УДК: 378.245.3
Т. А. Яркова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье рассматривается сущность педагогических исследований с позиции политической и системотехнической моделей развития научного знания, ставится проблема возможности управления педагогическими исследованиями в контексте региональной образовательной политики.
Ключевые слова: педагогические исследования, управление педагогическими исследованиями, региональная образовательная политика.
Современный этап развития педагогики характеризуется углублением и усложнением взаимоотношений педагогической науки и практики. Методологические идеи, установки, теоретические концепты в большей степени, чем ранее, начинают оказывать непосредственное влияние на развитие образовательных систем, построение педагогических отношений между людьми и их группами.
На этом фоне закономерным является интерес со стороны государства и общества к содержанию и качеству научных педагогических исследований, значительный рост и результаты которых не обеспечивают снятие проблем в сфере образования.
Анализ сложившейся практики педагогических исследований показывает, что к числу важнейших недостатков их организации относятся: слабая ориентированность на социальный заказ, недостаточность экспериментального обоснования, разрозненность исследователей в научных поисках, слабая скоординированность и интегрированность их деятельности.
Несмотря на достаточно широкий круг научных работ в области методологии и методики педагогического исследования (М. А. Данилов, Е. В. Береж-нова, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков, М. Н. Скаткин, Г. П. Щедровицкий и др.), можно говорить об отсутствии концептуального обоснования самой идеи управления педагогическими исследованиями, полноценного проблемного анализа, согласованности между действиями на разных уровнях управления и научно-методического сопровождения организационной деятельности.
В федеральных нормативных документах в области государственной образовательной и научной политики делается в настоящее время ставка на активность регионов по разработке и реализации современных управленческих подходов в решении обозначенной проблемы. Необходимость регионального уровня обусловлена и тем, что в масштабах региона можно в наибольшей степени обеспечить комплексность принимаемых мер: охват всех учреждений, занимающихся педагогическими исследованиями; создание необходимых условий для организации педагогических исследований; создание единой сети научного, организационного, ин-
формационного обеспечения управления педагогическими исследованиями; организация подготовки научно-педагогических кадров; развитие научнопедагогических школ и др.
Обращение к региональному аспекту решения проблемы вызвано масштабностью поставленных задач, ибо в административно-политическом плане регион представляет собой строго определенную структуру, концентрирующую в себе главные средства планирования, управления, распределения ресурсов и т. д. Это делает координацию образовательной политики наиболее эффективной на региональном уровне, так как на уровне региона решаются задачи учета в образовании местных культурно-исторических особенностей и традиций, специфики общественных образовательных запросов, связей образования с другими сферами общественной жизни и, соответственно, задачи превращения образования в фактор развития региона (И. А. Бажина, А. Ю. Белогуров, Ю. И. Калиновский, Х. Г. Тхагапсоев, В. Д. Шадриков и др.).
Решение задач развития образования в регионе в рамках региональной образовательной политики напрямую увязывается с развитием науки. Философией науки установлены различные модели или механизмы развития научного знания: логическая, гносеологическая, экономическая, социологическая и др. В рамках политической модели инвариантом научного знания является приоритет, данная модель носит характер проектного подхода, предполагающего выдвижение политической цели и ожидание от науки создания средств ее реализации. С другой стороны, наука сама формирует восприятие проблем политиками и общественностью и осуществляет их перевод в проблемы, подлежащие разрешению научными методами (В. Ван ден Деле, П. Вайнгарт). В рамках системотехнической модели развития науки особое значение имеет деятельность, направленная на организацию, координацию и руководство всеми видами системотехнической деятельности (проектирование, конструирование, разработка технологии и т. п.), а также на стыковку и интеграцию частей проектируемой системы в единое целое (В. С. Стёпин, В. Г. Горохов, М. А. Розов).
Выделенные модели позволяют охарактеризовать специфику научной деятельности, научного исследования в сфере научного педагогического знания. В связи с тем, что именно педагогическая наука занимается теоретической разработкой проблем образования, остановимся на характеристике педагогического исследования, являющегося одним из инструментов развития педагогической науки и образования.
