УДК 351.74/.76«16» (470.345)
С. В. Кистанов
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МИЛИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ТЕМНИКОВСКОГО УЕЗДА ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1917 ГОДУ
В статье рассматривается процесс формирования в 1917 г. милиции на территории Темниковского уезда Тамбовской губернии. После расформирования полиции, создание охранных структур должно было стать важным направлением в деятельности местных органов власти Временного правительства. Отмечаются основные вехи процесса становления милиции в уезде, проходившем на заседаниях уездных земских и городских властей. Рассматривается структура и основные обязанности создаваемой милиции на основании Постановления Временного правительства от 17 апреля 1917 г. Подробно анализируется финансирование органов милиции в период марта-сентября 1917 г., отмечаются источники финансирования, и рассматривается жалование сотрудников в соответствии с занимаемыми должностями. Отмечаются трудности, в процессе создания милиции в Темниковском уезде -нехватка сотрудников и низкое жалование милиционеров. Анализируется дискуссия земских и городских органов власти по вопросу финансирования и нехватки средств на содержание милиции и констатируется, что, к сожалению, решение данных вопросов не вышло в реальную плоскость, а так и осталось лишь в виде резолюций Городской думы и Земского собрания Темниковского уезда. Данные проблемы, так и не решенные властями, станут одними из факторов, которые привели к смене политической власти в уезде.
Ключевые слова: революция, Временное правительство, полиция, милиция, земское собрание, городская дума, кризис.
S. V. Kistanov
Ogarev Mordovia State University,
Saransk, Russia, [email protected]
THE FORMATION OF A MILITIA ON THE TERRITORY OF TEMNIKOVSKY DISTRICT TAMBOV PROVINCE IN 1917
The article deals with the process of formation of the police in 1917 on the territory of Temnikovsky district of Tambov province. After the dissolution of the police, the creation of security structures was to become an important area in the activities of the local authorities of the Provisional government. The main milestones
of the process of formation of the police in the County, held at the meetings of the County Zemstvo and city authorities, are noted. The structure and main duties of the created militia on the basis of the Resolution of the Provisional government of April 17, 1917 are considered. The author analyzes in detail the financing of the police in the period of March-September 1917, notes the sources of funding, and considers the salaries of employees in accordance with their positions. Difficulties are noted, in the process of creation of militia in Temnikovsky district - shortage of employees and low salary of militiamen. The discussion of Zemstvo and city authorities on the issue of financing and lack of funds for the maintenance of the police is analyzed and it is stated that, unfortunately, the solution of these issues did not come to the real plane, and remained only in the form of resolutions of the City Duma and the Zemstvo Assembly of Temnikovsky district. These problems, which have not been solved by the authorities, will be one of the factors that led to the change of political power in the County.
Key words: revolution, Provisional government, the police, the police, provincial Assembly, city Council, the crisis.
Введение
События 1917 г. стали логическим завершением общественно-политического и социально-экономического кризиса, разраставшегося в Российской империи в конце XIX - начале ХХ вв. Кризисные явления, усугубившиеся в период 1905-1907 гг. и не преодоленные столыпинской программой модернизации привели к краху политической системы в стране, выразившегося в падении монархии.
Следует отметить, что разрушение политической системы Российской империи, произошедшее в ходе великой российской революции 1917 г., привело и к прекращению деятельности ее отдельных элементов. Одним из подобных структурных элементов является блок правоохранительных органов, который в имперской России был представлен корпусом жандармов и полицией. Оба этих подразделения в глазах новой власти, пришедшей на смену Николаю II, были «виновны» в карательных действиях против оппозиционных политических сил, которые, действительно, представляли собой определенную угрозу центральным и местным властям Российской империи. Вполне логично, что сразу после прихода к власти бывшие оппозиционеры приняли решение провести полную реструктуризацию органов, отвечавших за охрану общественной безопасности. Отдельный корпус жандармов был полностью упразднен, а против его сотрудников началось уголовное преследование, а полиция должна была быть заменена милицией.
