Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЧИНОВНИКА В СМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЧИНОВНИКА В СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
335
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чиновник / бюрократ / образ власти / образ чиновника / восприятие / перцепция / official / bureaucrat / image of government officials / perception

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щукина Елена Владимировна

Проанализирована образно-символическая специфика публикаций о чиновниках в российских СМИ, как представителях управленческого класса и значимого социального института. Подход основан на политико-институциональных и психологических принципах. Методы исследования включают количественный анализ выборки публикаций в СМИ и кейс-стади. Целенаправленная или неосознаваемая работа СМИ по формированию образа чиновника в массовом сознании представляется значимой для последующего анализа перспектив управления публичным образом всего аппарата госуправления как фактор, способствующий консолидации общества и росту общественного доверия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF AN OFFICIAL IN THE MEDIA

The purpose of the research is to identify and analyze symbolic specifics of articles about government officials as representatives of the bureaucracy and a significant social institution in the Russian media. The approach is based on political-institutional and psychological principles. Research methods include quantitative analysis of mass media publications and case studies. The purposeful or unconscious effect of the mass media forming the image of a government official is significant for the subsequent analysis of the prospects for managing the public image of the entire state administration, as a factor contributing to the consolidation of society and the growth of public trust.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЧИНОВНИКА В СМИ»

УДК 32.019.51

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ЧИНОВНИКА В СМИ

Е.В. Щукина

Проанализирована образно-символическая специфика публикаций о чиновниках в российских СМИ, как представителях управленческого класса и значимого социального института. Подход основан на политико-институциональных и психологических принципах. Методы исследования включают количественный анализ выборки публикаций в СМИ и кейс-стади. Целенаправленная или неосознаваемая работа СМИ по формированию образа чиновника в массовом сознании представляется значимой для последующего анализа перспектив управления публичным образом всего аппарата госуправления как фактор, способствующий консолидации общества и росту общественного доверия.

Ключевые слова: чиновник, бюрократ, образ власти, образ чиновника, восприятие, перцепция.

Сегодня роль административного аппарата в российском обществе заметно возрастает. Численно увеличивается бюрократический аппарат (вопреки неоднократным попыткам его реформирования и сокращения), сохраняется неравномерное распределение полномочий государственных органов в пользу исполнительной власти.

Вместе с тем, согласно опросам ФОМ [1], более 70 % опрошенных считают, что отношение к чиновникам в России отрицательное. Результаты исследования также показывают, что слова «чиновник», «госслужащий» ассоциируются у россиян с негативными понятиями. Кроме того, 61 % опрошенных считает, что чиновники не справляются со своей работой («не заботятся о людях», «бездельники», «работают для себя»).

В то же время, согласно другим опросам, свое мнение о работе чиновников большинство россиян формируют вовсе не из личного опыта общения с госслужащими: 74 % опрошенных источником информации о работе чиновников называли СМИ, почти 40 % - мнение знакомых. Только треть россиян отмечает, что непосредственно сталкивались с деятельностью работников местных органов власти и чиновников. При этом более половины из них отмечает, что взяток у них никто не просил и не ждал [2].

Цель статьи - выявить и проанализировать образно-символическую специфику публикаций в российских СМИ, влияющую на формирование образа чиновничества в массовом сознании.

Теоретические основания

Государственный управленческий аппарат, его структура, функционал, принципы работы и потребности в реформировании всегда находился во внимании исследователей: историков, юристов, политологов. При широком распространении в современном публицистическом и общественном дискурсе слова «чиновник», существующего в русском языке в значении администратора еще с XIX в., для научного употребления ис-

пользуются синонимичные ему по значению «бюрократ» и «государственный служащий», основополагающие и хорошо разработанные в политической науке. Исследование образно-символического содержания понятия «чиновник» обусловлено его возвращением в активное словоупотребление в начале XXI в., о чем косвенно может свидетельствовать появление слова в Толковом словаре современного русского языка без пометы дореволюц. [3], которая приводилась в толковом словаре Д. Н. Ушакова 1935г. [4].

