Научная статья на тему 'Формирование мотивационной сферы нравственных качеств учащихся'

Формирование мотивационной сферы нравственных качеств учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОБУЖДЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / СУБЪЕКТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тоджибаева Комила Собит Кизи

В статье анализируются вопросы формирования мотивационной сферы нравственных качеств учащихся в педагогическом аспекте, с учетом создания соответствующей мотивационной структуры, системная организация структуры мотивации в педагогическом контексте. В статье особое внимание уделено сущности мотивации, основным общеметодологическим подходам к исследованию мотивации, видам мотивации, мотивационной сфере нравственных качеств личности, а также классификации методов, формирующих нравственные качества учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационной сферы нравственных качеств учащихся»

(для классов ЗПР), творческие марафоны, викторины, вечера, брейн-ринги, конкурсы и др. Надо отметить, что проведение таких мероприятий стало в школе традицией и вносит праздничную атмосферу в учебный процесс. Итоги работы МО подводятся на общешкольном творческом отчёте. Каждое МО представляет свои достижения в форме презентаций, выставок методических разработок, буклетов и пр. Практически все учителя школы при подготовке к урокам, непосредственно на уроках, внеклассных мероприятиях активно используют интерактивные методы. За два года свой опыт в областном уровне обобщили - 6 педагогов (имеют сертификаты), большинство педагогов опубликовали свои статьи в средствах массовой информации.

Одним из главных вопросов системы работы по повышению педагогического мастерства и профессионализма является аттестация педагогов. С каждым годом процесс аттестации выдвигает все новые требования к деятельности учителя. Педагоги успешно проходят аттестацию. При этом они повышают или подтверждают свой профессиональный статус.

За успехи в труде педагоги были награждены Почетными грамотами, Благодарностями Министерства образования и науки Республики Казахстан, обласного управления образования.

Показателем того, что система методической работы в школе вышла на высокий качественный уровень, явилось систематическое вовлечение учащихся в конкурсы профессионального мастерства, предметные олимпиады, творческие конкурсы и спортивные соревнования. Где учащиеся нашей школы показали высокие результаты в международных, республиканских, областных, городских конкурсах, соревнованиях, фестивалях, выставках декоративно-прикладного искусства и др.

Список литературы

1. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kazpravda.kz/ (дата обращения: 30.03.2017).

2. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами. ACADEMIA, 2008. 345 с.

3. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д, 1999. 300 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 296 с.

5. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии, 1986. № 2. С. 21-30.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ Тоджибаева К.С.

Тоджибаева Комила Собит кизи - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются вопросы формирования мотивационной сферы нравственных качеств учащихся в педагогическом аспекте, с учетом создания соответствующей мотивационной структуры, системная организация структуры мотивации в педагогическом контексте. В статье особое внимание уделено сущности мотивации, основным общеметодологическим подходам к исследованию мотивации, видам мотивации, мотивационной сфере нравственных качеств личности, а также классификации методов, формирующих нравственные качества учащихся.

14

Ключевые слова: мотивационная сфера, мотивационная структура, нравственные качества, социально-этическое воспитание, побуждение, потребность, направленность, субъектные особенности.

Одним из действенных средств формирования нравственных качеств личности учащихся является развитие их мотивационной сферы. Изучение мотивации является на сегодняшний день центральной проблемой педагогики. В этой области достигнуты определенные успехи, но проблема еще далека от разрешения: изменчивость, подвижность, разнообразие мотивов очень трудно свести к определенным структурам, однозначно определить способы управления ими.

В отечественной педагогике мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека, его поведения, деятельности. Э. Гозиев отмечает, что мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант.

Мотивация (от лат. - двигаю) - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению этических норм общества. Имея в виду создание мотивационной структуры формирования нравственных качеств учащихся, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации (внутренней или автомотивации). В понятие мотивации учителей вкладывается несколько иной смысл, связанный преимущественно с их отношением к профессиональным обязанностям.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение обучающегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.

Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к постижению духовно -нравственных качеств - возможность проявить себя в общественной жизни, самоопределиться и самопредъявиться, показать умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы воспитания, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к постижению духовно-нравственных качеств в процессе изучения гуманитарных дисциплин -использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Мотивационная сфера формирования нравственных качеств учащихся характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней мотивации. Существенны и такие характеристики для мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности на уроках по гуманитарным дисциплинам [1, с. 28].

В настоящее время наиболее объективной и целесообразной представляется классификация методов воспитания на основе интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой можно выделить следующие группы методов, формирующие нравственные качества учащихся:

1. Методы, формирующие поведенческую деятельность субъекта.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

4. Методы формирования сознания личности.

Классифицировать мотивы, действующие в системе воспитания, можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на:

1. Широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего, это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус.

2. Узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд).

3. Мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе).

4. Широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности.

5. Воспитательно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний в интеллектуальном и моральном аспектах; усвоение конкретных учебных предметов и моральных качеств).

6. Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Практическая деятельность учителя в этом направлении осуществляется с опорой на следующий алгоритм [2, с. 42].

1. Определение и уточнение целей воспитания.

2. Выявление возрастных возможностей мотивации.

3. Изучение исходного уровня мотивации.

4. Изучение превалирующих мотивов.

5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации.

6. Анализ причин

7. Формирование должных мотивов.

8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.

Список литературы

1. Жумаева Ф.Р. Формирование нравственных ценностей у учащихся. // Личностно-ориентированный подход к современному обучению и воспитанию: Сб. научно -методических статей в 11 частях. Часть 8. Ташкент, 2007. 253 с.

2. Абдуллаева Ш.А., Тукмурадов Э.Й., Фазылова З.А., Жумаева Ф.Р. Основы педагогического мастерства. Учебно-методическое пособие. Навои: НавГПИ, 2005. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.