Научная статья на тему 'Формирование образовательной и научной политики как механизма управления образованием и педагогическими исследованиями в регионе'

Формирование образовательной и научной политики как механизма управления образованием и педагогическими исследованиями в регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ / НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / PEDAGOGICAL STUDIES / CONTROL OF PEDAGOGICAL STUDIES / EDUCATIONAL / SCIENTIFI C AND INNOVATION POLICY / REGIONAL PEDAGOGICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яркова Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается проблема поиска механизмов управления региональными педагогическими исследованиями; в качестве социально-политических механизмов управления ими определяется образовательная и научная политика региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Яркова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of educational and science politics as the mechanism of education and pedagogical researches management in the region

In the article the problem of the search for the mechanisms of control of regional pedagogical studies is examined; the educational and scientifi c policy of region is determined as the sociopolitical mechanisms.

Текст научной работы на тему «Формирование образовательной и научной политики как механизма управления образованием и педагогическими исследованиями в регионе»

ность по определению состояния дел по управлению качеством образования в СПК в регионе в целом, и в каждом муниципалитете.

Таким образом, выстраивая систему взаимодействия учреждения дополнительного профессионального образования и муниципальных методических служб, формируется единое образовательное пространство на региональном уровне по управлению качеством образования в системе повышения квалификации.

Библиографический список

1. Афанасьев, В. Г. Системность и общество [Текст] / В. Г. Афанасьев. - М.: Изд. полит. литературы, 1980. - 368 с.

2. Василевская, Е. В. Развитие муниципальной методической службы в контексте модернизации российского образования [Текст] / Е. В. Василевская // Методист. - 2007. - № 10. - С. 27-29.

3. Найн, А. Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы [Текст] / А. Я. Найн. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. - 328 с/

4. Сериков, Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация [Текст] / Г. Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.

5. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента [Текст] / П. И. Третьяков. - М.: Новая школа, 1997. - 228 с.

6. Шамова, Т. И. Исследовательский подход в управлении школой [Текст] / Т. И. Шамова. - М.: Новая школа, 1992. - 64 с.

7. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе [Текст] / А. Н. Худин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161-170.

УДК 37.01

Т. А. Яркова

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В РЕГИОНЕ

Необходимость определения механизмов управления педагогическими исследованиями диктуется стратегическим курсом России по формированию инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний [13]. Несмотря на принятые в последние годы федеральные законодательные акты в области образования и науки, разработанные программы по их

реализации, общество не ощущает значительных изменений в этих сферах, продолжая вести речь об образовательном и научном кризисе. Одной из значимых причин является «отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений» [13]. Разработанные в программных документах механизмы не всегда срабатывают в конкретных условиях, степень их действенности оказывается обусловленной позитивными и негативными факторами развития различных территорий.

Разработка и реализация образовательной и научно-инновационной политики составляют социально-политические механизмы. Эти аспекты политики отражают связи между наукой и образованием, являются взаимодополняющими и взаиморазвивающими, но в то же время обладают и специфическими чертами.

Политика - это практическое выстраивание пути достижения всех целей и интересов в ситуации наличия многих других интересов и целей, может быть даже противоположных и противоречащих друг другу. Поэтому каждый раз при рассмотрении той или иной политики необходимо, в первую очередь, выяснить, чья это политика (какого субъекта) и по отношению к кому она проводится [5, с. 3]. Образовательная политика является ядром всей системы внутренней политики российского государства.Политика всегда проявляется на определенном уровне - федеральном, субфедеральном - определенными субъектами политики по отношению к определенным объектам (сферам деятельности). Отсюда следует неопределенность такого широко распространенного не только в научной литературе, но и в официальных документах понятия как «региональная политика Российской Федерации», в котором отсутствует четкое указание на уровень и субъект политики. Так, в Основных направлениях региональной политики Российской Федерации региональная политика определяется как «система целей и задач органов государственной власти по управлению экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации» [10, с. 5].

В России формируется качественно новая региональная политика, которая складывается на основе взаимопонимания и уважения интересов России в целом и каждого отдельного региона в конкретной сфере жизнедеятельности, в частности, системе образования и организации научно-педагогических исследований. При такой политике преодолевается абстрактный подход к общегосударственным интересам, их приоритету перед региональными. Практика показывает, что цивилизованный федерализм может успешно складываться путем встречного движения региональных субъектов и федерального центра. При этом происходит смена парадигм социально значимого менталитета. Идет процесс гармонизации интересов личности, семьи, общества, региона, государства. Регион выступает как гарант устойчивого политического пути разрешения противоречий развития в системе отношений государства и личности.

Региональный подход привел в 90-е годы ХХ в. к постулированию новых принципов образовательной политики в Законе РФ «Об образовании», реги-

ональных законодательных актах. Согласно принятой позиции, регионализация образования и научно-педагогической деятельности в сфере образования проявляется в отказе от унитарного образовательного пространства, наделении регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создании собственных программ развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.

