ложению граждан, вовлечению их, и особенно молодежи, в преступную деятельность.
Учёные выделяют следующие специфические городские факторы, влияющие на криминогенную обстановку:
- повышенная плотность населения, приводящая к частичному ухудшению условий жизни (с ней связан дефицит средств жизнеобеспечения, транспортная, жилищная и другие проблемы);
- миграция населения (с ней связана проблема адаптации новоселов, возможности социального контроля над ними);
- ослабление родственных и соседских связей (так называемая анонимность образа жизни;
- маятниковая миграция (с ней связана так называемая транспортная усталость, влекущая повышенные психологические нагрузки);
- текучесть кадров (с ней связана бытовая напряженность, социальный паразитизм и другие);
- возрастание нервных нагрузок на человека, влекущих увеличение стрессовых, конфликтных ситуаций;
- промышленный и транспортный травматизм [1].
Городские факторы важны в России в связи с тем, что больше двух третий населения проживает именно в городах.
Педагогические факторы, присущие обществу и оказывающие влияние на жизнь и действенность права, существенно сказываются и на правовой сформированности личности всех граждан, их законопослушном или противоправном поведении. Они находятся в числе значимых криминогенных причин уровня преступности в стране и совершения преступлений. Можно утверждать, что преступность - это не только социальное, правовое, психологическое, но и педагогическое явление.
Педагогические факторы в обществе и правовой сфере оказывают следующие виды влияния:
- служат детерминантами состояния криминальной обстановки в стране, регионе, населенном пункте;
- выступают одним из условий, всегда влияющим на степень успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов;
- выступают особым предметом воздействия и оптимизации при решении задач укрепления законности и правопорядка;
Библиографический список
- являются мощным резервом совершенствования деятельности правоохранительных органов
- предъявляют требования к особой грани профессиональной подготовленности почти всех категорий личного состава, их профессионально-педагогической подготовленности по вопросам криминологической педагогики [1].
К важнейшим факторам, хоть они и не имеют собственно педагогическую природу, но всё же оказывающим существенное влияние на социализацию подрастающего поколения, учёные относят:
- социальное расслоение населения;
- низкий уровень жизни значительной части населения;
- недостаточный уровень заработной платы у многих категорий работников, особенно работающих по найму;
- снижение общего уровня общественной морали в стране;
- безработица (особенно в регионах и сельской местности), увеличение числа бездомных, бродяг, лиц без определенных занятий;
- политический, социальный, правовой, жизненный нигилизм значительной части населения, пессимизм, обман социальных ожиданий;
- распространенность, особенно у части молодежи, склонности к праздному, потребительскому, иждивенческому образу жизни, утрата потребности к труду;
- высокий уровень и негативные тенденции распространения вредных привычек, особенно алкоголизма и наркомании;
- ослабление реагирования органов правопорядка на жалобы и заявления граждан о противозаконных действиях в отношении их и нарушениях их прав;
- слабость системы профилактической работы, исправления осужденных и работы с освобожденными из мест лишения свободы и др. [2].
Резюмируя, отметим, что педагогические факторы активно влияют на формирование личности человека [3], в этой связи, для существенного улучшения криминогенной обстановки в стране необходимо непосредственно влиять на данные факторы. Причём, мы считаем, что необходимо организовать более тщательные исследования, которые бы выявляли взаимосвязь педагогических факторов и их влияние на население, а так же исследования конкретных механизмов их улучшения.
1. Криминология. Учебник. Под редакцией В.Д. Малкова. Москва, 2006.
2. Юридическая педагогика. Под редакцией В.Я. Кикотя. Москва. 2006.
3. Факторы, влияющие на формирование активной личности. Available at. https.//infourok.ru/faktori-vliyayuschie-na-formirovanie-aktivnoy-lichnosti
References
1. Kriminologiya. Uchebnik. Pod redakciej V.D. Malkova. Moskva, 2006.
2. Yuridicheskaya pedagogika. Pod redakciej V.Ya. Kikotya. Moskva. 2006.
3. Faktory, vliyayuschie na formirovanie aktivnoj lichnosti. Available at. https://infourok.ru/faktori-vliyayuschie-na-formirovanie-aktivnoy-lichnosti
Статья поступила в редакцию10.10.18
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Radjabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF META-SUBJECT COMPETENCES IN STUDENTS IN CONDITIONS OF PEDAGOGICAL PRACTICE. In
the article, on the basis of a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, the urgency of a problem of the development of meta-disciplinary knowledge among students of a pedagogical university is described. The researchers describe possibilities of pedagogical practice in the process of forming students' meta-subject competences. The authors conclude that the pedagogical practice of students produces a basis for analysing and evaluating their own educational activities. Pedagogical reflection develops not only in the work with a teaching record book, but at every lesson, and every case of communication with children. Thus, the conditions are created for the active formation of meta-subject competencies.
