УДК 372.578:371
О. А. БУРЛАК
Омский государственный педагогический университет
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)_
В результате проведенного научно-педагогического эксперимента по апробации программы «Омская музыкальная летопись», в основу которой положен национально-региональный компонент общего музыкального образования, доказана возможность формирования национального самосознания и национальной толерантности школьников на уроках музыки, определены критерии и показатели развития национального самосознания и национальной толерантности.
Россия - страна многонациональная, этнический со- ционального самосознания и национальной голеран-
став населения страны, сформировавшийся в ходе ее исторического развития, объективно сложен и разнороден по многим показателям: по основным демографическим характеристикам самих этносов; по этногенезу - принадлежности к разным расовым и этническим семьям; по языку и культуре - принадлежности к разным языковым группам и нескольким крупным культурным, религиозным и - шире - цивилизаци-онным зонам и традициям; по уровню их социального и экономического развития, их урбанизированное™ и индустриальности; по политическому статусу в административной системе страны. Таким образом, по-лиэтничность России реально является объективной составляющей многомерной структуры российского общества, его структурообразующим элементом. Она же обусловила тенденцию включения в образовательный процесс социально-этнических компонентов культуры, которые выступают в качестве национально-региональных компонентов содержания образования. Национально-региональная система образования должна учитывать национальные традиции, особенности, менталитет народа, проживающего на данной территории; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании заботливого отношения, любви к природе родного края, бережливости. Содержание национально-регионального компонента должно разрабатываться на принципах региональное™, гуманизации, историзма, комплексности и интегративности.
Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Проведенные в последние годы конференции и семинары по указанной проблеме свидетельствуют не только о растущем к ней интересе специалистов, но и дискуссионное™ многих ее аспектов. Один из наиболее спорных вопросов: возможности формирования на-
тности школьников в условиях общего образования. Связано это, в частности, с тем, что рост численности нерусского населения в традиционно русских областях в настоящее время стал восприниматься в массовом сознании как угроза, причем, достаточно значимая. На скамью подсудимых сегодня всё чаще садятся люди, обвиняемые в преступлениях, совершённых по мотивам расовой ненависти. Достаточно вспомнить недавние события в Кондопоге, Москве, Санкт-Петербурге.
Национальное самосознание россиян с трудом осмысливает ситуацию, непривычную для многих регионов и населённых пунктов страны — ситуацию необходимости строить отношения с инонациональными, этнически разнородными группами, не в меньшей мере озабоченными проблемами выживания в новойдляних среде. Экономические интересы, конкуренция и изоляционизм могут создавать почву для локальных конфликтов на базе этнического противостояния. Как свидетельствует мировой опыт, в такой ситуации весьма вероятно появление политических деятелей, предлагающих националистический экстремизм в качестве главного средства сплочения «своей» и, втомчисле и доминирующей, национальной группы. Тенденциям обос трения межэтнических отношений и национально-этническому экстремизму в России должна быть противопоставлена разумная политика, строящаяся на понимании не только «своей» этнической группы, но и привыкающей считаться с интересами, обычаями, нормами поведения, принятыми в иной среде.
На наш взгляд, на сегодняшний день наиболее эффективным средством формирования национального самосознания и толерантности подрастающего поколения является приобщение детей к национально-региональной культуре в опоре на принцип поликультурности образования. Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижений целост-
Критерии и показатели развития национального самосознания
Критерии Показатели
идентификация себя с определённой социально-этнической общностью (национальной культурой) определение себя как гражданина государства
отнесение себя к определённой национальной группе
знание и соблюдение национальных традиций, обычаев, обрядов
комплекс знаний о своей национальной культуре знание свого национального языка
знание и воспроизведения этнографического и регионального материала
знание истории развития своей национальной культуры вообще и в регионе в частности
творческая компетентность (способность к творчеству для приумножения национальных ценностей) эмоциональное восприятие музыкального наследия своего народа
способность к творческой интерпретации фольклорного наследия
умение и желание самостоятельно постигать культуру своего народа
Критерии и показатели развития национальной толерантности
Критерии Показатели
позитивная гражданская и этническая идентичность осознание себя как гражданина многонационального государства с поликультурным общественным укладом
осознание равноценности всех народов
терпимость к другому образу жизни
знание о месте и значении своей национальной культуры среди аналогичных общностей осознание собственной культурной идентичности за счёт освоения иной культуры
понимание другого человека через восприятие иной культуры
знания о взаимосвязях разных национальных культур
межкультурная компетентность в освоении национальной музыки региона эмоциональное восприятие музыкального наследия региона
способность к творческой интерпретации фольклорного наследия других народов
умение и желание самостоятельно постигать многонациональный фольклор региона
Таблица 3
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа опытно-экспериментальной работы по развитию национального самосознания младших школьников (2003-2007 гг.)
