M.N. Razdobarova Formation of Students' Intercultural Communicative Competence by Means of Innovation Technologies
The issue of forming students‘ intercultural communicative competence with the help of educational innovations is considered. The main methods to effectively form students‘ intercultural competence are introduced.
Key words and word-combinations: innovation, innovation technologies, intercultural communicative competence.
Рассматривается вопрос формирования межкультурной коммуникативной компетенции
студентов средствами инновационных педагогических технологий. Представлены методы,
способствующие эффективному формированию межкультурной коммуникативной компетенции студентов.
Ключевые слова и словосочетания: инновация, инновационные технологии, межкультурная коммуникативная компетенция.
УДК 371.3 ББК 74.202
М.Н. Раздобарова
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ИННОВАЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ
I I а современном этапе развития высшей школы особую важность приобретает проблема подготовки современных конкурентоспособных специалистов. В условиях глобализации рынка труда делается акцент на прогностическом обновлении системы образования в соответствии с государственными и мировыми стандартами. Инновационный характер развития образования и изменения, связанные с необходимостью его реформирования, нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2020 г. «Концепция-2020: развитие образования»[1]. Данные документы указывают на необходимость существенных инновационных изменений в системе образования, касающихся не только содержательной, но и технологической его составляющей. На повестке дня стоит вопрос об определении более полного, личностно и социально интегрированного результата образовательного процесса -компетенций обучаемых, в том числе коммуникативных. Возникает необходимость в разрешении противоречия между важностью обоснования и внедрения в образовательный процесс наряду с традиционными инновационных форм, методов и средств формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов вузов и не-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 9 1
достаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике современной педагогики.
В последние десятилетия проблемами нововведений занимались многие педагоги и психологи, вследствие чего возникли различные направления исследований инноваций. Общие и специфические особенности этой деятельности рассмотрены в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Канн-Калика,
A.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Ю.А. Лобейко. Основы педагогической инноватики представлены в трудах В.И. Андреева, М.В. Кларина, В.С. Лазарева,
B.М. Полонского, С.Д. Полякова, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуф-бековой, А.В. Хуторского. Проблемы внедрения в практику достижений педагогической науки исследованы в работах Ю.К. Бабанского, Н.В. Кухарева, М.М. Поташника, М. Н. Скаткина, Л.М. Фридмана и других.
Под педагогическими инновациями чаще всего подразумевается процесс обновления, реформирования образования, системное изменение определенного педагогического объекта (школа, учебное занятие, курс, программа, методика и т.д.) как отбор наиболее приемлемого и приспособленного (адаптированного) к современным условиям [2; 3]. Педагогические инновации также определяются как нововведения в педагогической системе по совершенствованию хода и результатов учебно-воспитательного процесса [3; 4]. Некоторые исследователи отмечают, что категория новизны не всегда характеризует термин «нововведение» - основным смыслом здесь становится улучшение, актуализация чего-либо в современной ситуации [5].
В контексте данной статьи особый интерес представляют инновации, связанные с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии обучения.
Успешному формированию и развитию данной компетенции способствуют прежде всего информационно-коммуникационные технологии и активные методы обучения. Охарактеризуем особенности данных методов, с которыми связаны основные педагогические инновации, а также способы их применения в образовательном процессе Саратовского аграрного университета.
В рамках проводимого исследования наибольшую привлекательность представляет определение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Л.А. Новиковой: это сетевые технологии, использующие глобальную сеть Интернет в синхронном и асинхронном режимах времени. Таким образом, использование ИКТ в образовательном процессе можно представить как процесс компьютерной организации образовательной среды, направленный на более оптимальное достижение целей развития межкультурной коммуникации [6].
Можно выделить несколько видов занятий, организующихся в аграрном университете с использованием информационно-коммуникационных технологий:
1. Экскурсии по сайтам www-серверов (например, галереи художественных музеев мира при изучении темы «Искусство»); включение аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание занятия.
2. Видео- и телеконференции, позволяющие представить свое мнение по определенной теме или проблеме, узнать точку зрения сверстников из различных стран мира (например, видеоконференция, посвящ енная проблемам эко-
9 2
2012 • ВЕСТНИК ПАГС
номики сельского хозяйства в России и за рубежом с участием представителей университета св. Иштвана в г. Гёдоло, Венгрия).
3. Проектные технологии, когда студенты под руководством преподавателя создают электронные проекты, как правило, представляющие собой презентации в программе Power Point по проблемам межкультурной коммуникации на английском языке. Например, студенты первых курсов представляют проекты на тему «Культурный шок в процессе освоения чужой культуры».
4. Фрагментарное включение Интернет-ресурсов в структуру занятия.
Материалы, взятые из сети Интернет, стимулируют диалогическое взаимодействие между учащимися, усвоение различных диалогических структур. Создание ситуаций, максимально приближенных к естественным (реализация принципа аутентичности общения), - один из способов заинтересовать студентов, стимулировать изучение материала, активизировать знания типических особенностей диалогического общения, выработать адекватное поведение. Примером подобных ситуаций может быть заполнение регистрационных бланков в гостинице, заказ еды в ресторане, интервьюирование одногруппников по определенным темам (устройство на работу и т.д.). Такие ситуации имеют социальную, коммуникативную и межкультурную значимость и отрабатывают более или менее типичные ситуации общения.
Полученные знания позволяют на практике использовать также навыки в работе с поисковыми системами, при оформлении конкурсной документации на гранты и заявок на стажировки, в ведении деловой переписки, переговоров и т.д.
