ШЕРБАЕВА ЖЫПАРГУЛ
(Ошский гуманитарно- педагогический институт, г. Ош, Киргизия)
УДК 37.034-053"465.07/.11" ББК Ч420.051
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ
Аннотация. В статье рассматриваются киргизские народные сказки о животных как инструмент воспитания нравственности у детей младшего возраста. Подчеркивается роль произведений фольклора для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Автор анализирует особенности сюжета, композиции сказок о животных, их влияние на восприятие учащихся, в частности самый распространенный в мировом фольклоре образ лисы.
Ключевые слова: детское восприятие, духовные и культурные ценности, нравственность, положительный и отрицательный герой, сказка, фольклор
Наличие и стабильность нравственных ценностей и моральных устоев является одним из показателей культуры общества, а их сохранение, выбор, присвоение осуществляется наряду с другими отраслями жизни в образовательном пространстве. Начинается оно со школьного образования, где закладывается фундамент нравственного и духовного развития личности. Под духовно-нравственным развитием понимается передача детям тех компетенций, которые формируют их нравственность на основе устойчивых правил поведения, ориентированных на духовные и культурные ценности. Большое практическое значение имеет решение вопроса нравственного воспитания детей на традициях народной педагогики с активным использованием этнопедаго-гических средств.
В современной школе отмечается снижение умственной работоспособности, излишняя возбудимость, раздражительность,
эмоциональная истощённость, неустойчивое настроение учащихся. Присутствует заторможенность, или наоборот, - раздражительность, агрессивность. Дети зачастую предоставлены сами себе, испытывают дефицит общения с родителями, сверстниками, «обретаясь» на просторах интернета и телевидения. Оттуда на них обрушивается шквал информации, зачастую негативной. Дети стали менее чувствительными, отзывчивыми, не владеют коммуникативными навыками. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной, нравственной сферы ребенка, чрезвычайно актуальна и важна.
Неиссякаемым источником для нравственного воспитания детей как дошкольного, так и школьного возраста является устное народное творчество. Роль фольклора в воспитании младших школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и толерантного воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
На уроках чтения в младших классах школьники знакомятся с различными фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, считалками, загадками, сказками. Среди них сказка занимает особое место, издавна она была самым распространенным и любимым жанром для детей всех возрастов. Сказки выражают отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение разных народов, каждый из которых создавал свою систему ценностей, свои идеалы.
Очень точно о роли сказки в современном мире сказал писатель с мировым именем Ч. Т. Айтматов: «В наш цивилизованный научно-технический век не до сказок вроде бы, но это не значит, что сказку можно выбросить как ненужную вещь из жилища. Это было бы с нашей стороны неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебречь опытом прошлого. Сказка - это опыт человечества. Мы должны беречь сказку так же, как бережем памятники старинного зодчества».
Постигая символику сказочных образов, ребенок развивает свой внутренний духовный мир. Сказка даёт знания о жизни, пробуждает творчество, фантазию, воспитывает любовь к Роди-
485
не, труду, учит уважать старших, защищать слабых, помогать больным и немощным. Подражая героям сказок, дети определяют для себя нормы поведения, задумываются о человеческих пороках и достоинствах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости. Поэтому трудно переоценить значение народной сказки в формировании нравственных ценностей, идеала. Для девочек идеалом становятся «красна девица» в русской народной сказке и «акылдуу Кара Чач» (мудрая Черновласка) в кыргызской народной сказке, которые отличаются не только умом и красотой, но и трудолюбием и мудростью; для мальчиков - «добрый молодец» и «эр жу-рок джигит» (храбрый молодец), которые обязательно сильные, умные, при этом честные, добрые, трудолюбивые, готовые защищать свою Родину, семью, любимую. Выбирая для себя образы положительных героев сказок образцом для подражания, дети во многом определяют свое будущее становление как личности.
На уроках чтения дети не просто читают тексты сказок, а еще и учатся их анализировать, оценивать поступки животных, учатся вместе с ними сопереживать, сочувствовать и любить. Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Читая народные сказки о животных, учащиеся понимают, что трудолюбие и справедливость, ум и доброта, храбрость и достоинство, честность и верность являются положительными качествами, а хитрость, скупость, глупость, лживость и трусость вызывают у детей неприятие. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро торжествует. Это становится для них ориентиром в различных жизненных ситуациях. Этим определяется педагогическая ценность сказки.
Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных - самый простой вид сказок, адресованных детям. Обычно с этими сказками дети знакомятся ещё до школы.
486
Своеобразие сказок о животных состоит в том, что в них нет чудес, нет волшебства, нет мифологических мотивов и образов, нет идеальных героев, но в них нет и трагического звучания. Сказки о животных лаконичны и просты, в их композиции нет ничего запутанного и сложного. В центре сказки обычно один эпизод, который может повторяться, не усложняя этим композиционную схему. Ориентация рассказчика на детское восприятие, на малый бытовой опыт слушателей упрощает конфликтные ситуации, разрешаемые сказкой. В сказках о животных очень много красочных диалогов, где животные разговаривают между собой в соответствии со своим типом характера. Диалог является основой действия, раскрывает ситуации, показывает состояние персонажей. В сказках животные говорят и ведут себя, как люди. В сказках животные наделены не только человеческой речью, но и людской сознательной жизнью. Детская сказка о животных затрагивает и этические проблемы, но в трактовке, доступной для детского восприятия. Чаще всего в сказках этого типа доказываются простые истины: нужно слушаться старших, не нарушать запреты, дорожить друзьями. Дидактический, назидательный план сказки очень ясен. Поэтому они понятны и интересны для детей младшего возраста.