Критерий Уровни Экспериментальная группа (27 человек) Контрольная группа (25 человек)
Ко нет. этап* Контр, этап Конст. этап Контр, этап
идентификация себя с определённой социально-этнической общностью (национальной культурой) В 3,7 51,85 12 16
С 14,81 40,74 16 20
н 81,48 7,14 72 64
комплекс знаний о своей национальной культуре в 0 48,15 4 4
с 3,7 44,44 8 12
н 88,89 7,14 88 84
творческая компетентность (способность к творчеству для приумножения национальных ценностей) в 3,7 55,56 8 16
с 25,93 40,74 28 24
н 70,37 3,7 64 60
Общий уровень национального самосознания в 2,47 51,85 8 12
с 14,81 41,97 17,33 18,67
н 80,25 6,17 74,67 69,33
' Цифры даны в процентном выражении от общего количества детей в группе.
Таблица 4
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа опытно-экспериментальной работы по развитию национального самосознания средних школьников (2003-2007 гг.)
Критерий Уровни Экспериментальная группа (28 человек) Контрольная группа (27 человек)
Конст. этап* Контр, этап Конст. этап Контр, этап
идентификация себя с определённой социально-этнической общностью (национальной культурой) В 7,14 57,14 14,81 14,81
С 39,29 42,86 51,85 51,85
Н 53,57 0 33,33 33,33
комплекс знаний о своей национальной культуре в 3,57 53,57 3,7 3,7
с 7,14 39,29 14,81 14,81
н 89,19 7,14 В1.48 81,48
творческая компетентность (способность к творчеству для приумножения национальных ценностей) в 7,14 53,57 11,11 11,11
с 32,14 42,86 33,33 33,33
н 60,71 3,57 55,56 55,56
Общий уровень национального самосознания в 5,95 54,76 9,87 9,87
с 28,57 41,67 33,33 33,33
н 65,44 3,57 56,79 56,79
• Цифры даны в процентном выражении от общего количества детей в группе.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа опытно-экспериментальной работы _по развитию национальной толерантности младших школьников (2003-2007 гг.)
Критерий Уровни Экспериментальная группа (27 человек) Контрольная группа (25 человек)
Конст. этап* Контр, этап Конст. этап Контр.этап
позитивная гражданская и этническая идентичность В 22,22 51.85 28 28
С 33,33 44,44 36 36
Н 44,44 3,7 36 36
знание о месте и значении своей национальной культуры среди аналогичных общностей В 3,7 48,15 8 12
С 14,81 44,44 16 24
н 81,48 7,4 76 64
межкультурная компетентность в освоении национальной музыки региона в 3,7 51,85 8 12
с 11,11 44,44 16 16
н 85,91 3,7 76 72
Общий уровень национальной толерантности в 9,87 50,62 14,67 17,33
с 19,75 44,44 22,67 25,33
н 70,61 4,93 62,67 57,33
' Цифры даны в процентном выражении от общего количества детей в группе.
Таблица 6
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа опытно-экспериментальной работы _____по развитию национальной толерантности средних школьников (2003-2007 гг.)
