Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ-ЗА УКРЫТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ-ЗА УКРЫТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПИСТОЛЕТ / АВТОМАТ / КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РОССИИ / СТРЕЛОК / ЗЕРКАЛО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Шанько Виктор Викторович, Жамборов Анзор Анатольевич

В статье рассмотрены приемы и правила ведения огня из огнестрельного оружия из-за укрытия в условиях населенного пункта, помещений различных зданий и сооружений. Отмечается необходимость использования зеркала для отработки правильного положения стрелка за укрытием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Шанько Виктор Викторович, Жамборов Анзор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SHOOTING SKILLS DUE TO HIDING IN TRAINING EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The article discusses the techniques and rules of firing from firearms from behind a shelter in a settlement, premises of various buildings and structures. The need to use a mirror to work out the correct position of the shooter behind the cover is noted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ-ЗА УКРЫТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД»

4. Донцова М.А. Современные средства и методы организации элективных курсов по математике в старших классах // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №4

5. Мартиросян Л.П. Теоретико-методические основы информатизации математического образования: диссертация доктора педагогических наук. - М., 2010. - 312 с.

6. Мокрушин, А.Н. Возможности сервиса «GOOGLE ФОРМЫ» при обучении математике. / А.Н. Мокрушин. Математика - основа компетенций цифровой эры: Материалы XXXIX Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (01-02 октября 2020 года). - Москва: ГАОУ ВО МГПУ, 2020 - С. 11-113.

7. Павлова, М.А. Коллекция педагогических сценариев использования интерак-тивных творческих сред для дополнительных занятий по математике / М.А. Павлова, М.В. Шабанова // Информатика и образование. - 2016. - №7(276), сентябрь. - С. 27-36.

8. Санина, Е.И. Система компьютерного сопровождения обучающего курса по стереометрии с применением интерактивных технологий / О. А. Гришина, Е. И. Санина // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2014 г., №1. - С. 48-52

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утверждён Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413. - URL:https:/rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html

10. Шумакова, Е.О., Водомесова, О.В. Особенности преподавания математики с использованием информационных технологий / О.В. Ведомесова, Е.О. Шумакова: Сборник трудов конференции « Математическое образование в цифровом обществе». Материалы XXXVIII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. - Из-во: МГПУ, Москва, 2019. - С. 308-310.

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук Шанько Виктор Викторович Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ-ЗА УКРЫТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ МВД

Аннотация. В статье рассмотрены приемы и правила ведения огня из огнестрельного оружия из-за укрытия в условиях населенного пункта, помещений различных зданий и сооружений. Отмечается необходимость использования зеркала для отработки правильного положения стрелка за укрытием.

Ключевые слова: огневая подготовка, огнестрельное оружие, пистолет, автомат, курсант, слушатель, обучающийся, образовательная организация МВД России, стрелок, зеркало.

Annоtation. The article discusses the techniques and rules of firing from firearms from behind a shelter in a settlement, premises of various buildings and structures. The need to use a mirror to work out the correct position of the shooter behind the cover is noted.

Keywords: fire training, firearms, pistol, machine gun, cadet, listener, student, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, shooter, mirror.

Введение. Профессия сотрудника правоохранительных органов сложна и многогранна. Для того чтобы приступить к выполнению своих обязанностей, будущий полицейский должен пройти специальный отбор на профессиональную пригодность, а также, сложный процесс обучения и подготовки, который включает массу различных дисциплин.

Наряду с престижностью профессии правоохранителя, в своей деятельности ему часто приходится сталкиваться с опасностью для жизни и здоровья. По официальным данным ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнет в среднем до 400 сотрудников. Учитывая смертность в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев и других потерь эта цифра возрастает до 1000 человек. До 1500 сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Вследствие длительных эмоционально-психологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до нескольких сотен в год [1].

