Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / МВД / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / СТРЕСС / КООРДИНАЦИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / НЕРВНАЯ КООРДИНАЦИЯ / МЫШЕЧНАЯ КООРДИНАЦИЯ / CADET / STUDENT / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / FIREARMS / EXTREME SITUATION / STRESS / COORDINATION / COORDINATION ABILITIES / NERVOUS COORDINATION / MUSCLE COORDINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каспер Сергей Викторович, Шабаев Вадим Владимирович, Таран Александр Николаевич

В статье рассмотрены отдельные виды специальных физических упражнений, позволяющие стрелку совершенствовать свои навыки по обращению с огнестрельным оружием. Рассмотрена и обоснована необходимость развития у курсантов и слушателей координационных способностей, в частности двух основных видов координаций, таких как: нервная и мышечная. Отмечается, что повышение уровня подготовки координационных способностей стрелка обеспечивается развитием общей физической подготовкой (ОФП) и специальной физической подготовкой (СФП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каспер Сергей Викторович, Шабаев Вадим Владимирович, Таран Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL PHYSICAL EXERCISES IN FIRE TRAINING OF CURSORS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MIA

The article discusses certain types of special physical exercises that allow the shooter to improve their skills in handling firearms. The need for the development of coordination abilities among cadets and students, in particular, two main types of coordination, such as nervous and muscle, is examined and substantiated. It is noted that an increase in the level of preparation of the coordination abilities of the shooter is provided by the development of general physical preparation (AFP) and special physical preparation (TFP).

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Педагогика

УДК 623.5

преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Каспер Сергей Викторович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Шабаев Вадим Владимирович Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель кафедры огневой подготовки Таран Александр Николаевич

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные виды специальных физических упражнений, позволяющие стрелку совершенствовать свои навыки по обращению с огнестрельным оружием. Рассмотрена и обоснована необходимость развития у курсантов и слушателей координационных способностей, в частности двух основных видов координаций, таких как: нервная и мышечная. Отмечается, что повышение уровня подготовки координационных способностей стрелка обеспечивается развитием общей физической подготовкой (ОФП) и специальной физической подготовкой (СФП).

Ключевые слова: курсант, слушатель, МВД, огнестрельное оружие, экстремальная ситуация, стресс, координация, координационные способности, нервная координация, мышечная координация.

An^tatton. The article discusses certain types of special physical exercises that allow the shooter to improve their skills in handling firearms. The need for the development of coordination abilities among cadets and students, in particular, two main types of coordination, such as nervous and muscle, is examined and substantiated. It is noted that an increase in the level of preparation of the coordination abilities of the shooter is provided by the development of general physical preparation (AFP) and special physical preparation (TFP).

Keywords: cadet, student, Ministry of Internal Affairs, firearms, extreme situation, stress, coordination, coordination abilities, nervous coordination, muscle coordination.

Введение. На сегодняшний день в России отмечается широкая популяризация спорта, в том числе, такой вид, как стрельба. Пулевая стрельба - вид спорта, которым можно заниматься с юношеского возраста и до преклонных лет. Увлечение этим видом спорта положительно влияет на гармоничное развитие организма человека в целом. Данный вид спорта входит в программу олимпийских игр. Технику правильного обращения с оружием должны освоить не только спортсмены-стрелки, но и все сотрудники различных силовых ведомств, так как современные реалии выдвигают повышенные требования к уровню профессиональной, служебной и физической подготовки личного состава ОВД [1].

Современные реалии развития высочайших результатов в стрельбе заставляют преподавателей и инструкторов искать максимально эффективные пути и возможности для раскрытия стрелковых навыков у обучаемых правоохранителей. Стрельба является неотъемлемым направлением подготовки сотрудников к дальнейшей деятельности, она предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей, таких как: способность к пространственной ориентации, статическое равновесие, точность, ловкость, быстрота реакции, что свидетельствует о многокомпонентности структуры координационных способностей стрелков.