Критерий Уровни Экспериментальная группа (28 человек) Контрольная группа (27 человек)
Конст. этап* Контр. Этап Конст. этап Контр, этап
позитивная гражданская и этническая идентичность В 14,29 50 11,11 11,11
С 42,86 46,.43 44,44 37,04
н 42.86 3,57 44,44 51,85
знание о месте и значении своей национальной культуры среди аналогичных общностей в 3,57 50 7,14 11,11
с 21,43 42,86 25,93 37,04
н 75 7,14 66,67 51,85
межкультурная компетентность в освоении национальной музыки региона в 7,14 53,57 11,11 14,81
с 25 42,86 29,63 33,33
н 67,86 3,57 59,26 51,85
Общий уровень национальной толерантности в 8,33 51,19 9,79 12,34
с 29,76 44,05 33,33 35,8
н 61,91 4,76 56,79 51,85
• Цифры даны в процентном выражении от общего количества детей в группе.
ного взаимозависимого мира. В контексте поликультурного образования акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, способствующие развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлениюдобрососедского сотрудничества на межличностном, государственном, международном уровнях.
Обновление содержания образования в соответствии с новыми потребностями регионов России требует разработки национально-регионального компонента, гибкой системы обучения с учетом специфики региональных условий. В Омском регионе в последние годы наблюдаются серьезные наращивания результативности научных исследований в области культуры и в системе народного образования. Несмотря на это до сих пор не разработано содержание национально-регионального компонента в структуре музыкально-эстетического воспитания. На решение этой задачи и направлена программа «Омская музыкальнаялетопись», составленная в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Она скорректированас использованием 10 -15 % урочного времени, отводимого государственным станд артом РФ для реализации национально-регионального компонента, раскрывает его содержание с 1 по 8 класс, и отражает, на наш взгляд, один из главных приоритетов образовательной политики направленность национально-регионального компонента на воспитание национального самосознания и культурной толерантности школьников.
Основной идеей программы «Омская музыкальная летопись» является воспитание национального самосознания и культурной толерантности, чувства глубокой сопричастности к судьбе своего края, города, к славным делам своих предков и современников. Цель программы — расширение музыкального опыта учащихся в процессе освоения регионально-этнической культуры Омской области. Задачи программы: формирование представлений о музыкальной культуре и традициях региона; знакомство с многонациональной культурой Омской области; активизация творческой деятельности в процессе освоения регионально-культурного наследия; пробуждение самостоятельности учащегося в обладании знаниями и освоении духовного опыта, культуры.
Программа строится на принципах культуросо-образности, культуроемкости, продуктивности, поликультурности, социокулътурности образования (Н. Крылова). Принцип культуроемкости образования предполагает высокую насыщенность образовательного процесса разнообразными элементами культуры. Принцип продуктивности - способность образования выразить творческую, продуктивную сущность культуры и создать условия для творческой практической деятельности школьника. Поликультурность - принцип, способствующий, во-первых, сохранению и умножению всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов поведения и форм деятельности в образовательных системах; во-вторых, помогающий становлению, как культурной идентичности детей, так и пониманию ими культур-
ного разнообразия современных сообществ, неизбежности культурных различий людей. Социокультурный принцип, предполагает создание культурной средой многообразия зон развития и ситуацию их выбора ребенком, что предполагает свободу его культурного самоопределения.
Реализация выше указанных принципов в содержании национально-регионального компонента делает его личностно-ориентированным национальным по форме, но поликультурным по существу. В связи с этим в программе на первый план по своей значимости выходит функция культурного развития личности учащегося, а это означает не столько дать образцы и стереотипы взаимодействия с фактами и носителями регионально-этнической культуры, сколько научить самостоятельно обогащать свой духовный опыт и знания в будущей жизни.
Содержание национально-регионального компонента было выстроено на следующих методических принципах: региональное™ (ориентация на учет особенностей региона); историзма (раскрытие исторической обусловленности тех или иных явлений, процессов); интеграции (взаимосвязь различных видов искусств в учебном процессе). Выше указанные принципы определили и выбор методов, способствующих эффективной реализации поставленных задач: метод нравственно-эстетического познания музыки и метод создания художественного контекста.
Содержание программы реализуется в опоре на многонациональный фольклор и художественную культуру Омской области. Структура программы «Омская музыкальная летопись» построена по линейному и концентрическому принципам.