«Наука о бюрократии» является значимым разделом и в политологии, и в теории государства и права. Рост научного интереса к проблематике эффективного управления государством связывают с работами В. Вильсона и М. Вебера [5]. Несмотря на то что в дальнейшем веберовская концепция рациональной бюрократии была небезосновательно подвергнута критике, его работы по-прежнему считаются классикой теории бюрократии. На протяжении XX века к теории бюрократии обращались К. Маркс [6], Т. Парсонс [7], Р. Мертон [8], А. Гоулднер [9], Э. Мейо [10].

К современным концепциям бюрократии относят работы Э. Даунса [11], модель бюрократии У. Нисканена [12], модель формирования бюрократии П. Данливи [13].

Большой вклад в развитие «науки о бюрократии» внесли работы отечественных исследователей: О.В. Крыштановской [14; 15], Л.В. Смор-гунова [16], О.Ф. Шаброва [17].

Концепция образа власти и его отражение в массовом сознании разрабатывается отечественными учеными в рамках политико-психологической школы МГУ имени М.В. Ломоносова, возглавляемой Е.Б. Шестопал [18]. Образы политических партий, лидеров власти и оппозиционеров, отдельных государственных институтов исследовали Е.Б. Шестопал [18; 19; 22], И.С. Палитай [20], А.В. Селезнева [21].

При этом при наличии значительного числа исследований, посвященных структуре российской бюрократии, отдельным ее представителям и принципам формирования, вопрос о восприятии чиновников в сознании широкой общественности до сих пор не был глубоко проанализирован.

Согласно концепции, разработанной в политико-психологической науке, политическое восприятие, характеризующееся высокой степенью объективации и опосредованности, в большей степени направлено не на отражение объективной действительности, а на смысловые и оценочные интерпретации. Значимая роль символического в политических процессах обуславливает необходимость исследования восприятия власти и отдельных ее представителей. Формирование образа чиновника (при известной доле влияния ценностей, стереотипов и установок) осуществляется опосредованно, в первую очередь, каналами коммуникации и информации [22], традиционными и нетрадиционными медиа [23].

Методы исследования

Для целей данного исследования использовались количественный анализ СМИ и метод кейс-стади. В эмпирическую базу исследования во-

шли публикации в 80 ключевых российских федеральных СМИ с наибольшим охватом аудитории. В ходе исследования были проанализированы публикации, выходившие в указанных СМИ за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, посвященные работе чиновников. За указанный период с помощью информационно-аналитической системы «Катюша» было выявлено более 16 000 таких публикаций.

Из выборки были исключены публикации по темам, связанным с санкциями западных стран в отношении российских чиновников, деятельностью чиновников иностранных государств и всем, что напрямую не связано с формированием медиа-образа чиновников в России. В исследуемый массив данных попали только те публикации, которые были полностью посвящены темам работы бюрократического аппарата и его отдельных представителей (т. е. публикации с предметным упоминанием). Важным условием также стало наличие ключевого слова «чиновник» в заголовке или подзаголовке статьи. Это было необходимо, чтобы исключить материалы, которые касаются работы определенных ведомств, поскольку их образ в СМИ, как правило, формируется целенаправленно и может существенно отличаться от одного ведомства к другому. В поле зрения настоящего исследования находится именно обезличенный образ чиновника (и чиновничества в целом) как представителя большой государственной машины.

В соответствии с указанными условиями были выявлены 356 сюжетов, по каждому из которых могло насчитываться от одной до нескольких десятков публикаций в выбранных СМИ (в зависимости от информационного повода). Количество сюжетов о чиновниках на протяжении практически всего года распределено равномерно (рисунок). Почти двукратное увеличение сюжетов в декабре 2020 г. связано с объявленной Правительством реформой по сокращению числа чиновников, а также развитием темы о введении административных штрафов для чиновников за оскорбления граждан.