Региональная политика должна обеспечивать гармонизацию федерального и регионального компонентов. В соответствии с этим, Н. М. Швецов под региональной образовательной политикой понимает определение приоритетов в выражении интересов различных социальных групп в процессе создания разнообразных образовательных программ, направленных на удовлетворение образовательных запросов населения каждого конкретного региона в конструировании различных стратегий развития регионального образования [15].

Наиболее полно, на наш взгляд, отвечает требованиям системного подхода к определению сущности образовательной политики подход Ю. И. Калиновского. Ученый рассматривает ее как политику, которая проводится некоторым субъектом в отношении к сложившейся системе образования и которая направлена либо на соответствующее использование этой системы, либо на ее преобразование в определенных целях [7, с. 205]. Данная позиция может быть экстраполирована и в отношении управления педагогическими исследованиями.

Образовательная политика рассматривается в виде комбинации двух составляющих: 1) это единая скоординированная государственная политика, регулируемая на данной территории; 2) это комплекс мер в дополнение к ней, проводимый региональными органами управления [9, с. 19].

Субъектами образовательной политики могут быть органы государственной власти (правительство, администрация и т. п.), ведомственные структуры (комитет или управление образованием, другие комитеты и управления: здравоохранения, социальной политики и т. п.), отдельные учреждения, их объединяющие (пединституты, институты повышения квалификации, школы, промышленные предприятия и т. п.), общественные организации (различного рода сообщества, ассоциации и др.).

Реально в условиях того или иного региона всегда действует несколько социальных субъектов, активно проводящих свою политику по отношению к образованию и науке в сфере образования. Это национальные группы, конфессиональные общины, родители, власти, общественные движения, учреждения культуры и т. п. Отсюда вытекает задача объединить и скоординировать разрозненные усилия разных субъектов относительно практики образования и научно-педагогической деятельности в регионе и тем самым сложить из них межведомственную полипрофессиональную коалицию, способную к оперативному и осуществляемому в интересах региона управлению ситуацией в сфере регионального образования и науки.

В условиях наличия сложившихся и поддерживаемых социальных связей между различными общественными подсистемами для эффективного руководства ведомственно организованной и четко функционирующей «машиной» образования образовательная политика не нужна. Необходимость в образовательной политике появляется тогда, когда система образования начинает выходить в управляющую позицию по отношению ко всему обществу в целом или к другим общественным системам. Это означает, что у представителей системы образования появляются такие цели по отношению к определенной общественной системе, которые: а) направлены на изменение уровня или типа образованности населения в целом или его отдельных групп и слоев; б) могут быть реализованы при условии перестройки самой системы образования; в) требуют перераспределения научного и общественного ресурса для обеспечения данной деятельности системы образования.

Основные принципы региональной политики развития образования определяются, по мнению Ю. В. Громыко, двумя совершенно разными процессами развития: общественного развития на основе образования и развития самого образования, выступающего в качестве средства организации первого процесса. Проблема общественного развития в каждом регионе России имеет, свою специфику, но, с другой стороны, может быть выделено и некоторое исходное ключевое обстоятельство, определяющее предмет общественного развития в России сегодня. Этот предмет - восстановление в конкретном регионе российской государственности [11, с. 77].

A. Ю. Белогуров выделяет следующие специфические принципы образовательной политики: 1) создание условий для развития региональной образовательной системы с учетом ее включенности в российское и мировое образовательное пространство; 2) отражение в содержании образования федерального и национально-регионального компонентов; 3) регулирование региональной образовательной политики в рамках сохранения единого образовательного пространства РФ [2, с. 24].

B. И. Загвязинский считает, что одной из проблем современной образовательной политики является расхождение между стратегией и политикой в образовании, определении их приоритета между ними. В словарях и энциклопедиях советского периода базовым, системообразующим понятием признается политика, а стратегия и тактика как подходы и способы реализации политики. В современных условиях, по его мнению, общая стратегия, ее ведущие положения должны составить основу политики, которая является одной из форм управления общественными отношениями и связями и обозначает искусство управления государством. Между стратегией и политикой могут быть отношения либо соответствия (взаимопонимания и согласованности), либо - несоответствия, (конфронтации), когда реальными стратегическими регулятивами политики становятся положения, идущие вразрез с принятой парадигмой. Такой разрыв в настоящее время существует между принятой человекоориентированной парадигмой (Конституция РФ, Закон об образовании, Концепция модернизации российского образования

до 2010 г.) и стратегическими ориентирами, положенными в основу реформы образования. «Высокие ориентиры остаются лозунгами и декларациями, в основу же реальной образовательной политики положена иная концепция, играющая роль ключевого ориентира (т. е. стратегии) развития. Мы назвали бы эту концепцию рыночно-конъюктурной. В ней игнорируются все стратегические установки, выработанные и выстраданные российским образованием» [6, с. 5]

Данное противоречие в какой-то степени может быть разрешено на региональном уровне, так как региональные органы власти через систему конкретных мер (постановлений, инструкций, финансовых вложений, управленческих решений и т. д.) могут обеспечить механизмы и процедуры реализации образовательной политики. При наличии взвешенных, продуманных решений, опоре на научно-обоснованные предложения при их принятии возможен выход из системного кризиса образования, т. е. образовательная политика должна осуществляться в единстве с научной (научно-инновационной) политикой.

