ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.016 : 81
Т. В. Ахметзянова
Повышение мотивации к овладению иностранным языком у студентов неязыковых факультетов вузов
В статье рассматривается проблема повышения мотивации к овладению иностранным языком у студентов неязыковых факультетов вузов в условиях новой образовательной парадигмы. Анализируются основные подходы к определению понятий мотива, мотивации, мотивационной сферы. Предлагаются педагогические условия, способствующие повышению мотивации у студентов-нефилологов в процессе иноязычной подготовки. Подчеркивается необходимость системного подхода к формированию мотивационной сферы у обучаемых.
The paper deals with the problem of improving nonlinguistic faculties students motivation to foreign language acquisition in the context of a new educational paradigm. Major approaches to define a concept of motive, motivation, and motivation sphere are analyzed. Pedagogical conditions are suggested that contribute to the improvement of nonlinguistic students motivation in the process of foreign language training. The necessity of a systematic approach to the development of students motivation sphere is emphasized.
Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивационная сфера, педагогические условия, профессионально-ориентированное обучение, целеполагание, субъект-субъектное взаимодействие, активное обучение, развивающее оценивание.
Key words: motive, motivation, motivation sphere, pedagogical conditions, professionally oriented education, goal-setting, student-centred learning, active learning, assessment for learning.
Приоритетной целью современного высшего образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, обладающих способностью обучаться в течение всей жизни, переучиваться, приобретать новую профессию, чтобы оставаться востребованными в условиях быстроизменяющегося рынка труда. Новая образовательная парадигма заключается в том, что обучаемый должен сам добывать необходимые знания. Роль преподавателя на данном этапе состоит не столько в том, чтобы предоставлять студентам готовые знания, сколько
© Ахметзянова Т. В., 2018
в том, чтобы направлять и координировать их учебную деятельность, мотивировать их к выполнению определенных действий, консультировать и осуществлять контроль.
Известно, что успешность процесса обучения иностранному языку и его результат обусловлены в первую очередь мотивацией самого обучаемого. Многолетний опыт работы со студентами неязыковых факультетов вуза показывает у большинства из них довольно низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка, особенно у тех, кто не видит перспектив его применения в будущем. Если первоначально некоторые студенты с энтузиазмом принимаются за изучение языка, понимая его значение в жизни и деятельности современного специалиста, то столкнувшись с первыми трудностями, многие из них теряют интерес. Причина кроется в том, что овладение языком требует определенных усилий и постоянной практики, а также наличия ряда психологических характеристик, среди которых особенно важны умение концентрировать внимание, хорошая память, сила воли. Далеко не все обучаемые готовы к систематической, порой монотонной работе, заучиванию и зубрежке, которые неизбежны при иноязычной подготовке. В этой связи преподавателям иностранного языка необходимо уделять особое внимание развитию мотивационной сферы у студентов неязыковых специальностей.
Проблема повышения мотивации при изучении иностранного языка привлекает внимание ученых, методистов и преподавателей на протяжении уже многих десятилетий. Однако в период пересмотра целей, ценностей и содержания образования возникает потребность поиска новых подходов к решению данной проблемы с учетом современных реалий.
Целью данной работы является рассмотрение педагогических условий, способствующих повышению мотивации к овладению иностранным языком у студентов неязыковых факультетов вузов в условиях новой образовательной парадигмы.
Рассмотрим основные понятия, имеющие отношение к нашему исследованию. Подробный анализ различных подходов к определению мотива и мотивации выполнен Е.П. Ильиным. Автор отмечает разнообразие взглядов ученых относительно сущности мотива и в то же время их единство в том, что мотив всегда рассматривается с позиции какого-то психологического феномена. За основу, как правило, берутся такие категории, как побуждение, потребность, цель, намерение, свойства личности, состояния [4, с. 46]. Большинство исследователей определяют мотив в зависимости от типа его взаимосвязи с потребностью (А.Н. Леонтьев, А.Г. Ковалев, В.А. Иванников и др.). Часть ученых и вовсе склоняются к отождествлению мотива и потребности
(Л.И. Божович, П.В. Симонов, Д.В. Колесов). Мы в своей работе будем придерживаться определения А.А. Реан, который характеризует мотив как «внутреннее побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности» [9].