Сложность и многосторонность данного феномена обусловливают его разносторонний анализ. Специфика педагогического исследования в общей структуре научного познания определяется принадлежностью педагогики к числу гуманитарных наук. В гуманитарных науках проявляется не просто отношение познания, направленное на объект изучения, а осуществляется прямое или опосредованное взаимоотношение исследователя с изучаемым объектом, характер которого задается, прежде всего, ценностным отношением самого исследователя (Е. В. Бережнова). Кроме этого специфика педагогического исследования определяется расширением объекта и углубления предмета педагогической науки, что связывается с включением в поле деятельности науки множества разноплановых объектов (педагогическая деятельность, процесс обучения, формы и методы обучения и воспитания и т. д.); актуализацией личностной составляющей общества, обращением к ведущей проблеме самого человека. Отсюда предметом исследования становятся «все более скрытые, глубинные, сложные для выявления и использования процессы, механизмы управления формированием личности...»; человек как носитель социального, как творящий особый мир культуры, как главное действующее лицо исторического прогресса (Н. И. Загу-зов, С. А. Писарева, А. П. Тряпицина) [1].
Принципиальной в понимании сущности педагогического исследования является позиция, связанная с учетом влияния социума на развитие науки. Наука второй половины XX и начала XXI века перестает функционировать как самостоятельная социальная структура и во все большей степени оказывается включенной в достаточно сложные гуманитарные агломерации: транснациональный
бизнес, государственное и муниципальное управление, телекоммуникационную среду. Соответственно, установка на получение объективного научного знания сменяется установкой на обслуживание тех или иных потребностей в рамках этих институтов, что отражается на всем строе научной деятельности (А. Г. Бермус), в том числе и характере и направлениях педагогических исследований.
Относительно педагогических исследований это проявляется в том, что государство и регион начинают выступать в роли заказчиков педагоги-
ческой науки, определяя приоритеты в развитии образования, связанные прежде всего с решением задач социально-экономического развития территорий и возможностью их финансовой поддержки. В условиях общего системного кризиса и недостаточного финансирования на первый план выходят исследования, рассматривающие всю проблему в целом и определяющие взаимосвязь и соотношение всех ее частей, роль и удельный вес каждой внутри целого, границы возможного изменения ее в связи с соответствующими изменениями других частей (Г. П. Щедровицкий), т. е. междисциплинарные исследования.
В данном случае междисциплинарность рассматривается в качестве формы организации научно-исследовательской деятельности, направленной на комплексное изучение единого объекта представителями различных дисциплин, научных специальностей и отраслей науки, объединенных для осуществления стоящих перед ними задач, на основе создания постоянных либо временных структурных единиц (научно-исследовательских институтов и центров, программ и проектов, подразделений и групп). Данный подход свидетельствует о преобладании коллективных форм исследований над индивидуальными, что согласуется с пониманием науки как коллективного творчества (Е. Н. Князева, С. П. Курдю -мов).
Не возражая ведущей тенденции «заказного» и коллективного характера современных педагогических исследований, необходимо учитывать внутренние закономерности развития науки, ее потребности в собственном развитии. Но и в этом случае принципиальной остается позиция в ориентации ученого на тенденции общественного развития, личной ответственности за результаты научной деятельности, что определяет обращение к культурологическому контексту научно-исследовательской деятельности, ее нравственной составляющей, обусловленной тем, что педагогические исследования, их результаты непосредственно связаны с человеком. Отсюда высокая степень ответственности ученого, который не только поставлен перед выбором объекта исследования, но и перед равным выбором своей роли в обществе, науке и социальном развитии. Фактором научного творчества выступает его гражданская позиция в науке и этика самой исследовательской деятельности (Н. В. Кузьмина).
В ряду различных аспектов рассмотрения педагогического исследования особое значение в современных условиях приобретает проблема оценки их целесообразности и эффективности. В настоящее время широкое распространение в зарубежном и отечественном опыте получает тенденция привлечения общественности к определению при-
оритетов науки и оценке ее результатов. В связи с этой тенденцией широкое распространение получает общественная и гуманитарная экспертизы результатов педагогических исследований, их значимости и социальных эффектов. Но необходимо констатировать, что данный аспект не получил еще в педагогической науке достаточно полного раскрытия и обоснования.
Обобщая изложенные выше позиции, педагогические научные исследования определяются нами как исследования, направленные на целостное изучение педагогической действительности во всех ее проявлениях, результаты которых позволяют обогащать педагогическую действительность средствами образования, развивать педагогическую науку в целях устойчивого развития общества.
