УДК 378
Резник Юрий Николаевич
Yuri Reznik
Гурулева Татьяна Леонидовна
Tatyana Guruleva
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕГИОНА СИБИРИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ
PREMISES AND PROBLEMS OF FORMATION OF INTERNATIONAL MULTICULTURAL EDUCATIONAL REGION OF SIBERIA AND FAR-EAST OF RUSSIA AND NORTH-EASTERN PROVINCES OF CHINA
Рассмотрен процесс становления нового меж- The article considers the process of a new interna-дународного поликультурного образовательного tional multicultural educational region appearance, региона, включающего территорию Сибири, including territory of Siberia and Far-East of Russia Дальнего Востока России и Северо-Восточные and North-Eastern provinces of China. The premises of провинции Китая. Даны предпосылки формирова- the region formation are studied and the main prob-ния региона, выявлены основные проблемы его lems of its functioning are shown функционирования
Ключевые слова: международный поликультурный Key words: international multicultural educational region,
образовательный регион, образовательное сотрудни- educational collaboration, Siberia and Far-East of Russia,
чество, Сибирь и Дальний Восток России, Северо- North-Eastern provinces of China, educational space of
Восточные провинции Китая, образовательное про- Asian-Pacific Region, premises of international educational
странство АТР, предпосылки формирования междуна- region formation
родного образовательного региона
Стратегия образования будущего нашей страны - формирование и сохранение единого поликультурного образовательного пространства России. В настоящее время Россия осуществляет очевидные и достаточно успешные шаги в направлении инте-
грации в единое общеевропейское образовательное пространство. Можно с уверенностью отметить, что все коренные преобразования, происходящие в российской системе высшего образования, связаны с вхождением нашей страны в Болонский процесс.
Необходимым условием существования и функционирования системы образования будущего является ее соответствие цивилизационному многообразию человечества. Такое соответствие обеспечивает идеология нового российского евразийства, выступающая методологией межцивилизационного общения и закономерно реализующаяся в образовательной сфере. Реализация идеологии нового российского евразийства в области образования предусматривает интеграцию России, наряду с европейским образовательным пространством, в образовательное пространство АТР.
В настоящее время высшие учебные заведения России активно развивают международное сотрудничество с вузами стран АТР. Особенно активно это сотрудничество реализуется с университетами КНР, для которых взаимодействие с Россией является одним из ключевых направлений в международной образовательной деятельности.
Регулярное образовательное сотрудничество вузов Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая началось в 1989 г. За 20 лет образовательных контактов между двумя странами был накоплен значительный опыт организации и реализации разного рода совместных образовательных мероприятий. Наиболее востребованными среди них являются подготовка высококвалифицированных специалистов по прямым договорам между вузами и обучение в рамках совместных образовательных программ.
Двадцатилетний опыт образовательного сотрудничества между вузами Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая требует обобщения, многоаспектного анализа, систематизации и объективной оценки, направленных на оптимизацию процесса дальнейшего международного образовательного сотрудничества между вузами России и Китая и определение наиболее перспективных направлений развития международного образовательного пространства.
Достижению и реализации этих целей способствует проведение в регионах Сибири и
Дальнего Востока и Северо-Восточных провинций КНР различных международных научно-практических конференций, симпозиумов, форумов по вопросам международного образовательного сотрудничества. Одним из наиболее значимых событий такого рода, свидетельствующих о формировании нового международного поликультурного образовательного региона, является проведение Международного форума ректоров высших учебных заведений Дальнего Востока и Сибири РФ и СевероВосточных провинций КНР. Этот проект начался в 1993 г. как российско-китайское совещание ректоров высших учебных заведений Восточного региона России и провинции Хэйлунцзян в г. Хабаровск. С обеих сторон в нем приняли участие около 40 руководителей ведущих региональных вузов, представители министерств образования обеих стран, общественных организаций России и Китая. С тех пор состоялось восемь форумов - в Хабаровске, Харбине, Владивостоке. Восьмой форум прошел в сентябре 2009 г. в г. Далянь (КНР). В работе форума с китайской стороны приняли участие ректоры и проректоры 41 вуза СевероВосточных провинций, руководители министерства образования Китайской Народной Республики, ответственные работники органов управления образованием провинций Ляонин, Хэйлунцзян и Цзилинь. С российской стороны в работе форума приняли участие ректоры и проректоры 45 вузов Сибири и Дальнего Востока, руководители Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ, ответственные работники управления образованием Восточных регионов России.
