134
Высшее образование в России • № 12, 2014
KHIZHNYAK V.D. RECRUITMENT OF INTERNATIONAL MEMBERS OF FACULTY
Abstract. The article discusses the key factors of successful recruitment of international members of Faculty and the main stages of the process of search and employment of international employees. The article is written on the basis of the analysis of experience of foreign and Russian universities successfully attracting foreign specialists for extending length of time.
Keywords: recruitment, international members of Faculty, search committee, tenure system
Author:
KHIZHNYAK Vladimir D. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., MBA (USA), Head of International Office, St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia, [email protected]
Т.Л. ГУРУЛЕВА, д-р пед. наук, доцент
Военный университет Министерства обороны. РФ
Единое
образовательное пространство в АТР
Статья посвящена рассмотрению процессов формирования образовательного пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Рассматривается участие России в сотрудничестве стран региона в области высшего образования, даны рекомендации по дальнейшему углублению интеграции нашей страны в образовательные процессы, происходящие в Азии, и успешному формированию единого образовательного пространства в АТР.
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, единое образовательное пространство АТР, сотрудничество в области высшего образования, азиатская интеграция, международная академическая мобильность
К настоящему времени Россия осуществила очевидные шаги в направлении интеграции в единое европейское образовательное пространство. Безусловно, коренные преобразования, происходящие в российской системе высшего профессионального образования, связаны с вхождением нашей страны в Болонский процесс. Вместе с тем,признавая значимость европейской интеграции, российские ученые подчеркивают, что «при формулировании и претворении в жизнь политики РФ... необходимо принимать во внимание спецификуистори-ческого опыта становления России в качестве евроазиатского государства, не допуская “отставания” азиатского вектора внешней политики от европейского “собрата”,
обеспечивая сбалансированную “бинаправленность” - европейскую и азиатскую -внешней политики нашей страны» [1, с. 14].
Президент России В.В. Путин на саммите АТЭС 2012 г. в г. Владивостоке отметил: «Считаем, что уже сейчас необходимо прорабатывать идею формирования единого образовательного пространства в АТР. Наша страна исторически, географически - неотъемлемая часть АТР. Полноформатный выход на азиатско-тихоокеанское пространство мы рассматриваем как важнейший залог успешного будущего России, развития сибирских и дальневосточных регионов » b Украинский кризис и 1
1 http://itar-tass.com/ archivethemes/600158
Интернационализация образования
135
последовавшее охлаждение отношений России с США и Европейским Союзом еще раз подтвердили стратегическую важность азиатской интеграции для России. В связи с этим российские устремления на Восток стали приобретать все более конкретную реализацию. Что же происходит на этом фоне с азиатско-тихоокеанской образовательной интеграцией России?
Уже сейчас в АТР обучается одна треть от общего числа студентов мира. В регионе ежегодно наблюдается динамичный рост набора студентов и международной академической мобильности. Страны - лидеры академической мобильности: США, КНР, Россия, Япония, РК и др. - ставят задачу дальнейшего увеличения численности иностранных студентов. Более половины мировых мегауниверситетов (количество студентов - не менее 100 тысяч человек) размещены в АТР. Образовательные процессы в регионе характеризуются созданием крупных открытых университетов, быстрым развитием дистанционного и трансграничного образования, широким применением информационно-коммуникационных технологий. В качестве примеров специалисты называют Малайзийский мультимедийный суперкоридор, 15 цифровых университетов в Республике Корея, 67 онлайновых колледжей при университетах Китая и т.д. [2]. По версии QS (Quacquarelli Sy-monds World University Rankings) 2012-13 гг. в «Топ 500» мировых университетов включены 235 университетов из 15 государств АТР. Все эти факты свидетельствуют о том, что образовательное пространство АТР обладает огромным потенциалом.
К основной проблеме образовательного пространства в АТР относится неравномерность развития системы образования в разных странах региона. Специалисты отмечают разрыв в предоставлении образовательных услуг и их качестве между развивающимися и развитыми странами, а также городами и сельскими районами.