Достаточно проблематичным в литературе является рассмотрение возможностей управления наукой, научными исследованиями (А. В. Андрейке-вич, С. В. Герасименко, Н. И. Загузов, С. А. Кугель, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.). Если при анализе развития образования, образовательных систем отсутствуют сомнения в необходимости управления, то при организации научных исследований появляются рассуждения о том, что наукой ни из центра, ни на уровне территорий управлять нельзя. Утверждается, что в отношении науки можно говорить лишь «о государственном регулировании и государственной поддержке», но, как указывает К. С. Дрогобыцкая, это и есть управление [2, с. 8].
Опираясь на положения общей теории управления, теории управления социальных систем (В. Г. Афанасьев, Н. Н. Моисеев, Ф. Тейлор и др.), целесообразно в сфере управления научными исследованиями опираться на понимание сущности управления в интеллектуальной сфере. Управление понимается как комплекс методов информационного воздействия на отдельных работников, отдельную группу или коллектив, позволяющий преобразовать управленческую информацию в перспективную, реализуемую идею, имеющую практическое воплощение в виде отдельного проекта или системы прогнозных результатов (Г. А. Балыхин). Данный подход согласуется в основных характеристиках и с пониманием научного исследования в рамках представленных выше политической и системотехнической моделей развития научного знания.
В отношении науки, организации научных исследований такой подход, на наш взгляд, является неполным, так как единственным субъектом этой деятельности рассматривается руководитель, а сама деятельность в этом случае представляет «силовое» давление на представителей науки, что не соответствует как современным представлениям о демократизации управления, так и не учитывает
творческий характер научной деятельности. Современное управление - это не столько процесс, идущий сверху вниз, сколько целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления. Следовательно, управление все более приобретает диалоговый характер, и главной управленческой проблемой становится не исполнительская дисциплина, а отношения.
В связи с этим управление педагогическими исследованиями понимается нами как система согласованных действий субъектов образования и науки региона по достижению результата научно-педагогической деятельности в контексте региональной образовательной политики: определение приоритетных направлений исследований; разработка и реализация механизмов организации исследований и внедрения их результатов; стимулирование и поддержка государственных программ педагогических исследований и научных инициатив регионального педагогического сообщества; проведение экспертизы результатов исследований; подготовка исследователей.
В контексте региональной образовательной политики инструментом управления педагогическими исследованиями могут рассматриваться целостные исследовательские и комплексные программы. В данном случае целостные исследовательские программы представляют совокупность положений по теоретическому обоснованию подходов к решению реальных крупных проблем педагогической действительности, представленных в виде образцов познавательной деятельности и деятельности по систематизации знаний, а также в виде собственно программ как методов научного исследования. Целостные комплексные программы - это прогнозно-плановые документы по реализации практических предложений по решению проблемы образования или ее аспектов, мониторинг и оценка выполнения этих предложений на основе фундаментальной работы по созданию и синтезу адекватных педагогических теорий.
Подводя итог, необходимо заметить, что разработка проблемы управления педагогическими исследованиями в связи с поиском путей обеспечения эффективности научных исследований на государственном уровне представляется весьма успешной. Перспективы видятся в поиске факторов их продуктивности, выявлении параметров индивидуального и коллективного научного педагогического творчества, анализе взаимоотношений педагогической науки, образования и общества, особенностях восприятия и понимания педагогического исследования в более широком социальном контексте.
Список литературы
1. Загузов Н. И., Писарева С. А., Тряпицина А. П. Современные диссертационные исследования по педагогике: книга для эксперта: монография. М.: ИРПО, 2003. 167 с.
2. Дрогобыцкая К. С. Методы управления научными исследованиями в условиях перехода к рынку: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 1991. 16 с.
Яркова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент.
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева.
Ул. Знаменского, 56, г. Тобольск, Тюменская область, Россия, 626150.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.11.2009.
T. A. Yarkova
MANAGEMENT OF PEDAGOGICAL RESEARCHES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
The article considers the essence of pedagogical researches from the position of political and system-technical models of scientific knowledge development. Also the problem of management possibility in pedagogical research in the context of regional educational policy is examined.
Key words: pedagogical research, management of pedagogical research, regional educational policy.
D. I. Mendeleev Tobolsk State Social-Pedagogical Academy.
Ul. Znamenskogo, 58, Tobolsk, Tyumen region, Russia, 626150.
E-mail: [email protected]