Следует отметить, что в советской историографии процесс трансформации полиции в милицию рассматривался, но как бы «между строк». Практически все работы, посвященные истории советской милиции упоминали сообщение о создании милиции Временным правительством, но фактически ее историю давали с постановления СНК от 10 ноября 1917 г. При этом в адрес милиции отпускались формулировки наподобие «реакционной», «эсеро-
меньшевистской» и т.п., что противопоставлялось характеристикам милиции, создаваемой советским правительством, которая иначе как «народная» не называлась [2; 3]. Внимание исследователей акцентировалось на противостоянии социалистических партий, находившихся в период марта-октября 1917 г. у власти (партии социалистов-революционеров и меньшевиков) и большевиков за влияние на создаваемые органы милиции. Недаром, зачастую главным примером ставился процесс создания милиции в Минске, руководителем которой стал М.В. Фрунзе [3]. В постсоветский период историография данного вопроса перестала носить субъективные оценки, признавая всю сложность процесса трансформации полиции в милицию на фоне перманентного кризиса от февраля к октябрю 1917 г. [1]. Однако следует отметить, что фактического материала, введенного в оборот по данной тематике, катастрофически недостаточно, чтобы во всех аспектах рассмотреть столь важный для страны вопрос. Поэтому научные работы, направленные на исследование процессов, сопровождавших формирование органов милиции в 1917 г. на местном уровне с привлечением новых материалов, прежде всего архивных, нельзя не признать актуальными.
Методы
Основной источниковой базой данной работы являются материалы Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ), представленные фондом темниковской городской управы Временного правительства (Р-543). В процессе обработки и анализа представленных материалов преимущественно используется историко-генетический метод, который позволит воссоздать картину формирования местной милиции, двигаясь от частного к общему, т.е. даст возможность проиллюстрировать разного рода аспекты, сопровождавшие создание уездной милиции в период руководство страной Временного правительства. Также в исследовании применен микро исторический подход, который способствует максимально подробному рассмотрению событий в масштабах отдельного уезда или даже города, привлекая общероссийские события лишь в качестве некоего «фона».
Результаты
23 февраля 1917 г. в Петрограде начались беспорядки, которые быстро привели к параличу центральной власти и, как следствие к ее падению, выразившейся в отречении императора от престола. В стране возник политический режим, получивший название двоевластие, т.е. у власти находились Временное правительство (на первых порах объединявшее представителей либеральных политических организаций) и Петросовет, объединивший в себе представителей социалистических политических партий, (прежде всего эсеров и меньшевиков).
Новые власти стремились в максимально сжатые сроки оповестить страну о своей победе. Поэтому в губернии полетели телеграммы, извещающие о новой политической реальности. Так, 3 марта 1917 г. в 11 часов 53 минуты в Темников на имя городского головы (транзитом через Тамбов) была прислана телеграмма Родзянко, в которой он сообщал, что старое правительство пало, а
власть перешла в руки Временного комитета Государственной Думы, из которого образуется Временное правительство, а члены старого правительства арестованы и находятся в Петропавловской крепости [4, л. 1-2]. Одновременно в Темников было доставлено Воззвание, которое начиналось так: «Граждане! Свершилось великое дело: старая власть, сгубившая Россию распалась. Комитет Государственной Думы и Совет солдатских и рабочих депутатов взяли на себя временную власть и организуют порядок и управление в стране» [4, л. 6]. Таким образом, на местах должны были констатировать, что старой власти больше нет, а теперь предстоит строить новый порядок, чтобы обеспечить нормальное функционирование властей всех уровней.
Через 4 дня в Темниковском уезде была сформирована новая власть. Население уезда, а также городов Темникова и Кадома, извещалось, что 7 марта распоряжением министра внутренних дел уездным комиссаром был назначен П. Владимиров, который также являлся председателем темниковской уездной земской управы. Этот факт говорил о некоей преемственности новой власти от старой и придавал ей, несомненно, некую легитимность в глазах местного населения. Что интересно, первым же распоряжением уездного комиссара стала организация всенародного молебна по поводу водворения и укрепления нового государственного строя, который должен был состояться в 12.00 8 марта при соборной церкви г. Темникова [4, л. 13].
А между тем Временное правительство 10 марта 1917 г. объявило об упразднении Департамента полиции, руководители Департамента были арестованы. 15 марта Временное правительство предоставило комиссарам право решать вопросы о приеме на службу «достойных из числа бывших чинов полиции и жандармерии» [1, с. 12]. Следовательно, вторую декаду марта мы можем считать точкой отсчета в создании милиции.
