Научная статья на тему 'Профилактика экстремистских проявлений среди курсантов вузов ФСИН России'

Профилактика экстремистских проявлений среди курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / YOUTH EXTREMISM / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / PREVENTION OF EXTREMIST MANIFESTATIONS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / КУРСАНТЫ / CADETS / ВУЗЫ ФСИН РОССИИ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ / SCIENTIFIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошелев Михаил Иванович, Кареева Ирина Владимировна

одной из приоритетных задач современного российского общества является профилактика экстремистских проявлений среди обучающейся в высших учебных заведениях молодежи в целом и курсантов вузов ФСИН России в частности. Проникновение экстремистской идеологии в молодежную среду свидетельствует о недостаточной социальной адаптации молодых людей, развитии асоциальных установок сознания, вызывающих противоправные образцы поведения. Молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. К вопросам профилактики молодежного экстремизма существуют различные подходы. Наиболее интересными представляются работы таких исследователей вышеуказанного явления, как: Е. Н. Кондрат, А. В. Иванов, Ю. Н. Зелинский. В них образовательным учреждениям отводится одна из основных ролей в вопросе профилактики экстремистских проявлений среди обучающихся. Система ведомственного образования должна отражать интересы государства, в том числе связанные с национальными, этнокультурными особенностями обучающихся, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии. В статье рассмотрены наиболее распространенные формы реализации профилактики экстремизма в образовательных учреждениях ФСИН России в настоящее время. Патриотическое воспитание, мероприятия по поддержке национальных культур, а также работа по разъяснению правовых норм выделяются как важнейшие инструменты профилактики экстремистских проявлений среди курсантов вузов ФСИН России. Важным фактором в профилактике распространения идеологии экстремизма является необходимость обеспечения постоянного взаимодействия с уполномоченными органами государственной власти и правоохранительными структурами. Однако нельзя останавливаться на уже имеющихся результатах в профилактике распространения экстремистских проявлений в молодежной среде. Внедрение новых научных разработок по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде позволит сформировать иммунитет к пропагандистскому влиянию экстремизма во всех его формах у курсантов вузов ФСИН России. Необходим поиск новых подходов в вышеуказанном направлении, потому что имеющийся в ведомственных образовательных учреждениях потенциал по профилактике экстремистских проявлений среди курсантов, безусловно, задействован не в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошелев Михаил Иванович, Кареева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF EXTREMIST MANIFESTATIONS AMONG CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

one of the priorities of the modern Russian society today is the prevention of extremism among students in higher education of young people and students of universities FSIN Russia in particular. Penetration of extremist ideology among youth indicate a lack of social adaptation of young people, the development of antisocial attitudes of consciousness, causing illegal behavior patterns. Youth extremism expressed in disregard of the applicable rules of conduct, the law in general, the appearance of informal youth associations wrong fulnature. For the prevention of youth extremism, there are different approaches. The most interesting is the new work of such scholars as the above phenomenon: EN Kondrat, AV Ivanov, YN Zelinsky. They educational institutions can play a major role in the issue of prevention of extreme is m among students Depart mental education system must reflect the interests of the State including those related to national, ethnic and cultural characteristics of students, the conditions of intercultural dialogue and the design problem of ethnic and religious harmony... one of the priorities of the modern Russian society today is the prevention of extremism among students in higher education of young people and students of universities FSIN Russia in particular. Penetration of extremist ideology among youth indicate a lack of social adaptation of young people, the development of antisocial attitudes of consciousness, causing illegal behavior patterns. Youth extremism expressed in disregard of the applicable rules of conduct, the law in general, the appearance of informal youth associations wrong fulnature. For the prevention of youth extremism, there are different approaches. The most interesting is the new work of such scholars as the above phenomenon: EN Kondrat, AV Ivanov, YN Zelinsky. They educational institutions can play a major role in the issue of prevention of extreme is m among students Depart mental education system must reflect the interests of the State including those related to national, ethnic and cultural characteristics of students, the conditions of intercultural dialogue and the design problem of ethnic and religious harmony. The article describes the most common forms of implementing the prevention of extremism in the educational institutions of the FPS Russia at the moment. Patriotic education, activities in support of national cultures, as well as work to raise awareness of legal norms stand out as the most important tools of prevention extremism among students of universities FSIN Russia. An important factor for the prevention of the spread of extremist ideology is the need for constant interaction with the competent public authorities and law enforcement agencies. However, we can not dwell on the past results for the prevention of the spread of extremism among young people. The introduction of new scientific development s prevention extreme is among young people, we have considered, will allow to develop immunity to the influence of the propaganda of extremism in all its forms to the students of universities FSIN Russia. The search for new approaches in the above direction because available in departmental educational institutions for the prevention of potential extremism among students, of course, is not being used to the full. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Профилактика экстремистских проявлений среди курсантов вузов ФСИН России»

