Автор рассматривает развитие общеучебных умений и навыков как одно из условий развития личности, предлагает способы организация работы по развитию общих умений и навыков.
Копытова Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Как можно формировать общеучебные умения и навыки учащихся через учебную деятельность?
Ключевые слова: учебная деятельность; пять групп общеучебных умений и навыков; методические приемы и формы организации на уроках
В возрасте от 6 до 10 лет основной и ведущей является учебная деятельность, осуществление которой формирует у младших школьников главные психические новообразования. Процесс формирования и развития общеучебных умений и навыков связан с процессом становления и развития учебной деятельности. Важным этапом процесса её организации является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний и способов действия недостаточно для решения новой задачи. В этот момент учитель не дает ученикам никаких определений, образцов, а организует их поиск от одной учебной задачи до другой. Работа начинается с первых дней в школе. Это, прежде всего, организация рабочего места: удобное расположение учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и других предметов на парте во время работы, обучение рациональным приемам приведения в порядок рабочего места. Особенно много предметов находится на парте на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. С первых дней выясняем, почему ножницы, карандаши, кисти всегда должны лежать справа, линейка, трафареты, салфетки -слева, книги, тетради - перед собой. Чтобы убедиться в целесообразности такого расположения учебных принадлежностей, меняем предметы местами и пробуем работать. Дети сами убеждаются, что если карандаши, кисти, ножницы положить не справа , а слева, то работать неудобно; в правую руку приходится брать предметы, расположенные слева, и наоборот.
Осуществляя учебную деятельность, школьники выполняют определенные учебные действия. В.В. Давыдов представляет их в логике решения учебной задачи:
• принятие от учителя или самостоятельная постановка учебных задач;
• преобразование условий задачи (поиск, обнаружение и выделение);
• моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
• преобразование модели для изучения свойств объекта;
• построение системы частных задач, решаемых общим способом;
• контроль за выполнением предыдущих действий;
• оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Заключенная в задачи идея приобретает конкретную форму в виде присвоенного знания, понятия, умения, навыка, способа деятельности. Характер учебнопознавательных задач многообразен, но структура учебно-познавательной деятельности в целом общая для всех и включает следующие элементы:
• осознание и принятие школьником учебнопознавательной задачи;
• построения плана её решения;
• практическое разрешение задачи;
• контроль за решением задачи;
• оценка результата в соответствии с эталоном;
• постановка задач дальнейшего совершенствования приобретения знаний, умений, навыков.
Выпадение любого из этих компонентов делает учебно-познавательную деятельность неполноценной; а без этого невозможно сформировать и учебные умения. Учебные умения, входящие в структуру учебной деятельности, входят в состав различных групп общеучебных умений.
Классификация общих умений и навыков
Учебная деятельность - это основа для формирования умения учиться. Она позволит определить группу учебно-деятельностных умений как центральный элемент в системе общеучебных умений и навыков. Устанавливая связи внутри общеучебных умений, можно выделить такие подгруппы:
• учебно-деятельностные;
• учебно-интеллектуальные;
• учебно-организационные;
• учебно- информационные;
• учебно-коммуникативные умения.
Выделение 5 групп общеучебных умений позволяет наметить основные ориентиры по формированию данных умений и разработать программу действий по классам.
1. Учебно - деятельностные умения и навыки
1 класс 4 класс
1.1. Умение принимать учебную цель. 1.2. Намечать задачи для ее осуществления. 1.3. Умение анализировать учебную ситуацию с целью постановки и решения учебной проблемы. 1.4. Выделять в учебном материале предмет усвоения. 1.5. Оценивать работу по заданным извне критериям. 1.1. Определять в совместной деятельности учащихся и учителя учебную задачу. 1.2. Анализировать условия учебной задачи. 1.3. Моделировать выделенные условия в предметной, графической или буквенной форме. 1.4. Определять последовательность учебных действий. 1.5. Планировать этапы осуществления деятельности. 1.6. Умение определять критерии по различным основаниям и оценивать работу в соответствии с ними; оценивать работу товарища.
2. Учебно-коммуникативные умения и навыки
1 класс 4 класс
2.1. Формулировать вопрос к картинке, предложению, слову. 2.2. Пересказывать содержание сказки, рассказа, условие и ход решения задачи. 2.3. Осваивать основные виды письменной работы: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа. 2.4. Темп письма к концу года 25 знаков в минуту. 2.1. Самостоятельно ставить вопросы к тексту, рассказу учителя, детей. 2.2. Учиться отвечать по плану. 2.3. Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного. 2.4. Освоить новые виды письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи. 2.5. Темп письма 50 знаков в минуту.
3. Учебно-интеллектуальные умения и навыки
1 класс 4 класс
3.1. Умение читать осознанно и выразительно. 3.2. Умение чисто и грамотно писать. 3.3. Умение сравнивать объекты, факты, явления. 3.1. Умение воспринимать информацию. 3.2. Умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное. 3.3. Осуществлять общие логические приемы мышления (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать.) 3.4. Умение рационально запоминать. 3.5. Уметь объяснять наблюдаемые факты и прогнозировать некоторые из них.
