ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.1
Филюс Хамитович Ишбулатов,
аспирант кафедры инновационной экономики ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан» Эл. почта: [email protected]
В статье проанализированы несколько сценарных моделей регионального развития, определены ключевые элементы и сформирована модель инновационного развития регионы, в соответствии с которой выделены 2 этапа реализации региональной инновационной политики и обозначены ожидаемые результаты от ее внедрения в практику управления региональным развитием.
Кпючевые слова: региональная экономика, региональное развитие, инновационная модель регионального развития.
Filyus Ishbulatov,
Postgraduate, chair of the innovation economy, GOU VPO "Bashkir Academy of Public Service and Administration under the President of the Republic of Bashkortostan" E-mail: [email protected]
FORMATION OF MODEL OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION
The article analyzes several scenic models of regional development, identify the key elements and created a model of innovative development of the regions, in accordance with which the 2 stage of implementation of the regional innovation policy and marked with the results expected from its implementation in the practice of regional development management.
Keywords: regional economy, regional development, innovation model of regional development.
1. Введение
Переход к новым экономическим отношениям, базирующимися на рыночных принципах, изменение геополитического положения России, кризис, затронувший все стороны жизни российского общества, обусловили изменение критериев и факторов территориального развития, создали качественно новую среду для решения социальных и экономических проблем регионов и их взаимодействия. В этой связи чрезвычайно актуальной остается проблема формирования и реализации модели регионального развития, отвечающей требованиям современной экономической ситуации и позволяющей эффективно использовать имеющиеся у региона конкурентные преимущества.
2. Анализ существующих моделей инновационного развития регионов
Анализируя мировой опыт инновационного развития, можно выделить несколько сценарных моделей, отличающихся направленностью нововведений, особенностями формирования и использования научно-технического потенциала, спецификой взаимодействия между субъектами инновационного процесса (в частности, между органами государственной власти и бизнес-сообществом, между наукой и производством; в разрезе отраслевой структуры экономики; с позиций иерархии органов государственной власти в стране и т.п.), открытостью государственной инновационной системы и целями государственной инновационной стратегии:
1. Модель «наращивания» научно-инновационного развития - характерна для высокоразвитых стран (США, Финляндии, Канады, Великобритании и др. стран Западной Европы), ориентированных на лидерство в науке и эффективно использующих собственный научно-технический потенциал (в том числе, с привлечением зарубежных инноваторов). Инновационное развитие осуществляется на основе интеграции фундаментальных научных исследований академического сектора и прикладных фирменных разработок, при приоритетном развитии системы образования (преимущественно за счет корпоративных расходов на обучение и переподготовку сотрудников), значительной государственной поддержке и активной позиции бизнеса (в том числе, малых инновационных предприятий). Причем органы власти регионального и местного уровня, наряду с центральным правительством, активно участвуют в реализации модели инновационного развития страны, имея значительные полномочия в области регулирования инновационной деятельности.
2. Модель «переноса» достигнутых результатов инновационного развития при направленности на дальнейшую активизацию самостоятельной разработки новшеств (была характерна для Японии середины XX в.). При такой модели инновационного развития осуществляется использование зарубежного научно-технического потенциала с доработкой (наращиванием) новых знаний при их внедрении в экономику (с учетом национальной специфики и потребностей). Наиболее развиты собственные прикладные исследования и разработки - в частности, в корпоративном секторе экономики, а недостаток фундаментальных исследований компенсируется заимствованными новшествами при определяющей роли государства и активной позиции бизнес-сообщества.
3. Модель «догоняющего» развития или преодоления отставания -характерна для Китая и так называемых «азиатских тигров» - Южной Кореи, Гонконга, Тайваня, а также стран Юго-Восточной Азии - Индонезии, Таиланда, Сингапура, Филиппин и др. При таком подходе к инновационному развитию в стране преимущественно осуществляется освоение производства продукции, выпускавшейся ранее в развитых странах, на основе обеспечения высоких темпов развития науки и инноваций (прежде всего, для расширения экспортоориентированных отраслей, производящих технически сложные товары - электронику, компьютерную технику, автомобили и т.п.). При этом государство играет приоритетную роль в инновационном развитии, стимулируя нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости национальной экономики к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов и отраслей экономики в области науки и технологий.
В России пока принята смешанная инновационная модель, сочетающая эле-
менты моделей «догоняющего развития» и «переноса» (причем пока с низкой эффективностью в силу различных проблем социально-экономического развития).