Основными вопросами форума были проблемы взаимоотношения экономической глобализации и интернационализации высшего образования, межвузовского сотрудничества в области образования и науки, конкретные результаты совместных образовательных программ, правовые вопросы, связанные с реализацией совместных программ взаимного обмена студентами и преподавателями.
Было принято решение активизировать дальнейшее развитие международных связей вузов России и Китая в таких областях, как:
- формирование и реализация совместных научно-технических программ;
- повышение квалификации и переподготовка кадров по актуальным направлениям науки, техники и технологии;
- культурно-образовательный обмен студентами;
- послевузовское образование;
- совершенствование правового обеспечения и путей решения процедурно-технических проблем, связанных с въездом-выездом представителей сотрудничащих вузов в страны АТР и их регионы.
Форум ректоров высших учебных заведений Дальнего Востока и Сибири РФ и Северо-Восточных провинций КНР, а также другие значимые международные научно-практические мероприятия, совместные научно-образовательные проекты двух стран в названном регионе являются важным фактором и показателем формирования нового международного поликультурного образовательного региона, включающего Сибирь и Дальний Восток РФ и Северо-Восточные провинции КНР.
Предпосылками формирования названного образовательного региона являются:
i) специфика современной системы образования Китая и ее философские основания, создающие основу для межцивилизационного и межкультурного взаимодействия.
Вопрос о специфике современного китайского образования вытекает непосредственно из ситуации активного взаимодействия цивилизаций и культур. Китай вступил в тесные отношения с Западной цивилизацией, активно ассимилируя ее явления в своей традиционной культуре, что отразилось и на системе китайского образования. В начальный период проведения реформ (с 1987 г.) Китай отказался от советской модели высшего образования по причине излишней идеологизации системы и пренебрежения к вопросу экономической целесообразности при подготовке кадров и начал
копирование системы высшего образования западно-европейского и американского образца. Социальная действительность современного Китая обусловлена политикой кросс-культурных отношений со всем миром, в том числе и с Западом, что закономерно находит свое выражение в сфере образования как продукте социальной действительности. Многие специалисты в области образования считают, что движение в этом направлении совпадает с реформами, проводимыми в Китае. Таким образом, модернизация высшего образования в Китае в настоящее время представляет собой процессы кросс-культурного взаимодействия Китая и Запада [5; С. 141].
Главное отличие между сущностью традиционного китайского и западно-европейского образования состоит в том, что традиционная китайская - конфуцианская система образования направлена на познание правил социального взаимодействия, а западно-европейская -на познание природы и раскрытие внутренних способностей человека. Поэтому парадигма традиционного китайского высшего образования определяется как «идеологическая», а западноевропейского - как «знаниево-компетентностная». «Идеологическая» парадигма организует высшее образование как процесс освоения знания об основах государственного устройства. Результатом образования является формирование почтения перед существующей идеологией, безукоснительное согласие с любой политической линией, идущей от верхних ступеней государственной власти. Личность, подготовленная в такой системе образования - чиновник, человек, стоящий на службе у государства. «Знаниево-компетентностная» парадигма ориентирует образование на умственное воспитание и развитие, способность применения полученных знаний для решения конкретных практических задач. Передача научно-практических знаний есть основное содержание учебно-воспитательного процесса. Результатом образования является формирование независимого сознания, ориентированного на приращение научно-
го знания. Научное познание не зависит от государственной политики, определяется приоритетом научной истины перед идеологией.
Анализ антропологических установок западно-европейской и китайской философии показал, что для западной культуры идеалом человека всегда выступал ученый, обладающий хорошей эрудицией, делающий открытия в науках. Для китайской культуры идеальным человеком всегда был мудрец - человек, знающий как жить в гармонии с окружающим его миром, с обществом, в котором он живет. Безусловно, китайской культуре не был чужд и дух «индивидуализма», но понимание его отличается от европейского.
При всех явных и скрытых различиях существуют и единые основания образования, независимые от конкретной культуры. Этими основаниями является воспитание личности человека, таких ее качеств, как стремление к добру, истине и красоте.
