Научная статья на тему 'Формирование мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания студенток медицинского колледжа с отклонениями в состоянии здоровья'

Формирование мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания студенток медицинского колледжа с отклонениями в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
174
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТКИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грец Г. Н., Барков С. В., Симутина Е. А.

Статья посвящена актуальной проблеме -формированию здорового образа жизни студенток колледжа. В работе представлены результаты анкетного опроса студенток по отношению к своему здоровью. Выявлены факторы, способствующие оздоровлению студенток. На основе проведенных исследований была разработана инновационная программа оздоровительной направленности. Результаты педагогического эксперимента подтвердили ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грец Г. Н., Барков С. В., Симутина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания студенток медицинского колледжа с отклонениями в состоянии здоровья»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Г.Н. ГРЕЦ, С.В. БАРКОВ, Е.А. СИМУТИНА, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме -формированию здорового образа жизни студенток колледжа. В работе представлены результаты анкетного опроса студенток по отношению к своему здоровью. Выявлены факторы, способствующие оздоровлению студенток. На основе проведенных исследований была разработана инновационная программа оздоровительной направленности. Результаты педагогического эксперимента подтвердили

ее эффективность.

Abstract

This paper is devoted to a urgent problem - formation of a healthy image of life for female college students.

In work the results of biographical interrogation of female students in relation to the health are submitted. The factors promoting health improvement are revealed. Based on our investigations, the innovational program for recreation has been developed. Pedagogical experiment acknowleges its efficiency

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студентки, оздоровительная программа

Постановка проблемы. Неблагоприятные условия и образ жизни, низкая эффективность физического воспитания являются основными причинами ухудшения здоровья учащихся и студентов [1; 2; 3]. В результате число студентов-первокурсников средних специальных и высших учебных заведений, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, составляет 15-20%. Причем в процессе обучения количество студентов специальной медицинской группы увеличивается и достигает 50% [1; 6]. Известно, что общепринятые организация и методика преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» студентам средних специальных учебных заведений с отклонениями в состоянии здоровья не оказывают необходимое воспитательное, оздоровительное и развивающее воздействие [5; 7]. Недостатки в организации и методике преподавания физической культуры в общеобразовательной школе, а затем в средних специальных учебных заведениях способствуют негативному либо безразличному отношению к предмету «Физическая культура» и низкой мотивации к здоровому образу жизни [1; 4; 8].

Сложившаяся проблемная ситуация актуализирует необходимость разработки и внедрения в практику инновационных технологий физического воспитания студентов средних специальных учебных заведений с отклонениями в состоянии здоровья, основанных на концепции формирования физической культуры личности и предполагающих выбор формы физкультурно-оздоровительной деятельности, индивидуализацию методики преподавания в зависимости от мотивации, состояния здоровья, психологических и возрастно-половых морфофункциональных особенностей, региональных условий и образа жизни, материальной базы.

Цель исследования - формирование мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражне-

ниями у студенток медицинского колледжа с отклонениями в состоянии здоровья на основе инновационной технологии физического воспитания оздоровительно-развивающей направленности.

Основные задачи исследования:

1) изучить особенности условий и образа жизни, отношение к организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями студенток специальной медицинской группы;

2) разработать и экспериментально обосновать инновационную технологию физического воспитания студенток специальной медицинской группы, основанную на концепции формирования физической культуры личности, для воспитания положительной мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями.

Методы и организация исследования. Для решения задач предпринятого исследования использовались анкетирование и педагогический эксперимент. Исследование проводилось на базе Брянского медицинского колледжа имени академика Н.М. Амосова. В 2004/2005 учебном году обследовано 32 студентки первого курса (контрольная группа) и в 2005/2006 учебном году 35 студенток первого курса (экспериментальная группа), которые по состоянию здоровья были отнесены в специальную медицинскую группу по физической культуре.

Физическое воспитание студенток контрольной группы осуществлялось в соответствии с общепринятыми программой и методикой физического воспитания для специальной медицинской группы. В экспериментальной группе апробированы авторская программа и инновационная технология физического воспитания.

