Егорова Р.И.1, Рожина М.Д.2 ©
1Доцент, кафедра педагогики, педагогический институт Северо-Восточного федерального
университета, г. Якутск;
2
учитель, Намская средняя общеобразовательная школа №1, Намский улус
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ
«ОСНОВ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Аннотация
Статья посвящена формированию духовно-нравственных ценностей в процессе изучения основ светской этики, а также развитию этических качеств, эмоциональнонравственной отзывчивости.
Ключевые слова: ценности, традиции, культура, этика.
Keywords: value, tradition, culture, ethics.
Ценностями представляются моральные нормы, принципы, идеалы, понятие добра и зла, справедливости, счастья. В этой связи с категориями ценности и ценностной ориентации неразрывно связан анализ проблемы нравственности. Понятие «ценность» используется философами, психологами, педагогами, социологами для обозначения свойств объектов и явлений, а также теорий и идей, служащих эталону качества и идеалам должного [1, С. 16]. Сегодня в нашем обществе многие социально-нравственные и духовные ценности переосмысливаются, разрушаются вековые традиции, создаются новые, соответствующие времени. В школе обучая и воспитывая, учитель приобщает обучающихся к материальным и духовным ценностям прошлых и современных поколений. При этом он является посредником между школьником, познающими действительность и этими ценностями. В этой связи разные ценности, морально-этические нормы несут в себе личностные черты учителя, его оценки, отношения и его мировоззрение. Тем самым учитель помогает школьнику формированию нравственной позиции.
Анализируя педагогическую деятельность в предыдущих классах, отмечали, что в содержании образования необходимо подключить воспитывающую составляющую в формировании нравственных ценностей растущей личности. Исходя из этого нами обследовались условия успешной организации этой деятельности. Применялись такие методы, как: анкетирование и целенаправленное наблюдение за воспитательными
возможностями семьи с целью изучения и обобщения существующего опыта духовнонравственного воспитания детей в семье; интервьюирование, беседы, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся во время урочных и внеурочных занятий для определения воспитанности и духовно-нравственной культуры. Сбор открытой информации у родителей способствовали обобщению независимо полученных данных. В результате получена более объективная характеристика исследуемой проблемы, и, обсуждая её на родительском собрании приняли решение о реализации стандарта целей, задач и основного содержания начального образования в 4 классе. Включили в учебный план изучение один из модулей «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) - «Основы светской этики». Предметное содержание данного модуля соответствует образовательным и воспитательным целям обучающихся на ступени начального общего образования, связанное с духовно-нравственным формированием и воспитанием. В течении учебного года нами рассмотрены следующие блоки: «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества», «Основы религиозных культур и светской этики», «Духовные традиции многонационального народа России», которые предусматривали следующие цели: - развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
© Егорова Р.И., Рожина М.Д., 2015 г.
личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, их роли в культуре, истории и современности России;
- осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и духовных традициях народов России;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Тем самым проведенные уроки были направлены на формирование нравственных
ценностей - понимание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, предполагающие воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в отношениях в семье и обществе. При составлении учебной программы «Основы светской этики» включали темы, раскрывающие образ жизни людей прошлого и настоящего, обычаи и традиции, семейные ценности, например такие темы, как: «Россия - наша Родина», «Этика, этикет, мораль и культура», «Добро и зло, добродетели и пороки", «Свобода и ответственность, моральный долг и выбор человека», «Справедливость, альтруизм и эгоизм», «Дружба, честь и достоинство», «Род и семья - образцы нравственных отношений» «Семейные традиции, праздники», «Совесть, стыд, вина и извинения» и т.д.
Формирование нравственных ценностей учащимся возможно лишь при реализации деятельностного подхода и принципа гуманизации. Деятельностный подход нами подразумевается, как воспитание учащихся в процессе их собственной деятельности. А гуманистический принцип мы понимаем как создание атмосферы доброжелательности и принятие ребенка таким каким он есть, учитывая его индивидуально-психологические и личностные особенности. Формирование нравственных ценностей направлено на влияние через эмоциональное насыщение урока разнообразными формами обучения учащихся в игру, творчество, деятельность, самостоятельные выступления с презентациями, пробуждающие их чувства и собственные размышления. Диалогические беседы учителя с учащимися дают возможность управлять мышлением учащихся по проблеме, активностью обсуждения на уроке.