3. Структурные элементы модели инновационного развития российских регионов и их характеристика
В России и ее регионах, с учетом сформировавшегося еще в советский период и пока полностью не утратившего (несмотря на системный кризис рыночного реформирования) своего уровня собственного научно-технического потенциала, может быть, с некоторыми оговорками, использована модель «наращивания», предполагающая, однако, привлечение иностранных инвестиций и обращение к передовому опыту стран с развитой инновационной экономикой (рис. 1).
При этом для реализации в Российской Федерации и ее субъектах модели инновационного развития развитых стран необходимо, прежде всего, определение конструируемых характеристик, элементов проектируемой инновационно-ориентированной социально-экономической системы региона, способов и путей их формирования, рационализирующих использование имеющегося экономического и научно-тех-
нического потенциала.
К специально конструируемым элементам модели инновационного развития региона, способным обеспечить формирование в нем экономики знаний, следует, прежде всего, отнести:
А. Инновационную сферу региона, как важнейшую из отраслей региональной социально-экономической системы, внутри которой осуществляются взаимодействия между отдельными субъектами инновационного процесса посредством функционирования и развития соответствующих рынков: научно-технического труда и инженерно-технических разработок; прав на интеллектуальную собственность (знания, информацию, технологии и другие нематериальные активы); инвестиций в инновации; разнообразных услуг по поддержке инновационной деятельности; потребительских и производственных новшеств. Региональную инновационную систему (РИС), понятие которой является более широким, нежели термин «инновационная сфера», и включает не только последнюю, как особую отрасль экономической деятельности (с ее специфической направленностью; ресурсами - трудовыми, информационными, материально-техническими; технологиями; результата-
ми; экономическими связями), но и ее институциональные, организационно-экономические, а также политико-правовые и финансовые механизмы.
B. Инновационную инфраструктуру, как важнейшую подсистему региональной инновационной системы, деятельность субъектов которой предопределяет эффективность инновационного развития региональной экономики путем обеспечения взаимодействия между всеми участниками инновационного процесса в регионе. При этом инновационная инфраструктура, с одной стороны, выступает средством реализации модели инновационного развития региона (и, соответственно, инструментом региональной научно-технической политики), а с другой стороны, ее деятельность зависит от рыночного спроса на инновации, поскольку само формирование инновационной инфраструктуры продиктовано потребностями в создании ее институтов с их специфическими услугами.
C. Инновационный потенциал региона - его формирование предполагает наличие и эффективное использование различных видов ресурсов, включая кадровые, материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществле-
Рис. 1. Модель инновационного развития региона
ния инновационной деятельности, а также ее организационные структуры и технологии. Развитие отраслевых составляющих инновационного потенциала региона (в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях региональной экономики) позволит обеспечить не только эффективную реализацию модели инновационного развития региона, но и рост его конкурентоспособности в условиях формирования экономики знаний.
Б. Инновационную восприимчивость региональной социально-экономической системы, которую можно рассматривать как наличие условий и возможностей реализации, распространения и использования различного рода нововведений во всех сферах региональной экономики и общества. Важнейшими характеристиками инновационной восприимчивости региона можно считать:
- уровень доходов населения как важнейший фактор спроса на инновационную продукцию;
- уровень образования, характеризующий, в том числе, наличие личной и корпоративной инновационной культуры и мотиваций к инновационной деятельности;
- степень информатизации социума, доступность информации (в первую очередь, научно-технических знаний как источника нововведений, а также информации о новых технологиях и рынках сбыта инновационной продукции);
- активность регионального рынка и состояние конкурентной среды;
- характер государственной поддержки инновационной деятельности.
При этом неготовность, невосприимчивость к инновациям может быть обусловлена социально-психологическими особенностями населения региона, недостаточной освещенностью инновационного процесса в региональных средствах массовой информации, высокими организационно-экономическими барьерами в регионе, препятствующими развитию инновационного предпринимательства.
Е. Специфические формы организации инновационной деятельности различных субъектов региональной экономики (в частности, в рамках инновационной инфраструктуры) - такие, например, как инновационно-активные территории или технико-внедренческие зоны, различные региональные центры и структуры, способствующие проте-
канию или повышению эффективности инновационного процесса, интегрированные научно-производственные объединения, создаваемые и функционирующие в регионе в целях обеспечения эффективного взаимодействия между различными участниками инновационного процесса. Эти формы организации инновационной деятельности и субъекты инновационной инфраструктуры призваны (при соответствующих организационной специфике и назначении) способствовать интеграции различных участников регионального инновационного процесса, повышению его интенсивности и эффективности.