Key words: meta-subject, meta-subject competence, pedagogical practice, practice-oriented learning.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.В. Раджабова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В данной статье раскрыта актуальность проблемы развития метапредметных знаний у студентов педагогического вуза; описаны возможности педагогической практики в формировании метапредметных компетенций студентов. Авторы делают вывод о том, что в ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Тем самым создаются условия для активного формирования метапредметных компетенций.
Ключевые слова: метапредметность, метапредметная компетентность, педагогическая практика, практико-ориен-тированное обучение.
Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:
• практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;
• выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.
Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т. е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств [1, с. 1 - 2].
Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.
К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой.
Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности.
В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.
На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.
В педагогической практике студентов важными составляющими являются:
• способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает её творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;
• разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную
Библиографический список
деятельность обучающихся и её методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;
• формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления [2, с. 1 - 2].
Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:
• развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;
• формирование предметной области, рефлексивной культуры;
• овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.
Метапредметную компетентность студента педагогического вуза в своем исследовании мы рассматриваем как важную составляющую его профессиональной культуры, предполагающую наличие у студента внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных знаний, умений, ценностей и отношение к своей профессии как ценности. Компетентный выпускник способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает творческим потенциалом саморазвития [3, с. 78].
Следует отметить, что при компетентностном подходе к определению сущности метапредметной подготовки необходимый компонент содержания образования, связанный с формированием правовой компетентности, должен быть инвариантным для любой профессиональной деятельности, т. е. полезен выпускнику при изучении любого нового производства, в том числе и при возможной перемене специальности. При этом необходимо рассматривать метапредметную компетентность во взаимосвязи со всеми компонентами трудовой профессиональной деятельности выпускника педагогического вуза.
Таким образом, в ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности формирования метапредметных знаний студентов.
1. Гаджиева П.Д., Акимова Л.А. О роли компетентностного подхода в повышении качества юридического образования. Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии: материалы второй международной научно-практической конференции. 2018.
2. Анисимов А.П. Проблемы формирования современной модели выпускника на основе компетенций, определяемых социальными партнерами вуза. А.П. Анисимов, С.В. Нарушевич. Право и образование. 2008; 2: 48 - 53.
3. Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы. Высшее образование сегодня . 2009; 5: 24 - 29.
4. Матушкин Н.Н. Формирование перечня профессиональных компетенций выпускника высшей школы. Высшее образование сегодня. 2013; 11: 28 - 30.
References
1. Gadzhieva P.D., Akimova L.A. O roli kompetentnostnogo podhoda v povyshenii kachestva yuridicheskogo obrazovaniya. Aktual'nye voprosy pedagogiki, psihologii, sociologii: materialy vtoroj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018.
2. Anisimov A.P. Problemy formirovaniya sovremennoj modeli vypusknika na osnove kompetencij, opredelyaemyh social'nymi partnerami vuza. A.P. Anisimov, S.V. Narushevich. Pravo i obrazovanie. 2008; 2: 48 - 53.
3. Matushkin N.N., Stolbova I.D. Metodologicheskie aspekty razrabotki struktury kompetentnostnoj modeli vypusknika vysshej shkoly. Vysshee obrazovanie segodnya . 2009; 5: 24 - 29.
4. Matushkin N.N. Formirovanie perechnya professional'nyh kompetencij vypusknika vysshej shkoly. Vysshee obrazovanie segodnya. 2013; 11: 28 - 30.
Статья поступила в редакцию10.10.18
УДК 37.013
Dashieva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Buryat Language and Teaching Methods, Eastern Institute of Buryat State University (Ulan-Ude, Russia), E-mail: [email protected]
Gunzhitova G.-Kh.C., Cand. of Sciences (Political Studies), senior lecturer, Department of Buryat Language and Teaching Methods, Eastern Institute of Buryat State University (Ulan-Ude, Russia), E-mail: [email protected]
METHODICALLY AUTHENTIC TEXTS IN TEACHING BURYAT AS A SECOND LANGUAGE AT THE PRIMARY STAGE. The
article is dedicated to a problem of authenticity of texts in teaching Buryat as a second language at the primary stage in a non-linguistic university. At this stage, the research reveals the use of methodologically authentic texts, combining the parameters of communication and teaching effectiveness. A conclusion is made about the effectiveness of the use of methodically authentic texts in teaching reading, subject to the conditions of the basic parameters of authentic works and the use of authentic tasks.