Результаты исследования. В начале учебного года студенткам было предложено ответить на вопросы анкеты «Самооценка отношения к здоровому образу жизни и уровня физического здоровья». Анализ ответов на пред-

лагаемые вопросы позволяет: оценить представления молодежи о здоровье, ее жизненные приоритеты; определить отношение респондентов к традиционным урокам физической культуры; восполнить имеющиеся пробелы в знаниях об основных принципах здорового образа жизни.

При анализе факторов, определяющих здоровье, 51% опрошенных на первое место поставили образ жизни. Это говорит о том, что по крайней мере половина студенток представляет прямую зависимость состояния здоровья от поведения человека, его привычек. Спустя год данная цифра выросла до 63,1%. Среди факторов, положительно влияющих на здоровье, при первичном анкетировании на первое место студентки поставили физическую культуру. При повторном - режим дня и психическое благополучие (в начале года оно было на последнем месте). В конце списка оказались закаливание, активный отдых.

Анализируя факторы, отрицательно влияющие на здоровье, на 1-3 место студентки поставили прием алкоголя, наркотиков и курение; на 4-6 место - неполноценный сон, нерациональный режим дня, избыточный вес. При повторном анкетировании респонденты обратили внимание уже на такие факторы, как неправильное питание и лень. Если дефицит времени в начале учебного года находился на 13-м месте, то к концу учебного года данный фактор переместился на 5-е. Следует отметить, что из поля зрения упущены такие отрицательные факторы, как недостаточная двигательная активность, конфликтность, увлечение телевизионными передачами.

Основным источником информации для вновь поступивших в колледж являлись врач и семья, а спустя год -

преподаватель и телевидение. Главным фактором, мешающим заниматься своим здоровьем, был назван недостаток времени (32,2% на начало и 57,8% - на конец года), на второе место опрошенные поставили отсутствие условий. В начале года девушки упустили из виду такие факторы, как отсутствие интереса и лень. В конце учебного года студентки подняли их на 3-е место. Две студентки при первичном и одна при повторном анкетировании отметили, что «болезни им не грозят».

Одним из разделов анкеты являлась оценка отношения к своему здоровью (табл. 1).

Оценивая состояние своего здоровья, больше 36% респондентов отметили, что имеют два и более хронических заболевания, в среднем на одного человека приходятся 3-4 простудных заболевания в год, около 40% имеют нарушения осанки. При этом 58% опрошенных в начале и 52,6% в конце года сами оценили собственный уровень физического здоровья как средний, что, безусловно, не соответствует истине.

Анализ отношения студенток к физической культуре в конце учебного года показал, что отрицательно к занятиям относятся 5,2%, положительно - 26,3%, безразлично - 68,4% опрошенных. На вопрос «Что бы Вы хотели изменить в занятиях?» - 31,5% ответили: «увеличить число занятий». Высказывались пожелания больше заниматься на свежем воздухе, давать больше информации.

Результаты анкетирования в контрольной группе свидетельствуют, что общепринятая методика преподавания физической культуры студенткам специальной медицинской группы недостаточно формирует мотивацию к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями.

Таблица 1

Отношение к своему здоровью студенток специальной медицинской группы, %

Ответы

Отношение Да Нет Иногда

к здоровью Начало уч. года Конец уч. года Начало уч. года Конец уч. года Начало уч. года Конец уч. года

Считаю себя здоровым 35,4 21 48,3 57,8 16,1 21

Регулярно занимаюсь здоровьем 6,4 5,2 51,6 57,8 41,9 36,8

Задумываюсь над здоровьем 87 68,4 - - 12,9 31,5

Систематически закаливаюсь - 15,7 87 68,4 12,9 15,7

Занимаюсь физической культурой 32,2 42,1 16,1 10,5 51,6 47,3

Соблюдаю режим дня* 35,4 5,2 51,6 63,1 12,9 31,5

Воздерживаюсь от вредных привычек 80,6 78,9 9,6 21 9,6 -

Рационально питаюсь* 65 20 20 70 15 10

Имею полноценный сон* 35,4 5,2 54,8 78,9 9,6 15,7

* Ухудшение данных показателей указывает на то, что большая учебная нагрузка отрицательно сказалась на образе жизни студентов первого года обучения.

