УДК 327
А. М. Темирбулатов, П. Ю. Гурушкин
Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2013. Вып. 4
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО МАСС-МЕДИА ПРОСТРАНСТВА И ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН СНГ
Формирование международных союзов часто имеет общие основания, выраженные в терминах интеграции. Особую актуальность интеграционные процессы приобрели с усилением глобализации мирового пространства, обратной стороной которого стала регионализация международных отношений.
Одной из основных целей Межпарламентской ассамблеи СНГ, Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС и Парламентской ассамблеи ОДКБ декларируется интеграция государств-участников посредством создания единого правового пространства.
Во многом неудачи в развитии интеграционного процесса по всему периметру государственных отношений привели к оформлению концепции разноскоростной и многоуровневой интеграции. Выражением этой концепции стала регионализация СНГ посредством выделения стран, ориентированных на интеграционные проекты с Россией и наоборот. Таким образом, сложились условно две группы государств: больше ориентированные на сближение с Россией (ОДКБ, ЕврАзЭС, СГРБ), и меньше — ГУАМ. Такой подход к объединению в группы не всегда обоснован экономическими соображениями. Очевидно, что на первый план здесь выходит политическая составляющая процесса, называемого интеграционным в дискурсе СНГ [1, с. 61-62].
Ряд развитых стран вошли в стадию информационного общества. Для них характерен выход на первые позиции численности информационно-коммуникативных работников и объема продаж информационных продуктов. Интенсивно растут информационно-коммуникативные потребности людей и организаций, связанные с переработкой больших массивов информации и необходимостью мобильных коммуникаций.
Российское общество, несмотря на отставание от развитых стран и специфические трудности реформенных преобразований, динамично продвигается по выше очерченному пути. Имеются все признаки становления в России информационно-коммуникативного общества.
Полностью частный характер крупнейших игроков сыграл положительную роль в формировании их глобальной конкурентоспособности и активности. Важное значение в развитии информационных технологий и масс-медиа имеет либерализация рынков, способствующая внедрению новых технологий и привлечению дополнительных инвестиций в сектор. Анализ развития крупных телекоммуникационных операторов мира в 1990-2000 гг., показывает, что основной причиной роста глобальной информационной инфраструктуры стало продвижение новых технологий
Темирбулатов Алим Магомедович — кандидат экономических наук, соискатель, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; e-mail: [email protected]
Гурушкин Павел Юрьевич — кандидат политических наук, ст. преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
© А. М. Темирбулатов, П. Ю. Гурушкин, 2013
и интернационализация операторов связи, то есть практически все крупные телекоммуникационные компании являются транснациональными [2]. Информационная глобализация выгодна в первую очередь развитым странам, потому что в мире существуют серьезные различия в доступе к информационно-коммуникативным технологиям. Интернетизация — это ядро или мэйнстрим процесса информационно-коммуникативной глобализации, имеющей содержательный и технологический аспекты. Содержательная сторона связана с формированием гражданского общества и публичной сферы. Технологический аспект предполагает развитие коммуникационной инфраструктуры.
Между странами СНГ существуют значительные различия в уровне развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Так, в России и на Украине проникновение мобильной связи приближается к 120%, а в Туркменистане этот показатель не превышает 10%. Средние темпы роста по СНГ в период 2002-2007 гг. составили 60%, что значительно выше, чем в других регионах мира. Основные причины высоких темпов роста услуг — недостаточно развитая сеть фиксированной связи и рост конкуренции на рынке инфокоммуникаций в регионе [3].
В рамках заседания Совета глав правительств СНГ, которое состоялось 28 сентября 2012 г. в Ялте (Украина), подписано решение об утверждении Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по её реализации на период до 2015 года. В различных государствах Содружества сохраняется цифровое неравенство и они нередко значительно отстают от высокотехнологичных стран в вопросах развития информационной инфраструктуры, дифференциации масс-медиа-услуг, использования информационных технологий и предоставления электронных услуг населению.
По мнению Л. И. Бачило и М. Ю. Федотова [4], основными объектами масс-медиа пространства являются:
1. Ресурсы масс-медиа — массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и др., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
2. Инфраструктура масс-медиа, как совокупность информационных систем, включающая в себя:
а) информационно-телекоммуникационные структуры — территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;
б) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;
в) системы средств массовой информации;
г) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.
Обеспечивающую часть составляют научно-методическое, информационное, лингвистическое, техническое, кадровое, финансовое обеспечение.
В тоже время, несмотря на активное проведение ряда программ по информатизации и ежегодный прирост ИКТ-сектора в государствах Содружества, между ними сохраняется цифровое различие, они отстают от высокотехнологичных стран в во-
просах развития информационной инфраструктуры. Основными направлениями сотрудничества государств — участников СНГ в построении и развитии информационного общества в «Стратегии-2015» предложены:
• гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в области ИКТ;
• разработка и внедрение современных приложений ИКТ;
• развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и создание общего информационного пространства;
• совершенствование механизма взаимодействия государств Содружества по развитию рынка в сфере ИКТ;
• обеспечение информационной безопасности.