Е Инновационную бизнес-среду -совокупность малых и средних инновационных предприятий, специализирующихся на разработке и внедрении инновационной продукции и технологий. Такой подход базируется на построении экономики, ориентированной на получение дохода от продажи технологий, высокотехнологичной продукции и услуг, и осуществляться, видимо, должен, прежде всего, путем государственного стимулирования инновационного развития (фискального, кредитного, бюджетного, правового и др.).
4. Организационно-управленческие аспекты реализации модели инновационного развития региона
Обеспечению построения в рамках региональной социально-экономической системы указанных элементов модели инновационного развития региона может способствовать, прежде всего, эффективная научно-техническая (инновационная) политика региональных органов власти. При этом одной из основных проблем формирования инновационной экономики в регионе является, на наш взгляд, отсутствие единого координирующего центра, который бы осуществлял реализацию региональной социально-экономической политики на основе инновационного сценария.
Так, например, ответственность за реализацию Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации распределена (в соответствии с их полномочиями) между следующими министерствами и ведомствами:
- Министерством образования и науки России, являющимся координатором реализации Стратегии и призванным обеспечить осуществление системы мер по развитию сектора исследований и разработок в интересах превра-
щения его в относительно самостоятельную отрасль, реализующую полученные результаты на глобальном рынке знаний среды генерации знаний. Для этого Минобрнауки России должно способствовать: а) формированию инновационной инфраструктуры; б) нормативному стимулированию инноваций; в) осуществлению прикладных НИОКР на направлениях, перспективных для технологического использования в широком спектре секторов экономики; г) совершенствованию организации и содержания технического образования на базе сближения (интеграции) с сектором исследований и разработок и сращиванием с инновационной инфраструктурой. Минобрнауки России является рабочим органом Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике (утверждена приказом Минобрнауки России от 17 ноября 2004 г. № 111), в функции которой входит координация деятельности заинтересованных министерств, ведомств, РАН и отраслевых академий, имеющих государственный статус, подготовка согласованных предложений в Правительство Российской Федерации по направлениям и объемам финансирования в сфере фундаментальных научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения;
- Министерством экономического развития и Министерством финансов: они должны осуществлять ресурсное обеспечение реализации Стратегии, формирование институтов развития, выполняющих кредитные программы технологического переоснащения, во взаимодействии с перечисленными далее отраслевыми ведомствами;
- Министерством природных ресурсов, Минпромэнерго, Мининформсвя-зи, Минтрансом, Минздравсоцразви-тия, Минсельхозом, Росатомом, Роскос-мосом и т.п., которые организуют выполнение мероприятий по стимулированию технологической модернизации соответствующих отраслей экономики;
- Российской академией наук, государственными фондами поддержки научной и (или) научно-технической деятельности (ФСМП, РФФИ, РЕНФ) и их региональными подразделениями;
- органами власти регионального уровня, которыми формируются и реализуются региональные стратегии и программы, направленные на развитие научно-технического и инновационного потенциала.
Как видно из приведенной организационно-управленческой иерархии, в сценарии «инновационного прорыва» страны в целом и ее регионов задействованы серьезные и многочисленные структуры, что характеризует всю масштабность проводимой инновационной политики России (притом, что фактически на пороге 2010 г. она пока еще не дала ощутимых результатов). Так, согласно заявлению, сделанному премьер-министром В. Путиным в августе 2008 г. на совещании по разработке концепции долгосрочного развития России, «доля инновационной промышленной продукции в общем объеме выпуска должна возрасти к 2020 году до 25%, сейчас она составляет только около 6%». Между тем в развитых странах мира этот же показатель колеблется в настоящее время от 20% (в странах ЕС) до 30 % в США.