В основе образования Китая лежит идея гармонии, мирного сосуществования человека и мира. Ключевым в этой идее является акцентуация мира: в конфуцианстве речь идет о мире между людьми, в даосизме - о мире между небом и человеком, в буддизме - о мире внутри человека. Благодаря этой идее, транслируемой через образование, Китай на протяжении веков обладал устойчивой социальной системой.
При всей открытости китайской образовательной системы, Китай остается на позициях традиционного конфуцианского китайского мировоззрения, поэтому в основе китайской образовательной системы сохраняется идея социального служения личности, подчинения интересов индивида интересам общества.
Из советской системы образования Китай заимствовал идею воспитания социальноориентированных людей, верных служителей общества и государства, подчиняющих свои силы и способности созданию всеобщего блага, заботящихся не столько о личном процветании, сколько о национальном.
Из западно-европейской системы обра-
зования Китай активно перенимает, прежде всего, идею ценности научного познания, осознавая при этом негативные проявления позитивизма и прагматизма западного мировоззрения в сфере образования - установку на гонку технологий, утрату связи человека с природой.
Таким образом, современный Китай стоит на позициях соединения в своей системе высшего образования национальных традиций и европейских достижений таким образом, чтобы при сохранении традиционных установок конфуцианства (приоритет социального перед личностным) личность могла стать квалифицированным специалистом, наделенным научным и практическим знанием и навыками и высокими профессиональными компетенциями. Только такая модель образования, по мнению китайских ученых, философов и политиков, не разрушит национальных основ Китая, будет способствовать развитию научно-технического образования при приоритете общественных и гуманитарных дисциплин;
2) некоторые схожие черты систем высшего образования России и Китая.
Вхождение России в Болонский процесс и ориентация Китая на западно-европейскую и американскую систему образования создают некоторые сходные черты наших образовательных систем, которые закладывают базу для осуществления активного сотрудничества между нашими странами, в том числе в поли-культурном образовательном регионе Сибири и Дальнего Востока России и СевероВосточных провинций Китая.
Этими общими чертами являются:
- использование двухступенчатой (двухуровневой) системы высшего образования. В высших учебных заведениях в Китае реализуется додипломное и послевузовское образование. К додипломному образованию относятся основные программы (benke programs), продолжительностью 4...6 лет, которые завершаются получением диплома об окончании высшего образования («benke» диплома). Университеты и четырехлетние колледжи, реализующие программы полного курса и имеющие
право присуждать ученые степени, присваивают выпускникам, которые имеют хорошие академические результаты и достигли соответствующих академических стандартов, ученую степень бакалавра по одному из 12 направлений подготовки, утвержденных комитетом академических степеней Госсовета и Министерства образования и включающих философию, экономику, юриспруденцию, педагогику, литературу, историю, естественные науки, инженерные науки, агрономию и медицину. Послевузовское образование подразумевает магистерскую подготовку с присвоением ученой степени магистра и реализацию докторских программ с присвоением ученой степени доктора наук. Россия в рамках присоединения к Болонскому процессу также к 2011 г. полностью перейдет на двухступенчатую (двухуровневую) систему;
- использование системы зачетных единиц. Россия, как и другие европейские страны, присоединившиеся к Болонской декларации, ориентируется на использование зачетных единиц, размерность и порядок применения которых определяется документом European Credit Transfer System (ECTS) («Европейская система перевода и накопления кредитов»). Зачетная единица рассматриваемой в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности: подобная система зачетных единиц существует в ряде стран, принявших за основу западно-европейскую и американскую модель высшего образования, в том числе и в Китае;
- балльно-рейтинговая система оценивания знаний и обеспечения качества учебного процесса. В рамках вхождения в Болонский процесс Россия осуществляет переход к балльно-рейтинговой системе оценивания, рассматривая ее как механизм обеспечения качества и оценки результатов обучения, активизации учебной работы студентов. В Китае существует подобная 100-балльная система оценок, которая может иметь и «буквенный» эквивалент (A (100-85), B (84-75), C (74-60), D (59-0);
- система оценки качества образования.