Создание условий для роста значимости науки и инноваций в социально-экономической сфере жизнедеятельности является одной из важнейших целей стратегии развития России и ее регионов. Именно поэтому на современном этапе необходима выработка приоритетов и перспектив развития научной политики.

Необходимость рассмотрения научной политики вызвана сложностью отношений общества и науки: наука как социальный институт обладает относительной автономией, но в то же время, социальные условия влияют на содержание и направленность научной деятельности через такие рычаги воздействия, как научная политика, способы и размеры финансирования [8, с. 34].

Следует отметить, что политика государства в отношении науки в разные годы имела разное понятийное определение, что отражает конкретно-историческую ее обусловленность. Так, в советское время доминировало понятие «научно-техническая политика» в рамках реализуемой доктрины научно-технического прогресса. В связи с этим акцент делался на прикладной функции науки.

Понятие «научная политика» входит в оборот в 80-90-е годы XX столетия, оно активно используется в официальных документах и научных работах. Это понятие шире предыдущего, так как, во-первых, ориентирует на основную функцию науки - поиск нового знания; во-вторых, охватывает все отрасли наук, а не только технические. И. Н. Шарый считает, что при анализе социально-политических отношений развития науки целесообразно исходить из целостного восприятия политики как программы, так и взаимодействия. По его мнению, государственная научная политика - это деятельность по формированию и реализации целей государства в сфере научной деятельности, которая находит свое выражение в решениях органов государственной власти и управления, а также в конкретных результа-

тах этих решений [14, с. 14]. Автор разделяет субъекты научной политики и субъекты научной деятельности. К первым он относит государство, а ко вторым - научное сообщество. Причем, он подчеркивает, что поле научной политики образуется в результате взаимодействия государства и научного сообщества, сфера научной деятельности включает лишь взаимодействия субъектов научной деятельности. Эта позиция представляется нам очень важной, она подчеркивает необходимость взаимодействия всех субъектов при разработке научной политики и управления научной деятельностью, но в то же время достаточно прозрачно заявляет о невмешательстве государства в сам процесс научной деятельности.

Такой подход согласуется и с общеевропейскими позициями в рассмотрении научной политики. В настоящее время в понятие «европейская научная политика» входят следующие составляющие: 1) политика, проводимая Европейским союзом; 2) международное сотрудничество, которое проводят сами крупные исследовательские организации; 3) директивные установки многонациональных целевых программ; 4) национальная научная политика стран - членов Европейского союза. Несмотря на то, что перечисленные составляющие пока еще довольно слабо интегрированы в единое целое, взятые вместе, они представляют собой весьма внушительное образование [16].

В последних документах (Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 г., Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 г., проект закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации») используется понятие «инновационная политика», что также отражает современные процессы в обществе. Под государственной инновационной политикой понимается определение органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. По мнению А. Л. Абаева, научно-инновационная политика представляет собой комплекс мер и механизмов различной направленности, формирующих государственные и рыночные условия ее эффективности и интегрирующих разработку, производство и внедрение инноваций в единый инновационный процесс [1, с. 17].

В этих документах в качестве субъектов инновационной политики Российской Федерации рассматриваются ее региональные образования. Появилась определенность в отношении их компетенции, что ускорило построение региональной подсистемы, включающей центральные органы на федеральном уровне и региональные административные органы на местах. В составе региональных административных органов созданы департаменты, отделы, ведающие вопросами науки и инновационной деятельности.

Таким образом, в рамках общей государственной научной политики выделилась новая составляющая - региональная наука. Она все более обо-

собляется в отдельную подсистему, обладающую своим координирующим центром, органами управления на местах, кадровым потенциалом, финансовым механизмом и даже нормативно-правовой базой. Эта главная тенденция обусловлена возросшей самостоятельностью регионов и общей политикой децентрализации. Так, например, в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) созданы следующие структуры, в задачи которых входит реализация научной политики на территории округа: Совет по координации научных исследований при Губернаторе автономного округа; Департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа. Образовательная деятельность в ЯНАО осуществляется под руководством Департамента образования, т.е. в округе проведено разграничение административных структур по реализации образовательной и научной политик.

