Научная статья на тему 'Дискурс информационного пространства Каспийского региона: международные аспекты'

Дискурс информационного пространства Каспийского региона: международные аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
236
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СМИ РЕГИОНА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / GEOPOLITICS / INFORMATION FIELD / REGIONAL MASS MEDIA / INFORMATION INTERACTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Темирбулатов Алим Магомедович

Автор изучает вопрос влияния СМИ на политические процессы стран Союза независимых государств (СНГ), описывает информационные задачи межгосударственных политических взаимодействий, анализирует роль масс-медиа в формировании единства Каспийского региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discourse of information field of the Caspian region: international aspects

The article considers influence of mass media on political processes of the countries of the Union of the Independent States (CIS), and addresses the problems of political information interactions; the role of mass media in establishing the unity of the Caspian region is analyzed.

Текст научной работы на тему «Дискурс информационного пространства Каспийского региона: международные аспекты»

УДК 327 Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2012. Вып. 3

А. М. Темирбулатов

ДИСКУРС ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА: МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ

В процессе становления глобального информационного общества происходят существенные сдвиги в политической сфере: создается общемировое информационное пространство, наблюдаются медиатизация и виртуализация общества и политики, изменяются механизмы формирования политической культуры, политическое поведение масс и др. Совокупность данных факторов ведет и к изменениям в политической коммуникации.

Средства массовой информации сегодня становятся основным механизмом процесса по производству и распространению политически значимой информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение общественного мнения в целом, а также отдельных групп интересов.

В начале 2010 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества утвердил План реализации Стратегии развития информационного общества, который объединяет 126 мероприятий, реализуемых на федеральном и региональном уровнях.

Основными направлениями деятельности по развитию информационного общества являются: стимулирование предпринимательской активности в сфере информационно-коммуникативных технологий, правовое, налоговое, а также законодательное и практическое обеспечение внедрения институтов и технологий «электронного правительства» — процесса, требующего кардинальной корректировки принципов работы государственных органов на всех уровнях [1, с. 7].

Предвидев необходимость интеграции усилий стран — участников СНГ, Россия инициировала в 1996 г. совместную разработку и принятие «Концепции формирования информационного пространства СНГ» [2, с. 9]. Во введении к Концепции сказано, что она носит рекомендательный характер, основана на констатации имеющегося информационного сближения государств Содружества и представляет собой систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сферах сотрудничества государств — участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов. Важным и содержательным аспектом на тот момент было целевое программирование стоящих перед государствами СНГ информационных задач:

• приоритетные цели и интересы проведения согласованной на межгосударственном уровне политики формирования информационного пространства СНГ;

• принципы и организационные основы сотрудничества государств — участников СНГ в сфере развития информационных и телекоммуникационных услуг;

• механизмы и условия реализации согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и программ по развитию межгосударственных информационных обменов;

• предложение механизма реализации согласованной деятельности политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их национальных интересов и приоритетов.

© А. М. Темирбулатов, 2012

Межгосударственные обмены информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств СНГ в широкомасштабную задачу формирования информационного пространства. Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуются выработка и проведение согласованной политики по созданию информационного пространства государств Содружества.

Активизация усилий руководства России позволила разработать и утвердить в 2010 г. «Стратегию сотрудничества государств — участников СНГ в сфере информатизации» на основе консультаций и предложений Совета глав правительств Содружества независимых государств. Данная стратегия, по замыслу разработчиков, позволит расширить дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество в области развития информационно-коммуникационных технологий и построения информационного сообщества в государствах — участниках СНГ [3].

Стратегия констатирует, что с методологической точки зрения государственная политика информатизации — это комплекс взаимосвязанных политических, нормативно-правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, принципов и норм, направленных на установление общегосударственных приоритетов развития информатизации и создания условий перехода страны к информационному обществу.

