ность по определению состояния дел по управлению качеством образования в СПК в регионе в целом, и в каждом муниципалитете.
Таким образом, выстраивая систему взаимодействия учреждения дополнительного профессионального образования и муниципальных методических служб, формируется единое образовательное пространство на региональном уровне по управлению качеством образования в системе повышения квалификации.
Библиографический список
1. Афанасьев, В. Г. Системность и общество [Текст] / В. Г. Афанасьев. - М.: Изд. полит. литературы, 1980. - 368 с.
2. Василевская, Е. В. Развитие муниципальной методической службы в контексте модернизации российского образования [Текст] / Е. В. Василевская // Методист. - 2007. - № 10. - С. 27-29.
3. Найн, А. Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы [Текст] / А. Я. Найн. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. - 328 с/
4. Сериков, Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация [Текст] / Г. Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.
5. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента [Текст] / П. И. Третьяков. - М.: Новая школа, 1997. - 228 с.
6. Шамова, Т. И. Исследовательский подход в управлении школой [Текст] / Т. И. Шамова. - М.: Новая школа, 1992. - 64 с.
7. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе [Текст] / А. Н. Худин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161-170.
УДК 37.01
Т. А. Яркова
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В РЕГИОНЕ
Необходимость определения механизмов управления педагогическими исследованиями диктуется стратегическим курсом России по формированию инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний [13]. Несмотря на принятые в последние годы федеральные законодательные акты в области образования и науки, разработанные программы по их
реализации, общество не ощущает значительных изменений в этих сферах, продолжая вести речь об образовательном и научном кризисе. Одной из значимых причин является «отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений» [13]. Разработанные в программных документах механизмы не всегда срабатывают в конкретных условиях, степень их действенности оказывается обусловленной позитивными и негативными факторами развития различных территорий.
Разработка и реализация образовательной и научно-инновационной политики составляют социально-политические механизмы. Эти аспекты политики отражают связи между наукой и образованием, являются взаимодополняющими и взаиморазвивающими, но в то же время обладают и специфическими чертами.
Политика - это практическое выстраивание пути достижения всех целей и интересов в ситуации наличия многих других интересов и целей, может быть даже противоположных и противоречащих друг другу. Поэтому каждый раз при рассмотрении той или иной политики необходимо, в первую очередь, выяснить, чья это политика (какого субъекта) и по отношению к кому она проводится [5, с. 3]. Образовательная политика является ядром всей системы внутренней политики российского государства.Политика всегда проявляется на определенном уровне - федеральном, субфедеральном - определенными субъектами политики по отношению к определенным объектам (сферам деятельности). Отсюда следует неопределенность такого широко распространенного не только в научной литературе, но и в официальных документах понятия как «региональная политика Российской Федерации», в котором отсутствует четкое указание на уровень и субъект политики. Так, в Основных направлениях региональной политики Российской Федерации региональная политика определяется как «система целей и задач органов государственной власти по управлению экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации» [10, с. 5].
В России формируется качественно новая региональная политика, которая складывается на основе взаимопонимания и уважения интересов России в целом и каждого отдельного региона в конкретной сфере жизнедеятельности, в частности, системе образования и организации научно-педагогических исследований. При такой политике преодолевается абстрактный подход к общегосударственным интересам, их приоритету перед региональными. Практика показывает, что цивилизованный федерализм может успешно складываться путем встречного движения региональных субъектов и федерального центра. При этом происходит смена парадигм социально значимого менталитета. Идет процесс гармонизации интересов личности, семьи, общества, региона, государства. Регион выступает как гарант устойчивого политического пути разрешения противоречий развития в системе отношений государства и личности.
Региональный подход привел в 90-е годы ХХ в. к постулированию новых принципов образовательной политики в Законе РФ «Об образовании», реги-
ональных законодательных актах. Согласно принятой позиции, регионализация образования и научно-педагогической деятельности в сфере образования проявляется в отказе от унитарного образовательного пространства, наделении регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создании собственных программ развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.
Региональная политика должна обеспечивать гармонизацию федерального и регионального компонентов. В соответствии с этим, Н. М. Швецов под региональной образовательной политикой понимает определение приоритетов в выражении интересов различных социальных групп в процессе создания разнообразных образовательных программ, направленных на удовлетворение образовательных запросов населения каждого конкретного региона в конструировании различных стратегий развития регионального образования [15].