Несмотря на это, азиатско-тихоокеан-
ское образовательное сотрудничество идет по пути интеграции образовательных систем стран региона. Взаимодействие осуществляется как на уровне правительств, так и на уровне университетов. Образовательная интеграция обеспечивается деятельностью международных организаций, международных форумов, региональных межправительственных и неправительственных организаций, всемирных конференций по высшему образованию, региональных семинаров и конференций по признанию дипломов и степеней.
Важнейшую роль в обеспечении образовательной интеграции в регионе сыграла Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана, принятая ЮНЕСКО в декабре 1983 г. в Бангкоке и ратифицированная 20 странами. 26 ноября 2011 г. в Токио была принята новая Конвенция АзиатскоТихоокеанского региона о признании квалификаций высшего образования, которая призвана заменить конвенцию 1983 г. В новой Конвенции было учтено следующее: учреждение (или обеспечение функционирования) каждой участвующей стороной собственного национального информационного центра по признанию, который будет предоставлять авторитетную и точную информацию о национальной системе образования и выдаваемых дипломах/ квалификациях; разработка и внедрение в практику национальных квалификационных рамок и унифицированного приложения к диплому. Токийскую конвенцию уже подписали Армения, Бангладеш, Камбоджа, КНР, Лаос, РК, Тимор, Турция и Россия. В настоящее время процедура ратификации новой «Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования» является открытой.
Международный экономический форум АТЭС также оказывает значимое влияние на образовательные интеграционные про-
136
Высшее образование в России • № 12, 2014
цессы в АТР. В 2012 г. саммит проходил в России в г. Владивостоке. По итогам была принята Декларация, в Приложении Д которой подчеркнуто, что страны-участницы поощряют дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере образования и обмена образовательными ресурсами на добровольной основе, в соответствии с ситуацией отдельных экономик АТЭС в области усиления студенческой мобильности, мобильности исследователей и поставщиков образования, а также призывают к улучшению существующей сети двусторонних договоров. В декларации саммита АТЭС-2013, прошедшего на о. Бали, отмечено, что участники форума намерены увеличить к 2020 г. обмен студентами между университетами стран АТЭС до 1 миллиона человек в год; поддерживать дальнейшие шаги по повышению мобильности студентов, исследователей и поставщиков образовательных услуг, а также по развитию сети существующих двусторонних соглашений в сфере образования.
Интеграционные процессы в АТР обеспечивает добровольная организация «Университетская мобильность в АТР » (University Mobility in Asia and The Pacific -UMAP), объединяющая представителей высшего образования (университетов) региона как на правительственном, так и на неправительственном уровне. UMAP была основана в 1991 г. с целью расширения мобильности студентов и преподавателей и улучшения качества высшего образования в регионе. Основываясь на европейском опыте, страны-члены UMAP в 1998 г. ввели аналогичную схему трансфера кредитов, известную сейчас как «Схема трансфера кредитов UMAP » (UCTS). Этот шаг обеспечил университеты стран АТР механизмом, с помощью которого они осуществляют перезачет дисциплин и оценок при обучении студентов в зарубежных вузах.
С 1997 г. функционирует Ассоциация тихоокеанских университетов (Association of Pacific Rim Universities - APRU)
- консорциум, состоящий из 45 ведущих исследовательских вузов стран тихоокеанского региона. Россия в ассоциации представлена единственным вузом - ДВФУ. Ассоциация объединяет 1,7 миллиона студентов и свыше 170 тысяч преподавателей. Основная сфера деятельности - организация летних программ для бакалавров, стипендиальных программ, профессиональных обменов, а также аспирантских конференций. Новый этап развития Ассоциации предполагает организацию сетевого взаимодействия университетов, направленного на повышение академической мобильности посредством реализации совместных магистерских программ. Дальнейшее сотрудничество будет ориентировано на развитие связи образования, науки и бизнеса в АТР.
Также в регионе действует АзиатскоТихоокеанская ассоциация международного образования (Asia-Pacific Association for International Education - APAIE). Эта международная некоммерческая организация ставит целью активизацию и укрепление интернационализации высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире и решение проблем обучаемых в сфере международного образования. Ассоциация предусматривает индивидуальное членство. В настоящее время в ее рядах состоят более 1000 профессионалов - от преподавателей до ректоров, осуществляющих координацию международного обмена.