Информационное общество — ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни отдельной страны, группы стран или всех стран мира (глобальное информационное общество), возрастанием доли информационных технологий, информационных продуктов и услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий в валовом внутреннем продукте.

Особое внимание при анализе процесса институционализации информационного пространства СНГ уделяется региональному контексту, политические процессы актуализируют Кавказское и Каспийское направления создания и интеграции общего медийного пространства. В процессе информатизации необходимо учитывать специфику Каспийского региона с его расстояниями, наличием удаленных труднодоступных районов с малой плотностью населения, а также значительными различиями в уровне экономического развития.

Преимущества информатизации в полной мере реализуются при обеспечении надежности и безопасности соответствующих технологий. Основная задача регулирования информационного взаимодействия являются создание условий для взаимного информационного обмена государств — участников СНГ и формирование системы гарантий прав граждан и юридических лиц в этой области. Особое значение имеет создание системы гарантий права на доступ к информации. Должен быть установлен принцип ответственности уполномоченных органов за достоверность, открытость, полноту и актуальность предоставляемой информации.

Интересны результаты исследования, проведенные в Астраханской области. С целью изучения рейтинга влияния медийных средств респондентам был задан вопрос: «Из каких информационных источников вы обычно получаете информацию о международных событиях, международных новостях?» [4]. Ответы распределились следующим образом: телевидение — 97%; пресса — 43%; интернет — 14%; радио — 31%. При этом каждый день получают международную информацию 35% респондентов, часто

(почти каждый день) — 31%, два-три раза в неделю — 19%, редко — 14%, не интересуется международными новостями 1% опрошенных жителей области. Респондентам был также задан вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают при упоминании Каспийского региона?» Наиболее часто встречаемыми ответами были (количество ответов составило более 100%, так как все респонденты называли две и более ассоциации): рыба, икра — 47%; море — 31%; нефть, газ — 29%; лотос — 22%; конфликты, нестабильная обстановка — 10%; Родина — 7%; Астрахань — 7%; браконьерство — 6%; плохая экология — 4%.

Контент-анализ пространства информационного взаимодействия России, Казахстана и Азербайджана показал, что основными информационными компонентами современного Каспийского региона являются:

1. Каспийский регион — уникальная геополитическая зона.

Каспийское море и прикаспийские территории сегодня привлекают внимание многих стран мира не только богатыми запасами углеводородов, но и особенностями геополитического и геостратегического порядка, предоставляющими ведущим субъектам мировой политики немало возможностей для реализации экономических, политических и военно-стратегических интересов.

2. Каспийский регион — нефтяной Клондайк.

Каспийский регион считается одним из наиболее перспективных нефтегазоносных бассейнов XXI в. и рассматривается как источник нефти, альтернативный Персидскому заливу. Нефтегазовые резервы Каспия, по некоторым весьма скромным оценкам, составляют 2-3% от общемировых доказанных запасов этого вида сырья [5].

3. Каспийский регион — территория конфликта и нестабильности, зона интересов не только самих прикаспийских государств, но и США.

Взаимодействие этих и других образов пространства формирует несколько концептуальных границ региона, иногда совпадающих с государственными, а иногда пересекающих их. Каждый из таких образов, являясь результатом осмысления акторами собственных интересов и пространственных реалий, оказывает серьезное влияние на динамику политических процессов в регионе, во многом задавая вектор развития региональной системы политических отношений.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в стратегическом плане прилегающая к региону территория России имеет низкий уровень промышленного развития, отставание по большинству социально-экономических показателей, высокий уровень безработицы, теневой экономики и организованной преступности.

Все это негативно сказывается на безопасности России, особенно с позиций повышения роли Кавказско-Каспийского региона в перспективе [6].

Отмечая важность СМИ в формировании целостности региональных интересов, следует подчеркнуть, что начальной точкой такого формирования являются политические события и принятые политические решения. В этом отношении 2007 г. стал поворотным для дальнейшего развития Прикаспийского региона. Саммит в Иране в октябре 2007 г., зафиксировавший важные принципы сотрудничества Прикаспийских государств (Суверенитет над Каспийским морем и его ресурсами только Прикаспийских государств, запрет на судоходство третьих стран и др.), фактически завершил формирование Прикаспия как целостного геополитического региона.