Наиболее полно, на наш взгляд, отвечает требованиям системного подхода к определению сущности образовательной политики подход Ю. И. Калиновского. Ученый рассматривает ее как политику, которая проводится некоторым субъектом в отношении к сложившейся системе образования и которая направлена либо на соответствующее использование этой системы, либо на ее преобразование в определенных целях [7, с. 205]. Данная позиция может быть экстраполирована и в отношении управления педагогическими исследованиями.
Образовательная политика рассматривается в виде комбинации двух составляющих: 1) это единая скоординированная государственная политика, регулируемая на данной территории; 2) это комплекс мер в дополнение к ней, проводимый региональными органами управления [9, с. 19].
Субъектами образовательной политики могут быть органы государственной власти (правительство, администрация и т. п.), ведомственные структуры (комитет или управление образованием, другие комитеты и управления: здравоохранения, социальной политики и т. п.), отдельные учреждения, их объединяющие (пединституты, институты повышения квалификации, школы, промышленные предприятия и т. п.), общественные организации (различного рода сообщества, ассоциации и др.).
Реально в условиях того или иного региона всегда действует несколько социальных субъектов, активно проводящих свою политику по отношению к образованию и науке в сфере образования. Это национальные группы, конфессиональные общины, родители, власти, общественные движения, учреждения культуры и т. п. Отсюда вытекает задача объединить и скоординировать разрозненные усилия разных субъектов относительно практики образования и научно-педагогической деятельности в регионе и тем самым сложить из них межведомственную полипрофессиональную коалицию, способную к оперативному и осуществляемому в интересах региона управлению ситуацией в сфере регионального образования и науки.
В условиях наличия сложившихся и поддерживаемых социальных связей между различными общественными подсистемами для эффективного руководства ведомственно организованной и четко функционирующей «машиной» образования образовательная политика не нужна. Необходимость в образовательной политике появляется тогда, когда система образования начинает выходить в управляющую позицию по отношению ко всему обществу в целом или к другим общественным системам. Это означает, что у представителей системы образования появляются такие цели по отношению к определенной общественной системе, которые: а) направлены на изменение уровня или типа образованности населения в целом или его отдельных групп и слоев; б) могут быть реализованы при условии перестройки самой системы образования; в) требуют перераспределения научного и общественного ресурса для обеспечения данной деятельности системы образования.
Основные принципы региональной политики развития образования определяются, по мнению Ю. В. Громыко, двумя совершенно разными процессами развития: общественного развития на основе образования и развития самого образования, выступающего в качестве средства организации первого процесса. Проблема общественного развития в каждом регионе России имеет, свою специфику, но, с другой стороны, может быть выделено и некоторое исходное ключевое обстоятельство, определяющее предмет общественного развития в России сегодня. Этот предмет - восстановление в конкретном регионе российской государственности [11, с. 77].
A. Ю. Белогуров выделяет следующие специфические принципы образовательной политики: 1) создание условий для развития региональной образовательной системы с учетом ее включенности в российское и мировое образовательное пространство; 2) отражение в содержании образования федерального и национально-регионального компонентов; 3) регулирование региональной образовательной политики в рамках сохранения единого образовательного пространства РФ [2, с. 24].
B. И. Загвязинский считает, что одной из проблем современной образовательной политики является расхождение между стратегией и политикой в образовании, определении их приоритета между ними. В словарях и энциклопедиях советского периода базовым, системообразующим понятием признается политика, а стратегия и тактика как подходы и способы реализации политики. В современных условиях, по его мнению, общая стратегия, ее ведущие положения должны составить основу политики, которая является одной из форм управления общественными отношениями и связями и обозначает искусство управления государством. Между стратегией и политикой могут быть отношения либо соответствия (взаимопонимания и согласованности), либо - несоответствия, (конфронтации), когда реальными стратегическими регулятивами политики становятся положения, идущие вразрез с принятой парадигмой. Такой разрыв в настоящее время существует между принятой человекоориентированной парадигмой (Конституция РФ, Закон об образовании, Концепция модернизации российского образования
до 2010 г.) и стратегическими ориентирами, положенными в основу реформы образования. «Высокие ориентиры остаются лозунгами и декларациями, в основу же реальной образовательной политики положена иная концепция, играющая роль ключевого ориентира (т. е. стратегии) развития. Мы назвали бы эту концепцию рыночно-конъюктурной. В ней игнорируются все стратегические установки, выработанные и выстраданные российским образованием» [6, с. 5]
Данное противоречие в какой-то степени может быть разрешено на региональном уровне, так как региональные органы власти через систему конкретных мер (постановлений, инструкций, финансовых вложений, управленческих решений и т. д.) могут обеспечить механизмы и процедуры реализации образовательной политики. При наличии взвешенных, продуманных решений, опоре на научно-обоснованные предложения при их принятии возможен выход из системного кризиса образования, т. е. образовательная политика должна осуществляться в единстве с научной (научно-инновационной) политикой.
