Научная статья на тему 'Формирование мотиваций к обучению профессиональным компетенциям у магистрантов с использованием современных образовательных технологий'

Формирование мотиваций к обучению профессиональным компетенциям у магистрантов с использованием современных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОқЫТУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ / ЫНТАЛАНДЫРУ / ИННОВАЦИЯЛЫқ әДіСТЕР / БәСЕКЕГЕ қАБіЛЕТТі МАМАН / TECHNOLOGY OF TRAINING / MOTIVATION / INNOVATIVE METHODS / COMPETITIVE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жолдасбекова А. С., Хабиева Т. Х., Сактапов А. К., Аманжолова У. Ш.

В статье рассматриваются вопросы использования современных образовательных технологий в формировании мотиваций к обучению профессиональным компетенциям. Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должны стать способы мышления и деятельности, а не только учебные дисциплины. Перед профессорско-преподавательским составом (ППС) стоит задача не только подготовить и выпустить специалиста высокого уровня, но и включить его, уже на стадии обучения, в разработку новых технологий; адаптировать к условиям конкретной производственной среды; сделать его способным самостоятельно принимать управленческие решения; быть высококвалифицированным и конкурентоспособным специалистом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ҚАЗІРГІ ЗАМАНҒЫ БІЛІМ БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫН ҚОЛДАНА ОТЫРЫП МАГИСТРАНТТАРДЫ ОҚУҒА ЫНТАЛАНДЫРУ ЖӘНЕ КӘСІБИ ҚҰЗІРЕТТІЛІГІН ҚАЛЫПТАСТЫРУ

The article considers questions of use of modern educational technologies in formation of motivation to training in professional competencies. The traditional training of specialists focused on formation of knowledge, skills in subject domain lags behind modern requirements more and more. The basis of education must be a way of thought and action, not just academic subjects. Professorial-teaching staff is faced by a task not only to prepare and issue the specialist of high level, but also to include it, already at a training stage, in development of new technologies, to adapt for conditions of the specific production environment; to make it capable to independently make management decisions; to be a highly qualified and competitive specialist.

Текст научной работы на тему «Формирование мотиваций к обучению профессиональным компетенциям у магистрантов с использованием современных образовательных технологий»

А.С. ЖОЛДАСБЕКОВА, Т.Х. ХАБИЕВА, А.К. САКТАПОВ, У.Ш. АМАНЖОЛОВА

Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», г. Алматы

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ К ОБУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ У МАГИСТРАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК 378.147.34

В статье рассматриваются вопросы использования современных образовательных технологий в формировании мотиваций к обучению профессиональным компетенциям. Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должны стать способы мышления и деятельности, а не только учебные дисциплины. Перед профессорско-преподавательским составом (ППС) стоит задача не только подготовить и выпустить специалиста высокого уровня, но и включить его, уже на стадии обучения, в разработку новых технологий; адаптировать к условиям конкретной производственной среды; сделать его способным самостоятельно принимать управленческие решения; быть высококвалифицированным и конкурентоспособным специалистом.

Ключевые слова: технология обучения, мотивация, инновационные методы, конкурентоспособный специалист.

Актуальность. Реформирование системы высшего образования и появление новых стандартов обучения в республике Казахстан требует от магистрантов формирования новых личностных качеств, способствующих успешному обучению. Согласно Концепции развития кадровых ресурсов здравоохранения на 2012-2016 гг. перед системой медицинского образования была поставлена задача по созданию конкурентоспособного кадрового потенциала здравоохранения через

совершенствование системы последипломного образования и непрерывного профессионального развития кадров [1].

Современные образовательные программы отражают потребности рынка труда и согласованы со всеми заинтересованными лицами. Роль студента в образовательном процессе в настоящее время является главенствующей, поэтому современные программы медицинского образования

ориентированы в первую очередь, на него. Прежде всего, учебный процесс сегодня ориентирован на формирование профессиональной компетентности будущих врачей [2]. Успешная работа любого высшего учебного заведения в условиях реформирования образования невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Эти услуги и есть тот товар, который вузы предъявляют на международном, национальном и региональных рынках.