Линейный принцип позволяет выстраивать в логической последовательности темы в течение одного учебного года. Так, например, темы 3 класса раскрывают связь народного творчества с календарным жизненным циклом: «Осень, осень в гости просим», «Здравствуй, гостья зима!», «Зимние святки», «Прощай, Масленица!», «Весна-красна, нам добро принесла!», «Прощай, весна, здравствуй, лето красное!». А темы 6 класса позволяют рассмотреть эволюцию региональной музыкальной культуры в историческом контексте: «Ермак — герой народных сибирских песен», «Омск периода Гражданской войны в музыке и картинах», «Великая Отечественная война в творчестве омских композиторов», «Отражение российских исторических событий в творчестве омской песенницы А. М. Оленичевой», «Любимому городу посвящается». Концентрический принцип реализуется по двум стержневым направлениям: национальная и региональная культура. Так, например, тема «Народное музыкальное творчество Омской области» изучается в 1, 3 и 4 классах, но представлена она разным музыкальным материалом. С каждым годом происходит постепенное обогащение и усложнение одной и той же темы, это позволяет использовать уже изученный музыкальный и этнографический материал в качестве основы для последующего освоения национальной культуры региона на новом витке. В 1 классе учащиеся знакомятся с детским игровым фольклором Сибирского региона. В 3 классе рассматривается календарно-об-рядовая музыкальная культура родного края и национальная самобытность музыкальных культур других народов. Содержание 4 класса направлено на более глубокое проникновение в национальную самобытность музыкальных культур и традиций народов Сибирского края. В 7 классе идет обращение к религиозно-духовному искусству, которое можно считать особой национально-художественной формой осмыс-
ления действительности, формой художественной деятельности, и потому оно представляет собой традиционную, «корневую» ветвьлюбой национальной культуры. 2, 5, 6 и 8 классы, хотя и имеют разные темы («Омск музыкальный», «Судьбы, связанные с Омском», «Музыка Омска, отражающая исторические события России»), тем не менее, объединены общей задачей — освоение музыкального наследия Омского региона. Содержание 2 и 8классов («Омскмузыкальный») знакомит учащихся с концертными площадками, театрами, лучшими творческими коллективами и композиторами города Омска. В 5 и 6 классах ребята познают историю материальной и духовной культуры родного города, которая, конечно же, делает его характер, его дух неповторимым. С Омском связаны судьбы замечательных людей Отечества: Ф. Достоевского, М. Врубеля, Р. Рождественского, А. Либерова, К. Белова, Л. Мартынова, Т. Белозёрова и многих других деятелей искусства.
При отборе регионально-этнического музыкального материала для программы мы опирались на следующие критерии: художественная ценность; педагогическая целесообразность; воспитательная значимость; отражение исторических и культурных событий региона; возможность ознакомления с музыкальной культурой различных национальностей, проживающих на территории Омской области.
Данная программа была опубликована в 2006 году в издательстве Омского государственного педагогического университета и была апробирована в МОУ СОШ №83 г. Омска на протяжении четырех лет в 1-8-х классах. Ежегодно в эксперименте участвовало 107 детей (дети 2-х экспериментальных и 2-х контрольных групп). В ходе педагогического эксперимента предполагалось выявить педагогические возможности содержания и методического комплекса программы по национально-региональному компоненту «Омская музыкальная летопись» в развитии национального самосознания и национальной толерантности школьников.
Для выявления уровня национального самосознания и национальной толерантности у школьников, нами были определены критерии и показатели их сформированное™, представленные в таблицах 1 и 2.
Реализация содержания программы осуществлялась не только в урочное время, но и в процессе посещения омских театров, музеев, выставок, концертов, а также внеклассных мероприятий с использованием исторического национально-регионального материала. В подготовке активное участие принимали учителя русского языка, литературы, истории, географии, краеведения. Школьникам предоставлялась уникальная возможность непосредственно общаться с омскими поэтами, композиторами и художниками.
По окончании эксперимента во всех четырёх классах было проведено анкетирование, включающее те же вопросы, что и на констатирующем этапе. Результаты анкетирования позволяют говорить о положительной динамике развития национального самосознания и национальной толерантности у детей экспериментальных групп. Сравнительный анализ результатов анкетирования и опроса детей представлен в таблицах 3, 4, 5, и 6.
