Научная статья на тему 'Обоснование оценки оздоровительного влияния занятий аквааэробикой на студенток специальной медицинской группы'

Обоснование оценки оздоровительного влияния занятий аквааэробикой на студенток специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
467
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АКВААЭРОБИКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / HEALTH-ENHANCING PHYSICAL CULTURE / WATER AEROBICS / A SPECIAL MEDICAL TEAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белых Елена Владимировна, Матвеева Татьяна Валерьевна, Самарина Яна Вячеславовна

В рамках представленной работы приведены результаты внедрения в учебный процесс занятий по аквааэробике для студенток специальной медицинской группы. В статье рассмотрены вопросы по проблеме здоровья студенческой молодёжи, приведены данные морфологических особенностей и функциональных возможностей исследуемого контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белых Елена Владимировна, Матвеева Татьяна Валерьевна, Самарина Яна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR HEALTH IMPACT ASSESSMENT FOR STUDENTS WATER AEROBICS SPECIAL MEDICAL GROUPS

As part of the present work shows the results of implementation of the learning process in aqua aerobics classes for students of special medical group. The paper deals with the problem of the health of students, data morphological features and functionalities of the studied population.

Текст научной работы на тему «Обоснование оценки оздоровительного влияния занятий аквааэробикой на студенток специальной медицинской группы»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.011.3

ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АКВААЭРОБИКОЙ НА СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕ ДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Е.В. Белых, Т.В. Матвеева, Я.В. Самарина

В рамках представленной работы приведены результаты внедрения в учебный процесс занятий по аквааэробике для студенток специальной медицинской группы. В статье рассмотрены вопросы по проблеме здоровья студенческой молодёжи, приведены данные морфологических особенностей и функциональных возможностей исследуемого контингента.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, аквааэробика,

специальная медицинская группа.

Одним из эффективных средств оздоровления и физического развития людей являются физические упражнения аэробного характера. Среди них ведущее место занимает «водная гимнастика» или аквааэробика. Она отличается: облегченными и комфортными условиями выполнения упражнений; возможностью общего и локального воздействия на опорно-двигательный аппарат, отдельные мышечные группы, кардиореспираторную систему и другими возможностями оздоровительного характера [1, 2].

Аквааэробика - это эффективная тренировка в воде на укрепление всех групп мышц и особенно мышц брюшного пресса и спины. При занятиях нагрузка на позвоночник сведена к минимуму. Физические упражнения в воде дают совершенно другие ощущения, нежели на суше. А все потому, что вода обладает уникальными свойствами, оказывающими воздействие на наше тело [3, 4].

Цель исследования - экспериментально обосновать влияние занятий аквааэробикой на функциональное состояние организма студенток специальной медицинской группы.

Объект исследования - процесс физического воспитания студенток специальной медицинской группы.

Предмет исследования - занятия по аквааэробике со студентками специальной медицинской группы.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что функциональное состояние студенток специальной медицинской группы можно существенно повысить, если будут использованы комплексы

специализированных упражнений на основе занятий аквааэробикой.

В процессе исследования нами решались следующие задачи:

1. Изучить по данным научной и научно-методической литературы особенности психоэмоционального и функционального состояния организма студенток специальной медицинской группы, занимающихся аквааэробикой.

2. Разработать комплексы упражнений, входящих в занятие по аквааэробике для повышения функционального состояния студенток специальной медицинской группы.

3. Оценить оздоровительное влияние занятий по аквааэробике у студенток специальной медицинской группы.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- анализ литературных источников;

- характеристика организации педагогического эксперимента;

- метод анкетирования;

- функциональное тестирование;

- методы математической статистики.

Выбор материалов, методов работы и характер исследований определялись поставленной целью и задачами. Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания и спорта факультета физической культуры, спорта и туризма Тульского государственного университета. Для решения поставленных задач было обследовано 53 студентки в возрасте 17-19 лет, зачисленных по состоянию здоровья на отделение специальной медицинской группы кафедры физического воспитания и спорта.

Нами были сформированы контрольная (25 чел.) и экспериментальная (28 чел.) группы.

Студентки контрольной группы (КГ) занимались на занятиях по физическому воспитанию плаванием по разработанной и утвержденной программе, а в экспериментальной группе (ЭГ) - аквааэробикой по разработанным нами комплексам. В каждой группе занятия проводились 2 раза в неделю согласно расписанию.

Исследования проводились в период с сентября 2012 г. по апрель 2013 г. поэтапно в следующей последовательности.

Первый этап - поисковый (сентябрь-ноябрь 2012 г.), в ходе которого изучались литературные источники, формулировалась и уточнялась научная проблема, формировалась рабочая гипотеза, анализировались существующие и перспективные подходы к изучению различных методик.

