УДК 371.015: 371.011
ББК 88.840: 74.200.51
Шитякова Наталья Павловна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Shitiakova Natalia Pavlovna Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Chair of pedagogy, psychology and subject methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk shityakovanp@mail .ru
Психолого-педагогические основы преподавания учебных предметов духовно-нравственной направленности Psycho-pedagogical bases of teaching subjects spiritual and moral orientation
В статье на основе анализа психолого-педагогических исследований выделены теоретические положения, которые являются основой для разрешения противоречий, возникающих в процессе преподавания предметов духовно-нравственной направленности. В качестве важнейшего рассматривается взаимосвязь процессов духовно-нравственного воспитания и смыслообразования в ходе обучения школьников.
On the basis of analysis of psycho-pedagogical research this article highlights theoretical principles that are foundations for the solution of contradictions that appear in the process of teaching subjects spiritual and moral orientation. As the most important among them the correlation of processes of spiritual and moral education and making sense during the pupils' education is considered.
Ключевые слова: духовно-нравственной воспитание личности, смыс-лообразование, преподавание.
Key words: spiritual and moral personality's education, making sense, teaching.
Потребности современного российского общества в развитии духовно -
нравственной сферы личности детей побудили государство законодательно закрепить включение в образовательные программы «учебных дисциплин, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых
религий)» [9, 92]. Это решение в настоящее время реализуется в преподавании модульного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) в начальной школе и разработке концепции комплексного учебного курса для всех ступеней общего образования.
В ходе анализа современного состояния проблемы преподавания нового предмета в педагогической теории (А.Я. Данилюк, А. Кураев, С.Т. Погорелов, Н.П. Шитякова и др.) и педагогической практике нами были выявлены возникшие противоречия:
- между государственным заказом на введение учебных предметов духовно-нравственной направленности и существующими рисками в их изучении;
- между воспитательной направленностью содержания новых предметов и учительскими стереотипами в организации учебного процесса;
- между возрастными возможностями развития духовно-нравственной сферы личности школьника и их учетом на практике;
- между необходимостью реализации принципа самоопределения личности и планами организации изучения ОРКСЭ на всех ступенях общего образования.
Эти противоречия позволили сформулировать проблемы, требующие решения педагогической наукой. Среди них проблемы преодоления существующих рисков преподавания ОРКСЭ, принятия личностью школьника духовно-нравственных ценностей, учета педагогами уроков прошлого опыта российского образования, обеспечения приоритетности личностных результатов реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) и др.
Полагаем, что вышеназванные проблемы следует решать в комплексе, опираясь на теоретические положения современной педагогики и психологии, которые раскрывают сущность процесса духовно-нравственного воспитания
личности, процессов смыслообразования и их особенности на каждом возрастном этапе развития.
Анализ результатов социологического исследования хода апробации ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации [7] позволил нам определить, что из всех возможных рисков наибольшее опасение респондентов (учителей, руководителей органов управления образованием, родителей) вызывает риск дополнительной нагрузки учащихся. Изучив содержание учебных пособий по новому предмету, мы пришли к выводу, что эта перегрузка действительно возможна. Одной из ее причин может стать отсутствие у детей интереса к изучению нового предмета. В ходе исследования 39,4 % учащихся отметили, что им на уроках было не интересно, т.к. не все понятно, много новых слов. 41,6 % школьников испытывали скуку на уроке. Вторая причина перегрузки учащихся связана с существующими позициями в определении назначения нового предмета педагогическим сообществом: информативное, культурологическое, воспитательное. Наше опасение вызывает первая точка зрения, которая отражает направленность на передачу младшим школьникам большого объема новой для них информации.
У респондентов-представителей религиозных организаций (40,4 %) наибольшее опасение вызвало принудительное навязывание одного из модулей (для сравнения: в первой группе респондентов - у 12,7 %). Оценить масштабы данного риска позволяет исследование, выполненное Агентством социальных технологий «Политех» по заказу и при поддержке Комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести [6]. Каждый пятый участник настоящего исследования сказал, что ему не была предоставлена возможность выбрать модуль курса.
Одно из первых мест в рейтинге рисков занимает риск принудительного навязывания религиозной веры. Реже всех такое опасение высказывали учителя (12,7 %), чаще - представители органов власти (24, 1%) и священники (21,1%). Можно предположить, что педагоги, благодаря существующим стереотипам, не
видят опасность повторения ошибок прошлого опыта преподавания учебных предметов, содержащих информацию о религиозных культурах, а именно: схоластичность, единообразие, принуждение, навязывание духовно-нравственных ценностей.