Последние годы тренеры и преподаватели по стрельбе уделяют достаточно большое внимание общефизической подготовке, в частности, развитию координационных способностей. Данная практика показала свою целесообразность у спортсменов высокого класса с опытом занятий стрелковым делом более пяти лет.

В образовательных организациях МВД России на занятиях по огневой подготовке не уделяется должного внимания специальным физическим упражнениям. В нашем исследовании мы рассмотрим влияние специальной физической подготовки на результаты стрельбы.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим понятие координационных способностей.

Координационные способности - это в первую очередь, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику [2].

Одну из важнейших функций, которую выполняют координационные способности - это согласование разноплановых и разнообразных двигательных действий в одно целое. Что является очень важным для стрельбы, потому что такие элементы стрелкового дела как, быстрое извлечение пистолета из кобуры, наведение прицельного приспособления в мишень, правильная хватка оружия, требуют очень большого внимания, поэтому нам сложно их делать скоординировано [4].

Задачи обеспечивающие дальнейшее развитие специальных координационных способностей решаются в процессе учебно-тренировочного процесса и в процессе занятий физической и огневой подготовкой. Для их совершенствования существует ряд специальных физических упражнений. Развитие координационных способностей создает предпосылки для успешного обучения стрельбе, так как, влияет на быстроту реакции будущего сотрудника ОВД. Правоохранитель должен грамотно, своевременно уметь их применять в зависимости от ситуации. Огнестрельное оружия - это источник повышенной опасности и накладывает на его владельца определенные обязанности.

Формирование координационных способностей у курсантов - это не только рост результатов в огневой подготовке, но и помощь в жизни и профессиональной деятельности. Совершенствование координационных способностей позволяет более грамотно расходовать энергетические ресурсы нашего организма, что для стрелкового дела является неотъемлемым тренировочным этапом.

Рассмотрим два основных вида координаций, таких как: нервная и мышечная.

Нервная координация - это согласование нервных процессов, которое приводит к решению двигательных задач, путем управления движениями через мышечные напряжения, так как неконтролируемые мышечные сокращения для стрельбы являются губительными [8]. Во время использования оружия наш организм подвергается эмоциональному напряжению, разумеется у всех оно проявляется по-разному, и

зависит от многих факторов (обычная тренировка с боевым оружием или применение оружия в отношении преступника).

Степень эмоционального напряжения во втором случае критически высока, поэтому сотрудник должен уметь хладнокровно управлять своим эмоциональных состоянием даже в таких экстремальных ситуациях как вооруженное противостояние.

Нередки случаи, когда в стрессовой ситуации правоохранитель даже не может извлечь оружия из кобуры. Это свидетельствует о том, что у него совершенно не развита нервная координация, то есть в экстремальной ситуации нет согласования нервных процессов, что приводит к так называемому ступору.

Мышечная координация - это упорядоченное и согласованное напряжение мышц, которые оказывают воздействие на тело, под действиями внешних и внутренних раздражителей [4].

Полицейский должен совершенствовать свое мастерство в стрелковом деле настолько, чтобы никакие внешние факторы не влияли на правильность применения оружия.

В стрессовой ситуации тело может «оцепенеть», это влечет за собой чрезмерно сильную хватку оружия, что негативно сказывается на стрельбе, так как при чрезмерном сдавливании пистолета в руке увеличивается амплитуда колебаний оружия, соответственно попасть в нужную нам цель становится сложнее.

Иногда от сильного перевозбуждения стреляющий даже не может нажать на спусковой крючок, не говоря о том, что это нужно делать быстро и плавно [7].

В этой ситуации большую роль играет умение контролировать мышечное напряжение. Это может создать угрозу не только жизни и здоровью сотрудника правоохранительных органов, но и случайных свидетелей огневого контакта.