Понятие мотивации также не имеет однозначного толкования. Она рассматривается учеными и как совокупность мотивов, и как процесс, и как детерминация поведения и т. д. Близкой нам представляется точка зрения Б.И. Додонова, который полагает, что в мотивации «одновременно отражается и предмет потребности, и состояние ее носителя» [3]. Исходя из этого, считаем возможным утверждать, что мотивация в процессе овладения иностранным языком представляет собой систему разнообразных внутренних и внешних побудителей и стимулов.
Следующим важным понятием для нас является мотивационная сфера человека, феномен, имеющий довольно сложную структуру. А. Г. Маслоу рассматривает ее как «иерархическую систему мотивов личности» [7]. Согласно А.К. Марковой, «мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др.» [6, с. 7]. Е.П. Ильин отмечает, что под мотивационной сферой личности понимают «всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов» [4, с. 182]. Из вышеприведенных определений следует, что формирование мотивационной сферы человека является довольно сложной задачей, по сути, представляя собой огромную целостную работу по воспитанию личности.
В современном научном знании имеются различные классификации мотивов (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, С.И. Самыгина и Л.Д. Столяренко и др.). Наиболее значимым для нашего исследования является разделение мотивов на внешние и внутренние. Внутренними называют мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, а внешними - мотивы, побуждающие индивида к данной деятельности. Внешняя мотивация не связана непосредственно с дисциплиной «Иностранный язык». Она формируется под воздействием внешних факторов - желанием получить хорошую оценку, успешно сдать экзамен, обучаться за рубежом, занять высокооплачиваемую должность и т.д. Внутренняя мотивация, напротив, связана с содержанием самого предмета. Студентам нравятся различные виды речевой деятельности на иностранном языке: чтение, говорение, письмо, понимание иностранной речи на слух. Им нравится изучать новый материал, овладевать теми или иными языковыми навыками.
Учеными неоднократно проводилось изучение внутренней и внешней мотивации студентов. Так, в исследованиях, проведенных И.О. Онал, выявлено, что у студентов неязыковых вузов доминируют внешние мотивы при изучении иностранного языка, при этом имеющиеся внутренние мотивы характеризуются невысоким уровнем развития. [8]. В исследованиях В.А. Якунина и Н.И. Мешкова установлено, что учебные мотивы сильных студентов, преимущественно внутренние, «они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений». У слабых студентов преобладают внешние мотивы: «избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т. д.» [цит. по 9]. Выявленные особенности мотивационной составляющей следует принимать во внимание при организации учебной деятельности студентов.
Перед преподавателями, работающими со студентами-нефилологами, стоит задача формирования у них мотивов, необходимых для успешного овладения иностранным языком. Очевидно, что сформировать мотивы у обучаемых кем-либо извне крайне сложно. Так, Г. В. Рогова подчеркивает: «мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями» [10, с. 6]. Преподаватель не может в равной степени влиять на мотивационную сферу каждого студента. Тем не менее, он может находить наиболее подходящие способы воздействия на мотивацию студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Мы полностью согласны с А.К. Марковой, которая под формированием мотивации понимает создание «условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы» [5, с. 6].
Анализ научно-методической литературы показал, что наиболее распространенными на сегодняшний день способами повышения мотивации в процессе обучения иностранному языку являются:
- выбор заданий, обеспечивающих успешное продвижение обучаемых в ходе иноязычной подготовки;
- развитие у студентов потребности в успехе, престиже и самоутверждении;
- использование специальных методов воздействия на эмоции студентов;
- характер педагогических воздействий преподавателя (наличие стимулов и подкреплений);
- использование на занятиях аутентичных материалов, привлечение лингвострановедческого материала;
- общение с иностранными специалистами, носителями языка;
- состязательность и игровой характер проведения занятий, использование ролевых игр;
- применение информационных технологий и мультимедийных средств (презентации, видео, обучающие компьютерные программы, электронное и онлайн-обучение);
- творческий характер учебно-познавательной деятельности, проектная деятельность;
- проблемное обучение;
- применение деятельностного и личностно ориентированного подхода и т.д.