УДК 343 .9 МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КОШЕЛЕВ,

ББК 67.518.5 доктор исторических наук, профессор,

К76 заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,

профессор кафедры философии и истории; ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА КАРЕЕВА,

преподаватель кафедры философии и истории (Академия ФСИН России), е-шай: kareevai@mail.ru

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Реферат: одной из приоритетных задач современного российского общества является профилактика экстремистских проявлений среди обучающейся в высших учебных заведениях молодежи в целом и курсантов вузов ФСИН России в частности. Проникновение экстремистской идеологии в молодежную среду свидетельствует о недостаточной социальной адаптации молодых людей, развитии асоциальных установок сознания, вызывающих противоправные образцы поведения. Молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.

К вопросам профилактики молодежного экстремизма существуют различные подходы. Наиболее интересными представляются работы таких исследователей вышеуказанного явления, как: Е. Н. Кондрат, А. В. Иванов, Ю. Н. Зелинский. В них образовательным учреждениям отводится одна из основных ролей в вопросе профилактики экстремистских проявлений среди обучающихся. Система ведомственного образования должна отражать интересы государства, в том числе связанные с национальными, этнокультурными особенностями обучающихся, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии. В статье рассмотрены наиболее распространенные формы реализации профилактики экстремизма в образовательных учреждениях ФСИН России в настоящее время. Патриотическое воспитание, мероприятия по поддержке национальных культур, а также работа по разъяснению правовых норм выделяются как важнейшие инструменты профилактики экстремистских проявлений среди курсантов вузов ФСИН России. Важным фактором в профилактике распространения идеологии экстремизма является необходимость обеспечения постоянного взаимодействия с уполномоченными органами государственной власти и правоохранительными структурами. Однако нельзя останавливаться на уже имеющихся результатах в профилактике распространения экстремистских проявлений в молодежной среде. Внедрение новых научных разработок по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде позволит сформировать иммунитет к пропагандистскому влиянию экстремизма во всех его формах у курсантов вузов ФСИН России. Необходим поиск новых подходов в вышеуказанном направлении, потому что имеющийся в ведомственных образовательных учреждениях потенциал по профилактике экстремистских проявлений среди курсантов, безусловно, задействован не в полной мере.

Ключевые слова: профилактика, экстремизм, молодежный экстремизм, экстремистские проявления, профилактика, молодежь, курсанты, вузы ФСИН России, классификация, научные разработки.

Одна из самых актуальных проблем на всем постсоветском пространстве - агрессивное поведение молодежи. В этом нет ничего удивительного, поскольку кризисные ситуации в различных сферах жизни общества обостряют прежде всего проблемы социализации и адаптации молодежи. Речь идет о поколении, выросшем в 90-е годы XX века после «крупнейшей геополитической катастрофы», как назвал крушение Советского Союза президент России В. В. Путин. Неконтролируемые экономические, политические, социально-нравст-

венные перемены привели к чудовищному росту экономического и социального неравенства, социальным и асоциальным противоречиям и конфликтам. Распад трудовых коллективов и страх потери работы; смена ценностей коллективизма тенденцией к индивидуализации, конкуренцией за «место под солнцем» с недавними коллегами; массовое обнищание еще недавно считавших себя «средним классом» специалистов, то есть родителей значительной части молодого поколения; распад семей и попытки конструирования жизни как сугубо личного проекта - все

это обусловило кризис доверия индивидов и групп как друг к другу, так и к системе в целом. В итоге ценности современной молодежи радикально поменялись, а экстремизм начинается как форма отрицания существующих в обществе норм и правил со стороны отдельных лиц или групп.