Предъявляемые ФГОС общего образования требования к планируемым результатам изучения ОРКСЭ (готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести и др.) позволяют уверенно заявить, что главным на таких уроках является не овладение обучающимися новой информацией, а духовно-нравственное воспитание личности школьника [8, 16].
Разработчик программы учебной дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики» А.Я. Данилюк первой среди ее основных задач называет приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам [1].
Этот же акцент делают и авторы учебников. Так, например, А. Кураев цель разработанного им модуля формулирует следующим образом: «...привить детям навыки нравственного самоанализа, чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой; чтобы он научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в своей совести; чтобы он научился делать запросы к совести, прося ее ответить - к добру или ко злу то или иное его стремление» [3, 68 - 69].
Определяя суть духовно-нравственного воспитания личности, исследователи все чаще связывают его с процессом смыслообразования: поиск и нахождение личностных смыслов духовно-нравственных ценностей (2005, Н.П. Шитякова), принятие обучающимися базовых национальных ценностей
(2009, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), формирование ценностно-смысловой сферы личности (2012, И.В. Метлик) и др. В качестве примера приведем следующее определение: «Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [2, 9].
При характеристике этих процессов и установлении взаимосвязи между ними мы опирались на исследования психологов в области субъективной семантики (Ю.А. Артемьевой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Р.Х. Шакурова и др.). Полагаем, что исследуемые процессы включают как освоение значения духовно-нравственных ценностей для конкретной общности людей (социальной, этнической, религиозной и др.), так и извлечение личностного смысла этих ценностей, который заключает в себе субъективное эмоционально-оценочное отношение к «значениям». Думается, что усвоение базовых национальных ценностей тождественно пониманию и запоминанию этих значений. Процесс принятия личностью ценности по своей сути - это извлечение личностного смысла. Таким образом, усвоение и принятие ценностей - это две составляющие как духовно-нравственного воспитания, так и процесса смыслообразования.
Серьезный вклад в развитие психологических знаний о механизмах смыслообразования внесла разработанная Р.Х. Шакуровым теория преодоления. В основу нашего исследования легли такие ее положения, как взаимосвязь ценностей, мотивов, эмоций и личностных смыслов; смыслообразование - результат взаимодействия потребности в оптимизации жизни и барьеров, требующих своего преодоления; смыслосозидающий потенциал динамичных и дефицитных ценностей и др.
В качестве условий развития ценностно-смысловой сферы личности школьника педагоги (Л.Т. Потанина, Н.П. Шитякова и др.) рассматривают ознакомление и актуализацию существующих в культуре ценностей,
возникновение у ребенка образов (наглядных представлений) духовных ценностей; эмоциональное переживание, связанное с восприятием или с припоминанием или воображением этих образов; освоения личностью новых социальных ролей, смыслопреобразующая деятельность, создание ситуаций для возможного эмоционального отклика, учет социокультурных условий и др.
В качестве психолого-педагогических основ исследуемого процесса, несомненно, выступают положения теории деятельности, в частности положение о нацеленности образовательного процесса на результат в виде конкретного действия обучающегося. Примером его реализации служит формирование готовности личности школьника к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, способности к самоопределению.
Понятие готовности к какому-либо действию подразумевает вооруженность субъекта необходимыми знаниями и умениями для успешного выполнения действия, а также согласие на совершение этого действия. Следовательно, под готовностью младшего школьника к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию следует понимать наличие у него 1) знаний о действиях, которые необходимо совершить для изменения своего внутреннего мира, своего поведения; 2) первоначального опыта и 3) мотивов нравственного саморазвития. На основе анализа содержания одного из учебников по новому предмету этот планируемый результат был декомпозирован на составляющие его блоки и элементы, которые сформулированы в соответствии с таксономией Б. Блума в виде конкретного действия учащихся.
В содержание первого блока «Знания учащихся о действиях, которые необходимо совершить для изменения своего внутреннего мира, своего поведения» входят такие действия как описание учащимися основных шагов в покаянии; воспроизведение учащимися золотого правила этики «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»;
воспроизведение учащимися знания о том, как уберечь себя от осуждения другого человека и др.