Однако бессистемное хаотичное использование перечисленных способов может не только не способствовать развитию мотивации у обучаемых, но и вызвать обратный эффект - демотивацию. Поэтому решение поставленной задачи представляется нам возможным в случае выполнения комплекса педагогических условий.
Обзор научной литературы и многолетний опыт работы со студентами неязыковых факультетов вуза позволил нам выделить следующие педагогические условия, которые, на наш взгляд, более всего способствуют повышению их мотивации к овладению иностранным языком:
- профессионально ориентированное обучение иностранному языку;
- поэтапное формирование у студентов умений целеполагания;
- субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;
- применение технологий активного обучения;
- развивающее оценивание учебной деятельности студентов;
- соблюдение принципа новизны.
Рассмотрим подробнее данные педагогические условия.
Профессионально ориентированное обучение является одним из первостепенных требований к обучению студентов неязыковых специальностей. Его правильно организованное выполнение может существенным образом влиять на мотивацию к овладению языком. Именно формирование умений и навыков, необходимых для будущего профессионального общения, может иметь определенное значение для студентов-нефилологов. Следует отметить, что профессиональный интерес является мощным стимулом при обучении в вузе, он помогает студентам преодолевать возникающие трудности и раскрывать в полной мере свои способности. Усвоение же новых слов или грамматических правил вне профессионального контекста часто рассматривается студентами данной категории как нечто постороннее и ненужное.
Принцип профессионально ориентированного обучения предполагает формирование у студентов умений извлекать необходимую профессионально значимую информацию из различных источников, обрабатывать и пользоваться ею, выступать на профессиональные темы, участвовать в дискуссиях, задавать вопросы, высказывать свое мнение. Этому способствует изучение текстов по специальности, которые отражают актуальное развитие соответствующей отрасли, ознакомление студентов с нормами и правилами профессиональной коммуникации, организация соответствующих ситуаций общения на занятиях, решение проблем профессионального характера и т. д.
Развитие мотивов учения у студентов тесно связано и с формированием умений целеполагания. Как известно, цель является важным мотивирующим фактором в жизни человека, направляющим его деятельность. На начальном этапе обучения необходимо, чтобы студенты принимали цели, которые ставит перед ними преподаватель. Эти цели должны быть реалистичными и достижимыми за короткий промежуток времени. Осознанные и принятые студентами цели овладеть конкретными умениями и навыками на иностранном языке приобретают личностный смысл и становятся мотивом поведения. В дальнейшем становится возможным переходить к более долгосрочным целям.
Поэтапность формирования умений целеполагания у студентов заключается также в последовательности следующих шагов: обучение самостоятельно ставить учебные цели, намечать программу для их достижения, использовать соответствующие средства и способы, постепенно продвигаться к заданному результату, контролировать процесс своей учебной деятельности, оценивать эффективность выполненных действий и достигнутых результатов.
Преподавателю необходимо ознакомить студентов с наиболее эффективными стратегиями по изучению языка, дать рекомендации для более легкого заучивания слов, терминов и текстовой информации, рассказать об ассоциативных методах запоминания. Следует научить их пользоваться информационно-справочными ресурсами сети Интернет и различными словарями (включая, онлайн-словари). Важно также обучать студентов рациональной организации своего времени, правильному распределению усилий, приемам самообразования, самоконтроля и самооценки. Преподаватель должен поощрять проявление у обучаемых таких личностных качеств, как целеустремленность, инициативность, ответственность,
организованность, настойчивость. Сформированные умения ставить цель и успешно достигать ее будут положительным образом влиять на мотивацию студентов в процессе иноязычной подготовки.