Создание условий для роста значимости науки и инноваций в социально-экономической сфере жизнедеятельности является одной из важнейших целей стратегии развития России и ее регионов. Именно поэтому на современном этапе необходима выработка приоритетов и перспектив развития научной политики.
Необходимость рассмотрения научной политики вызвана сложностью отношений общества и науки: наука как социальный институт обладает относительной автономией, но в то же время, социальные условия влияют на содержание и направленность научной деятельности через такие рычаги воздействия, как научная политика, способы и размеры финансирования [8, с. 34].
Следует отметить, что политика государства в отношении науки в разные годы имела разное понятийное определение, что отражает конкретно-историческую ее обусловленность. Так, в советское время доминировало понятие «научно-техническая политика» в рамках реализуемой доктрины научно-технического прогресса. В связи с этим акцент делался на прикладной функции науки.
Понятие «научная политика» входит в оборот в 80-90-е годы XX столетия, оно активно используется в официальных документах и научных работах. Это понятие шире предыдущего, так как, во-первых, ориентирует на основную функцию науки - поиск нового знания; во-вторых, охватывает все отрасли наук, а не только технические. И. Н. Шарый считает, что при анализе социально-политических отношений развития науки целесообразно исходить из целостного восприятия политики как программы, так и взаимодействия. По его мнению, государственная научная политика - это деятельность по формированию и реализации целей государства в сфере научной деятельности, которая находит свое выражение в решениях органов государственной власти и управления, а также в конкретных результа-
тах этих решений [14, с. 14]. Автор разделяет субъекты научной политики и субъекты научной деятельности. К первым он относит государство, а ко вторым - научное сообщество. Причем, он подчеркивает, что поле научной политики образуется в результате взаимодействия государства и научного сообщества, сфера научной деятельности включает лишь взаимодействия субъектов научной деятельности. Эта позиция представляется нам очень важной, она подчеркивает необходимость взаимодействия всех субъектов при разработке научной политики и управления научной деятельностью, но в то же время достаточно прозрачно заявляет о невмешательстве государства в сам процесс научной деятельности.
Такой подход согласуется и с общеевропейскими позициями в рассмотрении научной политики. В настоящее время в понятие «европейская научная политика» входят следующие составляющие: 1) политика, проводимая Европейским союзом; 2) международное сотрудничество, которое проводят сами крупные исследовательские организации; 3) директивные установки многонациональных целевых программ; 4) национальная научная политика стран - членов Европейского союза. Несмотря на то, что перечисленные составляющие пока еще довольно слабо интегрированы в единое целое, взятые вместе, они представляют собой весьма внушительное образование [16].
В последних документах (Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 г., Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 г., проект закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации») используется понятие «инновационная политика», что также отражает современные процессы в обществе. Под государственной инновационной политикой понимается определение органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. По мнению А. Л. Абаева, научно-инновационная политика представляет собой комплекс мер и механизмов различной направленности, формирующих государственные и рыночные условия ее эффективности и интегрирующих разработку, производство и внедрение инноваций в единый инновационный процесс [1, с. 17].
В этих документах в качестве субъектов инновационной политики Российской Федерации рассматриваются ее региональные образования. Появилась определенность в отношении их компетенции, что ускорило построение региональной подсистемы, включающей центральные органы на федеральном уровне и региональные административные органы на местах. В составе региональных административных органов созданы департаменты, отделы, ведающие вопросами науки и инновационной деятельности.
Таким образом, в рамках общей государственной научной политики выделилась новая составляющая - региональная наука. Она все более обо-
собляется в отдельную подсистему, обладающую своим координирующим центром, органами управления на местах, кадровым потенциалом, финансовым механизмом и даже нормативно-правовой базой. Эта главная тенденция обусловлена возросшей самостоятельностью регионов и общей политикой децентрализации. Так, например, в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) созданы следующие структуры, в задачи которых входит реализация научной политики на территории округа: Совет по координации научных исследований при Губернаторе автономного округа; Департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа. Образовательная деятельность в ЯНАО осуществляется под руководством Департамента образования, т.е. в округе проведено разграничение административных структур по реализации образовательной и научной политик.