В принятой и одобренной государствами — участниками СНГ «Стратегии-2015» предусматривается их сотрудничество в области современных приложений ИКТ: «электронное правительство», электронное и дистанционное обучение, электронное здравоохранение, развитие систем электронной торговли, создание и развитие интегрированных регистров физических и юридических лиц, применение информационных и биометрических технологий в системах паспортно-визовых и иных идентификационных документов нового поколения, сохранение культурного наследия [5, с. 18].
При организации масс-медийного сотрудничества государств — участников СНГ его участники должны ориентироваться на приоритетное использование возможностей национального и международного предпринимательства в области ИКТ для развития новых технологий и построенных на этой основе новых видов услуг.
Организация масс-медиа сотрудничества должна отличаться повышенной гибкостью для максимального учета предпочтений каждого государства Содружества при выборе схем присоединения к тому или иному направлению/проекту деятельности. Они могут варьироваться от слабых форм участия (например, на уровне научно-методической координации и одобрения проектов или на уровне взаимного информирования о выполнении проектов) до сильных форм участия (например, долевое участие в проектировании или тиражировании решений).
При организации масс-медиа сотрудничества должны в значительной степени использоваться преимущества информационных технологий для эффективного функционирования сетевых способов повседневного взаимодействия участников сотрудничества.
За последние полтора десятка лет медийные ресурсы стали куда более самостоятельным и влиятельным элементом информационного пространства СНГ. В рамках СНГ взаимодействие средств массовой информации объективно имеет большой созидательный потенциал, так как конкуренция между масс-медиа здесь осуществляется фактически только на публицистическом уровне и служит всестороннему формированию общего информационного пространства в силу того, что подавляющее большинство медийных ресурсов стран Содружества служит идеям созидания и нравственности, терпимости и сотрудничества, взаимодействия.
В 2010 г. Президент Д. А. Медведев дал поручение подготовить предложения об условиях распространения на территории России национальных каналов государств СНГ, так как там проживает и работает значительная доля русскоязычного населения. Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются русскоязычные СМИ
в ряде стран СНГ. Это касается и печатных, и электронных СМИ, как в эфирных, так и в кабельных сетях, для России это вопрос, прежде всего, политический, так как это связано с формированием общего культурно-информационного пространства постсоветских государств. С экономической точки зрения Российские власти считают базовой схему, при которой ни национальные каналы, ни государства СНГ ничего не платят за распространение своего сигнала в России. Предстоит обеспечить «подъем сигнала» на спутниковую платформу «НТВ+».
Среди проблем, которые придется решать нашему обществу, чтобы подняться на более высокий уровень, эксперты отмечают следующие [6]:
— ограниченный доступ к сети, который определяется, прежде всего, низким уровнем жизни населения, неразвитостью информационной инфраструктуры, особенно в сельской местности, низким качеством сервиса;
— отставание в ключевых приложениях информационно-коммуникативных технологий — в образовании и экономике (так, в сетевой экономике современные формы электронного бизнеса находятся в зачаточном состоянии);
— слабая подготовленность населения к жизни в информационном обществе.
Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии
информации, в том числе индустрии масс-медиа и средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов требует развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации; развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов; расширять участие России в международной кооперации производителей конкурентоспособных средств и систем информатизации; обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.
Литература
1. Мурзакулова А. Межпарламентские институты в процессе интеграции стран СНГ // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 2 (15) апрель-июнь. С. 61-67.
2. Абсаметова А. М. Инвестиции, корпоративная интеграция и формирование евразийских ТНК в телекоммуникационном секторе стран СНГ // Евразийская экономическая интеграция. 2010. № 4(9) ноябрь. С. 38-53.
3. Статистические профили информационного общества 2009 года СНГ (Содружество Независимых Государств) // Международный союз электросвязи. URL: http://www.itu.int/opb/ (дата обращения: 16.10.2013).
4. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. СПб.: Юридический пресс-центр, 2010. 789 с.
5. Стратегия сотрудничества стран СНГ в сфере информационного сотрудничества. Минск, 2006. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=3558 (дата обращения: 16.10.2013).
6. Залесский Б. Л. Средства массовой информации и формирование единого информационного пространства Содружества Независимых Государств // Информационное поле современной России: практики и эффекты: материалы VIII Международной научно-практической конференции Казань, 20-22 октября 2011 г. Казань: Казан. ун-т, 2011. С. 251-258.
Статья поступила в редакцию 31 октября 2013 г.