Сотрудники органов внутренних дел имеют дело с разными категориями людей, в основном с наиболее трудными в социальном отношении, для которых характерны наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность и скрытый характер поведенческой деятельности. В этой связи сотрудники ОВД должны быть готовы к решению многообразных и сложных задач, нередко решаемых в условиях дефицита времени, возникновения критических ситуаций, связанных с риском и опасностью для жизни. В то же время личная профессиональная безопасность сотрудника во многом зависит от него самого, от его общей профессиональной подготовленности и профессионального опыта. Кроме того, зарубежная и отечественная практика деятельности правоохранительных органов показывает, что важную роль в обеспечении личной профессиональной безопасности сотрудника играет владение им специальной тактикой и методами действий в этом направлении [1, 5, 6].

В рамках обучения, дисциплины можно условно разделить на следующие блоки:

- базовый (философия, история, русский язык, иностранный язык, социологию и т.д.);

- общепрофессиональный (уголовное, административное, гражданское, право; уголовный процесс; криминалистику, криминологию и т.д.);

- специально-профессиональный (огневая подготовка, специальная физическая подготовка, тактико-специальная подготовка, личная безопасность и т.д.).

Освоение дисциплин третьего блока призвано привить ряд навыков и умений, которые не используются в большинстве других профессий. Например, умение правильно обращаться с огнестрельным оружием, применять меры физического

воздействия и приемы рукопашного боя, работать с топографическими картами, тактическим действиям при поиске, задержании и обезвреживании преступников, мерам личной безопасности в экстремальных условиях и т.д.

Далеко не последнее место в формировании полицейского-профессионала занимает дисциплина «Огневая подготовка».

В рамках этой дисциплины обучающиеся изучают меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием, его материальную часть, выполняют нормативы с оружием и учатся быстро и точно поражать цели.

Изложение основного материала статьи. В процессе обучения всем вышеперечисленным навыкам и умениям, не следует забывать, что возможный противник будущего правоохранителя может быть вооружен, в том числе, огнестрельным оружием.

Следовательно, наряду с умением метко поражать цель, полицейский должен владеть навыками, позволяющими максимально сократить вероятность получения ранений от противника.

К таким навыкам можно отнести следующее:

- своевременно и быстро уходить с линии огня противника;

- стрелять из различных положений;

- умение правильно пользоваться укрытием и т.д.

В большинстве случаев полицейские применяют табельное огнестрельное оружие в городских условиях (улицы, помещения различных сооружений, дворы частных домовладений и т.д.) [21. Следовательно, умение правильно пользоваться укрытиями очень важно для правоохранителя. Такие навыки должны быть досконально изучены и отработаны до автоматизма, чтобы в экстремальной ситуации не тратить время на долгий «поиск» нужного навыка в своем арсенале, а мгновенно его применять в зависимости от обстоятельств и сложившейся обстановки.

На первоначальном этапе обучения стрельбе преподаватель учит стрелка принимать положение максимально удобное для правильного выполнения практического упражнения (Рис. 1, 2) [3].

Рисунок 1 Рисунок 2

Такие стойки подходят только для стрельбы вне укрытия, так как представляют большой силуэт, для прицеливания противника и не могут обеспечить максимальную защиту (половина силуэта стрелка видна из-за укрытия) [41.

Упражнения стрельбы из-за укрытия выполняются с ограничением во времени. На оценку влияет количество попаданий в заданную мишень и соблюдение временных ограничений. Такие критерии, как правильность принятия положения для стрельбы из-за укрытия, не учитываются при оценивании.

В реальных условиях, намереваясь открыть огонь из-за укрытия, стрелок не всегда может определить количество противников (возможно один из них скрыт какими-либо элементами помещения или появится только в процессе огневого контакта). Следовательно, его задача максимально сократить площадь своего силуэта, выглядывающего из-за укрытия.

Стойка при стрельбе из-за укрытия имеет ряд кардинальных отличий от классической, направленных на максимальную защиту стрелка (Рис. 3, 4, 5).

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Отличительная особенность ведения огня из-за укрытия обусловлена тем, что стрелку при обнаружении опасности (противника), приходится совершать стремительный бросок в сторону укрытия и, возможно, открывать огонь по пути к укрытию (непосредственно, из-за укрытия). Во время движения к укрытию стрелку необходимо принять решение, каким будет положение для стрельбы. Если такой навык не отрабатывается на тренировках во время обучения, то ему будет довольно сложно выполнить в короткий промежуток времени набор необходимых действий:

- оценить обстановку (определить вооруженность противника, их количество и намерения);

- принять решение на открытие огня немедленно без перемещения к укрытию, открыть огонь во время движения или, сперва, занять безопасное положение для стрельбы за укрытием, а потом открыть огонь;

- определить объект, который можно использовать в качестве укрытия;

- во время движения к укрытию наметить положение для стрельбы;

- постоянно держать в поле зрения противника, чтобы, в случае его ухода с линии огня, отметить в каком направлении он скрылся.