Понятие «экстремизм» (от лат. ех1хетш - крайность) традиционно трактуется как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам [7]. Со второй половины XX века разнообразные исследования этого социального явления приобретают актуальность и междисциплинарный характер. Экстремизм становится предметом изучения философов, историков, педагогов, социологов, культурологов, политологов, юристов, экономистов, психологов и др.

Для России и других постсоветских государств, по мнению известного ученого В. А. Тишкова, наиболее серьезным вызовом является экстремизм в сфере межэтнических и межрелигиозных взаимодействий в своих самых радикальных и нетерпимых проявлениях [8].

Как показывают отечественные и зарубежные исследования, молодежный экстремизм приобретает особую социальную значимость и получает распространение среди некоторой части студенческой молодежи, в том числе курсантов вузов ФСИН России, где контингент обучающихся представлен широким спектром национальных культур. Молодежь, проводящая значительную часть своего времени в стенах высших учебных заведений, тем не менее, в должной мере не ограждена от пропагандистского влияния экстремистских организаций. Представители вышеупомянутых экстремистских организаций являются наиболее активными участниками мероприятий антисоциальной направленности. Общество, в котором, с одной стороны, на пьедестал возведен культ богатства и комфорта, а с другой стороны, ограничены или почти недоступны средства их достижения, само порождает антисоциальное поведение. Проблемы взрослой жизни у молодых людей часто вызывают возмущение, протест, различные агрессивные настроения, основанные на отчаянии, которые могут принять крайние, экстремистские формы. Наряду с этим, для молодых людей привлекательны такие установки, как романтика риска, жертвенность, иллюзорная значимость деятельности экстремистов, возможность самоутвердиться, почувствовать себя «спасателем человечества». В результате определенная часть молодежи пытается достичь цели с помощью противоправных методов и становится либо частью криминального мира, либо маргиналами и превращается в деструктивные социальные элементы. В одной из статей известного психолога

А. В. Юревича речь идет о новом типе личности, достаточно распространенном среди нынешней молодежи. Основные черты этого типа, отмечает автор, демонстративная грубость, наглость и агрессивность, презрение к общепринятым социальным нормам, ориентация на законы криминального мира. Такое поведение не является, конечно, нормой для курсантов, но за стенами вуза они общаются и с такого рода молодежью, что не может проходить бесследно [9, с. 132-133]. Игнорирование социокультурных норм поведения, часто ставящее индивида на грань преступления; как ressentiment (от англ. - злопамятство, злоба), по М. Шелеру, сложное отношение, включающее в себя три взаимосвязанных компонента - смешанное чувство злобы, враждебности и ненависти. Иногда эти действия называют преступлениями ненависти (hate crime) - и это уже настоящий фашизм, который мы видим сегодня на Украине. Так что дистанция между экстремизмом и фашизмом невелика, и проблема необходимости профилактики экстремистских проявлений среди молодежи и курсантов, обучающихся в высших учебных заведениях, очевидна.