Иная ситуация наблюдается в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре. В состав исполнительных органов при губернаторе округа в 2007 г. был введен Департамент инвестиций, науки и технологий, осуществляющий разработку и реализацию государственных инвестиций, научной, научно-технической и инновационной политики, определение путей и методов ее эффективного регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие ХМАО-Югры.. Можно сделать вывод о том, что созданный Департамент обеспечивает реализацию научной политики в различных производственных отраслях, исключая образование. Задачи и направления научно-образовательной политики входят в компетенцию другого органа власти - Департамента образования и науки округа.
В Тюменской же области (Юг региона) задачи, функции и основные направления образовательной, научной и инновационной политики осуществляет Департамент образования и науки; отдельных административных структур, курирующих вопросы научной политики, нет.
Анализ нормативной базы показал, что в регионе в целом и в его субъектах недостаточно представлены правовые акты, регулирующие деятельность органов власти по реализации научной и инновационной политики. В настоящее время основные направления научной и инновационной деятельности регионов определяются «Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» [13]. Цель реализации Стратегии - формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Научная и инновационная политики обеспечивают условия для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники [12]. Социальная сфера, в том числе образование, в перечень приоритетных направлений не попала.
Нельзя не согласиться со словами В. П. Борисенкова, в которых звучит боль и сожаление ученого о том, что «сегодня мода на так называемые высо-
кие технологии, ориентированные на очень сложные объекты, отличающиеся большой наукоемкостью. Так вот, человек - это самый сложный из всех объектов, а подготовка образованного и высоконравственного человека -самый наукоемкий из всех процессов» [4, с. 5].
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день образовательная и научная политики еще не сформированы ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Процесс формирования политик является достаточно сложным, на него оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов: территориальных, исторических, экономических, социокультурных, научных и образовательных и др. В процессе формирования образовательной и научной и инновационной политик определяется, на что производится воздействие, с какими целевыми ориентирами и каким образом или за счет чего. Исходным моментом процесса формирования политики является понимание сущности самого объекта, для которого эта политика разрабатывается, объект политики в каждом регионе будет разным. Соответственно, можно говорить и о специфике управления образованием и научной деятельностью в области образования различных регионов.
Библиографический список
1. Абаев, А. Л. Организационно-экономический механизм формирования научно-инновационной политики на региональном уровне [Текст]: автореферат дис.... докт. экон. наук. / А. Л. Абаев - М.,2008. - 52 с.
2. Белогуров, А. Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже ХХ - XXI веков. дисс... д-ра пед. наук. /
A. Ю. Белогуров - Пятигорск, 2003. - 457 с.
3. Большой энциклопедический словарь. - М.: Астрель, 2005. - 1248 с.
4. Борисенков, В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки [Текст] / В. П. Борисенко // Вестник Моск.ун-та. - 2005. -№ 1. - С. 4-17.
5. Дмитриев, Д. Б. Россия - 2010. [Текст] / Д. Б. Дмитриев - М. - 1994. -№ 4. - С. 3-9.
6. Загвязинский, В. И. Образовательная стратегия и образовательная политика [Текст] / В. И. Загвязинский // Образование и наука. 2005. №2 (32). - С. 3-8.
7. Калиновский, Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона [Текст]: дисс ... д-ра пед. наук. / Ю. И. Калиновский - СПб., 2001. - 464 с.
8. Келле, В. Ж. Образец постиндустриальной науки ХХ1 века [Текст] /
B. Ж. Келле // Направление и организация научных исследований в России в переходный период. Материалы конференции (24-26 июня 2003 г., С-П.) / Под ред. проф.
C. А. Кугеля / - СПб.: Изд-во СПб ИИ РАН «Нестор-История», 2004. - С. 6-15.
9. Лоншакова, Н. А. Регионализация высшего образования: теоретико-методологический и социологический анализ (на материалах Восточной Сибири) [Текст]: автореферат дисс... д-ра. социол. наук. / Н. А. Лоншакова - Улан-Удэ, 2003. - 33 с.
10. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 г. №2473п-П7).
11. Принципы построения региональной политики развития образования // Россия-2010. - 1994. - № 5. - С. 10-15.
12. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Утверждены 21.05.2006 http: //www.bmstu.ru/mstu/nauchrab/
13. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года. - М., 2006. - 133 с.
14. Шарый, И. Н. Научная политика в переходный период. [Текст] / И. Н. Шарый - Мн.: Современное слово, 2001. - 136 с.
15. Швецов, Н. М. Социально-педагогические основы региональной образовательной политики [Текст]: автореф.дисс. ... д-ра пед. наук. / Н. М. Швецов - М., 2000. - 34 с.
16. Gusmao, R. Research networks as a means of European in integration// Technology in society. Pergamon, 2001. - Vol.23, - № 3. - P. 383-393.