Второй этап - экспериментальный (декабрь 2012 г. - апрель 2013 г.), в ходе которого проведен формирующий эксперимент, изучались основные теоретические аспекты различных средств и методов, направленных на улучшение функциональных возможностей организма студенток специальной медицинской группы, занимающихся аквааэробикой.

Третий этап - завершающий (май 2013 г.), были обобщены и опубликованы результаты исследований, сформулированы теоретические положения, определена эффективность избранных средств физической культуры. На данном этапе проводилась математическая обработка данных и формулировались выводы.

На первом этапе нашего исследования было проведено анкетирование.

В результате анализа полученных данных было выявлено, что в школе на занятиях по физической культуре 60 % опрошенных занимались в основной группе, 16,7 % - в подготовительной группе, а 13,3 % были освобождены от занятий по физической культуре на длительный срок.

23,3 % в детстве посещали спортивную секцию. 20 % студенток отметили, что посещают оздоровительные занятия (плавание, занятия танцами, велосипедные прогулки). На вопрос «занимаетесь ли вы самостоятельно физкультурой в свободное от учёбы время» ответили положительно 36,6 %, а режим дня соблюдают всего треть опрошенных студенток.

В начале учебного года в группу по оздоровительной аквааэробике и плаванию были записаны желающие студентки специальной медицинской группы, прошедшие медицинское обследование и имеющие допуск и рекомендации врача.

Студентки контрольной группы занимались плаванием в ванне большого бассейна. Основной способ плавания, который мы использовали в учебном процессе у студенток - брасс с удлиненной фазой скольжения. Из всех способов плавания брасс в большей степени подходит для студентов специальной медицинской группы, поскольку выполняемые движения симметричны, тело максимально вытянуто в фазе скольжения, а мышцы статически напряжены (Попов С.Н., 2004).

При этом плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды. Движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости.

В заключительной части занятия использовались дыхательные упражнения.

На этапе совершенствования приобретенных двигательных навыков и освоения брасса в полной координации особое внимание уделялось дозированию упражнений, скорости выполнения и интервалам отдыха между заданиями.

При обучении технике брасса первостепенное внимание уделялось освоению дыхания. Поэтому на первых занятиях этому отводилось значительное время. Принимая во внимание разную двигательную подготовленность студенток, упражнения видоизменялись по ходу занятия таким образом, чтобы данное задание было для студентов доступным.

Студентки экспериментальной группы занимались по разработанной нами программе, где учитывались общие принципы, позволяющие обеспечить высокую эффективность оздоровительного действия физических упражнений: индивидуализация, постепенность нарастания нагрузки, системность воздействия, цикличность, применение новых и разнообразных упражнений. Студенток обучали самоконтролю, в особенности - за дыханием и частотой сердечных сокращений, правильной осанкой. Постепенное введение нового материала позволило поддерживать постоянный интерес к занятиям. Вначале разучивались простейшие движения на месте, затем - с перемещением.

По мере увеличения уровня подготовленности вводились упражнения с использованием специального снаряжения (нудлс, гантели) в качестве дополнительного сопротивления, что усиливало интерес занимающихся. Благодаря многообразию танцевально-гимнастических комбинаций в аквааэробике возможно избирательное воздействие на определённые мышечные группы, а использование элементов ходьбы и бега помогает дозировать нагрузку, разнообразить движения, сделать их более привлекательными.

В процессе нашей работы мы исследовали методом анкетирования психоэмоциональное состояние студенток специальной медицинской группы как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

В процессе нашей опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе занятия аквааэробикой проводились со специальным оборудованием и под музыкальное сопровождение, что значительно повышало мотивацию к занятиям у студенток специальной медицинской группы. Исходя из этого, были выявлены положительные сдвиги по таким показателям психоэмоционального состояния как «Физическое самочувствие», «Настроение» и «Желание тренироваться». В то время как в контрольной группе, студентки которой занимались

исключительно плаванием, произошли изменения только по показателю «Физическое самочувствие».

На основе результатов предварительного опроса студентов, анализа научно-методической литературы и собственного педагогического опыта была разработана экспериментальная программа занятий оздоровительной аквааэробикой со студентами специальной медицинской группы.

Проведение занятий было адаптировано для данного контингента. Выявлены следующие особенности: движения занимающихся должны быть стационарными и контролируемыми (использование аквапояса), максимальное внимание уделялось увеличению амплитуды движений и развитию силовой выносливости мышц туловища и мышц-разгибателей.

Занятия строились в урочной форме. В разминку, особенно важную при работе с данным контингентом, были включены плавные ритмичные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой.