Инновационный процесс связан с разработкой новых моделей деятельности по развитию образовательных систем, созданием новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации, межпредметную связь, единство обучения, воспитания и развития, единство формы подачи знаний и содержания образования. В подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов сферы образования заинтересованными сторонами являются государство, общество, студенты и само высшее учебное заведение, которое эту подготовку осуществляет. Поэтому необходимо изучать и учитывать запросы и интересы всех этих сторон. Цель исследования - изучить применение современных образовательных технологии обучения у магистрантов в формировании у них мотиваций к освоению профессиональных компетенций.

Материалы и методы. Проведен анализ современной литературы по методам внедрения образовательных технологии в соответствии с интересами обучающихся. Процесс обучения магистрантов на кафедре. Результаты и их обсуждение.

С тех пор как Казахстан вошел в Болонский процесс, меняются требования к качеству профессионального образования. Мы наблюдаем, как кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе.

В таких динамично развивающихся и труднопрогнозируемых условиях успешная работа любого высшего учебного заведения невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Важность такого осознания объясняется тем, что вхождение Казахстана в мировое информационно-образовательное пространство вносит

необходимость подготовки студентов (ещё на уровне бакалавриата) к самостоятельной профессиональной деятельности (освоению компетенций -способностей применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области). При этом каждый выпускник ВУЗа, в том числе и врач-менеджер, должен иметь компетенцию в самостоятельной работе с информацией (учебной, научной, нормативной, справочной литературой и другими источниками). Для овладения магистрантами данной компетенцией их обучение в ВУЗе строится на современных педагогических и психологических методах, а также использовании компьютерных технологий (внедрение программы «МооШе» в КМУ «ВШОЗ» с 2012 года).

В связи с тем, что процесс развития личности магистранта включает в себя не только аудиторные занятия, но и работу с информационными ресурсами вне занятий (дистанционно), современный образовательный процесс предъявляет и новые требования к преподавателю (ППС), который не только передает накопленный опыт, знания, но и организует процесс обучения для развития внутреннего потенциала учащихся. При этом, и от

ППС требуется постоянное повышение продуктивности и эффективности

преподавательской деятельности, современных знаний, совершенное знание новых технологий и интерактивных методов обучения. Снижение ее трудоемкости позволяют современные психолого-педагогические технологии.

Преимущества применения образовательных технологий в послевузовском образовании состоят в том, что меняются функции (ППС) преподавателя и обучающихся: преподаватель становится консультантом, а обучающимся предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала [3].

Одним из важных моментов на занятии для магистрантов является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, мотивировать его, чтобы магистранты могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения, в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность. Поэтому современный курс дисциплины, должен быть построен таким образом, чтобы сочетались специально организованная деятельность и обычное межличностное общение. Через личностный план общения на занятии реализуется учет возрастных, психологических особенностей магистрантов: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем в обществе, стремление к самоутверждению.

Педагогическая технология или технология обучения представляет собой системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. В рамках проведения семинарских занятий по дисциплинам «Менеджмент», «Организационное поведение» и «Организация и управление здравоохранением» применяются различные психолого-педагогические технологии обучения. Например, технология проведения занятия в виде диалога преподавателя с магистрантом (обратная связь).

Дискуссия включает слушателей (магистрантов) в активное взаимодействие с преподавателем, с группой, позволяет выявить уровень мышления магистрантов, осведомленность в обсуждаемом вопросе, а самое главное, - дает возможность правильно сформулировать собственные идеи и получить отклик от слушателей и преподавателя. Также, наиболее часто используемая технология обучения в курсе «Организационное поведение» и «Менеджмент»- это ролевая игра. Имитация, изображение реальной (или возможной) ситуации требует от магистрантов быстрого и профессионального реагирования. Как правило, ролевые игры проходят по темам «Установление контакта с пациентом» и «Трудные пациенты». Однако, не имея собственной практики (магистранты поступившие в магистратуру сразу после бакалавриата), магистранты имитируют ситуации из собственного опыта поведения с врачами, и чаще негативного опыта.