Многие ученые занимались разработкой данной проблемы. Результаты исследований в области правового и идейно-политического воспитания граждан отражены в работах П. В. Агапова, Ю. М. Антоняна, И. И. Бикеева, В. А. Бурковской, С. А. Воронцова, А. И. Долговой, П. А. Кабанова. Психолого-педагогическим и социально-психологическим анализом экстремизма занимались Ю. А. Акунина, Дж. Арнд, Н. Н. Афанасьев, Дж. Гринберг, М. Дэ-чеш, Ю. Г. Касперович, О. В. Кнительшоти и др. Анализируя их исследования в указанной области, можно сделать вывод о том, что в высших учебных заведениях, включая вузы ФСИН России, пока не выработан иммунитет к экстремистской пропаганде и проявлениям молодежного экстремизма среди обучающихся. Между сложившимися традиционными подходами к реализации идейно-политического воспитания в высших учебных заведениях и недостаточным уровнем использования образовательного потенциала интеграции психолого-педагогических, исторических, социологических, идейно-политических и юридических знаний в становлении целостной личности обучающегося, со сформированным иммунитетом к экстремистской пропаганде, существует ряд противоречий. Прежде всего это противоречие между недостаточной разработанностью научно-практических рекомендаций в вышеуказанной области и необходимостью выработки у курсантов вузов ФСИН России иммунитета к экстремистской пропаганде.

Следует отметить, что молодежный экстремизм имеет ряд отличий от взрослого. Он, за редким исключением, неглубок идеологически, стихиен и менее организован. Большинство взрослых политических экстремистов в критических условиях могут отчасти изменить свою политическую позицию и договориться с более сильным противником, а молодые экстремисты менее склонны к компромиссам.

Существуют разнообразные формы и классификации молодежного экстремизма: политический, экологический, религиозный, экономический и др. Из всех предложенных классификаций наибольший интерес представляет классификация А. В. Иванова, согласно которой экстремизм бывает двух видов: рациональный, целью которого является преодоление социальных дисфункций при помощи нелегитимных радикальных мер и т. п. (например, экстремизм идейно-политических групп, партий); иррациональный, цель которого заключается в борьбе с различными формами болезненного самоутверждения, в снятии повышенного психического напряжения и т. п. (например, немотивированные убийства в общественных местах). Данный подход позволяет определить сущность молодежного экстремизма с позиций его целей и мотивации. К иррациональному типу, по мнению А. В. Иванова, можно отнести экстремизм значительной части молодежных группировок. Анализ разнообразных экстремистских движений, которые открыто пропагандируют насилие: движение скинхедов, «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), национал-большевистская партия (НБП), формирования Русского национального единства (РНЕ), подтверждает обоснованность данного подхода. По материалам правоохранительных органов, вышеупомянутые молодежные движения активны во всех субъектах Российской Федерации [2].

Чтобы лучше понять сущность молодежного экстремизма, необходимо выявить и проанализировать определяющие его факторы-причины - детерминанты. Детерминанты экстремизма и экстре -мистской деятельности - это комплексы причин, условий действия этих причин и факторов, обусловливающих подобного рода поведение. В зависимости от сферы общественных отношений могут быть выделены следующие детерминанты: идеологические, политические, религиозные, социально-психологические, культурные, социально-экономические, нравственные, информационные, миграционные и исторические. Основываясь на анализе факторов-причин экстремистских проявлений в молодежной среде вообще и в вузах ФСИН России в частности, можно обнаружить, что они взаимо-

обусловлены и взаимосвязаны, а также, что их четкое разграничение не представляется возможным. В то же время причины возникновения и развития экстремизма в целом и конкретно молодежного экстремизма совпадают не всегда. Можно выделить детерминанты экстремистского поведения, характерные именно для возрастной группы курсантов и студентов, обучающихся в высших учебных заведениях ФСИН России. Во-первых, это экстремальный тип сознания, присущий молодежи как социальной группе. Во-вторых, низкая интеграция материалов по профилактике возникновения экстремистских взглядов среди учащейся молодежи в учебный процесс в вузах ФСИН России. В-четвертых, влияние современной информационно-коммуникационной среды, социальной сети Интернет.

Наиболее опасной для общества формой девиации является делинквентное поведение, в том числе совершение преступлений. К сожалению, отклоняющееся поведение в молодежной среде становится все более массовым явлением в современной России.