Организационные мероприятия по созданию милиции в Темниковской уезде прошли 11 марта 1917 г. в рамках чрезвычайного заседания темниковской городской управы.
По вопросу о создании милиции выступал темниковский городской голова М.В. Смирнов. По его словам в связи с созданием новой власти полиция должна быть заменена на милицию, штат которой по городу Темникову определялся в 15 человек, жалование которым установлено уездным исполнительным комитетом в размере 75 рублей на каждого. И тут же возник первый важный вопрос, неразрывно связанный с обустройством милиции в 1917 г. - вопрос финансирования. М.В. Смирнов указал, что в связи с созданием милиции придется взять на себя определенные расходы, связанные с ее обмундированием и содержанием. Для этого предполагалось открыть кредит на нужды милиции ввиду срочности в организации милиции как таковой. Содокладчик, Н.В. Никифоров пояснил, что расходы на содержание милиции временно отнесены на земские средства, которое должно изыскать эти средства лишь на время. Затем предполагалось возбудить ходатайство о принятие содержания милиции за счет Временного правительства, правда уверенности в том, что оно возьмет на себя расходы в полной мере, не было. В этом случае
расходы на содержание милиции должны лечь на общественные учреждения [4, л. 18].
Одновременно с этим встал вопрос и о бывших членах полиции, а точнее об условиях их расчета. Городской голова сообщил, что ранее в городе полиция состояла из 13 нижних чинов. Двое старших получали оклад в размере 25 рублей в месяц, младшие - 20 рублей. Жалованием поименные чины бывшей полиции были обеспечены по 1 марта 1917 г. Но вставал вопрос: так как служба полиции официально прекращалась с 7 марта сего года, то стоило ли выплачивать им деньги за семь мартовских дней? Сумма набегала в размере 63 рублей. Однако члены городской управы, явно опьяненные воздухом свободы, решились на красивый жест, постановив оплатить чинам бывшей полиции 7 мартовских дней [4, л. 17].
Важной вехой в становлении милиции в Темниковском уезде стало заседание Темниковского уездного Исполнительного комитета, состоявшееся 17-18 марта 1917 г. Среди четырех рассмотренных вопросов под третьим порядковым номером стоял пункт «Об организации милиции в уезде и выборах начальника милиции и его помощников».
С докладом об организации темниковской уездной милиции выступил уездный комиссар Владимиров. Согласно его выступлению после расформирования полиции в уезде была создана милиция с выборными начальниками и помощниками. До трансформации в полиции уезда служили 147 человек, теперь же согласно постановлению Темниковского Уездного Земского собрания от 9 марта 1917 г. общее число милиционеров определено в 90 человек, из которых по 2 человека на волость (1 пеший и 1 конный) - всего 50 человек, по 15 человек на город (Темников и Кадом), а 10 человек должны находиться при начальнике милиции. Кроме этого была признана необходимость в приглашении еще 5 милиционеров для выполнения судебно-податных обязанностей. Во главе милиции предложено стать 1 начальнику и 7 помощникам (5 уездных и 2 городских), причем для высших чинов милиции был признан желательным образовательный ценз. Комиссар также сообщил, что часть уездной милиции уже набрана, а также приглашен начальник милиции с помощниками при условии их избрания в предполагаемые должности. Начальником уездной милиции согласился стать Н.П. Леман, а помощниками - И.А. Гошко, Косолапов и Погорелов [4, л. 32].
В свою очередь, выступивший на заседании Исполкома Н.П. Леман, доложил о своих действиях по организации милиции в уезде. По его словам, им был выработан проект деятельности милиции, обязанности которой заключаются в охране личной и имущественной безопасности населения, в задержании преступников, пьяниц и других лиц, угрожающих порядку и спокойствию населения. Он также сообщил, что по волостям кандидаты в милицию предложены волостями на волостных сходах, однако до сих пор нет милиции в 8 волостях уезда и городе Кадом (причем в нем кандидаты на должности милиционеров еще не утверждены, но свои обязанности уже исполняют). Также им было сообщено, что его помощники с беседами
объехали до 20 волостей, где на сходах разъясняли крестьянам новое положение милиции. К настоящему времени в уезде набрано 42 милиционера, в городах (Темников и Кадом) - 24, в резерве находятся еще 6 милиционеров. Таким образом, на настоящий момент в Темниковском уезде набрано 72 милиционера (из 90 предполагаемых), из которых 30 конных. Леманом также было заявлено о возможности сокращения управленческого аппарата уездной милиции вместо предполагаемых 7 человек - только 5, а именно начальник милиции, его помощник (в должности заведующего делопроизводством) и 3 участковых начальников с местопребыванием в Темникове, Кадоме и Ермиши или Теньгушеве на выбор начальника. [4, л. 32-33].