При разработке инновационной технологии оздоровительно-развивающей направленности физического воспитания студенток специальной медицинской группы, обучающихся в Брянском медицинском колледже, учитывались:

- сложность формирования осознанного положительного отношения к предмету «Физическая культура» у студенток медицинского колледжа, так как многие из них обладают недостаточными знаниями об основных принципах здорового образа жизни, значении физических упражнений для формирования личности и гармоничного соматического развития, коррекции отклонений в состоянии здоровья; большой объем учебной нагрузки, сочетающийся с гиподинамией, профессиональными вредностями;

- структура заболеваемости студенток;

- низкий уровень их физического развития и двигательной подготовленности.

Отличительными особенностями инновационной технологии физического воспитания студенток с отклонениями в состоянии здоровья являются:

1) учет региональных особенностей, условий и образа жизни, состояния здоровья (клинический диагноз), физического развития, физической подготовленности при планировании учебного процесса по физической культуре;

2) учет мотивации и отношения к физической культуре и спорту;

3) возможность выбора нетрадиционных, интересных видов физических упражнений (элементы степ-аэробики, упражнения хатхи-йоги, дыхательные упражнения с элементами медитации);

4) изучение на семинарских и практических занятиях вопросов влияния на организм физических упражнений, рационального питания, закаливания, режима и других составляющих здорового образа жизни, анатомо-физиоло-гических особенностей женского организма, репродуктивного здоровья и пр.;

5) рейтинговая система оценки успеваемости по предмету;

6) использование элементов закаливания на уроках физической культуры;

7) формирование на уроках физической культуры умений, необходимых для самостоятельных занятий;

8) индивидуальные программы занятий физическими упражнениями в форме домашних заданий;

9) ведение «дневника здоровья».

По данным анкетного опроса, проведенного в экспериментальной группе в начале учебного года, мотивация студенток к здоровому образу жизни и физической культуре примерно такая же, как и в контрольной группе. В конце учебного года у студенток экспериментальной группы изменилось отношение к здоровому образу жизни - 83,3% поставили его на первое место среди факторов, определяющих здоровье. Большинство опрошенных (74,9%) считают, что главными факторами, мешающими заниматься своим здоровьем, являются лень и отсутствие интереса к здоровому образу жизни, а не недостаток времени и отсутствие условий, как они указывали при первичном анкетировании. Регулярно стали уделять внимание своему здоровью 33,3% респондентов (при первичном анкетировании - 6,4%), делают это время от времени еще 33,3%. Задумались о своем здоровье 100% опрошенных (против 68,4% в начале учебного года). Рационально питаться стали 50% студенток (в начале учебного года - 20%). По данным анкетирования в конце учебного года 83,3% студенток воздерживаются от вредных привычек. Если в начале учебного года лишь 26,3% студенток экспериментальной группы положительно относились к занятиям физической культурой и хотели получить дополнительные знания о здоровом образе жизни, то в конце учебного года все респонденты дали подобный ответ.

Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание для вывода о том, что инновационная технология физического воспитания в большей мере, чем общепринятая, позитивно влияет на мотивацию студенток специальной медицинской группы к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями.

Литература

1. Болдов А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп. Автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2006. -24 с.

2. Величковский Б.Т., Баранов А.А., Кучма В.Р. Рост и развитие детей и подростков в России // Вестник РАМН. -2004. - № 1. - С. 43-45.

3. Зайцев В.П., Крамской С.И. Здоровье студентов технического высшего учебного заведения // Гигиена и санитария. - 2003. - № 2. - С. 46-48.

4. Лубышева Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 2. -С. 2-4.

5. Малетина Е.Б. Актуализация физического воспитания студентов как фактор сохранения их здоровья: Автореф. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 21 с.

6. Никитина И.В. Организационно-методические условия оптимизации физического воспитания студенток вуза, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам: Автореф. ... канд. пед. наук. -Смоленск, 2005. - 24 с.

7. Савосина М.Н. Активизация физкультурной деятельности студентов на основе формирования ответственности за личное здоровье: Автореф. ... канд. пед. наук. -Чебоксары, 2005. - 21 с.

8. Симутина Е.А., Симутин В.Н., Федулова Т.О. Пропаганда здорового образа жизни в Брянском медучилище № 2. // Специалист. - 1998. - № 11. - С. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.