Каспийский регион является центром пересечения геополитических интересов как мировых держав и их союзов, региональных государств, непосредственно южно-

кавказских стран, так и нетрадиционных субъектов политики (непризнанные государства Южного Кавказа, транснациональные компании и т. п.). Преследуя свои узкокорпоративные цели, эти акторы придают геополитическим интересам в Каспийском регионе разновекторную направленность, что порождает волны политический нестабильности на глобальном, региональном и локальном уровнях [7, с. 11-21].

Однако усиление дестабилизирующих факторов в Каспийском регионе и вблизи его границ и подготовка европейским командованием вооруженных сил США плана «Каспийские стражи» (Caspian Guards) поставили на повестку дня вопросы обеспечения региональной безопасности. Нестабильности этого района способствует также рост религиозного экстремизма, терроризма и наркоторговли. Угрозу несут неурегулированные проблемы между самими прикаспийскими государствами относительно прав собственности на месторождения нефти и газа и милитаризация региона. К факторам, осложняющим обстановку, надо отнести и отрицательное международное общественное мнение о ядерной программе Ирана. По прогнозам американских аналитиков, к 2015 г. Каспий станет одним из самых нестабильных регионов мира. Россия в условиях возможного появления на Каспии военных сил неприкаспийских государств выступила летом 2005 г. с инициативой создания системы каспийской безопасности и предложила координировать силы и средства прибрежных государств через единую структуру КАСФОР (группа оперативного взаимодействия, в состав которой входят все флоты каспийских стран). Казахстан со своей стороны вынес на обсуждение проект Пакта стабильности на море. Предложения по сотрудничеству в сфере безопасности сделал и Иран. Однако эти проекты не получили должного отклика. Некоторые эксперты по ситуации в прикаспийских государствах увязывают возможность их реализации только с урегулированием всех правовых вопросов [8].

Газета «Кейхан» в 2007 г. (номер от 17 октября) отметила, что состоявшийся визит В. Путина в Иран, встречи и беседы с президентом и духовным лидером Ирана прояснили перспективы реализации важнейших условий двустороннего сотрудничества стран, вывели их отношения на новый уровень. В частности, речь идет о намерении России начать сотрудничество с Ираном в освоении месторождения «Южный Парс», являющегося ныне наиболее перспективным в иранском нефтегазовом комплексе. Несомненное удовлетворение иранского руководства вызвало подтверждение российским президентом готовности его страны довести до завершения АЭС в Бушире, хотя детали, уточнила газета, до сих пор не преданы огласке. Газета «Джомхурийе эслами», комментируя в тот же день в передовой статье итоги визита российского президента в Иран, отметила, что в свете высказываний В. Путина во время его пребывания в Тегеране становится все более отчетливым расхождение позиции России с позициями США и стран ЕС по вопросу иранской ядерной программы. Вместе с тем, связанная с государственным информагентством ИРНА ежедневная газета «Иран» главным достижением назвала результаты саммита прикаспийских государств. По мнению газеты, этот форум обратил внимание на интегрирующую роль Ирана в каспийском переговорном процессе [9].

Каспийский регион связан с Россией качественно более тесными историческими, экономическими, политическими и культурными отношениями, нежели с Западом. С другой стороны, российская геополитика на Северном Кавказе является пассивной, тогда как США, НАТО и Европейский Союз целенаправленно реализуют здесь свои политические интересы.

При упоминании о Каспии и Каспийском регионе в информационных сообщениях прикаспийских государств эту территорию часто называют «зоной конфликта», «нестабильным регионом». «Стратегическим регионом» для России он назван в российской прессе, другие государства в своих информационных сообщениях называют Каспийский регион зоной своих стратегических интересов, признавая при этом позиции России на Каспии. Кроме того, пресса самих прикаспийских государств часто упоминает о том, что регион «стратегически важен» и для США, что не делает его морем «дружбы и сотрудничества». Усугубляет положение ситуация, складывающаяся вокруг Ирана.