Важным стало рассмотрение вопроса о финансировании уездной милиции. Было определено, что на ее содержание потребуется 93 тысячи рублей, из которых казной было отпущено 78 тысяч рублей. Оставшиеся 15 тысяч рублей предполагалось изыскивать из местных средств. При этом Владимировым было отмечено, что жалование городской милиции должно быть выше, чем уездной. Также предлагалось продолжить практику содержания охраны Саровской пустыни за счет средств самого монастыря (в данный момент там находилось 6 милиционеров). В итоге Исполнительный комитет принял постановление о назначении жалования пешим милиционерам в 900 рублей в год, конным - 1500 рублей, участковым комиссарам - 3000 рублей с разъездными, помощнику начальника - 2400 рублей с предоставлением ему права разъезжать на земских лошадях в случае замещения начальника милиции, жалование начальнику милиции определялось в 3600 рублей с разъездами [4, л. 33].
В конце заседания Н.П. Леману была выражена благодарность за организацию милиции в уезде, а затем проведено голосование, по итогам которого Леман был избран начальником уездной милиции (24 голоса «за» при одном «против»), И.А. Гошко - его заместителем (также был назначен начальником темниковской городской милиции), В.В. Никифоров, Косолапов и Погоредлов - участковыми начальниками.
Ровно через месяц - 17 апреля 1917 г. Временное правительство утвердило Постановление об учреждении милиции. В нем в качестве основополагающих принципов закреплялось что:
- ассигнования, назначенные на содержание полиции в 1917 г. передать в распоряжение уездных земских и городских общественных управлений на содержание милиции (преамбула, пункт II);
- оклады содержания начальников милиции сохранить на 1917 г. в размере, установленном на содержание исправников и полицмейстеров согласно закону 23 октября 1916 г. (преамбула, пункт IV);
- действия настоящих правил распространяются на существующую нынешнюю милицию с тем, чтобы к избранию начальников милиции на основании этих правил, уездные земские и городские управы приступили лишь по образованию их, согласно новым постановлениям о производстве выборов гласных в городские думы и уездные земские собрания (преамбула, пункт V);
- обязанности уездных исправников и полицмейстеров по участию в городских и земских комитетах, комиссиях и присутствиях возложить на начальников городской и уездной милиции по принадлежности (преамбула, пункт VII).
Само Постановление состояло из 7 разделов, которые содержали в себе 52 статьи, которые расписывали обязанности и функции создаваемой милиции. В контексте нашего исследования важным представляется статья 6 первого раздела: «Расходы по содержанию уездной и городской милиции относятся как на средства, ассигнуемые из государственного казначейства по смете министерства внутренних дел, так и на суммы, отпускаемые городскими думами и уездными земскими собраниями из местных источников» [4, л. 34].
Создание милиции в России весной 1917 г., как мы видим на примере Темниковского уезда, прошло практически в торжественной обстановке. Однако очень скоро на смену праздничной атмосфере пришли тяжелые трудовые будни. К маю 1917 г. ситуация в стране ухудшилась по сравнению с мартом 1917 г., в частности все шире стал разворачиваться экономический кризис. Все это привело к появлению серьезных трудностей в процессе становления местной милиции. На первый план вышли финансовые вопросы, которые демонстрировали, что в условиях кризиса полностью провести кампанию по финансированию уездной милиции попросту оказалось невозможным.