Во время отработки такого навыка на полигоне (в тире), стрелок заранее не должен знать, по какой мишени/мишеням ему необходимо будет вести огонь. Мишени устанавливаются на разном расстоянии от стрелка (возможно использование мишеней имитирующих преступника с заложником - Рис. 7), преподаватель определяет мишень для стрельбы во время выполнения упражнения. Часть мишеней имитируют противника с оружием (Рис. 8), часть - без оружия (Рис. 9). От вида мишени будут зависеть действия стрелка (открывать огонь до укрытия или двигаться к таковому сразу).

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Также устанавливаются различные укрытия, обуславливающие выбор положения для стрельбы (стоя, с колена, лежа и т.д.).

Во время отработки рассматриваемого навыка необходимо перемещаться между укрытиями и выполнять стрельбу из-за различных укрытий.

Для отработки правильности занятия укрытий следует использовать большое зеркало, устанавливая его пред укрытием, чтобы стрелок видел часть своего силуэта, видимого его противнику (Рис. 10).

и

Рисунок 10

При использовании зеркала, возможна работа «вхолостую» по своему отражению (имитация противника, стреляющего из-за укрытия).

Рассмотренные приемы и упражнения следует использовать на занятиях по дисциплинам «Огневая подготовка» и «Личная безопасность сотрудника правоохранительных органов».

Выводы. Использование в профессиональной подготовке рассмотренных приемов позволит подготовить правоохранителя к действиям в экстремальных ситуациях, увеличит его шансы на выживание в огневом контакте с противником, способствует усвоению навыков и умений оценки укрытий, а так же ведению огня из-за различных укрытий (стена, дверной и оконный проем, автомобиль) из различных положений для стрельбы (стоя с одной/двух рук, с колена, с колен, лежа, лежа на боку), это позволит развить мышечную память для быстрого принятия наиболее оптимального положения для стрельбы.

Литература:

1. «Мода или жизнь!» URL: http://www.gunfight.info/?p=1018.

2. Светличный Е.Г. Обучение курсантов и слушателей тактическим навыкам использования укрытий при применении огнестрельного оружия // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 66 (1). -

3. Светличный Е.Г. Особенности использования укрытий при стрельбе из короткоствольного огнестрельного оружия // Электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России». - Ставрополь. - 2017. - С. 130-134.

4. Светличный Е.Г., Михно Т.А. Применение методик новой стрелковой техники при обучении курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России // Материалы Всероссийского круглого стола «Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки». - Орел. - 2016. - С. 136-140.

5. Челпанова М.М., Лахин О.И. Проблемные аспекты деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации // Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития» 11 мая 2020 года. - Чебоксары. - 2020. - С. 242-244.

6. Шанько В.В., Болобан М.Л. Сущность и структура профессионально-правовой культуры, критерии её сформированности у курсантов вузов МВД // Глобальный научный потенциал. - Тамбов. - 2019. - № 5 (98). - С. 177-180.

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сергеева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Вахрушева Инна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПРЕПОДАВАНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В период пандемии формы обучения в вузе вынужденно меняются, и дистанционный формат обучения становится единственно возможным. Дистанционное обучение предполагает взаимодействие педагога и студента «на расстоянии», с помощью современных технологий и сети Интернет, а также применение при обучении кейс-технологий. В статье, проанализировав различные определения дистанционного обучения, выделив существенные на наш взгляд, черты этого понятия, мы сформулировали определение дистанционного обучения. Также в статье рассмотрены методы и средства дистанционного обучения для применения в преподавании высшей математики онлайн. Дистанционное обучение ориентируется на требования, предъявляемые работодателями, оно должно быть качественным, способствовать

С. 189-192.

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.