В высшем образовании Китая оценка качества производится на предмет установления соответствия деятельности вузов образовательным стандартам, разработанным Государственной комиссией по образованию. Оценка деятельности при этом осуществляется по совокупности трех форм: самооценки, оценки органом управления и социальной оценки со стороны потребителей и общественности. Похожая система комплексной оценки деятельности вузов существует и в России;
- схожесть некоторых элементов системы управления образованием. В Китае функциями государства являются создание единой системы государственных экзаменов, учреждение системы выдачи дипломов и ученых степеней, инспекционной системы, а также системы аккредитации учебных заведений. Схожие функции управления образованием присущи и нашему государству;
3) заинтересованность Китая в изучении и использовании опыта России в организации высшего профессионального образования.
Китайские ученые в своих исследованиях подчеркивают, что для Китая может быть полезным опыт России в следующих областях:
- создание в России единого образовательного пространства;
- введение в России системы образовательных стандартов с акцентом как на базовые, так и на современные комплексные дисциплины и интегративные учебные курсы;
- организация в России системы непрерывного профессионального образования [4];
4) желание и готовность российских и китайских коллег выявлять и решать проблемы, возникающие в процессе международного образовательного сотрудничества.
В процессе образовательного сотрудничества в названном регионе возникает целый ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее развитие и углубление сотрудничества. Анализ материалов конференций, форумов по вопросам образовательного сотрудничества региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая
показал, что одной из наиболее серьезных проблем учеными полагается недостаток специалистов, владеющих китайским и русским языками, особенно в научно-технической области, в области разработки высоких технологий. Эта один из наиболее серьезных вопросов, препятствующих сотрудничеству наших стран в области высшего образования. Среди других проблем называются отсутствие взаимного признания квалификаций и степеней высшего образования, сложности создания учебных планов совместных образовательных программ из-за несоответствия государственных образовательных стандартов двух стран; несоответствие учебных программ вузов-партнеров; низкое качество учебно-методических комплексов, не учитывающих требований к освоению дисциплин за рубежом; невысокое качество набираемого контингента для прохождения обучения за рубежом, проблема социально-психологической и культурной адаптации зарубежных студентов, отсутствие системы взаимозачета зачетных единиц и др. [1], [2], [3].
На совместных международных конференциях, симпозиумах и форумах российские и китайские коллеги, работающие в области высшего образования, осознают важность выявления и решения возникающих проблем, предлагая различные пути выхода из трудных ситуаций. Одним из наиболее эффективных путей решения проблем называется повышение уровня сотрудничества двух стран в области высшего образования до уровня государственной стратегии;
5) стратегические интересы России и Китая в экономическом подъеме и развитии Сибири и Дальнего Востока России и СевероВосточных провинций Китая.
Правительства двух стран осознают стратегическую важность развития названного региона. Для России Сибирь и Дальний Восток являются базой интеграции страны в АТР. В связи с этим правительством страны принимаются и ставятся задачи реализации Федеральных целевых программ экономического и
социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Первая программа была рассчитана на 1996-2005 гг., следующая разработана на период до 2013 г. В Китае также существует Программа подъема Северо-Востока и Запада КНР. Не останавливаясь на результатах экономических успехов реализации программ, подчеркнем, что их осуществление во многом зависит от фактора международного сотрудничества. Поэтому правительствами наших стран предпринимаются серьезные шаги к согласованию путей реализации двух программ, что, безусловно, создает предпосылки экономической взаимной интеграции названных регионов и является экономической основой для формирования международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая.