60 50 40 30 20 10

Количество сюжетов о работе чиновников в СМИ за 2020 г.

Тематический анализ всего массива публикаций, вышедших в течение года в СМИ, позволил выделить 9 основных тематических блоков (в порядке убывания количества публикаций):

1) регламентирование трудовых условий для чиновников (новые требования по раскрытию доходов, засекречивание личных данных, необходимость вакцинации, регламентация выходных и праздничных дней и пр.) -25 % публикаций;

2) выполнение чиновниками непосредственной работы (разработка и реализация мер поддержки в период пандемии, выполнение поручений Президента и главы Правительства и пр.) - 16 %;

3) реформа госаппарата (сокращение численности, меры по повышению эффективности работы, дебюрократизация) - 14 %;

4) закон о введении административных штрафов для чиновников за оскорбление граждан - 11 %;

5) критика работы чиновников, депутатский контроль - 10 %;

6) аресты, суды - 9 %;

7) кадры и назначения - 6 %;

8) обличение роскошной жизни чиновников - 3 %;

9) исследования, аналитика, опросы общественного мнения - 3 %.

Наиболее значительной по количеству публикаций стала тема регламентации работы чиновников, публикации по которой появлялись регулярно в течение года. В совокупности с близким по тематике блоком -публикациями, связанными с объявленной Правительством реформой госаппарата и сокращением численности чиновников, эти темы составляют 39 % всех сюжетов о чиновниках.

Таким образом, вопреки представлениям о том, что информационное поле вокруг чиновничества в основном формируется около тем разоблачения коррупции, на самом деле основной темой, постоянно присутствующей в информационной поле, формируемом федеральными СМИ, является тема беспрерывного реформирования госаппарата: от введения штрафов за неграмотность чиновников [24] до масштабной реформы по сокращению численности, объявленной Председателем Правительства РФ М.В. Мишустиным. Такое информационное поле формирует у общественности представление о чиновниках как о безликой массе сотрудников крайне неэффективного госаппарата, требующего постоянного реформирования, а также защиты граждан от чиновничьего хамства и произвола и принятия мер по восстановлению социальной справедливости. Характерно и то, что эта работа не имеет ни обозримого срока окончания, ни хоть сколько-нибудь видимого результата. В этом смысле весьма показательна реакция общественности на анонсирование «реформы Мишустина» по сокращению численности госслужащих, высказываемая на просторах социальных сетей. Наиболее часто звучащим был тезис о безуспешности подобных мер: несмотря на предпринимаемые ранее Правительством попытки по сокращению численности госслужащих в 2005, 2010 и 2015 го-

дах, на самом деле, за последние 20 лет число чиновников, согласно данным Росстата, увеличилось более чем вдвое [25].

Наиболее заметными информационными поводами (помимо реформы по сокращению численности госслужащих), получившими наибольшее количество публикаций, откликов и комментариев, в течение года стали:

1. Внесение в Госдуму законопроекта о штрафах для чиновников за оскорбление граждан (май 2020 г.).

Только один этот информационный повод обеспечил несколько десятков публикаций в ключевых федеральных СМИ. Весь процесс прохождения законопроекта в течение года, утверждение закона Советом Федерации в декабре 2020 г. и подписание Президентом сопровождались широким освещением в СМИ. Таким образом, тема об ответственности госслужащих за оскорбления граждан стала самой заметной за 2020 год среди тем, касающихся регламентации работы чиновничества.

Пилотный анализ общественной реакции на эти сообщения, проведенный на основании высказываний пользователей в социальных медиа, показал, что при широком медийном освещении правительственных мер по реформированию госаппарата или принятия административных мер в адрес чиновников-хамов в массовом сознании остаются не конструктивные реформаторские усилия власти и защита граждан, а яркие эпизоды высказываний и поведения отдельных чиновников.