В 2009 г. была создана Международная ассоциация транспортных университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона (МАТУ АТР) (International Association of Transport Universities of Asian-Pacific Countries), в которую в настоящее время входят 12 транспортных вузов и организаций из России, КНР, Республики Корея, Японии, Монголии, Австралии и Казахстана. Основной целью ассоциации является объединение усилий ее членов в разработке направлений и проектов сотрудни-
Интернационализация образования
137
чества в области науки и образования в сфере транспорта, отвечающих современным потребностям мирового сообщества, отдельных стран и регионов, в создании и реализации интеллектуальных продуктов и услуг, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров [3].
Процессы образовательной интеграции происходят и в Азиатском регионе, и в его субрегионах. В 2013 г. была образована Ассоциация азиатских университетов, ставшая основой для формирования единого образовательного пространства, мощным импульсом интеграционных процессов в сфере высшего образования, расширения академической мобильности и культурных связей. Членами ассоциации стали семь стран: Россия, Китай, Армения, Казахстан, Киргизия, Монголия, Таджикистан.
Активизируется сотрудничество в сфере образования на субрегиональном уровне - в Юго-Восточной, Восточной, СевероВосточной и Центральной Азии. На образовательную интеграцию здесь оказывает большое влияние региональная межправительственная организация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН. В 1995 г. была образована Университетская сеть АСЕАН (AUN), секретариат которой находится в Бангкоке. В настоящее время в нее входят 22 университета из 10 стран региона. Основная цель ее деятельности - унификация стандартов образования и совместное развитие образовательных и исследовательских программ. В рамках этой университетской сети действует система перезачета кредитов, которая направлена на создание единого механизма, обеспечивающего взаимное признание квалификаций и увеличение студенческой и преподавательской мобильности. Кроме того, действует ряд проектов, таких как AGBEP (сеть магистерских и аспирантских программ в области бизнеса и экономики); AUN/ SEED-Net (программа, направленная на развитие инженерного образования посредством предоставления стипендий, организации академическихоб-
менов, стажировок и конференций); AUNIP (сеть по правам интеллектуальной собственности, направленная на распространение знаний в этой области) и др.
Для взаимодействия президентов ведущих исследовательских университетов Восточной Азии и организации взаимных обменов между основными вузами региона в 1996 г. создана региональная организация - Ассоциация исследовательских университетов Восточной Азии (Association of East Asian Research Universities -AEARU). В нее входят президенты 17 ведущих университетов Китая, Японии, Кореи, Гонконга и Тайваня. Деятельность организации включает проведение семинаров, студенческих летних школ, студенческих олимпиад, международных симпозиумов.
В 2002 г. образована региональная международная организация - Форум президентов университетов Северо-Восточной Азии (Northeast Asian Forum of University Presidents - NAFUP). Ее цели: вовлечение университетов стран Северо-Восточной Азии в сотрудничество, укрепление взаимоотношений между этими университетами, содействие взаимопониманию культур разных народов, развитие образования, науки, культуры, экономики и других сфер деятельности. В организацию входят ректоры и председатели совета попечителей университетов КНР (включая Тайвань), КНДР, РК, Японии, Монголии и РФ.
В 2012 г. была утверждена Ассоциация вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных регионов Китая. Ву-зами-учредителями Ассоциации стали Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск) от России и Северо-Восточный сельскохозяйственный университет (г. Харбин) от Китая. Ассоциация ставит своими целями обеспечение дальнейшего развития международных связей вузов России и Китая, активизацию совместных научно-технических программ, повышение квалификации и переподготовку препода-
138
Высшее образование в России • № 12, 2014
вателей, социальную защиту студентов, реализацию культурных обменов.
В Северо-Восточной Азии активно развивается образовательное сотрудничество на двусторонней основе. Примером тому может служить российско-китайское взаимодействие в области образования [4-6].
В регионе Восточной и Центральной Азии в рамках региональной международной организации ШОС с 2009 г. действует Университет ШОС (УШОС), включающий 82 университета из Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Беларуси. Это международная образовательная программа, предоставляющая студентам возможность в течение всего периода обучения осваивать выбранное направление в нескольких вузах, входящих в систему УШОС. Ее цель - совместная подготовка высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по направлениям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития стран-членов ШОС (регионоведение, IT-технологии, нанотехнологии, энергетика, экология, экономика, педагогика).