Педагогическое мастерство при работе, направленной на повышение мотивации студентов, выражается в умении преподавателя организовать субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса. Данный подход предполагает, что между преподавателем и студентом возникает диалог равноправных участников процесса общения. Обучение организуется на основе межличностного контакта исходя из признания индивидуальности студента. При этом учитываются потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, цели и перспективы обучаемого. Студент является субъектом учебной деятельности, а преподаватель стимулирует его к развитию и самосовершенствованию и создает соответствующие ситуации и условия. В этом случае, как считает Т.А. Головятенко, «содержание обучения становится общим объектом познавательной активности как со стороны обучающегося, так и со стороны обучаемого» [2].
Чтобы вовлечь студентов в активную учебную деятельность, преподаватель должен поддерживать благоприятный психологический климат на занятиях, создавать ситуации успеха, обеспечивать постоянное ощущение студентами своих достижений и прогресса в овладении языком. Посредством установления диалогических отношений между преподавателем и студентом происходит активизация процесса обучения, лучше проявляются творческие способности обучаемых, повышается их мотивация к обучению.
Технологии активного обучения в значительной степени способствуют построению субъект-субъектных отношений и существенно влияют на формирование мотивационной сферы личности. Их использование в учебном процессе обеспечивает активную, самостоятельную познавательную деятельность обучаемых. Установлено, что в ходе пассивного обучения человек усваивает не более 50% информации и научается таким действиям, как дать определение, описать, перечислить, объяснить, продемонстрировать, применить, осуществить на практике. В результате активного обучения человек усваивает до 90% информации и овладевает, кроме вышеперечисленных действий, такими умениями, как анализировать, создавать, оценивать.
Активное обучение можно использовать на различных этапах, здесь предполагается участие студентов в определенной деятельности, а также моделирование, приобретение опыта, исполнительство, игра. На занятиях по иностранному языку можно использовать такие методы, как мозговой штурм, групповая дискуссия, метод проектов, обучение в сотрудничестве, ролевая и деловая игра, дебаты, метод ментальной карты, драматизация и др. Участвуя в перечисленных видах работы,
студенты перестают быть пассивными получателями знаний и берут на себя ответственность за свое обучение. Преподаватель оказывает им необходимую помощь и содействует им в их продвижении.
Технологии активного обучения создают условия для самореализации личности, способствуют развитию мышления и творческих способностей, формируют умения находить новые подходы к решению проблем. Благодаря эмоциональному отклику обучаемых на процесс познания у них появляется интерес к овладению новыми знаниями и умениями и их практическому применению. Кроме того, данный подход помогает преодолеть стереотипы в процессе обучения и предоставляет студентам возможность свободно общаться и выражать себя. В результате они становятся более заинтересованными, мотивированными, любознательными. Они стремятся к самостоятельной деятельности, учатся более сознательно и систематично, стремятся выйти на более высокий уровень.
Совершенно очевидно, что мотивация к той или иной деятельности в большой степени зависит от наличия стимулов. Оценка, как известно, является одним из мощнейших стимулирующих средств учебной деятельности. Как показывает практика, студенты часто бывают не удовлетворены качеством оценивания. Среди основных проблем они называют отсутствие четких критериев оценивания, практических советов по усовершенствованию своей работы и возможности ее переделать. Неудовлетворенность обучаемых качеством оценивания их учебной деятельности, необъективность оценок преподавателя негативно влияют на мотивацию обучаемых.
Ученые (D. Boud, G. Gibbs, C. Simpson и др.) настаивают на том, что оценивание должно быть развивающим, т.е. способствовать дальнейшему совершенствованию обучаемых. Поэтому оно должно проводиться не столько ради фиксации достигнутых результатов, сколько для того, чтобы предоставить студентам возможность их улучшить [11; 12]. Преподаватель должен не просто находить ошибки в работе студентов, но и проводить их анализ, давать рекомендации по их исправлению, объяснять, каким образом можно усовершенствовать работу. В данном контексте оценивание можно рассматривать как своевременную и конструктивную обратную связь.