Магистранты, имеющие врачебную, управленческую практику, разыгрывают ситуации с особым интересом, желая либо поделиться накопленным ими опытом (опытом произошедших с ними событий),

либо получить ответ на вопрос «Как нужно было правильно поступить в данной ситуации?». Зачастую в ролевые игры вносятся элементы функциональной тренировки поведения, которые позволяют не только прорепетировать конкретную ситуацию, но и закрепить определенный навык профессионального поведения.

Новой, современной и эффективной технологией обучения являются «Дебаты».

Данная технология обучения позволяет достигнуть следующих целей:

• содержательных (освоение нового содержания; осознание трудностей и противоречий, связанных с обсуждаемой проблемой;стимуляция творческой, поисковой деятельности в условиях состязания),

• коммуникационных (выполнение коллективной задачи; соблюдение специально принятых правил и процедур совместной деятельности), развивающих и воспитательных (воспитание толерантности к различным мнениям);

• развитие критического мышления;

• обучение эффективному представлению своей позиции, ее аргументации;

• формируют стиль публичного выступления. Магистранты, которые имеют более высокий уровень развития логического и творческого мышления, коммуникативных навыков с азартом включаются в подготовку к дебатам, основательно готовятся, репетируют собственные речи и уделяют пристальное внимание своему внешнему виду («деловой стиль» в одежде на самих дебатах). После завершения дебатов такие магистранты с интересом включаются в их разбор, требуя обратной связи от преподавателя, приводят в пример ситуации дебатов в последующем на занятиях и в дискуссиях. Абсолютно все магистранты отмечают, что благодаря дебатам, они учатся лучше формулировать свои мысли, более уважительно относиться к чужому мнению, учатся контролировать собственное волнение. Изначально магистранты выбирают для дебатов «медицинскую» тематику (например: эвтаназия, аборты, медицинская ошибка), но после нескольких дебатов стараются выбрать другие темы, более нейтральные, не связанные с медициной а больше связанных с управлением в здравоохранении. Вероятно, это объясняется постепенным формированием принципиальных управленческих позиций.

Большой объем информации, как и большое количество часов самостоятельной работы, отведенных в новом ГОСО для обучения профессии по специальности 6М110200-«Общественное

здравоохранение», требуют от магистрантов навыков работы с информацией. Вместе с тем, магистранты не всегда владеют элементарными навыками поиска в базах данных и во всемирной сети - интернет первоисточников.

На первых занятиях затрагивается тема: «Как правильно работать с информацией», в рамках которой магистранты учатся работать с базой данных, а в последствии, на семинарских занятиях, магистранты готовят доклады с презентациями. Подготовка доклада включает систематизацию литературы по выбранному или заданному вопросу, формулирование выводов, представление материала в мультимедийном варианте. Важным аспектом доклада является его презентация перед аудиторией и ответы на возникающие вопросы слушателей.

На формирование умения отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, в том числе умения работы с различными источниками информации направлена технология обучения «Портфолио». Важным аспектом данной технологии является самостоятельный анализ магистрантом выполненной работы. При выполнении задания отмечаются сложности в правильной систематизации материала. Для закрепления пройденного материала, а также для развития критического мышления чаще всего применяется техника «Синквейн» - создание четверостиший [4]. Техника не требует много времени и позволяет проявиться творческим способностям магистрантов.

Исходя из опыта использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить некоторые их преимущества:

- они помогают научить магистрантов активным способам получения новых знаний;

- дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности;

- создают такие условия в обучении, при которых магистранты не могут не научиться;

- стимулируют творческие способности магистрантов;

- помогают приблизить обучение в магистратуре к практике повседневной жизни;

- формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

Выводы.

Таким образом, при изучении курсов «Менеджмент», «Организационное поведение», «Организация и управление здравоохранением» применяются технологии работы с информацией и технологии обучения, целью которых является повышение общей культуры магистрантов, стимулирование их работы над собой, привитие специальных навыков работы с учебной и научной литературой и мотивировать их к самостоятельному поиску т.е. формирование и повышение мотивации к освоению

профессиональной компетенций. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов в обучении магистратуре.