Подходы к вопросам профилактики экстремизма в молодежной среде различны. Е. Н. Кондрат, например, говорит о том, что государственные и общественные организации, выполняющие профилактические функции, могут находиться на четырех уровнях-ступенях. Принцип соотношения воспитательно-педагогических и «карательно-устрашающих» методов - основа предложенного деления. Система профилактики в исследованиях Е. Н. Кондрата базируется на инфраструктуре, а такие институты, как институты общего социального предупреждения, институты первичного специального предупреждения, институты вторичного специального предупреждения, институты уголовно-правового и исполнительного предупреждения, составляют ее ядро.

Интересен новый подход к педагогической профилактике экстремистских проявлений, разработанный в диссертации Ю. Н. Зелинского «Теория и практика педагогической профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде в системе непрерывного профессионального образования», включающий в себя три уровня этого процесса: первичная профилактика, целью которой является формирование иммунитета к пропагандистскому влиянию экстремизма на учебно-профессиональную, семейно-бытовую, идейно-политическую и духовную культуру студента и учебного заведения в целом. Целью вторичной профилактики является формирование иммунитета к пропагандистскому влиянию экстремизма на сферы жизнедеятельности города и региона, в котором

функционирует данное учебное заведение. Формирование иммунитета к пропагандистскому влиянию экстремизма на различные сферы жизнедеятельности российского общества и международного сообщества у обучающихся - цель третичной профилактики.

Следует также отметить, что важной стратегией противодействия экстремизму должна быть политика отказа от его излишнего присутствия в средствах массовой информации. На экранах телевизоров и в печати не должны цитироваться теоретики и практики терроризма. Легко представить себе, какой урон имиджу страны принесла непродуманная кампания против пресловутой панк-группы «Pussy Riot», не стоящая тысячной доли потраченных усилий.

Необходимы также профилактика и нейтрализация экстремизма, что называется, в зародыше. Надо реагировать на обидные клички или прозвища этнического содержания, соответствующие высказывания или рисунки (свастики и др.), появление, а тем более чтение экстремистской литературы, проникновение криминальной субкультуры во все сферы культуры и быта и т. п.

Безусловно, борьба с экстремистскими проявлениями - это прежде всего функциональная обязанность правоохранительных органов. Правовую основу борьбы с экстремизмом в нашей стране составляет ряд нормативных актов. Основным нормативным актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень его признаков, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1].

Образовательные учреждения ФСИН России обладают значительным потенциалом в вопросе профилактики экстремистских проявлений. Наиболее распространенными мероприятиями как формами реализации профилактики экстремизма в высших учебных заведениях ФСИН России являются: организация и проведение конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения курсантов и студентов; организация недели правовых знаний; создание в вузах ФСИН России советов курсантского самоуправления; реализация программ по гражданско-патриоти-ческому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни среди курсантов.

Важнейшим инструментом профилактики экстремистских проявлений среди курсантов вузов ФСИН России является патриотическое воспитание, которое прививает уважение к государству и ко всем гражданам страны [5, с. 113]. На основе

анализа результатов патриотической работы также можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени оказывают влияние на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику ксенофобии и экстремизма. Одним из таких направлений является организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн); участие курсантов в системе мероприятий, которые традиционно проводятся как на уровне высших учебных заведений, так и на муниципальном и областном уровнях. К таким мероприятиям относятся проведение акций: «Георгиевская ленточка», патриотический проект «Страницы памяти: моя семья в годы Великой Отечественной войны», успешно реализуемый в Академии ФСИН России, благоустройство памятников, мемориалов, обелисков, воинских захоронений, возложение цветов и венков к мемориалам и памятникам, а также тематические встречи ветеранов и курсантов, организация праздничных концертов для ветеранов.

В работе по патриотическому воспитанию следует больше уделять внимания социокультурному и профессионально-деятельностному направлениям. Такая работа проводится краеведческими музеями, кружками художественного творчества. Формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом - любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям [3].