При таком подходе, как мы писали ранее, «обучение и оценивание представляют собой не отдельные эпизодические действия, a скорее непрерывные взаимосвязанные виды деятельности, цель которых -обеспечить студентам наставничество для их дальнейшего совершенствования» [1, с. 24]. Развивающее оценивание способствует формированию правильной самооценки у обучаемых, их активному включению в учебную деятельность и способствует усилению мотивации.
Большую роль в мотивационном обеспечении иноязычной подготовки студентов-нефилологов играет и принцип новизны. Многообразие интересных тем, вариативность предлагаемых для изучения материалов и коммуникативных ситуаций, чередование форм работы, быстрая смена деятельности, нестандартная организация учебных занятий помогают преподавателю произвести эффект новизны, удивить обучаемых и вызвать интерес к изучению языка. В результате студенты быстрее включаются в работу и способны концентрировать свое внимание на протяжении длительного времени. Безусловно, такие мотивы имеют кратковременный характер. Тем не менее, разнообразие используемых приемов очень важно при обучении языку. Ведь даже игры, созданные по одним и тем же моделям, вначале вызывают интерес благодаря своей новизне, но в дальнейшем надоедают. Соблюдение принципа новизны создает условия для нешаблонной организации занятий и внешнего стимулирования студентов.
Многие исследователи (Г. В. Рогова, З.Н. Никитенко, О. В. Наумова, В.Э. Мильман, В.И. Чирков и др.) считают, что преподаватели иностранного языка должны работать над развитием у обучаемых только внутренних мотивов. Они убеждены, что внутренняя мотивация является наиболее мощной побудительной силой и обеспечивает устойчивость результатов обучения. Не отрицая справедливости вышесказанного, мы полагаем, что при обучении студентов неязыковых факультетов не стоит ограничиваться лишь одним аспектом мотивационного обеспечения. Необходимо прибегать и к внешней мотивации, умело используя разнообразные стимулирующие средства. Внешние мотивы, выражающиеся в стремлении студентов получить вознаграждение за свою деятельность сейчас или когда-либо впоследствии, являются не менее важной движущей силой учебного процесса.
Комплексное выполнение педагогических условий, описанных в данной статье, может содействовать повышению мотивации к овладению иностранным языком у студентов неязыковых факультетов вузов. Реализуя системный подход, преподаватель не только решает задачу усиления интереса к своему предмету и повышения успеваемости, но и выполняет важную работу по воспитанию личности будущего специалиста, развитию его мотивационной сферы.
Список литературы
1. Ахметзянова Т. В. Современные подходы к оценке качества обучения в вузе: зарубежный опыт // Новые технологии оценки качества образования: сб. материалов XI Форума экспертов в сфере профессионального образования / под общ. ред. Г. Н. Мотовой. - М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального
образования, 2016. - С. 23-26. - URL: https://i-exam.ru/sites/default/files/sbornik2016.pdf
2. Головятенко Т.А. Субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса в новой концепции высшего профессионального образования // Вестник Российского нового университета. - 2013. - №: 1. - С. 117120. - URL: http://vestnik-rosnou.ru/node/24?language=en
3. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - 45. - С. 126-130. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844126.htm
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
6. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 64 с.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. - 3-e изд. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
8. Онал И.О. К вопросу о мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков // Сибирский педагогический журнал. 2007. - №12. - С. 131141. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18229151_64504220.pdf
9. Реан А. А. Психология изучения личности: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. - 288 с.
10. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
11. Boud D. Assessment 2020. Australian Learning and Teaching Council / D. Boud. - 2010. - URL: https://www.uts.edu.au/sites/default/files/Assessment-2020_propositions_final.pdf.
12. Gibbs G., Simpson C. Conditions under which assessment supports students' learning // Learning and Teaching in Higher Education. - 2004. №: 1. - p. 3-31.
Статья поступила: 14.11.2018. Принята к печати: 11.12.2018