Задачи формирования межкультурной коммуникативной компетенции могут быть эффективно решены средствами активных методов обучения. К исследованию активных методов обучения, а также их классификациям обращались ученые А.А. Вербицкий, В.В. Анисимов, Г.Г. Братцева, В.С. Ермаков, Д.Н. Кавта-радзе, В.А. Ситаров, С.Д. Смирнов, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской.
Активные методы обучения - это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся и основывающиеся в основном на процессе коммуникации с целью обмена мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, что создает реальные предпосылки для формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов.
Активные методы обучения основаны на сознательном моделировании ситуаций различного характера, побуждающих к принятию решений на пути к достижению заданной цели при условиях недостаточного количества предоставляемой информации, временной и материальной ограниченности, а иногда и противодействия со стороны других участников. В этой ситуации процесс принятия решения сопровождается эмоциями.
Педагогическая деятельность, направленная на использование языковых, ролевых, деловых игр («В американском посольстве», «Англоязычный мир и его культурные особенности», «Прием на работу» и др.), способствует созданию реальных ситуаций общения, расширению социокультурных фоновых знаний студентов и их ориентированию на моделирование адекватного речевого поведения. Так, при изучении темы «Жизнь студентов» обучаемым предлагается «поучиться» в различных университетах мира и «познакомиться» со студента-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 9 3
ми из различных стран, «узнать» их культурные особенности, «побеседовать» с преподавателями о своей будущей профессии. Подобный вид работы позволяет также развить способности студентов к проявлению эмпатии и толерантности по отношению к другим культурам. В процессе ролевой игры «Гостиница» осуществляется реализация чувств «без вреда». Суть игры заключается в том, что приехавшим из разных стран «туристам» необходимо обсудить сложившуюся ситуацию с нехваткой номеров и найти компромиссное решение. Враждебность, подозрительность, гнев, тревога и другие эмоции, не находящие себе соответствующего выхода в обычных обстоятельствах межкультурного общения, могут быть сняты посредством данной ролевой игры.
Имитационные игры («Авиакатастрофа», «Россия глазами иностранцев»), часто используемые в образовательном процессе, направлены на моделирование различных ситуаций общения и определяют поведение и взаимодействие коммуникантов в конкретной ситуации межкультурного общения. Но, в отличие от ролевой игры, здесь моделируется не определенная деятельность конкретных людей, а только среда общения с представителем другой культуры.
В целях формирования межкультурной коммуникативной компетенции на занятиях применяются и такие интенсивные технологии, как проблемные дискуссии и разновидности методов ситуационного анализа. В обсуждении определенной проблемы нередко принимают очное или заочное участие представители зарубежных стран. В качестве примера можно привести практическое занятие-дискуссию по проблеме освоения космоса с участием представителя из Швеции или групповое обсуждение проблемных ситуаций в рамках определенной темы со сверстниками из зарубежных стран по системе вкуре.
Однако, несмотря на значительные достижения в реализации прогрессивных педагогических идей в процессе формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов, их применение далеко не всегда носит закономерный характер. Тем не менее анализ существующей практики использования традиционной технологии обучения в сочетании с новыми методами, основанными на закономерностях познавательной деятельности, позволяет сделать следующие выводы:
1. Выполняя любое задание, связанное с детальным исследованием иной культуры, студенты обязательно связывают изученный материал с реалиями и константами, существующими в русскоязычном обществе. В процессе данного вида деятельности происходит диалог культур, в результате чего у студентов формируется межкультурная коммуникативная компетенция, помогающая решать возникающие проблемы, неизбежные в реальной межкультурной коммуникации.
2. На основе разнообразных методов и приемов подачи материала происходит моделирование социокультурного пространства, формирование представлений обучаемых об окружающем мире и определение своего места в нем. Иными словами, применение современных педагогических технологий способствует формированию качеств, присущих медиатору культур.
3. Внедрение инновационных педагогических технологий, включающих информационно-коммуникационные технологии и ведущие активные методы обу-
9 4 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
чения, моделирует способы открытого общения и межкультурного взаимодействия в различных ситуациях. Это отвечает требованиям сформированности межкультурной коммуникативной компетенции - способности демонстрировать позитивный настрой; эмпатическому поведению; групповому решению проблем; способности создавать и поддерживать личностные взаимоотношения с членами группы; толерантности; умению выбирать ситуативно обусловленную модель поведения; умению управлять процессом коммуникации; определению знаниевого компонента.
4. Результатом активизации учебного процесса средствами инновационных технологий служит эффективное решение задач формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов.
Библиографический список
1. Балыхин Г.А. Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу // Профессиональное образование. 2006. № 4.
2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, 1998.
3. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
4. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.
5. Мельникова Н. Готовим педагога-инноватора (из опыта работы Московского областного колледжа по подготовке педагогов-исследователей, г. Серпухов) / Н. Мельникова, Н. Морева // Народное образование.1996. № 4/5. С. 56-58.
6. Новикова Л.А. Интернет как среда межкультурного общения в образовательном процессе вуза // Омский науч. вестн. 2006. № 5. С. 167-170.
7. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М., 2008.
8. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998.
9. Братцева Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы // Философия образования: сб. мат-лов конф. СПб., 2002. С. 336-340. Вып. 23.
10. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М., 2004.
11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие. М., 2001.
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 9 5