4. Донцова М.А. Современные средства и методы организации элективных курсов по математике в старших классах // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №4
5. Мартиросян Л.П. Теоретико-методические основы информатизации математического образования: диссертация доктора педагогических наук. - М., 2010. - 312 с.
6. Мокрушин, А.Н. Возможности сервиса «GOOGLE ФОРМЫ» при обучении математике. / А.Н. Мокрушин. Математика - основа компетенций цифровой эры: Материалы XXXIX Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (01-02 октября 2020 года). - Москва: ГАОУ ВО МГПУ, 2020 - С. 11-113.
7. Павлова, М.А. Коллекция педагогических сценариев использования интерак-тивных творческих сред для дополнительных занятий по математике / М.А. Павлова, М.В. Шабанова // Информатика и образование. - 2016. - №7(276), сентябрь. - С. 27-36.
8. Санина, Е.И. Система компьютерного сопровождения обучающего курса по стереометрии с применением интерактивных технологий / О. А. Гришина, Е. И. Санина // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2014 г., №1. - С. 48-52
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утверждён Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413. - URL:https:/rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html
10. Шумакова, Е.О., Водомесова, О.В. Особенности преподавания математики с использованием информационных технологий / О.В. Ведомесова, Е.О. Шумакова: Сборник трудов конференции « Математическое образование в цифровом обществе». Материалы XXXVIII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. - Из-во: МГПУ, Москва, 2019. - С. 308-310.
Педагогика
УДК 623.5
кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук Шанько Виктор Викторович Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ-ЗА УКРЫТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ МВД
Аннотация. В статье рассмотрены приемы и правила ведения огня из огнестрельного оружия из-за укрытия в условиях населенного пункта, помещений различных зданий и сооружений. Отмечается необходимость использования зеркала для отработки правильного положения стрелка за укрытием.
Ключевые слова: огневая подготовка, огнестрельное оружие, пистолет, автомат, курсант, слушатель, обучающийся, образовательная организация МВД России, стрелок, зеркало.
Annоtation. The article discusses the techniques and rules of firing from firearms from behind a shelter in a settlement, premises of various buildings and structures. The need to use a mirror to work out the correct position of the shooter behind the cover is noted.
Keywords: fire training, firearms, pistol, machine gun, cadet, listener, student, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, shooter, mirror.
Введение. Профессия сотрудника правоохранительных органов сложна и многогранна. Для того чтобы приступить к выполнению своих обязанностей, будущий полицейский должен пройти специальный отбор на профессиональную пригодность, а также, сложный процесс обучения и подготовки, который включает массу различных дисциплин.
Наряду с престижностью профессии правоохранителя, в своей деятельности ему часто приходится сталкиваться с опасностью для жизни и здоровья. По официальным данным ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнет в среднем до 400 сотрудников. Учитывая смертность в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев и других потерь эта цифра возрастает до 1000 человек. До 1500 сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Вследствие длительных эмоционально-психологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до нескольких сотен в год [1].
Сотрудники органов внутренних дел имеют дело с разными категориями людей, в основном с наиболее трудными в социальном отношении, для которых характерны наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность и скрытый характер поведенческой деятельности. В этой связи сотрудники ОВД должны быть готовы к решению многообразных и сложных задач, нередко решаемых в условиях дефицита времени, возникновения критических ситуаций, связанных с риском и опасностью для жизни. В то же время личная профессиональная безопасность сотрудника во многом зависит от него самого, от его общей профессиональной подготовленности и профессионального опыта. Кроме того, зарубежная и отечественная практика деятельности правоохранительных органов показывает, что важную роль в обеспечении личной профессиональной безопасности сотрудника играет владение им специальной тактикой и методами действий в этом направлении [1, 5, 6].