Внедрение образовательных технологий, заимствованных из педагогики и психологии, в медицину позволяет не только оптимизировать образовательный процесс, но и готовить врача-профессионала, управленца, с высоким личностным и творческим потенциалом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Основные направления Концепции развития кадровых ресурсов здравоохранения на 2012-2016 года: http://kzgov.docdat.eom/tw_files2/urls_1/1702/d-1701128/7z-docs/3.pdf

2 Постановление Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080 Государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования.

3 Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2015. - С. 161164.

4 Н.В.Бордовская Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с

А.С. ЖОЛДАСБЕКОВА, Т.Х. ХАБИЕВА, А.К. САКТАПОВ, У.Ш. АМАНЖОЛОВА

«КДСЖМ» К^азацстандык, медицина университету Алматы к

КАЗ1РГ1 ЗАМА^Ы Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫН КОЛДАНА ОТЫРЫП МАГИСТРАНТТАРДЫ ОКртА ЫНТАЛАНДЫРУ ЖЭНЕ КЭС1БИ К¥З1РЕТТ1Л1Г1Н КАЛЫПТАСТЫРУ

Тушн. Макалада к^рп замангы бшм беру технологияларын пайдалана отырып магистранттардын, окуга деген ынтасын арттырудын, жэне кэаби к^реттшгш калыптастырудын, мэселелерi карастырылган. Мамандарды окытудын, дэстYрлi TYрi пэндж саладагы бшм мен дагдыларды куруга багытталган, бул багыт уа;ыт ете келе заманауи талаптардан калып барады. Бшм алудын, негiзi ретшде тек пэн саба;тарын игеру гана емес, сонымен коса ойлау тэсiлдерi мен эрекеттер TYрлерi де болуы тшс. Проффессорлы;-о;ытушылы; курамнын, негiзгi ма;саты тек жогары бiлiктi маманды дайындап шыгару гана емес, сонымен катар оку YPДiсi кезiнде оны жан,а технологияларды дайындап шыгаруга; на;ты ендiрiстiк орта жагдайына бейiмделуге дайындау; баскарушылык; шешiмдердi кабылдауга Yйрету; жогары бiлiктi жэне бэскеге кабшетп маман етiп даярлау. ТYЙiндi сездер: о;ыту технологиясы, ынталандыру, инновациялык; эдiстер, бэсекеге кабшетп маман.

A. ZHOLDASBEKOVA, T. KHABIYEVA, A. SAKTAPOV, U. AMANZHOLOVA

Kazakhstan's medical university "KSPH", Almaty

THE FORMATION OF MOTIVATION TO TRAINING IN PROFESSIONAL COMPETENCIES AT UNDERGRADUATES WITH

THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Resume. The article considers questions of use of modern educational technologies in formation of motivation to training in professional competencies. The traditional training of specialists focused on formation of knowledge, skills in subject domain lags behind modern requirements more and more. The basis of education must be a way of thought and action, not just academic subjects. Professorial-teaching staff is faced by a task not only to prepare and issue the specialist of high level, but also to include it, already at a training stage, in development of new technologies, to adapt for conditions of the specific production environment; to make it capable to independently make management decisions; to be a highly qualified and competitive specialist.

Keywords: technology of training, motivation, innovative methods, competitive specialist.