Учащимся понравился урок-игра «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности», в конце урока было составлено коллективное эссе на интерактивной доске. На заключительном этапе урока каждая команда подготовили стихи и песню о России, Отечество, патриотизме, и на такой патриотичной ноте подытожили урок.
На уроке часто практикуется выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Интересный урок проводили по теме «Нравственные и моральные нормы». Учащиеся прочитали свои сочинения на заданную тему обсуждали важность соблюдения человеком правила нравственности, анализировали нравственный поступок. При этом лучшим сочинением назвали самостоятельные работы своих одноклассников Брызгалова Стаса «Если бы я был волшебником» и Попова Айтала «Мой друг».
Проводя урок по теме «Род и семья - образцы нравственных отношений» мы слушали выступление Авксентьевой Насти «Моя родословная». Выступление Насти одноклассники слушали с большим интересом и многие заразились её исследованием и выступлением. Настя начала свое выступление со слов: «Без истории нет будущего, мы не должны забывать своих предков, через жизнь своей семьи мы узнаем историю своей Страны». Девочка доходчиво объяснила, цитирую: «родословная определяет место человека в семье, помогает ему выстроить с близкими людьми особые родственные, нравственные отношения. Эти отношения основаны на понимании того, что жизнь родных большая ценность. Строятся родственные отношения чаще всего на взаимной любви родителей и детей, старшего и
младшего поколений. Любовь позволяет людям чувствовать свою ценность. Семья помогает человеку понять свое место среди других людей». Тем самым на данном уроке учащиеся хорошо запомнили культуру семейных ценностей и отношений, семейные истоки, что, прежде всего, человеку семья - это корень и его начало и самое важное человеку - осознание ценности человеческой жизни.
Практика показывает, что повышение эффективности воспитательной работы связана с созданием воспитательных систем. Любая воспитательная система состоит из определенных компонентов взаимосвязанных между собой и дополняющих друг друга. В этой связи логическим продолжением модули «Основы светской этики» было то, что во внеурочное время родители вместе со своими детьми занимались исследованием. Практическая деятельность учащегося на уроке дополнялась творческими домашними заданиями, подключающих родителей. Поскольку в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения направляющую силу и образец для подражания имеют весь уклад родительского дома и семейная атмосфера. Важнейшим таким составляющими являются внутрисемейные отношения, которые развиваются в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. В этой связи домашнее задание учащимся задавались с учетом совместного обсуждения темы урока со своими родителями, например, «Прочитать статью пособия, обсудить с родителями её содержание и совместно ответить на вопросы», «Подготовить рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры», «Написать эссе вместе с членами семьи о добре и зле, добродетели и пороке и о справедливом поступке», «Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение за свободный выбор человека», «Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала о долге человека» и т.д. Тем самым они свои знания, полученные на уроке закрепляют творческим освоением содержания курса всей семьей, семья как первый социальный институт учит растущего человека коллективно обсуждать, размышлять, выполнять задания и ответственно относиться к заданиям учителя.
Резюмируя, вышеизложенные мы цитируем эссе ученика 4 «б» класса НСОШ №1 Брызгалова Стаса: «В четвертом классе мы стали изучать новый предмет ОРКСЭ. Очень интересный и познавательный предмет. На этом уроке мы прошли много разных тем о нашей родине - России, о традициях в нашей стране, изучали традиции и ценности своей семьи. Еще я узнал, что этика - это целая наука, которая изучает поступки, отношения между людьми, помогает человеку самостоятельно совершать добрые поступки, стать лучше. Узнал о качествах характера человека, о равнодушии, совести, нравственности, изучил много правил и пословиц о дружбе, доброте. Этот предмет помогает разобраться в самом себе, оценивать свои поступки, учит стремиться к лучшему, быть ответственным, честным, ценить жизнь, чувства других людей. Я думаю, все, что я узнал на этом предмете, обязательно пригодятся в моей жизни».
Таким образом, уроки «Основы религиозной культуры и светской этики» помогли учащимся понимать значение нравственности в жизни человека и общества, осознавать ценности человеческой жизни, а также развивать этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Литература
1. Колпакова, А.П., Осипова, О.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в ус-
ловиях сельского образовательного пространства: монография. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 89 с.