Тем самым важнейшей задачей региональной инновационной политики становится обеспечение высокой инновационной активности региона, которая определяется, в первую очередь, активностью субъектов региональной экономики в сфере осуществления инновационной деятельности и характеризуется:
- количеством и качеством осуществляемых нововведений (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, нового производственного оборудования, новой продукции и т.п.) в различных сферах региональной экономики;
- числом инновационных предприятий и численностью персонала, занятого научными исследованиями и разработками;
- объемами и видами источников финансирования затрат на НИОКР (бюджетными и внебюджетными финансовыми ресурсами, частными инвестициями);
- числом созданных субъектами региональной экономики технологий (в области проектирования и инжиниринга; производства, обработки и сборки; автоматизированных погрузо-разгру-зочных операций, транспортировки материалов и деталей; аппаратуры автоматизированного наблюдения (контроля); связи и управления; производственных информационных систем; интегрированного управления и контроля и др.), а также внедрением новых производственных, информационных и других технологий, импортируемых из других регионов или из-за рубежа;
- объемом выполненных научно-технических работ, включающих научные исследования и разработки (фундаментальные и прикладные), научно-технические услуги (деятельность в области научно-технической информации, патентов, лицензий, стандартизации, метрологии и контроля качества, научно-технического консультирования и внедренческой деятельности), а также другие виды деятельности, способствующие получению, распространению и применению научных знаний;
- удельным весом инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на региональном рынке, а также удельным весом инновационной продукции в общем объеме регионального экспорта.
При этом наиболее активными субъектами региональной экономики обычно считают промышленные предприятия, создающие или внедряющие новые технологии или разрабатывающие инновационную продукцию, хотя не менее важна роль традиционных и инновационных научно-образовательных и научно-исследовательских учреждений (вузов, инновационных центров, учебно-инновационных комплексов), занимающих важное место в цепочке инновационного цикла.
5. Особенности реализации предлагаемой модели регионального развития
Основные направления, приоритеты и последовательность реализации предлагаемой модели определяются потребностями экономики регионов Российской Федерации, наличием инвестиционных ресурсов и могут быть разбиты на 2 этапа.
Первый этап - стабилизационный, основная цель - удержание позиций и создание стартовых условий для развития инновационной деятельности региона.
На первом этапе предполагается:
1. Поддержка внедрения инноваций в наиболее доходные на сегодня отрасли, за счет которых формируется основная часть валового регионального продукта и чья продукция пользуется стабильным спросом, по следующим направлениям:
а) интенсификация использования природных ресурсов региона, снижение себестоимости и рост экологично-сти существующих производств;
б) создание новых перспективных производств, направленных на углубленную переработку сырьевых ресур-
сов территории и повышение доли конечных пределов в общем объеме продукции.
Это обеспечит рост конкурентоспособности ведущих отраслей и заложит основы для позитивных структурных преобразований экономики региона.
2. Сохранение научно-технического потенциала и содействие реализации наиболее значимых для региона перспективных научно-технических и технологических разработок высокой степени готовности.
Развитие этого направления даст толчок для создания ряда технологий и производств, реализующих новейшие технологические уклады, и предотвратит утрату научно-технологических заделов, накопленных в ОПК, академической и отраслевой науке.
3. Поддержка за счет средств региона ряда быстро окупаемых инновационных проектов, представляющих наибольший интерес для технологического развития региона.
4. Создание необходимых правовых и институциональных основ для развития инновационной деятельности. Реализация этого направления предусматривает развитие региональной нормативно-правовой базы и подготовку предложений по совершенствованию федерального законодательства в инновационной сфере. При поддержке органов государственной власти региона осуществляется активное формирование инновационной инфраструктуры, создается региональная информационно-маркетинговая система обеспечения инновационной деятельности.
5. В целях формирования оптимального механизма поддержки инновационной деятельности проводить отработку и апробация вариантов стимулирования инновационной активности предприятий, привлечения инвестиций в инновационную сферу, механизмов участия региона в финансировании инновационных проектов территории, привлечения к их реализации федеральных средств (в том числе за счет создания филиалов соответствующих федеральных фондов).
Второй этап - переходный к инновационной стадии развития экономики, его цель: ускоренное развитие инновационного предпринимательства, превращение его в действенный фактор преобразования экономики региона.
На втором этапе предусматривается:
1. Вовлечение в процесс инноваци-
онного преобразования таких базовых для региона отраслей, как машиностроение, химическая, лесоперерабатывающая промышленность, а также предприятий по выпуску товаров народного потребления, производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Создание условий для расширенного воспроизводства научно-технического потенциала региона и ускоренного развития высокотехнологичного сектора экономики.
3. Интенсивное развитие малого инновационного бизнеса, формирование сети наукоградов, технопарков, инновационных центров, привлечения в инновационную сферу частного капитала, создания венчурных фондов.