Key words: educational text, teaching reading, methodically authentic text, non-linguistic university, primary stage, Buryat language as second language, reading skills.
С.А. Дашиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. бурятского языка и методики преподавания, Восточный институт ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ, E-mail: [email protected] Г.-Х.Ц. Гунжитова, канд. полит. наук, доц. каф. бурятского языка и методики преподавания, Восточный институт ФГБОУ ВПО «(Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИ АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Статья посвящена рассмотрению проблемы аутентичности текстов при обучении бурятскому языку как второму на начальном этапе в неязыковом вузе. На данном этапе предлагается использование методически аутентичных текстов, сочетающих в себе параметры естественной коммуникации и методическую эффективность. В качестве вывода делается заключение об эффективности использования при обучении чтению на начальном этапе методически аутентичных текстов при соблюдении условий основных параметров аутентичных произведений и использовании аутентичных заданий.
Ключевые слова: учебный текст, обучение чтению, методически аутентичный текст, неязыковой вуз, начальный этап, бурятский язык как второй, умения чтения.
Аутентичность выступает сегодня как одно из основных требований, предъявляемых к учебным текстам в обучении языкам, в частности бурятскому языку как второму. Применение текстов, характеризующихся важнейшими аутентичными свойствами, позволяет оптимизировать процесс обучения естественной коммуникации.
В переводе с английского «аутентичный» означает «естественный». Изначально аутентичными текстами считались те тексты, которые были созданы не для учебного, а для реального общения, т.е. тексты, которые используются в реальной жизни тех стран, где говорят на том или ином иностранном языке, а не специально созданные материалы для условий обучения этому языку [1, с. 5].
Если считать аутентичными только тексты, которые предназначены для носителей языка, то они включают все разнообразие лексики и грамматических форм, фоновые знания и т. д., а это часто делает невозможным использование аутентичных материалов на начальном этапе обучения языку.
Как известно, упрощение языка в соответствии с нуждами обучающегося является неотъемлемой частью естественной коммуникации. Примером может служить разговор взрослого с ребёнком или носителя языка с иностранцем; упрощенным, доступным языком пишутся туристические буклеты, инструкции, телеграммы. Следовательно, «простое», «примитивное» не означает «неаутентичное». Поэтому ряд авторов считает, что «допускается методическая обработка текста, не нарушающая его аутентичности, как и специальное составление текста в учебных целях» [2, с. 13]. Для обозначения подобных текстов в работах зарубежных исследователей можно встретить разнообразные термины:
• полуаутентичные тексты;
• отредактированные аутентичные тексты;
• приспособленные аутентичные тексты;
• тексты, приближенные к аутентичным;
• тексты, похожие на аутентичные;
• учебно-аутентичные тексты.
В публикациях отечественных методистов по исследуемому вопросу используются следующие термины:
• полностью аутентичные;
• аутентичные сокращенные;
• аутентичные вероятные.
В первом случае имеются ввиду, собственно, оригинальные тексты [3; 4]. Аутентичные сокращенные тексты предполагают тексты, адаптированные путем сокращения и компиляции, которые также обозначаются сегодня как частично аутентичные или учебные тексты, построенные на основе аутентичных. Под аутентичными вероятными понимаются такие тексты, которые, с одной стороны, написаны специально для учебника, а с другой стороны, могли бы быть написаны носителями языка и адресованы носителям языка с учетом не только типа, но и психологии некоторой социальной и возрастной группы иноязычного социума [5].
Таким образом, оригинальный материал, подобранный и составленный носителями языка, видоизмененный ими же в зависимости от целей обучения, может считаться аутентичным. Иначе говоря, аутентичность и методическая обработка текстов - не взаимоисключающие понятия.
Поэтому нам правомерным представляется термин «методически аутентичный текст», сочетающий в себе параметры естественной коммуникации и методическую эффективность. Мы придерживаемся точки зрения Е.В. Носоновича, согласно которому, под методической аутентичностью понимается создание