Результаты завершающих исследований подтвердили наше предположение о том, что разработанные нами содержание и методический комплекс программы «Омская музыкальная летопись» способствуют эффективному развитию национального самосознания и национальной толерантности школьников.
Выводы:
1) региональная система образования должна учитывать особенности национального состава региона;
2) национально-региональный компонент в содержании общего музыкального образования должен реализовываться в опоре на базовые положения культурной парадигмы образования;
3) программа «Омская музыкальная летопись» отвечает требованиям, предъявляемым государственным образовательным стандартом к национально-региональному компоненту общего образования, направлена на реализацию целей и задач национально-регионального компонента в структуре музы-
кально-эстетического воспитания, на формирование национального самосознания и национальной толерантности школьников, отражает историю становления и развития многонациональной культуры Омского края и базируется на основных методических принципах поликультурного образорания.
БУРЛАК Ольга Анатольевна, соискатель кафедры теории и методики музыкально-эстетического воспи ; ания.
Дата поступления статьи в редакцию: 14.12.2006 г. © Бурлак O.A.
УДК 37
О. В. КАЛУГИНА
Уральский государственный педагогический университет
ЭКОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена проблеме формирования у школьников экологической ориентации в сфере музыкальной и вокальной культуры.
Становление экологического образования в Рос
сии как одного из ведущих направлений в педагогике началось во второй половине XX века. Первоначальный этап был связан, в основном, с включением в общее биологическое образование элементов экологической грамотности. В дальнейшем акцент был перенесен на формирование гуманистического миропонимания и развитие экологической культуры личности.
Экологическое образование сегодня синтезирует биологические, социально-культурные и духовные составляющие. Экологические идеи проникают в различные сферы деятельности человека и общества. Появляются новые научные области, такие как экология человека, экология детства, экология музыки, экология культуры.
Экология культуры предстает как социальное явление, как образ жизни человека и общества, направленное на сохранение и очищение культуры во всем ее многообразии составляющих художественных процессов и явлений, в том числе и музыкальных.
Многовековая история музыки донесла до наших дней огромное художественное достояние, которое оказывает большое воздействие на человека. Являясь особым моментом обогащения образа его мыслей и чувств, она облагораживает окружающую его культурную среду.
Состояние современной музыкальной культуры вызывает двойственное отношение. С одной стороны, культура характеризуется выдающимися достижениями, которые обладают огромной художественно-исторической ценностью и статусом общечеловеческого духовного достояния.
С другой — небывалое по своим масштабам загромождение окружающей музыкально-звуковой среды, все убывающая сфера бытования музыкальной
классики, нарастающая тенденция непонимания современного творчества.
Состояние современной музыкальной культуры свидетельствует о том, что в отношении человека к сфере художественного творчества нередко преобладает своеобразный потребительский аспект, в результате чего интерес к искусству, иногда достаточно показной, обретает форму развлечения и заполнения свободного времени.
Возникает Парадокс: в настоящее время звучит значительно больше музыки, чем когда-либо ранее, однако она часто играет лишь некую декоративную функцию. Следствие этого — опасность потери критерия качества. Огромный массив музыки, быть может именно в силу своей количественной неохватности, перестает восприниматься как самоценное явление.
Не справляясь с нарастающим потоком музыкальной информации, человек постепенно вытесняет ее на периферию своего внимания, что тем более объяснимо, учитывая степень развития современной индустрии развлечений.
В контексте этих процессов классическая музыка перестает быть конкурентоспособной, В результате — отношение человека к классической музыке характеризуется уже не целенаправленным, активным интересом, а пассивным и безразличным восприятием.
Ситуация достигает критической черты, когда эта пассивность вырождается в неспособность и нежелание делать должный отбор. Это влечет «загрязнение» окружающей музыкальной среды, которое выражается в снижении интереса к высокохудожественным ценностям.
Сохранение тех или иных исторических пластов музыкального творчества во многом упирается в вопрос подготовленности аудитории к их восприятию. Прак-