26 мая 1917 г. в Темникове прошло чрезвычайное заседание земского собрания, на котором рассматривались вопросы штата и финансирования местной милиции. Председатель Собрания Полунин поставил на голосование вопрос о милиции в городах и предложил предоставить формирование милиции городским управам. При голосовании вопрос прошел единогласно. Рассматривая вопросы о штатах и численности милиции Собрание постановило упразднить должности пеших милиционеров, увеличить число начальников милиции с трех до четырех, учредить должности двух милиционеров при начальниках милиции, учредить должности 6 милиционеров при городских начальниках милиции. В вопросе о финансировании милиции Собрание поддержало принятые Исполкомом в марте расценки, утвердив новые для сотрудников канцелярий. Так, секретарю полагалось выплачивать 1500 рублей, столоначальникам 900 рублей, а регистраторам - 600 рублей. 2100 рублей предлагалось выдать милиции на хозяйственные расходы. Таким образом, все расходы в год на милицию должны были составить 69850 рублей [5, л. 9]. Сокращение расходов на милицию (с 93 до почти 70 тысяч рублей) произошло за счет сокращения численности милиции, что объяснялось не до конца решенным вопросом о подчиненности и подотчетности милиции уездным органам власти.
На следующий день, т.е. 27 мая 1917 г. начальник уездной милиции Леман запрашивал у уездного земского собрания по поводу финансирования милиции, но получил ответ, что милиция должна финансироваться за счет темниковской городской управы, в связи с чем начальник милиции запросил
подобную информацию и у управы. Также Леманом запрашивался в управе кредит, если земство не сможет оплачивать расходы уездной милиции [5, л. 1].
Вопрос о финансировании уездной милиции встал на ближайшем заседании городской думы и немедленно обнажил несколько проблем. Во-первых, оказалось, что штат темниковской городской милиции до сих пор не доукомплектован, так как вместо 15 на службе находилось лишь 10 милиционеров. Во-вторых, управа отказывалась немедленно решать вопрос о милиции до новых выборов и формирования нового состава городской думы и, соответственно, управы [5, л. 4].
Дальше - больше! 6 июня, т.е. на следующем своем заседании гласные темниковской думы задались вопросом: а отпущены ли из казначейства вообще какие-то суммы на содержание уездной и городской милиции. Было принято поручение управе в срок до 11 июня выяснить: отпущены ли казначейством какие-то деньги на содержание милиции, в какой сумме и кто должен распоряжаться выделенными средствами; в праве ли будет город разместить канцелярию милиции и милиционеров в имеющемся в Темникове правительственном помещении; за чей счет должна быть отапливаема и освещаема квартира милиционеров [5, л. 5]. На следующий день управа письмом за № 726 запросила у уездного комиссара необходимую информацию.
Ответ на запрос поступил 10 июня за подписью исполняющего обязанности уездной милиции Гошко. В нем он констатировал, что ранее на содержание уездной полиции казной отпускалось 97764 рубля в год. При этом всем городовым правительством выплачивалось по 33 рубля 32 копейки, город же доплачивал двум старшим городовым по 28 рублей, 11 младшим - по 23 рубля. Кроме этого казна ассигновала на содержание городского надзирателя 66 рублей 66 копеек в месяц, пристав получал 150 рублей. По словам Гошко, казна должна и сейчас выплачивать на содержание милиции такую же сумму [5, л. 10]. Соответственно, на лицо факт, что поступление денег из казны практически прекращено, ибо начальник милиции может только предполагать, что необходимые суммы будут платиться и впредь.
11 июня Городская дума, внимательно ознакомившись с финансовыми выкладками, предоставленных Гошко, постановила сформировать штат городской милиции до избрания нового состава Думы и ждать от казны перечисления необходимых на ее содержания денег. Предполагалось на содержание начальника милиции выделить 120 рублей в месяц, письмоводителю канцелярии - 85 рублей, восьми милиционерам по 50 рублей в месяц, что в сумме составляло 605 рублей, а в год - 7260 рублей. Данные оклады должны были вступить в силу с 15 июня текущего года. Заранее предполагалось, что казной, как и прежде, будет отпущено 6584 рубля 36 копеек. Оставалось только решить - на чей счет отнести недостающие 675 рублей 64 копейки - города, или же просить казну принять на себя полностью содержание милиции [5, л. 12]. После принятия данного постановления городская дума запросила у уездной земской управы сделать все необходимое,
чтобы как можно скорее утвердить принятые расценки на оплату службы сотрудников милиции.