В 2014 г. запущен проект международного фестиваля «Студенческая весна стран ШОС». Первый фестиваль прошел в г. Чите в июле. Проект ставит своими целями:
• воспитание молодежи в духе общегуманитарных и культурных ценностей, дружбы и добрососедства, культуры мира, межнационального и межконфессионального согласия и уважения к культуре, языкам и традициям стран ШОС;
• формирование у молодежи активной жизненной позиции, вовлечение ее в общественно значимую жизнь своих стран и межгосударственное гуманитарное сотрудничество;
• привлечение молодежи к участию в деятельности по сохранению и приумножению культурного наследия народов государств - участников фестиваля;
• обеспечение мобильности молодежи
и включение ее в международный диалог на пространстве ШОС;
• пропаганда студенческого творчества молодежи государств-участников фестиваля в федеральных СМИ;
• патриотическое воспитание молодежи стран ШОС и укрепление их активной гражданской позиции 2.
Так, впервые в программе международного образовательного сотрудничества стран-участниц ШОС обозначены воспитательные цели.
Изучив основные проблемы сотрудничества в области высшего образования в регионе, мы считаем, что для успешного формирования единого образовательного пространства в АТР России необходимо предпринять ряд шагов. Среди них:
1) разработка национальной нормативно-правовой базы сетевых образовательных программ (программ двойных дипломов, совместных дипломов, включенного обучения). Нормативно-правовая база должна устанавливать виды программ и выдаваемых дипломов (совместный, двойной, дополнительный сертификат и т.д.), а также определять процедурные вопросы реализации названных видов программ (правовой статус участников программ, порядок пребывания иностранных участников на территории РФ, порядок налогообложения и паспортно-визовой поддержки и др.). Нормативно-правовая база должна также определять алгоритм разработки программ вузами-партнерами и процедуру их признания в государствах-партнерах;
2) нормативно-правовое упорядочение системы трансфера кредитов и системы соответствия академических оценок и баллов России и стран АТР;
3) создание нормативно-правовой базы и механизмов признания степеней и дипломов, полученных в результате освоения сетевых образовательных программ, а также учета периодов мобильности и результатов
2 http://studvesna.com/
Интернационализация образования
139
научно-исследовательской работы как в России, так и в странах АТР;
4) разработка национальной рамки квалификации не только с учетом Болонского и Копенгагенского процессов, но и образовательных процессов стран АТР. Расширение взаимного признания существующих рамок квалификаций;
5) разработка всех необходимых информационных материалов на иностранных языках, описывающих отдельные ООП ВО в России (для иностранных студентов);
6) развитие дистанционного образования, информационных технологий и прогрессивных средств коммуникации;
7) совершенствование методов контроля качества и повышение эффективности образовательных программ с международным участием;
8) диверсификация финансирования образовательных программ с международным участием (включение в финансирование международной мобильности и управления не только средств вузов сети и студентов, но и бюджетных (гранты, субсидии), и средств бизнеса);
9) устранение асимметричной мобильности студентов и преподавателей в направлении РФ - ЕС. Усиление образовательного сотрудничества со странами АТР;
10) включение информационного поля образовательного пространства АТР в информационную систему Министерства образования и науки РФ;
11) разработка и подписание совместно со странами региона декларации, подтверждающей намерения стран скоординировать структуру своих систем высшего образования в направлении их сближения с целью создания единого образовательного пространства АТР.
В настоящее время происходят процессы сближения Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и образовательного пространства АТР. Так, недавно политический и экономический форум государств Европы и Азии (Asia-Europe
Meeting - ASEM) одобрил инициативу установления моста между странами ЕПВО и странами-участниками Токийской конвенции о признании. Было решено разработать и принять документ, закрепляющий правомерность применения положений двух конвенций ЮНЕСКО (Лиссабонской и Токийской) на пространствах ЕПВО и АТР и формирования нового пространства международной мобильности. Документ будет иметь название «Декларация о взаимном сотрудничестве по признанию квалификаций высшего образования между Европейским и Азиатско-Тихоокеанским регионами».