В содержание второго блока «Мотивы нравственного саморазвития» включены действия учащихся, которые могут повлиять на мотивацию. Среди них: объяснение учащимися значения выражений «душа радуется», «душа болит», объяснение учащимися смысла выражения «Быть в ладу со своей совестью», показ учащимися взаимосвязи раскаяния и радости; объяснение учащимися запрета на убийство, кражу, предательство, ложь, зависть и др.
Третий блок «Первоначальный опыт нравственного самосовершенствования» составляют такие действия как: поиск средств исправления своей вины делом, составление обучающимися плана действий по исправлению одного из своих промахов (или промаха литературного героя), выбор дел милосердия, выбор поступка в новой для них жизненной ситуации с опорой на золотое правило этики и др.
Таким образом, психолого-педагогическими основами изучения школьниками учебных предметов духовно-нравственной направленности являются следующие положения: взаимосвязь процессов духовно-нравственного воспитания личности и смыслообразования, смыслосозидающий потенциал духовно-нравственных ценностей, развитие в процессе обучения ценностно-смысловой сферы личности школьника, нацеленность
образовательного процесса на результат в виде конкретного действия обучающегося и др.
Библиографический список
1. Данилюк, А.Я. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика. -2009. - № 9. - С. 15 - 21
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. -23 с.
3. Кураев, А., протодиакон. Борьба с прошедшим временем [Текст] /А.Кураев //Фома. - 2010. - № 2. - С. 68 - 69.
4. Метлик, И.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе [Текст] /И.В. Метлик, И.А. Галицкая, А.В. Ситников; под ред.
ИВ. Метлика. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. - 264 с.
5. Потанина, Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы [Текст] /Л.Т. Потанина //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2011 - № 2. - С. 85 - 90.
6. Результаты исследования по ОРКСЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orkce.org/node/244
7. Социологические исследования хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации «Основы религиозных культур и светской этики» (курс ОРКСЭ): материалы социологических исследований [Текст]. - М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2010. - 42 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013. - с. 134
10. Шакуров, Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления [Текст] /Р.К. Шакуров //Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 18 - 33.
11. Шитякова, Н.П. Концептуальные основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников [Текст]: монография /Н.П. Шитякова. - СПб.: Изд-во «Ключ»; Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005.- 144 с.
Bibliography
1. Danyluk, A.J. The subject "Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia" [Text] / A. J. Danyluk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov // Pedagogy. - 2009. - № 9. - pp 15 - 21
2. The concept of spiritual -nravstvennogo development and education of a citizen of Russia [Text] / A. J. Danyluk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - M .: Education, 2009. - 23 p.
3. Kuraev, A., Archdeacon. Fighting past tense [Text] /A. Kuraev //Thomas. - 2010. - № 2. - рр. 68 - 69.
4. Metlik, I.V. Spiritual and moral education: theory, methodology and practice in the Russian school [Text] /I.V. Metlik, I.A. Galician, A.V. Sitnikov; Ed. I.V. Metlika. - M .: PRO-PRESS, 2012. - 264 p.
5. Potani^ L.T. Development of value-semantic sphere of the schoolboy, conditions and mechanisms [Text] /L.T. Potani^ // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Science. - 2011. - № 2. - рр. 85 - 90.
6. The results of the study on ORKSE [electronic resource]. - Mode of access: http://www.orkce.org/node/244
7. Sociological Research progress of testing an integrated curriculum in the subjects of the Russian Federation "Basics of religious cultures and secular ethics" (course ORKSE): Sociological Research [Text]. - M .: Russian Academy of Public Service under the President of the Russian Federation, 2010. - 42 p.
8. Federal State Educational Standard primary education [Text]. - M .: Education, 2011. - 48
p.
9. Federal Law "On Education in the Russian Federation" [Text]. - M .: Publishing house "Omega-L", 2013. - p. 134
10. Shakurov, R.K. Psychology of meanings: the theory of overcoming [Text] /R.K. Shakurov // Questions of psychology. - 2003. - № 5. - pp 18 - 33.
11. Shityakova, N.P. Conceptual bases of training future teachers to the spiritual and moral education of schoolchildren [Text]: monograph /N.P. Shityakova. - SPb.: Publishing House of the "Keys"; Chelyabinsk: Publishing House Chelyabinsk State Pedagogical University, 2005. - 144 p.