Обратимся к роли киргизских сказок о животных в нравственном воспитании детей. Устное народное творчество киргизов богато сказками, которым свойственны злободневность, меткость языка, торжество добра над злом. В сказках отражена народная мечта о лучшей жизни. Как и у всех народов мира, они имеют познавательное и воспитательное значение. Главная задача таких сказок - высмеять плохие черты характера, негативные поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.
Сказки о животных - один из древних видов киргизского фольклора. В таких сказках основными действующими лицами являются одни только животные. Возможно, это связано с тем, что сказки о животных возникли в ту эпоху, когда в силу жизненного уклада звероловство и скотоводство были основным занятием кочевого народа.
Персонажи киргизских сказок о животных представляют животный мир, который характерен для этой территории. В них часто встречаются обитатели гор, полей, степей: барс, волк, за-
487
яц, лиса, осел, беркут, орел, жаворонок, перепел, Если в них появляются образы людей, то это охотники, пастухи, крестьяне, главным соратником и помощником которых является конь.
Сказки о животных, как правило, сатирические или юмористические, они нравоучительны и назидательны. В них действуют хитрая Лиса, глупый Волк, трусливый Заяц, жестокий Тигр, упрямый Осел. Есть целый цикл киргизских сказок о пернатых: «Торгой» («Жаворонок»), «Ач коз карга» («Жадная ворона»), «Алтын куш» («Золотая птица»), «Уку менен буркут» («Сова и копчик»), «Кулдун баласы жана Зымырык» («Сын раба и птица Зымырык»), «Кара канаттуу уч аккуулар» («Три лебедя с черными крыльями»), «Уку жана буркут («Ястреб и сова»).
Персонажи этих сказок (звери) ведут себя, как люди: спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют. В сказочном пространстве происходит постоянная борьба и соперничество зверей. Борьба зачастую кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное, нелепое положение. Слабый в сказках о животных всегда находит выход из сложных ситуаций.
Излюбленный герой таких сказок - плут, хитрец, и обманщик. Чаще всего в этой роли выступает лиса. Лиса - одно из основных действующих лиц в сказках народов мира. Распространены сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Встречаются также сказки, где лиса обманывает и других животных или людей. В большинстве случаев Лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство, эгоизм. Сказки на тему борьбы хитрой Лисы со злым Волком встречаются с древних времен в фольклоре большинства народов мира. В киргизском фольклоре образ лисы также широко распространен: «Кантип тулку озунун жоруктарына жаза-алды» («Как лиса была наказана за свои проделки»), «Тулку ме-нен кумурска» («Лиса и муравей»), «Тулку менен карышкыр» («Лиса и волк»), «Чабан, жолборс жана тулку» («Пастух, тигр и лиса»), «Тулку менен бытбылдык» («Лиса и перепел»).
Много проделок и проказ «на памяти» у лисы. Она обманом загоняет волка в капкан охотника и завладевает жирным курдюком в сказке «Лиса и волк»; но в сказке «Как лиса была наказана
488
за свои проделки» сама попадает в сети своего коварства; в сказке «Пастух, тигр и лиса» льстивая, хитрая, расчётливая, ловкая лиса обманывает и пастуха, и тигра, но в итоге сама сбегает от более смекалистого пастуха; своими коварными речами она пытается настроить перепела против человека в сказке «Лиса и перепел». Не лучшим образом выглядит лиса и в русских сказках: выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); обманывает и уносит петуха, выманивая его песней («Кот, петух, и лиса»); путём обмана меняет скалочку на курочку, курочку на гусочку («Лисичка со скалочкой»); обманывает мужика, прикинувшись мёртвой и крадёт рыбу из саней, обманывает волка («Лисичка-сестричка и волк», «Лиса-повитуха»). Так что лиса в сказках является интернациональным антигероем.
Образ лисы в народных сказках стабилен. Но не всегда она становится победителем, народное нравственное чувство восстает против хитрости и обмана и приводит в сказке к победе человека или другого представителя животного мира. Знакомясь с образом лисы, которая в фольклоре многих народов предстаёт умной, лживой, хитрой обманщицей, наделенной отрицательными чертами характера: лицемерием, коварством, вероломством, злопамятностью, жестокостью, мстительностью, учащиеся младших классов невольно проникаются сочувствием и симпатией к ее противникам. Они искренне радуются, когда, в конце концов, добродетель одерживает верх над коварством лисы.
Сказки для детей - это самый любимый и популярный жанр фольклора. Но сказки о животных наиболее приемлемы для детей младших классов. Эти поучительные истории учат смекалке, находчивости, прощению, терпимости; помогают почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать и слышать не только себя, но и других. Сказки не дают прямых наставлений детям: «Уважай старших», «Слушайся родителей», «Не обижай младших», но в её содержании всегда заложен урок, который учит их жить.
ЛИТЕРАТУРА
Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. -М., 1999.
Киргизские народные сказки / Сост. Д. М. Брудный, К. Эш-
489
мамбетов. - Фрунзе, 1977.
Кыргыздын кереметтуу жомоктору, 2012. Русские народные сказки. - Алматы, 2001 http://moyazachetka.ru/referaty/302-rabota-nad-skazkoj.html
©ШербаеваЖ., 2018