
5
6
I
8
9
10
11
12
13