О стратегических интересах США в рассматриваемом регионе говорит и такой немаловажный факт, как принятие Министерством обороны страны «Плана объединенных командований», согласно которому территория Кавказа и Центральной Азии — потенциальные театры боевых действий, как считают авторы плана, — передается в зону ответственности Центрального командования США с 1 октября 1998 г. [10, 11]. Эта зона включает в себя пространство, где проходят основные транспортные магистрали и коммуникационные линии региона, а также расположено более 70% всего мирового запаса энергоресурсов.

В 2001-2002 гг. США начали проводить политику вытеснения России с Кавказа и Средней Азии. Каспий оказался как раз в самом центре этой новой геополитической игры «великих держав». Как известно, точным барометром настроений политической элиты США являются публикации в свободной западной прессе. Когда летом 2002 г. в трех изданиях: The Washington Post, The Times и The Financial Times — одна за другой появились статьи, написанные почти в одних и тех же, преимущественно оскорбительных для России, выражениях, стало очевидно, что Западом развязана широкомасштабная пропагандистская кампания по дискредитации Российской армии и обоснованию необходимости ввести «международный миротворческий контингент» (т. е. американский спецназ) в регион [12].

Негативные последствия пересечения геополитических интересов основных акторов современного геополитического процесса в Каспийском регионе отягчаются многонациональным характером региона, влиянием на социально-политическую жизнь традиционных социальных институтов, активизацией радикального фундаментализма, демографическими факторами и проявляются в эскалации политической нестабильности в регионе. Все это придает политическим процессам Каспийского региона характер неопределенности.

Литература

1. Развитие информационного общества в России: состояние, проблемы и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2010. № 16 (402). С. 76.

2. Концепция формирования информационного пространства СНГ // Российская газета. Ведомственное приложение «Экономический союз». 1996. 7 дек. № 235. С. 14.

3. Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 ноября 2006 г. О Стратегии сотрудничества государств — участников СНГ в сфере информатизации и Плане действий по реализации Стратегии сотрудничества государств — участников СНГ в сфере информатизации на период до 2010 года. URL: http://www.spravka-jurist.com/base/part-ux/tx_fssata.htm (дата обращения: 12.04.2012).

4. Кузина К.А. Роль СМИ в формировании имиджа Каспийского региона: автореф. дис. ... канд. полит. наук / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2008. 25 с.

5. Kemp G. The New (And Old) Geopolitics of the Persian Gulf // Foreign Policy Research Institute. 2000. Vol. 6, No. 1 (April). Р. 46.

6. Буров А. А. Специфика Кавказско-Каспийского региона как геополитической конструкции // Ученые записки ПГЛУ Сер. Политология. 2010. С. 126-131.

7. Абакаров А. Т. Геополитические интересы Российской Федерации в Каспийском регионе как фактор политического процесса на Юге России: автореф. дис. ... канд. полит. наук / Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2008. 21 с.

8. Дунаева Е. В. Поиски решения каспийской проблемы продолжаются // Институт Ближнего Востока. 2007. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2007 (дата обращения: 11.03.2012).

9. Месамед В. И. Визит Путина в зеркале иранских СМИ // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/17-10-07a.htm (дата обращения: 12.05.2012).

10. США делят мир // Коммерсант-Daily. 1998. № 35. С. 4.

11. Толипов Ф. Ф. Война в Афганистане и геополитическая трансформация в Центральной и Южной Азии // Полис. 1998. № 6. С. 149-158.

12. Рублева Т. Прощай, Кавказ! США начинают операцию по вытеснению России // Независимая газета. 2002. 27 авг. С. 1.

Статья поступила в редакцию 18 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.