Однако о том, что финансовый вопрос по-прежнему не решался, свидетельствует заявление начальника уездной милиции Ивана Антоновича Гошко. Он пишет, что с 10 марта исполнял обязанности сначала помощника, а затем и начальника уездной милиции совмещая должности с должностью начальника городской милиции. Гошко констатирует, что за время руководства городской милицией не получил ничего кроме оскорблений, теперь он просит городскую управу выдать ему вознаграждение в размере, какой управе покажется возможным [5, л. 16]. После чего, в тот же день он написал заявление городскому голове Темникова с просьбой освободить его от обязанностей начальника городской милиции с 1 июля сего года [5, л. 17].
К финансовым неурядицам добавились и проблемы структурного характера. Следует отметить, что Иван Гошко 26 августа был снят с должности и начальника уездной милиции за противодействие хлебной монополии. В течение июля-августа 1917 г. в Темникове никак не могли решить с назначением начальника городской милиции, хотя на данную должность претендовали три человека: Александр Лебедев, Василий Котельников и Семен Бабинков. Каждый из них написал заявление в городскую управу, однако, лишь 5 сентября исполняющий дела начальника уездной милиции ходатайствовал перед городской управой о назначении на данную должность Бабинкова, который и так исполнял обязанности начальника городской милиции.
Но состоявшееся 9 сентября заседание городской думы ограничилось лишь констатацией сложившегося положения, упоминая и о прошении Гошко, и о трех кандидатах на должность начальника милиции, и об окладах милиционерам, принятых еще в июне. Однако постановление по итогам заседания было предельно обтекаемым: признать существующие штаты милиции и признать существующие оклады милиционеров [5, л. 26].
Следует отметить, что сентябрьское заседание городской думы не решило главный вопрос, сопровождавший инфраструктурную перестройку российской политической системы эпохи Великой российской революции. Финансирование органов правопорядка оставалось головной болью правительственных учреждений, как в центре страны, так и в ее глубинке. На примере темниковского уезда это можно достаточно легко подтвердить прошениями от рядовых сотрудников милиции, которые стали приходить на имя начальника милиции и городской управы как раз начиная с сентября 1917 г. Финансовый кризис в России, вызванный новым этапом борьбы за власть только разрастался, денег на всех банально не хватало.
Так, 6 сентября 1917 г. (т.е. еще за три дня до заседания городской думы) милиционеры Василий Демидов, Василий Соин, Егор Мельников, Михаил Кочетков, Федор Немцов, Василий Вихров и Василий Востоков обратились к начальнику уездной милиции с просьбой об увеличении жалования «так как ввиду дороговизны пятидесяти рублей, которые мы получаем в месяц, не хватит» [5, л. 3а]. И эта проблема уездными властями не была решена даже уже
в свете прихода к власти в Петрограде большевиков и начале «Триумфального шествия Советской власти» по стране. 25 ноября темниковские милиционеры в том же составе направили прошение уже в городскую думу. В нем они просят вернуть их жалование в размере 75 рублей, т.е. так как было до 1 июля 1917 г., пока не было пере утверждено городской думой, а также доплатить те самые 25 рублей начиная с 1 июля. Снижение жалования же происходит параллельно с увеличением функционала: «Милиционеры выполняют все поручения, касающиеся города и несем разные посты, несмотря на то, что нас всего 6 человек, что раньше делали 16 человек не считая стражников. По распоряжению нашего начальства мы были командированы в уезд сопровождать арестантов, что тоже сопряжено для нас с расходами, чего мы, в сущности, делать не обязаны. Получая 50 рублей, каждому из нас едва хватает на хлеб, не говоря уже об одежде, которая при постоянной ходьбе рвется, и исправить таковую средств не хватает» [5, л. 29].