Повышение уровня подготовки координационных способностей стрелка обеспечивается развитием общей физической подготовкой (ОФП) и специальной физической подготовкой (СФП). Средствами СФП являются, прежде всего, основные стрелковые упражнения и их элементы, а также специально подготовительные (подводящие) упражнения. К общефизическим упражнениям относятся различные виды бега, так как они развивают сердечную мышцу. Соответственно, когда сердце во время бега привыкает к повышенному пульсу, то и в экстремальной ситуации пульс будет меньше чем у обычного нетренированного человека. Чем меньше пульс во время стрельбы, тем проще сделать правильный, прицельный выстрел.

Такую практику часто использовали стрелки сборных команд СССР. Они, непосредственно перед началом стрельбы, пробегали несколько километров в спокойном для себя темпе, для того чтобы запустить свой организм в состояние легкого стресса, а потом на огневом рубеже им было проще справиться с волнением, потому что организм уже находился в состоянии легкого волнения.

Соотношение ОФП и СФП, а также их взаимное использование, один из самых важных принципов развития стрелков и служит не только всестороннему развитию и совершенствованию общеразвивающих и физических качеств, но и морально-волевых и психологических, которые так необходимы будущим сотрудникам ОВД.

Общая физическая подготовка играет важную роль для спортивного роста, она развивает функциональные возможности стрелка, обучает его разнообразным двигательным навыкам и умениям.

Использование различных упражнений в системе общей и специальной физической подготовки, направленных на выработку достаточной силы в сочетании со специальной выносливостью, повышает потенциальные возможности стрелка.

Специальные физические упражнения направлены на развитие таких неотъемлемо важных для стрельбы элементов как:

- ловкость;

- точность;

- равновесие;

- специальная статическая выносливость.

Для развития ловкости у курсантов и слушателей можно использовать жонглирование теннисным мячом, броски мяча друг другу и ходьба на руках. Эти упражнения благоприятно влияют на развитие нашего вестибулярного аппарата, что является положительным моментом не только для стрельбы, но и для здоровья в целом.

Для развития точности можно применять такие методы как, игра в дартс, бросок мяча в корзину, бросок мяча в мишень на стене.

При выполнении этих упражнений мы тренируем свой глазомер, и развиваем свое бинокулярное зрение, что также положительно влияет на стрельбу в целом.

Такие приемы развивает важный навык прицеливания, не закрывая «не доминирующий» глаз. Стрелку не нужно закрывать один из глаз, которым он не целится в мишень, это крайне удобно смотреть на мушку с целиком обеими открытыми глазами. Обзор при стрельбе в разы увеличивается, тем самым положительно влияя на вашу безопасность [6].

Развитие бинокулярного зрения процесс довольно длительный и трудоемкий, но для действующего сотрудника, который использует свое оружие, это важный элемент огневой подготовки.

Для развития равновесия можно использовать упражнение «Ласточка», стойка на одной ноге, прыжки (в том числе и на одной ноге). Умение правильно отбалансировать свое тело, попросту, поймать равновесие, является одним из важнейших факторов, влияющих на успешную стрельбу.

На развитие статической выносливости нужно выделять отдельную тренировку, та как, развитие выносливости плохо сочетается с развитием координационных способностей. Работа на статику представляет собой основу основ стрелкового дела.

На первый взгляд - это банальное, длительное удержание оружия в неподвижной изготовке, ничего не натренирует, но это далеко не так. В статической изготовке стрелок-оружие отрабатывается масса важных для стрельбы элементов, таких как: устойчивость, сбалансированность корпуса, удержание оружие, однообразие хвата и т.д. Очень удобно то, что эту тренировку не обязательно проводить с боевым оружием, достаточно просто похожего макета на пистолет. Во время данной тренировки стрелок должен прокручивать у себя в голове поэтапное, правильное производство выстрела, тем самым на подсознательном уровне улучшая свою стрелковую технику. Такая тренировка должна превышать 30 минут, для того чтобы тело стрелка устало и запомнило полученные ощущения.

Для всех вышеперечисленных упражнений не требуется специального помещения, поэтому их можно успешно выполнять в классе огневой подготовки, непосредственно перед основными занятиями.

