ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
В данной статье автор представляет свой вариант организации парной работы, анализируя принципы работы постоянного и сменного состава, рассматривая ее как средство формирования общеучебных навыков у школьников младшего возраста.
Черепанова Фаина Николаевна
учитель начальных классов МОУ Омутинская СОШ № 1 first-school.at.ua
РАБОТА В ПАРАХ ПОСТОЯННОГО И СМЕННОГО СОСТАВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ
навыков младших школьников
Как организовать работу в парах с обучающимися начальной школы?
Ключевые слова: коллективное общение, принципы, алгоритм, партнёрство, тест, рефлексия.
Принципы:
1. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний, информации.
2. Принцип обучения в соответствии со способностями каждого ученика.
3. Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.
4. Принцип оптимального отбора изучаемого материала.
Какова же роль учителя при организации работы в парах?
1. Учитель даёт инструктаж о последовательности работы.
2. Контролирует ход работы.
3. Отвечает на вопросы.
4. Регулирует спор и порядок работы.
5. В случае необходимости оказывает помощь отдельным учащимся.
Уже с первого класса мы начинаем учиться работать в парах, сначала постоянного состава.
Работа над задачей
У всех задачи на карточках разные. Дети ставят друг другу вопросы по условию задачи:
- прочитай условие задачи,
- скажи, что известно, что нужно найти?
- как ты будешь это находить?
- какое действие будешь выполнять, почему?
- каков ответ задачи?
Для начала необходимо перед классом вызвать одну пару и показать, как им работать над задачей. Поработав с задачами в одной паре, ученики меняются карточками и находят себе другую пару и т.д.
В данном опыте ценно то, что все ученики читают задачи, ищут, что в задаче дано, что надо узнать, доказывают, почему она так решается. Всё это важно не только для развития математического мышления, но и для развития речи и способности общаться с людьми.
В итоге ребятам нужно подсчитать, кто сколько сделал встреч.
Например:
- Кто одну, две?
- Кто пять? - Кто из ваших партнёров хорошо спрашивал?
- С кем было приятно работать?
- Кто из ребят ошибался, что вы им посоветуете?
При решении примеров карточка может состоять
из двух частей. Первая часть - для ввода и взаимообмена. (Новый материал.) Это образец, который ученик и должен объяснить товарищу (при этом могут возникать).
Вторая часть задания нужна для самостоятельной работы, для закрепления, она же для взаимоконтроля.
При необходимости может быть ещё и третья часть, в которой даны дополнительные, не обязатель-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
79
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ные для всех задания. Например, сложение и вычитание в пределах 100, чисел, оканчивающихся нулями. В первой части содержится образец, во второй - задания для закрепления и третья часть - дополнительные задания для сильных учащихся.
Приведем ещё один пример: на уроке математики в 4 классе при умножении многозначных чисел на двузначное число. Детям даются карточки и алгоритм выполнения умножения. Дети объясняют друг другу. Затем один объясняет у доски. Вторую часть - выполняют самостоятельно. Взаимопроверка.
На уроках русского языка, примерно со второго класса, для учеников можно вводить диктанты. Сначала в парах постоянного состава, а затем - и сменного.
Пример.
1. Заготавливаются тексты, можно использовать и тексты упражнений из учебника.
2. Один из пары диктует, другой пишет.
3. Затем другой пишет, а первый пишет.
4. Проверка диктанта по карточкам вместе, сначала один диктант, затем второй.
5. Разбирают ошибки, ставят отметки (карандашом).
Если работа ведётся в парах постоянного состава, то на этом она и заканчивается. Если же работа идёт в парах сменного состава, то далее участники пары находят себе новых партнёров. В следующий раз каждый диктует текст, который писал сам. Таким образом, получается, что ученик повторяет текст дважды, а это весьма ценно. К текстам диктантов можно присоединять вопросы теоретического характера, на правописание.
По таким же принципам проводится работа над деформированным текстом, над любым упражнением в учебнике. Выполняя задания, дети учатся отстаивать свою точку зрения, доказывать ее, например, при определении падежей, склонений и т.д. Если возникают разногласия, зовут на помощь учителя.
На уроках чтения можно проводить поабзацное изучение текста: разбить текст на абзацы и, работая в парах сменного состава, изучить весь текст. Первый ученик, который читает, может пересказать абзац. Его напарник может задавать вопросы, например, «что здесь самое главное, в чём суть абзаца», и т. д. Можно найти в тексте новые слова и словосочетания, объяснить их значение. Далее ученики меняются ролями, затем находят новых напарников, и т.д.
Очень полезно также заучивать стихотворения.
Пример.
Первый ученик читает первые 4 строчки, потом повторяет их без книги, с первым партнёром заучивают первый столбик. Приходит ко второму партнёру и рассказывает ему первую часть. Заучивает, работая с ним второе четверостишие. Третьему он декламирует 1 и 2 часть, отрабатывают вместе 3
часть и т. д. Получается, что каждая встреча включает 4 строчки. Но при каждой новой встрече ученик воспроизводит всё, что было выучено в предыдущих встречах. В качестве подведения итога работы - декламация перед классом. Если текст стихотворения сложный, полезно поработать над выразительным чтением стихов, над новыми словами.
Работу в парах можно использовать на любом этапе урока: при изучении нового материала, при повторении, при закреплении. Конечно же, это подразумевает большую подготовительную работу преподавателя по подборке необходимого материала.
По результатам осуществления парной работы можно отметить следующие положительные моменты:
1. Взаимный обмен знаниями учащихся в группе.
2. Организация совместной деятельности, ведущая к активизации учебно-познавательного процесса.
3. Проблемный метод обучения - самостоятельный поиск решения; постановка познавательных задач.
4. Обмен способами действия.
5. В работу включены все участники процесса, никто не бездействует.
6. Следовательно, за свою работу все участники получают отметки.
7. У учеников развивается навык рефлексии -умения анализировать свою деятельность по завершении работы.
8. Позитивный настрой участников, как результат совместной деятельности.
Согласно полученному практическому опыту, приходим к выводу, что работа в парах постоянного состава - это групповая форма работы, а работа в парах сменного состава - это коллективная форма организации процесса обучения. Переход к работе в парах сменного состава рекомендуется после хорошо отлаженного процесса работы в парах постоянного состава.
Литература
1. Воровщиков С.Г Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №1.
2. Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5.
3. Дюмина С.В. Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - №1.
80
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011