Иная ситуация наблюдается в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре. В состав исполнительных органов при губернаторе округа в 2007 г. был введен Департамент инвестиций, науки и технологий, осуществляющий разработку и реализацию государственных инвестиций, научной, научно-технической и инновационной политики, определение путей и методов ее эффективного регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие ХМАО-Югры.. Можно сделать вывод о том, что созданный Департамент обеспечивает реализацию научной политики в различных производственных отраслях, исключая образование. Задачи и направления научно-образовательной политики входят в компетенцию другого органа власти - Департамента образования и науки округа.

В Тюменской же области (Юг региона) задачи, функции и основные направления образовательной, научной и инновационной политики осуществляет Департамент образования и науки; отдельных административных структур, курирующих вопросы научной политики, нет.

Анализ нормативной базы показал, что в регионе в целом и в его субъектах недостаточно представлены правовые акты, регулирующие деятельность органов власти по реализации научной и инновационной политики. В настоящее время основные направления научной и инновационной деятельности регионов определяются «Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» [13]. Цель реализации Стратегии - формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Научная и инновационная политики обеспечивают условия для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники [12]. Социальная сфера, в том числе образование, в перечень приоритетных направлений не попала.

Нельзя не согласиться со словами В. П. Борисенкова, в которых звучит боль и сожаление ученого о том, что «сегодня мода на так называемые высо-

кие технологии, ориентированные на очень сложные объекты, отличающиеся большой наукоемкостью. Так вот, человек - это самый сложный из всех объектов, а подготовка образованного и высоконравственного человека -самый наукоемкий из всех процессов» [4, с. 5].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день образовательная и научная политики еще не сформированы ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Процесс формирования политик является достаточно сложным, на него оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов: территориальных, исторических, экономических, социокультурных, научных и образовательных и др. В процессе формирования образовательной и научной и инновационной политик определяется, на что производится воздействие, с какими целевыми ориентирами и каким образом или за счет чего. Исходным моментом процесса формирования политики является понимание сущности самого объекта, для которого эта политика разрабатывается, объект политики в каждом регионе будет разным. Соответственно, можно говорить и о специфике управления образованием и научной деятельностью в области образования различных регионов.

Библиографический список

1. Абаев, А. Л. Организационно-экономический механизм формирования научно-инновационной политики на региональном уровне [Текст]: автореферат дис.... докт. экон. наук. / А. Л. Абаев - М.,2008. - 52 с.

2. Белогуров, А. Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже ХХ - XXI веков. дисс... д-ра пед. наук. /

A. Ю. Белогуров - Пятигорск, 2003. - 457 с.

3. Большой энциклопедический словарь. - М.: Астрель, 2005. - 1248 с.

4. Борисенков, В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки [Текст] / В. П. Борисенко // Вестник Моск.ун-та. - 2005. -№ 1. - С. 4-17.

5. Дмитриев, Д. Б. Россия - 2010. [Текст] / Д. Б. Дмитриев - М. - 1994. -№ 4. - С. 3-9.

6. Загвязинский, В. И. Образовательная стратегия и образовательная политика [Текст] / В. И. Загвязинский // Образование и наука. 2005. №2 (32). - С. 3-8.

7. Калиновский, Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона [Текст]: дисс ... д-ра пед. наук. / Ю. И. Калиновский - СПб., 2001. - 464 с.

8. Келле, В. Ж. Образец постиндустриальной науки ХХ1 века [Текст] /

B. Ж. Келле // Направление и организация научных исследований в России в переходный период. Материалы конференции (24-26 июня 2003 г., С-П.) / Под ред. проф.

C. А. Кугеля / - СПб.: Изд-во СПб ИИ РАН «Нестор-История», 2004. - С. 6-15.

9. Лоншакова, Н. А. Регионализация высшего образования: теоретико-методологический и социологический анализ (на материалах Восточной Сибири) [Текст]: автореферат дисс... д-ра. социол. наук. / Н. А. Лоншакова - Улан-Удэ, 2003. - 33 с.

10. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 г. №2473п-П7).

11. Принципы построения региональной политики развития образования // Россия-2010. - 1994. - № 5. - С. 10-15.

12. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Утверждены 21.05.2006 http: //www.bmstu.ru/mstu/nauchrab/

13. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года. - М., 2006. - 133 с.

14. Шарый, И. Н. Научная политика в переходный период. [Текст] / И. Н. Шарый - Мн.: Современное слово, 2001. - 136 с.

15. Швецов, Н. М. Социально-педагогические основы региональной образовательной политики [Текст]: автореф.дисс. ... д-ра пед. наук. / Н. М. Швецов - М., 2000. - 34 с.

16. Gusmao, R. Research networks as a means of European in integration// Technology in society. Pergamon, 2001. - Vol.23, - № 3. - P. 383-393.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.