Следует также уделять особое внимание мероприятиям по поддержке национальных культур. Полиэтничность состава учебно-строевых подразделений вузов ФСИН России диктует необходимость включения в число основных приоритетов воспитания в вузе цели сплочения многонационального коллектива. Поддержка национально-культурных традиций в вузах ФСИН России имеет важное значение в системе мероприятий по профилактике экстремизма, проводимых в образовательных учреждениях. Такие мероприятия расширяют кругозор обучающихся, дают представление о национальных традициях и обычаях других народов, предотвращают развитие питательной почвы для проявления экстремизма на национальной основе [6].

Академия ФСИН России является ведущим вузом, готовящим будущих сотрудников правоохранительных органов, в обязанность которых будет входить борьба с вышеупомянутыми негативным явлениями. Вместе с тем курсанты, слушатели и студенты академии могут быть подвержены влиянию различных экстремистских формирований [4], поэтому Академия ФСИН России считает одной из своих задач организацию комплекса мер по про-

филактике проявления и распространения экстремизма среди курсантов, слушателей и студентов академии: разработано методическое пособие «Профилактика проявления экстремизма в молодежной среде Академии ФСИН России»; предложены и внедрены такие меры профилактики экстремистских проявлений среди курсантов и студентов, как требование равенства в выполнении определенного объема работы вне зависимости от национальной принадлежности; усиление контроля начальствующего состава за своевременным выявлением и пресечением конфликтных ситуаций; включение в свою работу кураторами учебных групп вопросов просветительской и разъяснительной работы о специфике проявления молодежного экстремизма; разработка наглядной агитации, демонстрирующей позитивные, конструктивные и социально одобряемые образцы поведения в обществе; активное вовлечение курсантов в социальную, общественную жизнь, создание условий для самореализации в науке, спорте, искусстве, включение молодых людей в позитивную жизнедеятельность образовательного пространства академии; создание на базе отделения психологического обеспечения академии телефона доверия по оказанию курсантам, слушателям и студентам помощи в кризисной ситуации; привлечение представителей Русской православной церкви, иных национальных конфессий для проведения информационных часов (по мере необходимости).

Методические пособия и программы противодействия экстремизму в молодежной среде в вузах ФСИН России, рассмотренные нами, направлены на то, чтобы способствовать повышению эффективности воспитательной и организационной деятельности в области диагностики и своевременного обнаружения проявлений экстремизма среди курсантов вузов ФСИН России, а также принятию действенных мер по их противодействию. Поэтапная реализация новых научных разработок по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде позволит выйти на консолидированную цель - диалектическое саморазвитие иммунитета к пропагандистскому влиянию экстремизма во всех его формах.

Следует обратить особое внимание и на то, что успех профилактической работы с обучающимися в значительной степени зависит от обеспечения постоянного взаимодействия и качества совместной деятельности преподавателей вузов ФСИН России с представителями Минобрнауки России, социальными педагогами, представителями традиционных конфессий, а также сотрудниками МВД России и ФСБ России, специализирующимися на профилактике молодежного экстремизма.

Таким образом, необходимо не останавливаться на достигнутом и продолжать поиск новых подходов к профилактике распространения экстремистских проявлений среди курсантов вузов ФСИН России.

Список литературы

1. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.

2. Бааль Н. Б. Политический экстремизм российской молодежи и технологии его преодоления : авто-реф. дис. ... д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2012. 36 с.

3. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении : практ. рук-во. СПб., 2006. 27 с.

4. Бурукин В. В., Волков Е. П., Дядченко Е. А. Профилактика проявления экстремизма в молодежной среде Академии ФСИН России : метод. пособие. Рязань, 2013.

5. Иванов Р. С. Применение полиграфа как мера противодействия экстремизму // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 113.

6. Кроз М. В., Ратинова Н. А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М., 2005. 40 с.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. 908 с.

8. Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003. 544 с.

9. Юревич А. В. Развязно-агрессивный тип личности как проявление нравственного состояния современного российского общества // Психологические проблемы современного российского общества. М., 2012. 575 с.