Неслучайно в научном дискурсе неуважительное обращение чиновников расценивается как дестабилизирующий фактор и, по определению А.Б. Шатилова, является одной из причин «морального износа власти». Законодательное введение наказаний в виде штрафов за подобные нарушения выступают свидетельством того, что опасность признается серьезной угрозой стабильности и самим российским руководством [26].

2. Власти одобрили экономию на программе вооружений и зарплатах чиновников.

В новости речь шла об одобренном Правительством проекте бюджета на 2021-2023 годы, который предполагает оптимизацию всех «незащищенных» статей бюджетных расходов и сокращение госпрограммы вооружений. Одной из мер по сокращению бюджетных расходов стало отсутствие ежегодной индексации зарплат чиновников в 2021 году. Новость с акцентом на зарплате чиновников была растиражирована многими СМИ. Однако, по мнению некоторых экспертов, сама мера носила скорее показательный характер, поскольку позволила продемонстрировать, что доходы упали не только у граждан, но и у «слуг народа», что обеспечивает тем самым реализацию принципов социальной справедливости, вызывающих в настоящее время активный отклик [27].

3. Михаил Дегтярев предложил отменить запрет чиновникам летать бизнес-классом. Его ввели в Хабаровском крае при Сергее Фургале.

Новость об отмене запрета, а затем ее опровержение, сделанное губернатором Михаилом Дегтяревым в своем Telegram-канале, широко тиражировалась не только региональными, но и федеральными СМИ.

Принцип реализации чувства социальной справедливости глубоко укоренен в системе восприятия власти индивидом в категориях «свой» -«чужой», согласно теории социальной идентичности, разработанной Г. Тэшфелом и Дж. Тернером. Согласно этой теории, самовосприятие индивида возникает как результат осмысления человеком своего места в мире, осознания наличия групп и отнесением себя к той или иной из них. Характерно, что такая категоризация, как правило, основывается не на личном опыте взаимодействия с членами групп, который зачастую отсутствует, а на уже готовых схемах и стереотипах [28]. СМИ при этом не просто отражают стереотипы массового сознания, но и активно участвуют в формировании (или укреплении) образов в массовом восприятии.

Выводы

Освещение деятельности работы чиновников традиционно находится в фокусе внимания СМИ и вызывает активный интерес в широком общественном дискурсе. При этом средства массовой коммуникации, являясь значимым (а зачастую единственным) каналом информации, определяющим образ того или иного объекта, целенаправленно или неосознанно участвуют в формировании образов в массовом восприятии или укреплении уже существующих образов.

Образно-символическое содержание понятия «чиновник», формируясь опосредованно через каналы массовой коммуникации, накладывается на уже существующие в массовом сознании стереотипы, установки, ценности, убеждения. Отражение объективной действительности, передаваемое через СМИ (если признать, что объективность в СМИ в принципе может быть достигнута), а также эпизоды личного взаимодействия с чиновниками не оказывают влияния на трансформацию этого образа. Слитность когнитивных и эмоциональных компонентов восприятия при этом способствуют укреплению традиционно сложившегося образа. Как следствие, несмотря на многочисленность публикаций о чиновниках в российских СМИ, освещающих усилия власти по реформированию госаппарата и повышению внутренней культуры чиновничества, а также нейтральный характер тона этих публикаций, образ рядового чиновника в восприятии граждан во многом остается негативным.

Список литературы

1. Фонд «Общественное мнение». Результаты еженедельных всероссийских опросов // Сайт ФОМ [Электронный ресурс]. URL: https://media.fom.ru/fom-bd/d48chn2020.pdf (дата обращения: 20.01.2020).

2. Подбирая выражения // Gazeta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www. gazeta. ru/comments/column/bovt/13416812.shtml (дата обращения: 20.01.2020).

3. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / под ред. Г.Н. Скляревской. М., 2001.

4. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935. Т. 4.