Думается, что в процессе сближения образовательных систем Запада и Востока Россия как евразийское государство может сыграть ключевую роль. В связи с этим формирование образовательного пространства АТР при активном участии в нем России является важной стратегической задачей в области развития российского образования, решение которой может быть достигнуто как усилиями государства, предпринимаемыми на международной арене, так и усилиями вузов в процессе осуществления международного сотрудничества со странами АТР.
Литература
1. Титаренко М.Л. Геополитическое значе-
ние Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М.: Памятники исторической мысли, 2008. 624 с.
2. Хузиятов Т.Д. Регионализация в АТР: усло-
вия и предпосылки формирования единого образовательного пространства // Философия образования. 2006. №6. URL: http:// www.vvsu.ru/bp/ page.asp?IdRubric=214432
3. Международная ассоциация транспортных
университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона (МАТУ АТР). URL: http:// iastu-ap.org/ about/ aims-and-goals/
4. Гуру лева Т.Л. Китай в контексте пригра-
ничного сотрудничества // Китай глазами российских друзей. М.: Форум, 2012. С. 224-238.
140
Высшее образование в России • № 12, 2014
5. Гурулева Т.Л., Топоркова Е.П. Научные проекты на приграничных территориях в условиях российско-китайского взаимодействия // Азиатское иллюстрированное обозрение: Россия и Китай. 2013. №11. С. 28-31. URL: http://ruchina.org/ china-articleO/ china/192.html
6. Гурулева Т.Л., Резник Ю.Н. Формирование международного поликультурного образовательного региона Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Восточных провинций Китая // Вестник Читинского государственного университета. 2009. № 6 (57). С. 85-93.
Автор:
ГУРУЛЕВА Татьяна Леонидовна - д-р пед. наук, доцент кафедры дальневосточных языков, Военный университет Министерства обороны РФ, [email protected]
GURULEVA T.L. RUSSIA IN THE EDUCATIONAL INTEGRATION OF THE ASIA-PACIFIC REGION
Abstract. The article is devoted to the processes of formation of educational space of the Asia-Pacific region. It describes the participation of Russia in cooperation in the region in the field of higher education, recommendations for further integration of our country into the educational processes that take place in Asia and for the successful formation of a common educational space of the Asia-Pacific region.
Keywords: single educational space, Asia-Pacific region, cooperation in the field of higher education, Asian integration, world academic mobility
References
1. Titarenko M.L. (2008) Geopoliticheskoe znachenieDalnego Vostoka. Rossiya, Kitai i drugie strany
Azii [Geopolitical meaning of the Far East. Russia, China and other countries of Asia]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoi mysli Publ., 624 p. (In Russ.)
2. Huziyatov T.D. (2006) Regionalizatsiya v ATR: usloviya i predposylki formirovaniya edinogo
obrazovatelnogo prostranstva [Regionalization in the Asia-Pacific: the conditions and prerequisites for the formation of a single educational space]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education]. Vol. 6. Avaliable at: http://www.vvsu.ru/bp/page.asp?IdRubric=214432 (In Russ.)
3. Mezhdunarodnaya assotsiatsiya transportnykh universitetov stran Aziatsko-Tikhookeanskogo
regiona (MATU ATR) [International Association of Transport Universities of Asian-Pacific Countries (IASTU AP)]. Avaliable at: http://iastu-ap.org/about/aims-and-goals/
4. Guruleva T.L. (2012) [China in the context of cross-border cooperation]. Kitai glazami rossiyskikh
druzei [China in the Eyes of Russian Friends]. Moscow: Forum Publ., pp. 224-238. (In Russ.)
5. Guruleva T.L., Toporkova E.P. (2013) [Scientific projects in the border areas in Russian-Chinese
cooperation]. Aziatskoe illyustrirovannoe obozrenie: Rossiya i Kitai [Asian Illustrated Review: Russia and China]. No. 11, pp. 28-31. Available at: http://ruchina.org/ china-article0/ china/ 192.html (In Russ.)
6. Guruleva T.L., Reznik Yu.N. (2009) [Forming of an International multicultural education region of
Siberia, the Russian Far East and north eastern provinces of China]. Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chita State University]. No. 6(57), pp. 85-93. (In Russ.)
Author:
GURULEVA Tatyana L. - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Department of the Far Eastern Languages, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]