4.Учебно-организационные умения и навыки
1 класс 4 класс
4.1. Правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе. 4.2. Проверять работу по образцу. 4.3. Соблюдать правильную осанку. 4.4. Организовать свое рабочее место. 4.1. Готовить рабочее место для учебных занятий и труда. 4.2. Самостоятельно выполнять основные правила гигиены, учебного труда, режима дня. 4.3. Работать в заданном темпе. 4.4. Учиться контролю учебной работы как своей, так и одноклассника. 4.5. Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя. 4.6. Вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.)
5. Учебно-информационные умения и навыки
1 класс 4 класс
5.1. Читать целыми словами, соблюдая ударение, паузы, интонацию в конце предложения. 5.2. Находить тексты в оглавлении, пользоваться заданиями и вопросами. 5.3. Слушать рассказ, объяснение учителя, пересказывать. 5.4. Уметь самостоятельно знакомится с детскими книгами, по иллюстрации составлять представление о примерном содержании книги. 5.1. Читать в соответствии с литературными нормами. 5.2. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. 5.3. Темп чтения 120 слов в минуту. 5.4. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. 5.5. Пользоваться картотеками, справочной литературой. 5.6. Самостоятельно выбирать и читать детские книги.
Методические приемы и формы организации на уроках
Уже в 1 классе возможно использование элементов поисковой работы учащихся, направленных на формирование учебно - интеллектуальных умений. Например, таблица, где изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырёхугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники - в зелёный. Учитель сообщает, что все красные фигуры - четырёхугольники, зелёные пятиугольники. После этого ставится вопрос перед классом: «Почему красные фигуры можно назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Так, они должны сравнить мысленно введенные учителем термины «четырёхугольник» и «пятиугольник». Анализируя эти слова, они расчленяют их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов - «четыре» и «угол», «пять» и «угол». Такой анализ уже может направить их мысль в определённом
направлении. Проверить правильность возникших предположений дети смогут, внимательно рассматривая предложенные фигуры. Здесь снова придётся провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно, все красные фигуры содержат по четыре угла, а зелёные по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив её с особенностями терминов - названий данных фигур, дети должны придти к выводу, который и будет ответом на поставленный вопрос.
Главная цель моей работы с детьми - учить детей учиться, а значит ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, владеть словом. Владеть словом - инструментом общения - неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
Тематика игр:
1. «Полслова за вами» (паро-воз, теле-фон).
2. Слово наоборот (пилот - толип, верблюд - дюл-брев)
3. Алфавит вокруг.
4. Анаграммы. Поменяй местами буквы в перепутанных словах и получишь слова, относящиеся к предмету «Окружающий мир». Запиши. Найди лишнее слово.
шьым - мышь
сьры - рысь
цаяз - заяц
тдяле - дятел
5. Добавь словечко.
«Удобна и прочна рубаха, В которой ходит...» (черепаха.)
Но особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Дети очень тонко чувствуют прекрасное, понимают язык природы. Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. При написании сочинений у всех детей возникают трудности, стоит проблема: учащиеся не умеют и не любят писать их. Я думаю что, прежде всего детям должен нравиться такой вид работы. Это сделать очень просто: надо давать темы, которые будут нравиться детям. Появилась тематика сочинений:
1. Почему я лучше всех?
2. Опиши пустоту.
3. Жизнь на моей звезде.
4. Как появились полезные ископаемые.
5. О чём мечтала сосулька.
Формирование учебно-информационных умений и навыков начинается с умения читать. Ведущим началом в развитии умения читать является понимание прочитанного. Именно смысловой стороне подчинена техническая сторона чтения. Поэтому очень важно применять различные приёмы над текстом. Любимая игра на уроках чтения - читать голосом героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы Яги медведя, значит, наступило время разминки, и все должны читать или говорить голосами гостей. Нравится детям подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов, они выбирают нужные, аргументируя свой выбор фак-
тами из текста. Например, на доске написаны слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске, и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Часто на уроках даю задание «Поиграй с предложением!»:
а) Прочитай шепотом.
б) Прочитай громко.
в) Порадуйся предложению.
г) Спроси предложение.
На уроках многократно прочитывается текст с различными заданиями. Одно из них « Вопрос товарищу». Можно провести в виде «Аукциона», кто больше придумает хороших вопросов. В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю учащихся на то, чтобы они сами нашли большое количество вариантов анализа в предлагаемых заданиях, что поможет им в дальнейшем учиться. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнивать и на этом основании сделать вывод, например:
- Чей план более удачный?
- Какой пункт в плане вам кажется главным?
- Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе?
Эксперимент по формированию общеучебных умений и навыков (учебно-интеллектуальные умения)
Эксперимент по усвоению формирования учебноинтеллектуального умения проводился в экспериментальных и в контрольном классах. В экспериментальных классах, где проводилась такая работа 78% успешных результатов работы в классе и 22% показали низкий уровень. В контрольном классе результаты составили 32% и 68% соответственно.
Сравнительная диаграмма
70
60
50
40
30
20
10
о
78
68
-
■
0 ■
■ справились
■ не справились
Вывод: Таким образом, эксперимент показал, что общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Учащиеся продвигаются в своем развитии, изменяются сами.
Заключение. Наблюдения показали, что формирование общеучебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.