MIKHAIL IVANOVICH KOSHELEV,

dsc in history, professor, honored worker of higher education of the Russian Federation,

professor of the philosophy and history department;

IRINA VLADIMIROVNA KAREEVA, lecturer of the philosophy and history department (Academy of the FPS of Russia), е-mail: kareevai@mail.ru

PREVENTION OF EXTREMIST MANIFESTATIONS AMONG CADETS OF HIGHER EDUCATION

INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA

Annotation: one of the priorities of the modern Russian society today is the prevention of extremism among students in higher education of young people and students of universities FSIN Russia in particular. Penetration of extremist ideology among youth indicate a lack of social adaptation of young people, the development of antisocial attitudes of consciousness, causing illegal behavior patterns. Youth extremism expressed in disregard of the applicable rules of conduct, the law in general, the appearance of informal youth associations wrong fulnature. For the prevention of youth extremism, there are different approaches. The most interesting is the new work of such scholars as the above phenomenon: EN Kondrat, AV Ivanov, YN Zelinsky. They educational institutions can play a major role in the issue of prevention of extreme is m among students Depart mental education system must reflect the interests of the State including those related to national, ethnic and cultural characteristics of students, the conditions of intercultural dialogue and the design problem of ethnic and religious harmony. The article describes the most common forms of implementing the prevention of extremism in the educational institutions of the FPS Russia at the moment. Patriotic education, activities in support of national cultures, as well as work to raise awareness of legal norms stand out as the most important tools of prevention extremism among students of universities FSIN Russia. An important factor for the prevention of the spread of extremist ideology is the need for constant interaction with the competent public authorities and law enforcement agencies. However, we can not dwell on the past results for the prevention of the spread of extremism among young people. The introduction of new scientific development s prevention extreme is among young people, we have considered, will allow to develop immunity to the influence of the propaganda of extremism in all its forms to the students of universities FSIN Russia. The search for new approaches in the above direction because available in departmental educational institutions for the prevention of potential extremism among students, of course, is not being used to the full.

Key words: prevention, extremism, youth extremism, prevention of extremist manifestations, youth, cadets, extremist manifestations, higher education institutions of the FPS of Russia, classification, scientific development.

References

1. Federal'nyj zakon ot 25 ijulja 2002 g. № 114-FZ «O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti».

2. Baal' N. B. Politicheskij jekstremizm Rossijskoj molodezhi i tehnologii ego preodolenija. Avtoref. dis. dra polit. nauk [Political extremism of the Russian youth and technology to overcome. Dr. political sci. diss. ab-scract]. N. Novgorod, 2012, p. 36.

3. Baeva I. A. Obespechenie psihologicheskoj bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Provision of psychological safety in educational institutions]. St. Petersburg, 2006, p. 27.

4. Burukin V. V., Volkov E. P., Djadchenko E. A. Profilaktika projavlenija jekstremizma v molodezhnoj srede Akademii FSIN Rossii [Prevention of extremism among youth Academy FSIN Russia]. Ryazan, 2013, p. 19.

5. Ivanov R. S. Primenenie poligrafa kak mera protivodejstvija jekstremizmu [Primenenie polygraph as a measure to counter extremism]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2013, no. 3, p. 113.

6. Kroz M. V., Ratinova N. A. Social'no-psihologicheskie i pravovye aspekty ksenofobii [Socio-psychological and legal aspects of xenophobia]. Moscow, 2005, p. 24.

7. Ozhegova S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Dictionary of Russian language]. Moscow, 1999, p. 908.

8. Tishkov V. A. Rekviem po jetnosu: issledovanija po social'no-kul'turnoj antropologi [Requiem for Eth-nos: a study on the socio-cultural anthropology]. Moscow, 2003, pp. 309-320.

9. Jurevich A. V. Razvjazno-agressivnyj tip lichnosti kak projavlenie nravstvennogo sostojanija sovremen-nogo rossijskogo obshhestva [Swagger-aggressive personality type as an expression of the moral state of modern Russian society]. Psihologicheskie problemy sovremennogo rossijskogo obshhestva [Psychological problems of modern Russian society]. Moscow, 2012, 575 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.