4. Дальнейшее совершенствование инновационного законодательства и развитие инновационной инфраструктуры.
5. Укрепление межрегиональных и международных связей, привлечение иностранных инвестиций в инновационную сферу региона.
Реализация данных рекомендаций обеспечит создание на территории региона эффективно действующей инновационной системы и заложит прочные основы для перехода экономики на инновационный путь развития.
6. Заключение
Активизация инновационной деятельности будет способствовать решению таких актуальных для региона социально-экономических проблем, как:
- модернизация производственного комплекса региона;
- преодоление структурных деформаций, увеличение доли продукции конечных переделов в общем выпуске продукции региона;
- повышение конкурентоспособности продукции предприятий региона на отечественном и мировом рынках;
- оживление экономики и повышение доходов бюджета региона;
- формирование эффективного механизма передачи результатов НИОКР в производство;
- создание принципиально новых высокодоходных производств, основанных на новейших технологических укладах;
- сохранение и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала;
- привлечение инвестиций в инновационную сферу;
- создание новых рабочих мест;
- повышение экологической безопасности, снижение ресурсной зависимости и энергоемкости производства.
Таким образом, инновационная модель регионального развития, отвечая на требования «как должно быть», позволяет свести воедино различные аспекты инновационного развития, понять, каковы перспективы и пути формирования в регионе экономики знаний, выявить возможные ограничения и основы построения ее базовых элементов (в том числе, с учетом приоритетных направлений развития науки и техники).
Литература
1. Данилова Т.Н., Грищенко В.А. Подходы к оценке инновационного потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 5. - с. 43-49
2. Егорова М.В. Метод инновационного позиционирования региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 5. - с. 61-65.
3. Егорова М.В. Моделирование инновационной восприимчивости экономики региона. - Казань: Из-во казанск. ун-та, 2006. - 220 с.
4. Монастырный Е.А., Чистякова Н.О. Структурно-функциональная модель подсистемы «Инфраструктура» в региональной инновационной системе // Инновации. - 2007. - № 6. - с. 58-65.
5. Полянчева А.Г. Исследование за-
py6e®Horo onbrra ynpaMeHHH HayHHo-TexHo^orHHecKHM pa3BHTHeM h oueHKa ero Hcno^b3oBaHHa b pocchhckhx yc^o-bhhx // MeHe^^MeHT b Pocchh h 3a py6e-®om. - 2007. - № 2. - c. 34-40;1 Eorna-peHKo H.n., ApyTOHoB M.A. HíHoBauH-oHHaa no^HTHKa: yneáíHK. - M.: KHO-PÓC, 2009. - 352 c.
6. CrpareraH pa3BHTHH HayKH h hhho-BauHH b Pocchhckoh ®e^epauHH Ha ne-phoa ao 2015 r.: YTBep^eHa Me^Be^oM-cTBeHHoé KoMHccHeé no HayHHo-HHHo-BauHoHHon no^HTHKe (npoTOKon ot 15 $eBpa^a 2006 r. № 1) - http:// 2006.fcntp.ru/docs/strategy2015.doc
References
1. Danilova T.N., Gryshchenko V.A. Approaches to the evaluation of innovative potential of the region / Regional Economics: Theory and Practice. - 2007.
- № 5. - PP. 43-49
2. Egorova M.V. Innovative method of positioning the region / Regional Economics: Theory and Practice. - 2007. - № 5. - PP. 61-65.
3. Egorova M.V Modeling innovation receptivity region's economy. - Kazan: Out of Kazan. Press, 2006. - 220 pp.
4. Monastyrnyi E.A., Chistyakov N.O. Structural-functional model of the subsystem "Infrastructure" in the regional innovation system / / Innovations.
- 2007. - № 6. - PP. 58-65.
5. Polyancheva A.G. Study abroad experience in managing scientific and technological development and evaluation of its use in the Russian conditions, "Management in Russia and abroad. - 2007. -№ 2. - With. 34-40; Goncharenko, LP, Yu Arutyunov Innovation policy: a textbook. - M.: KNORUS, 2009. - 352.
6. Strategy for science and innovation in the Russian Federation until 2015: Approved by the Interdepartmental Commission for Science and Innovation Policy (Minutes of February 15, 2006 № 1) -http://2006.fcntp.ru/docs/ strategy2015.doc