В рамках обучения, дисциплины можно условно разделить на следующие блоки:
- базовый (философия, история, русский язык, иностранный язык, социологию и т.д.);
- общепрофессиональный (уголовное, административное, гражданское, право; уголовный процесс; криминалистику, криминологию и т.д.);
- специально-профессиональный (огневая подготовка, специальная физическая подготовка, тактико-специальная подготовка, личная безопасность и т.д.).
Освоение дисциплин третьего блока призвано привить ряд навыков и умений, которые не используются в большинстве других профессий. Например, умение правильно обращаться с огнестрельным оружием, применять меры физического
воздействия и приемы рукопашного боя, работать с топографическими картами, тактическим действиям при поиске, задержании и обезвреживании преступников, мерам личной безопасности в экстремальных условиях и т.д.
Далеко не последнее место в формировании полицейского-профессионала занимает дисциплина «Огневая подготовка».
В рамках этой дисциплины обучающиеся изучают меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием, его материальную часть, выполняют нормативы с оружием и учатся быстро и точно поражать цели.
Изложение основного материала статьи. В процессе обучения всем вышеперечисленным навыкам и умениям, не следует забывать, что возможный противник будущего правоохранителя может быть вооружен, в том числе, огнестрельным оружием.
Следовательно, наряду с умением метко поражать цель, полицейский должен владеть навыками, позволяющими максимально сократить вероятность получения ранений от противника.
К таким навыкам можно отнести следующее:
- своевременно и быстро уходить с линии огня противника;
- стрелять из различных положений;
- умение правильно пользоваться укрытием и т.д.
В большинстве случаев полицейские применяют табельное огнестрельное оружие в городских условиях (улицы, помещения различных сооружений, дворы частных домовладений и т.д.) [21. Следовательно, умение правильно пользоваться укрытиями очень важно для правоохранителя. Такие навыки должны быть досконально изучены и отработаны до автоматизма, чтобы в экстремальной ситуации не тратить время на долгий «поиск» нужного навыка в своем арсенале, а мгновенно его применять в зависимости от обстоятельств и сложившейся обстановки.
На первоначальном этапе обучения стрельбе преподаватель учит стрелка принимать положение максимально удобное для правильного выполнения практического упражнения (Рис. 1, 2) [3].
Рисунок 1 Рисунок 2
Такие стойки подходят только для стрельбы вне укрытия, так как представляют большой силуэт, для прицеливания противника и не могут обеспечить максимальную защиту (половина силуэта стрелка видна из-за укрытия) [41.
Упражнения стрельбы из-за укрытия выполняются с ограничением во времени. На оценку влияет количество попаданий в заданную мишень и соблюдение временных ограничений. Такие критерии, как правильность принятия положения для стрельбы из-за укрытия, не учитываются при оценивании.
В реальных условиях, намереваясь открыть огонь из-за укрытия, стрелок не всегда может определить количество противников (возможно один из них скрыт какими-либо элементами помещения или появится только в процессе огневого контакта). Следовательно, его задача максимально сократить площадь своего силуэта, выглядывающего из-за укрытия.
Стойка при стрельбе из-за укрытия имеет ряд кардинальных отличий от классической, направленных на максимальную защиту стрелка (Рис. 3, 4, 5).
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Отличительная особенность ведения огня из-за укрытия обусловлена тем, что стрелку при обнаружении опасности (противника), приходится совершать стремительный бросок в сторону укрытия и, возможно, открывать огонь по пути к укрытию (непосредственно, из-за укрытия). Во время движения к укрытию стрелку необходимо принять решение, каким будет положение для стрельбы. Если такой навык не отрабатывается на тренировках во время обучения, то ему будет довольно сложно выполнить в короткий промежуток времени набор необходимых действий:
- оценить обстановку (определить вооруженность противника, их количество и намерения);
- принять решение на открытие огня немедленно без перемещения к укрытию, открыть огонь во время движения или, сперва, занять безопасное положение для стрельбы за укрытием, а потом открыть огонь;
- определить объект, который можно использовать в качестве укрытия;
- во время движения к укрытию наметить положение для стрельбы;
- постоянно держать в поле зрения противника, чтобы, в случае его ухода с линии огня, отметить в каком направлении он скрылся.