В связи с этим можно сделать вывод о формировании в настоящее время нового международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая, основными характеристиками которого являются:
- сопредельность территорий и взаимная культурно-образовательная и экономическая интеграция приграничных регионов двух стран;
- наличие общей цели укрепления дружбы и взаимопонимания между народами России и Китая, обогащения образовательных систем двух стран, способствующей экономическому соразвитию и сопроцветанию приграничных регионов;
- наличие заинтересованности в образовательном сотрудничестве по большому ряду направлений: подготовка специалистов по прямым договорам между вузами двух стран; совместная разработка и обмен учебнометодическими материалами и комплексами; реализация краткосрочных образовательных программ, в том числе по языковой подготовке китайских и российских граждан, а также программ по повышению квалификации и переподготовке специалистов с высшим образова-
нием; взаимообмен на грантовой основе ведущими учеными для чтения курсов по наиболее актуальным направлениям науки, техники и технологий; обмен студентами и преподавателями, научными работниками с целью изучения языков, обучения по различным программам, включая переподготовку специалистов, проведение совместных научных исследований; расширение дистанционного образования, активизация деятельности в области информационного обмена; развитие прямых научно-технических связей между вузами; реализация совместных образовательных программ; проведение совместных научных конференций, в том числе с участием студентов; обмен коллективами студенческой художественной самодеятельности и студенческими спортивными командами;
- наличие очевидных успехов, достигнутых в международной образовательной деятельности региона: повышение конкурентоспособности вузов двух стран, повышение научноинновационного потенциала вузов и уровня научных исследований; повышение качества подготовки специалистов в вузах двух стран; установление дружеских, партнерских отношений между вузами на благо их соразвития в противовес жесткой конкуренции; интеграция вузов региона в мировое образовательное пространство.
С целью повышения эффективности сотрудничества России в названном международном поликультурном образовательном ре-
1. Ван Цзюнь. Поиск моделей международного научно-технического сотрудничества в вузах в контексте глобализации / Цзюнь Ван // VIII международный форум ректоров Дальнего Востока, Сибири РФ и Северо-Восточных провинций Китая. - Далянь: ДУИЯ, 2009. - С. 112-115.
2. Ли Юйлинь. Стратегическое размышление о сотрудничестве в области высшего образования между Китаем и Россией на новом этапе / Юйлинь Ли // VIII международный форум ректоров Дальнего Востока, Сибири РФ и Северо-
гионе необходимо использовать и опыт ее интеграции в единое европейское образовательное пространство, поскольку проблемы роста академической мобильности, развития сотрудничества в области качества образования, разработки и реализации интегрированных образовательных программ, интеграции образовательного пространства и пространства научных исследований, обмена и стандартизации являются общемировыми глобализационными образовательными проблемами и также характерны для международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая. Можно с уверенностью сказать, что смена образовательной парадигмы в России, ее вхождение в Болонский процесс способствуют переходу сотрудничества со странами АТР и СВА на качественно новый уровень развития.
Таким образом, поставив перед собой задачу интеграции в единое европейское образовательное пространство, Россия одновременно осуществляет направленную деятельность по вхождению в образовательное пространство АТР через его субрегион СВА. Одним из показателей образовательной интеграции в СВА является достаточно интенсивное на сегодняшний день формирование международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая.
_______________________________Литература
Восточных провинций Китая. - Далянь: ДУИЯ, 2009. - С. 115-117.
3. У Гочунь. Подготовка высококачественного и творческого специалиста - миссия современного университета / Гочунь У // VIII международный форум ректоров Дальнего Востока, Сибири РФ и Северо-Восточных провинций Китая. -Далянь:ДУИЯ, 2009. - С. 107-110.
4. Хэ Сяоган. Становление и развитие системы высшего профессионально-технического образования в Китае: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.01 / Сяоган Хэ. - М., 2004. - 239 с. тока и Запада: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 /
5. Чжэн Чжилянь. Становление образова- Чжилянь Чжэн. - Владивосток, 2006. - 159 с. ния в контексте взаимодействий культуры Вос-
Коротко об авторах_____________________________________
Резник Ю.Н., д-р техн. наук, профессор, ректор Читинского государственного университета, Заслуженный деятель науки Раб. тел.: 41-64-44
Научные интересы: лингводидактика; теория и методика преподавания иностранных языков; история, теория и методика языкового образования
Гурулева Т.Л., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой международных информационных связей, Читинский государственный университет (ЧитГУ)
Раб. тел.: 35-24-06
Научные интересы: лингводидактика; теория и методика преподавания иностранных языков; история, теория и методика языкового образования
________________________________Briefly about the authors
Yu. Reznik, Rector of the Chita State University, Doctor of Engineering Science, Professor, Honoured Science Worker
Areas of expertise: linguodidactics, theory and methodology of teaching foreign languages; history, theory, and methodology of language education
T. Guruleva, Head of International Informational Relations Department of Chita State University, Candidate of Pedagogical Science, Assistant Professor
Areas of expertise: linguodidactics, theory and methodology of teaching foreign languages; history, theory, and methodology of language education