Обсуждение
Итак, исследование охватило один из аспектов трансформации российской политической системы эпохи Великой российской революции -организацию органов охраны на местах. Свершившаяся февральская революция в Петрограде привела к расформированию полиции и созданию на ее месте милиции. Следует отметить, что ее создание происходило в период мощного морального подъема новых властей, сменивших как в центре страны, так и на местах старую имперскую администрацию. Практически с самого начала формирование милиции происходило по старым шаблонам, что касалось и штатного расписания создаваемой милиции и даже ставки окладов, которые точно ориентировались и на общие цифры и источники финансирования. Однако, вскоре оказалось, что существование созданной милиции сопряжено с несколькими серьезными проблемами, прежде всего сокращения штата (при сохранении функционала) и проблем с финансированием. Серьезной проблемой для организации милиции стал расширяющийся социально-экономический кризис в стране и нараставшая разруха, которая сводила на нет все мероприятия Временного правительства. Следствием этого стало обесценивание денег, и как следствие, падение уровня жизни вцелом по стране. Не обошла эта проблема в 1917 г. и сотрудников милиции, о чем они красноречиво докладывали в своих прошениях, адресованных разного уровня органам власти. Все это приводило к таким негативным последствиям, как например текучка руководящих кадров, что наглядно демонстрировала ситуация с бывшим начальником милиции Гошко. Невозможность преодаления означенных проблем привело к тому, что органы власти на местах не смогли создать мощных милицейских сил, способных стать надежной опорой Временного правительства, в частности в Темниковской уезде Тамбовской губернии.
Заключение
Таким образом, следует отметить, что март-апрель 1917 г. стал периодом формирования милиции в Темниковском уезде, периодом, когда определялся
штат и расценки за службу. Милиция должна была подчиняться уездным и городским властям и находиться на финансировании государства и местных земских структур. Однако уже к лету 1917 г. выяснилось, что штаты оказались сильно уменьшены, а государство было не в состоянии выплачивать необходимых сумм для работы местной милиции. Летом шел мучительный процесс поиска источников финансирования охранных структур и выяснения реальной финансовой раскладки в рамках этих источников. Проблемы с финансированием привели к кадровым проблемам, которые также не были до конца решены. В итоге к моменту прихода к власти большевиков в Петрограде, состояние милиции в Темниковском уезде было далеко не идеальным. Наличие этих проблем стало немаловажным фактором прихода большевиков к власти в уезде в начале 1918 г. и установления на всей территории Тамбовской губернии Советской власти.
Библиографический список
1. Два века на страже правопорядка: МВД Республики Мордовия: история и современность / авт.-сост. О. В. Корчиганов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2002. 336 с.
2. Советская милиция. 1917-1987 гг. / Под ред. В.Н. Шашкова. М. : Планета, 1987. 208 с.
3. Советская милиция: история и современность. 1917-1987 гг. / А. П. Косицын, Р. С. Мулукаев. М. : Юридическая литература, 1987. 335 с.
4. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). Ф. Р-543. Оп. 1. Д. 1.
5. ЦГА РМ. Ф. Р-543. Оп. 1. Д. 8.
References
1. Dva veka na strazhe pravoporyadka: MVD Respubliki Mordoviya: istoriya i sovremennost' (Two centuries on guard of law and order: Ministry of Internal Affairs of the Republic of Mordovia: history and modernity) / avt.-sost. O. V. Korchiganov. Saransk : Mordov. kn. izd-vo, 2002. 336 .
2. Sovetskaya miliciya. 1917-1987 gg. (Soviet militia. 1917-1987) / Pod red. V.N. SHashkova. M. : Planeta, 1987. 208 s.
3. Sovetskaya miliciya: istoriya i sovremennost'. 1917-1987 gg. (Soviet militia: history and modernity. 1917-1987) / A. P. Kosicyn, R. S. Mulukaev. M. : YUridicheskaya literatura, 1987. 335 s.
4. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Mordoviya (CGA RM) (Central State Archive of the Republic of Mordovia) (CSA RM)). F. R-543. Op. 1. D. 1.
5. CGA RM (CSA RM). F. R-543. Op. 1. D. 8. Сведения об авторе.
Кистанов Сергей Васильевич - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России Историко-социологического института ФГБОУ ВО
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. Занимается
изучением политической истории России конца XIX - начала ХХ в.,
деятельности политических организаций России начала ХХ в. Автор более 70
научных и учебно-методических работ.
Тел.: 89030516207;
E-mail: [email protected]
About the author
Kistanov Sergey Vasil'evich - candidate of historical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of history of Russia of the Institute of History and sociology at Mordovia state University. N. P. Ogarev. Engaged in the study of political history of Russia of late XIX - early XX century, activities of political organizations of Russia in the early twentieth century. The Author of over 70 scientific and educational-methodical works. E-mail: [email protected]