5. Weber М. Bureaucracy // From Max Weber / H.Gerth and C.Mills, eds. N.Y., 1946; Wilson W. The Study of Administration // Political Science Quarterly. 1887. Vol. 2, t. 2. P. 197-222.

6. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т. 1.

7. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс,

1998.

8. Merton R. Social Theory and Social Structure. N.Y., 1957.

9. Гоулднер А.У. Наступающий кризис западной социологии. СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 2003.

10. Mayo E. The social problems of an industrial civilization. Boston,

1945.

11. Inside Bureaucracy. By Anthony Downs. Boston: Little, Brown, Inc., 1967.

12. Niskanen W. Bureaucracy and Repteseiatatiye Government — Chicago, IL: Adlkurierton, 1971.

13. Democracy, Bureaucracy and Public Choice. By Patrick Dunleavy. London: Pearson Education, 1991.

14. Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М., 2005.

15. Крыштановская О.В. Российский истеблишмент: пути и методы обновления // Полис. Политические исследования. № 1. 2011.

16. Государственная политика и управление: в 2 ч. / под ред. Л. В. Сморгунова. М. : РОССПЭН, 2006.

17. Шабров О.Ф. Государство XXI века: пределы эффективности // Российская политическая наука. Идеи, концепции, методы. Научное издание / под ред. Л.В. Сморгунова. М., 2015.

18. Путин 3.0: общество и власть в новейшей истории России. М.: Аргамак-медиа, 2015. 420 с.

19. Шестопал Е.Б. Проект длиною в четверть века. Исследование образов власти и лидеров в постсоветской России (1993-2018) // Полис. Политические исследования. № 1. 2019.

20. Палитай И.С., Данилова А.С. Региональные руководители нового поколения: результаты политико-психологического анализа. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 54. 2020.

21. Селезнева А.В. Образ Президента России В.В. Путина в сознании российских граждан // Русская политология. № 2. 2020.

22. Психология политического восприятия в современной России / Под ред. Шестопал Е.Б. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.

23. Палитай И.С. Влияние средств массовой информации на процесс политического восприятия // Информационные войны. №1. 2018.

24. Курский губернатор лишил чиновников премии за орфографические ошибки. RBC // [Электронный ресурс]. URL: https: // www.rbc.ru / societ y / 14/07/2020/5f0d6d829a794714d32c63e8 (дата обращения: 15.01.2020).

25. Численность и кадровый состав государственных органов и органов местного самоуправления Российской Федерации // Офиц. сайт Рос-стата [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 ?print=1 (дата обращения: 15.11.2020).

26. Шатилов А.Б. «Моральный износ» власти как фактор дестабилизации политических режимов // Власть. № 4. 2020. С. 9-17.

27. Люди должны видеть: не только их доходы упали, но и «слуг народа». Regnum // [Электронный ресурс]. URL: https: // regnum.ru / news / economy/3066495.html (дата обращения: 15.01.2020).

28. Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Образ «врага» как фактор формирования национальной идентичности современной российской молодежи // Полития. № 3. 2007. С. 83-92.

Щукина Елена Владимировна, аспирант, e. schnkinaagmail. com, Россия, Москва, Финансовый Университет при Правительстве РФ

THE IMAGE OF AN OFFICIAL IN THE MEDIA E.V. Shchukina

The purpose of the research is to identify and analyze symbolic specifics of articles about government officials as representatives of the bureaucracy and a significant social institution in the Russian media. The approach is based on political-institutional and psychological principles. Research methods include quantitative analysis of mass media publications and case studies. The purposeful or unconscious effect of the mass media forming the image of a government official is significant for the subsequent analysis of the prospects for managing the public image of the entire state administration, as a factor contributing to the consolidation of society and the growth of public trust.

Key words: official, bureaucrat, image of government officials, perception.

Shchukina Elena Vladimirovna, postgraduate, e.schukina@gmail.com, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.