Во время отработки такого навыка на полигоне (в тире), стрелок заранее не должен знать, по какой мишени/мишеням ему необходимо будет вести огонь. Мишени устанавливаются на разном расстоянии от стрелка (возможно использование мишеней имитирующих преступника с заложником - Рис. 7), преподаватель определяет мишень для стрельбы во время выполнения упражнения. Часть мишеней имитируют противника с оружием (Рис. 8), часть - без оружия (Рис. 9). От вида мишени будут зависеть действия стрелка (открывать огонь до укрытия или двигаться к таковому сразу).
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Также устанавливаются различные укрытия, обуславливающие выбор положения для стрельбы (стоя, с колена, лежа и т.д.).
Во время отработки рассматриваемого навыка необходимо перемещаться между укрытиями и выполнять стрельбу из-за различных укрытий.
Для отработки правильности занятия укрытий следует использовать большое зеркало, устанавливая его пред укрытием, чтобы стрелок видел часть своего силуэта, видимого его противнику (Рис. 10).
и
Рисунок 10
При использовании зеркала, возможна работа «вхолостую» по своему отражению (имитация противника, стреляющего из-за укрытия).
Рассмотренные приемы и упражнения следует использовать на занятиях по дисциплинам «Огневая подготовка» и «Личная безопасность сотрудника правоохранительных органов».
Выводы. Использование в профессиональной подготовке рассмотренных приемов позволит подготовить правоохранителя к действиям в экстремальных ситуациях, увеличит его шансы на выживание в огневом контакте с противником, способствует усвоению навыков и умений оценки укрытий, а так же ведению огня из-за различных укрытий (стена, дверной и оконный проем, автомобиль) из различных положений для стрельбы (стоя с одной/двух рук, с колена, с колен, лежа, лежа на боку), это позволит развить мышечную память для быстрого принятия наиболее оптимального положения для стрельбы.
Литература:
1. «Мода или жизнь!» URL: http://www.gunfight.info/?p=1018.
2. Светличный Е.Г. Обучение курсантов и слушателей тактическим навыкам использования укрытий при применении огнестрельного оружия // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 66 (1). -
3. Светличный Е.Г. Особенности использования укрытий при стрельбе из короткоствольного огнестрельного оружия // Электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России». - Ставрополь. - 2017. - С. 130-134.
4. Светличный Е.Г., Михно Т.А. Применение методик новой стрелковой техники при обучении курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России // Материалы Всероссийского круглого стола «Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки». - Орел. - 2016. - С. 136-140.
5. Челпанова М.М., Лахин О.И. Проблемные аспекты деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации // Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития» 11 мая 2020 года. - Чебоксары. - 2020. - С. 242-244.
6. Шанько В.В., Болобан М.Л. Сущность и структура профессионально-правовой культуры, критерии её сформированности у курсантов вузов МВД // Глобальный научный потенциал. - Тамбов. - 2019. - № 5 (98). - С. 177-180.
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Сергеева Елена Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Вахрушева Инна Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
ПРЕПОДАВАНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В период пандемии формы обучения в вузе вынужденно меняются, и дистанционный формат обучения становится единственно возможным. Дистанционное обучение предполагает взаимодействие педагога и студента «на расстоянии», с помощью современных технологий и сети Интернет, а также применение при обучении кейс-технологий. В статье, проанализировав различные определения дистанционного обучения, выделив существенные на наш взгляд, черты этого понятия, мы сформулировали определение дистанционного обучения. Также в статье рассмотрены методы и средства дистанционного обучения для применения в преподавании высшей математики онлайн. Дистанционное обучение ориентируется на требования, предъявляемые работодателями, оно должно быть качественным, способствовать
С. 189-192.
Педагогика