М.И. ВАНСВАНОВ, Д.Д. МЕНЖАНОВА, УР. МИРЗАКУЛОВА, И.В. БАСКАКОВА

А.Б. ХАДЖИЕВА, Э.К. ИЛЬЯСОВА

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц медицина университету

Хирургиялыц стоматология кафедрасы

МЕДИЦИАНЛЬЩ Б1Л1М БЕРУ ЖУЙЕСШДЕП ИНТЕРАКТИВТ1 ОЦУ ЭД1СТЕР1 МЕН САНДЬЩ

ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫН, ИНТЕГРАЦИЯСЫ

УДК 61:378.126

Мацалада медициналыц бшм беру жyйесmдегi интерактивтi оку эдiстерi мен сандыц технологиялардыц интеграциясыныц тэжiрибесi келтiрiлген. «Гнатикалыц жэне жац бет хирургиясы» пэт бойынша «Жогаргы жац суйегтщ оцтан емес болтан сыныцтары» тацырыбындагы «кэаби ойын» туртде мысал реттде алынган. Сабац барысында колданылды: электронды оцу куралы, «mmtesb> багдарламалыц цосымша негiзiндегi ацпараттыц дидактикалыц блоктар, (3D) компьютерлi томографиялардъщ конусты сэулелi редакторлары. Тэжiрибелiк сабацтардыщ цорытындылары бойынша, оку урдснщ белсендi туртщ тишдшгт ощтайландыру ушт багдарламалыц технологияларды цолданудыщ мащызы зор.

ТYйiндi свздер: Сандыц технологиялар, интерактивтi эдктер, электронды оку куралы, багдарламалыц цосымша, редактор, медициналыц быт беру.

Замануи жогаргы оку орнында студенттерге бшм берудi жетiлдiру багыттарынын, бiрi ол - окудын, интерактивт турш енпзу [1].

0м1рдщ эр саласына акрараттык; урд1стердщ жаппай енуi медициналы; бшм беру жуйесшде жан,а саланын, дамуын заманауи а;паратты; технологиялар непзшде талап етедi [2, 3, 4]. Компьютерлi технологияларды тэжiрибелiк турде ;олдану талапкердщ жан,а танымлыды; турш на;тылайды, онын, нэтижеа ретшде талапкердщ ез бетшше танымынын, арттыруы болып табылады [5, 6,

7].

Эрине, непзп мэселе ретшде санды; технологиялар мен саба; берудщ интерактивт TYрiн бiрлестiрiп ;осу болып келедi

Зерттеудщ ма;саты бул интерактивтi о;у эд^тершщ интеграциясы мен медициналы; бiлiм берудегi электронды контент MYмкшдiктершщ тиiмдiлiгiн талдау. «Гнатикалы; жэне жа; бет хирургиясы» пэш бойынша «Жогаргы жа; CYЙеriнщ о;тан емес болган сыньщтары» та;ырыбындагы «кэаби ойын» TYрiнде мысал ретiнде алынган. Материалдары мен эдiстерi:

2016 жылы Кдз¥МУ стоматология факультетшщ 5 курс студенттершщ iшiнен екi топ;а интерактивт бiлiм беру негiзiнде тэжiрибелiк саба;тарын «кэсiби

ойын» ретiнде eткiздiк. Педагогикалык тэжiрибе ЖYзiнде студенттер eKi топка бeлiндi - тэжiрибелi жэне салыстырмалы топтар болып. Тэжiрибeлiк топтагы о;у эдютемелж камтамасыздандырудагы «кэаби ойын» ретшде электронды оку куралдары (ЭОК) «minitest» багдарламалык косымша нeгiзiндeгi акпаратты; дидактикалык блоктар, (3D) компьютeрлi томографиялардын, конусты сэулeлi редакторлары колданылды. Бакылау тобында - оку эдiстeмeлiк куралдар ретшде дэстYрлi материалдар колданылды (мэтiндeр, суреттер, карточкалар, сурау парактары).

Тэжiрибe барысында бшмш багалау Yшiн «minitest» багдарламалык косымша непзшдеп тeстiлeудi талдау аркылы ЖYргiзiлдi. Кeрi байланысты тексеру максатында «Interrog-SL» электронды анкеталау кeшeнi колданылды.

Кэаби ойында мэсeлeлi жагдай сипатталды, ойыннын, максаттары мен эдiстeрi бeлгiлeндi, командалар уйымдастырылды, олардын, тапсырмалары аныкталды, эр катысушынын, рeлi бeлiндi. Ойын катысушаларынын, катынасы жогаргы жак CYЙeгi сыныктары кeзiндe кeрсeтiлeтiн арнайы хирургиялык гамек хаттамаларымен аныкталады. Бул кехзецдер ею топта да ЖYргiзiлдi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.