Выводы. Наблюдения при работе со спортсменами свидетельствуют о том, что координационная тренировка является одной из важнейших и неотъемлемых частей комплексного тренировочного процесса стрелков на этапах подготовки. Важной и неотъемлемой частью тренировки является систематическое использование специальных координационных упражнений, направленных на развитие координационных способностей.

Такой подход к организации огневой подготовки способствует повышению психологической устойчивости и развитию морально-волевых качеств необходимых для профессиональной деятельности будущего полицейского [5].

Ценностные ориентации сотрудника МВД проявляются в стремлении к постоянному профессиональному совершенствованию [9]. Внедрение рассмотренных видов тренировок в процесс огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России не требует использования специальных стрелковых помещений (тир), боевого огнестрельного оружия и тренажеров, а также позволит достичь следующих положительных результатов:

- развитие координационных способностей будущего правоохранителя;

- умение бороться с эмоциональным напряжением в экстремальных ситуациях;

- развитие мелкой моторики, которая в экстремальной ситуации позволит выполнять все действия с огнестрельным оружием точно и быстро;

- в случае внезапного огневого противостояния полицейский «не впадет в состояние ступора» и на высоком профессиональном уровне выполнит свои функциональные обязанности.

Литература:

1. Буткевич С.А. Обеспечение Общественной безопасности в Республике Крым: проблемы теории и практики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации» 13 марта 2015 г. - г. Краснодар. - 2015. - С. 185-191.

2. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. / А.А. Васильков. - Ростов н/д: Феникс, 2008. - 381 с.

3. Меньшикова К.С. Методика формирования готовности сотрудников ОВД применить табельное огнестрельное оружие // Эпоха науки. - Ачинск. - 2016. - № 5. - С. 20

4. Развитие координационных способностей // URL: https://studme.org/122268/meditsina/razvitie_koordinatsionnyh sposobnostey (дата обращения: 16.05.20)

5. Светличный Е.Г., Жамборов А.А., Каспер С.В. Совершенствование тактических навыков обращения с огнестрельным оружием у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России с использованием опыта IPSC // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2019. -Выпуск 64 (2). - С. 149-153.

6. Светличный Е.Г., Максимова Е.И. Применение тактических приемов IPSC в огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов // Сборник материалов XIX международной научно-практической конференции «Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств» 15-16 июня 2017 г. - Иркутск. - 2017г. В 2-х томах., С. 334-338.

7. Таран А.Н., Напалков Ю.А. Выживание сотрудника полиции в случаях, связанных с применением или угрозой применения огнестрельного оружия // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. -№ 4 (34). - С. 176-178.

8. Физиологическая и биомеханическая основа координационных способностей \\ https://studopedia.net/3_29162_fiziologicheskaya-i-biomehanicheskaya-osnova-koordinatsionnih-sposobnostey.html (16.05.20)

9. Шанько В.В., Болобан М.Л. Сущность и структура профессионально-правовой культуры, критерии её сформированности у курсантов вузов МВД // Глобальный научный потенциал. - Тамбов. - 2019. - № 5 (98). -С. 177-180.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Комиссаренко Елена Валентиновна

Академия биоресурсов и природопользования (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье исследуется практическая направленность обучения математике в высших учебных заведениях. Рассматривается роль процесса обучения математике в формировании образовательных компетенций при подготовке инженеров. Анализируется эффективность применения различных интерактивных методов обучения и решения задач практического содержания при обучении высшей математике.

Ключевые слова: образование, компетентностный подход, компетенции, высшая математика, практическая направленность обучения.

Annоtation. The article studies the practical direction of teaching mathematics in higher educational institutions. The role of the process of teaching mathematics in the formation of educational competencies in the training of engineers is considered. The effectiveness of using a variety of interactive teaching methods and solving the tasks of practical content in the process of teaching higher mathematics is analyzed.

Keywords: education, competence-based approach, competencies, higher mathematics, the practical direction of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.