В основной части занятия проводилась «кардио-тренировка» (тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной системы), состоящая из разнообразных активных движений на различные группы мышц с индивидуальным контролем интенсивности, и «силовая» тренировка, направленная на преимущественную работу мышц туловища и мышц-разгибателей с варьированием количества повторений упражнения в зависимости от глубины воды, уровня подготовленности и физической формы студенток.

Силовые упражнения чередовались с сериями упражнений в движении, чтобы тело оставалось разогретым. «Заминка» проводилась как в конце основной части, так и в заключительной части занятия. В первом случае она включала в себя несложные перемещения. Финальная «заминка» состояла из лёгких ритмичных плавных движений, обеспечивающих расслабление мышц, за которыми следует растяжка (стретчинг). Главной целью «заминки» являлась общая релаксация: физическая, умственная и духовная.

Также нами было проведено обследование по измерению массы тела студенток во всех исследуемых группах. Данный показатель мы выявляли путем взвешивания на напольных электронных весах с жировым анализатором. Студенткам предлагалось встать на весы, предварительно введя в программу рост, пол и принадлежность к спортивной деятельности.

Так, средний показатель массы тела у студенток экспериментальной группы изменился от 54,3 до 53,1 кг, в контрольной группе от 55,1 до 54,9 кг.

Средний показатель содержания жирового компонента у студенток экспериментальной группы изменился от 25,2 % до 22,8 %, в контрольной группе от 24,4 % до 23,8 %.

Нормальные показатели при исследовании пробы Генча (задержка дыхания на выдохе) были установлены также в контрольной группе -78,2 % случаях, в экспериментальной группе - 76,8 %.

Таким образом, исследуемые группы можно считать однородными по данному критерию, поскольку достоверных различий между ними не выявлено.

При проведении пробы Руфье оценка функционального состояния организма студентов проводилась по показателям частоты сердечных сокращений.

Необходимо обратить внимание, что при первом обследовании увеличение частоты пульса во всех исследуемых группах от исходных показателей соответствовал оценке «удовлетворительно». Достоверных различий в показателях частоты сердечных сокращений в состоянии покоя выявлено не было (р>0,05). Достоверные различия были выявлены при сравнительном анализе КГ и ЭГ (р=0,005).

После проведённых занятий показатели пробы Генча у девушек в экспериментальной группе по отношению к контрольной группе достоверно различались (при р<0,05).

В сочетании с отсутствием необходимости обладать навыком плавания, музыкальным сопровождением и эмоциональным подъёмом во время занятий, отличительные особенности оздоровительной аквааэробики позволяют ей прочно занять ведущее место среди видов физической культуры, предлагаемых студенткам специальной медицинской группы.

Список литературы

1. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М.: «Академия», 2005. 432 с.

2. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде. М.: ФАИР-Пресс, 2000. 95 с.

3. Морозова Г.С., Морозов С.Н. Организация практических занятий по физическому воспитанию студентов с ослабленным здоровьем // Образовательная, воспитательная, развивающая и оздоровительная роль физической культуры и спорта в ВУЗе: мат. 2-ой межд. науч.-практ. конф.; под ред. Ю.Л. Кислицина. М.: РУНД, 2006. С. 38-46.

4. Филатова Е.В. Аквааэробика. Учебно-методический комплекс. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007. 92 с.

Белых Елена Владимировна, канд. пед. наук, декан, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Матвеева Татьяна Валерьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Самарина Яна Вячеславовна, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

RATIONALE FOR HEALTH IMPACT ASSESSMENT FOR STUDENTS WATER AEROBICS

SPECIAL MEDICAL GROUPS

E. V. Belykh, T. V. Matveeva, J. V. Samarina

As part of the present work shows the results of implementation of the learning process in aqua aerobics classes for students of special medical group. The paper deals with the problem of the health of students, data morphological features and functionalities of the studied population.

Key words: health-enhancing physical culture, water aerobics, a special medical

team.

Belykh Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, dean, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Matveeva Tatyana Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Samarina Jano, Vyacheslavovna, teacher, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.015

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

И ХАРАКТЕРА НАГРУЗОК НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ

С.И. Г орбунов, Д.Н. Овчинников

Разработана методика комплексной количественной характеристики гигиенических условий и характера нагрузок на организм учащихся средних общеобразовательных и спортивно-ориентированных школ, профессиональных колледжей. Методика может быть использована для оценки учебных нагрузок на детей и подростков для сопоставления с данными физиологических и психофизиологических исследований.

Ключевые слова: комплексная гигиеническая оценка условий обучения,

оптимизация нагрузок на организм учащихся при занятиях физической культурой и обучении профессиональным навыкам.

Оптимизация учебного процесса в спортивно-ориентированных школах и колледжах требует проведения комплексных количественных оценок условий учебной среды и характера физкультурно-спортивной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.