УДК 338.46:377
А.Л. КУРАКОВ, кандидат экономических наук
Институт экономики управления и права (г. Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются методические подходы к формированию механизма управления развитием региональных учреждений профессионального образования.
Определение «механизм» в исследовании развития социально-экономических систем может характеризоваться наличием элементов, приводимых во взаимодействие субъектом управления предприятием, учреждением, отраслью и народным хозяйством на ресурсообеспеченной основе для достижения тех экономических, социальных и иных результатов, которые поставлены перед социально-экономической системой, инфраструктурным объектом, протеканием конкретного процесса, осуществлением нормативно-правового акта, функций управления.
Механизм, наполненный взаимодействием избранных и необходимых элементов для достижения поставленных субъекту управления результатов, не может представлять собой процессор системы, так как в механизме осуществления конкретного комплекса мер и действий для достижения экономическим процессом, функцией управления необходимого или устанавливаемого результата не могут участвовать ресурсные составляющие, посредством которых, в конечном итоге, достигается экономический результат или цель.
В то же время механизм осуществления конкретной задачи, процесса, функции управления в своем технологическом построении должен идентифицироваться с другими элементными составляющими взаимодействия в рамках социально-экономической системы, функции управления или осуществляемого процесса экономического, социального, нормативно-правового характера (кроме ресурсов) и в целевом отношении достижение необходимых или устанавливаемых результатов не отличается от процессора социально-экономической или условной системы, представляющей
собой функцию управления, процесс, решаемую экономическую или социальную проблему [1].
Таким образом, механизм, включающий элементы, функции планирования и прогнозирования социально-экономического развития региональных учреждений профессионального образования, представляет собой взаимодействие тех элементных составляющих, ресурсонаполнение которых позволит привести их в состояние целевой направленности, позволяющее достигать поставленных или необходимых экономических и социальных результатов. При этом важной задачей формирования механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования региона (республики - субъекта федерации) является определение состава основных и вспомогательных элементов, выбор из них наиболее действенных и направленных на достижение поставленной цели, необходимых экономических и социальных результатов. Другой задачей является соединение в процессе взаимодействия элементов функций планирования и прогнозирования, с тем чтобы особенности каждого из элементов в существенной степени не влияли на формирование достаточно высокого уровня рационализации взаимодействия для достижения необходимого (установленного) экономического или социального результата.
Вместе с тем вполне правомерна постановка вопросов вообще о целесообразности создания механизма рационального взаимодействия элементов функций планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования. Что дает данный механизм субъекту управления текущим функционированием и перспективным развитием? Реально
ли посредством данного механизма повышать уровень объективности, а вместе с тем значимость необходимых (устанавливаемых) экономических, социальных и иных результатов развития учреждений профессионального образования? Каким образом рационализировать взаимодействие элементов данного механизма?
Такого рода постановка вопросов вызвана тем, что в деятельности учреждений начального, среднего специального и высшего профессионального образования действует механизм нормативно-правового регламентирования процессом управления системой образования, предусматривающий: подлежащие ведению органов управления государственной власти, местного самоуправления, учреждений и управление образованием правовое и иное регулирование, рационализацию отношений в области образования в пределах своей компетенции; порядок создания и регламентации деятельности государственного и частного образовательного учреждения.
Однако в действующем механизме управления образовательным процессом профессиональных учебных заведений не определены ни элементы взаимодействия для достижения установленных (необходимых) результатов деятельности образовательных организационно-правовых структур, ни технологическая последовательность или совместное функционирование элементного состава, ресур-сообеспечение которого выступает основой повышения уровня управляемости и объемов оказания услуг профессиональных учебных заведений [2].
Необходимость создания действенного механизма управления, а также механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития раскрывают перед субъектом управления профессиональным образовательным учреждением реальные возможности предусматривать различные варианты развития образовательного процесса как на основе действующих тенденций экономического, финансового и социального характера и располагаемых трудовых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов, так и влияния факторов внешней и внутренней сред в неопределенном времени на профессиональное учебное заведение.
Кроме того, формирование и реализация механизма прогнозирования и планирования социально-экономического развития региональных профессиональных учебных заведений определяют возможность планомерного и на необходимом
уровне объективности установления равновесного состояния спроса и предложения на образовательные услуги, а также на квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего и высшего звена на рынке труда.
Вместе с тем следует отметить то, что механизм реализации одной или нескольких функций управления является детальным и более конкретизированным, чем механизм всего комплекса управленческих воздействий. При этом последовательность предпринимаемых мер и действий по достижению, например, равновесности спроса и предложения на рынке образовательных услуг (рыночный сегмент профессиональных образовательных услуг) позволяет разноуровневым органам планирования развития образовательного процесса профессиональных учебных заведений определить сроки и объемы необходимых ресурсов для достижения тех размеров образовательных услуг, которые не только востребованы рынком в силу их высокого качества оказания и престижности учебного заведения, но и необходимы для приведения в равновесное состояние рынка труда квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего и высшего звена [3].
Рационализация взаимодействия элементных составляющих механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования в сравнении с общим механизмом управления заключается в том, что по каждому из элементов исследуются условия функционирования и его возможности целенаправленно влиять на достижение поставленных экономических, социальных и иных результатов. Кроме того, должны быть определены различные сочетания использования элементов или их индивидуальное применение в формируемом механизме планирования и прогнозирования социально-экономического развития профессионального учебного заведения.
Для механизма реализации одной или нескольких функций управления развитием профессионального заведения важны результаты анализа каждой целевой функциональной направленности, установление рационального взаимодействия с другими функциями управления и элементными составляющими формируемого механизма на принципах и условиях, содействующих росту экономических и социальных результатов перспективного развития учреждений профессионального образования.
В целом, формирование рационально функционирующего механизма планирования и прогнозирования перспективного социально-экономического развития профессиональных региональных учебных заведений является необходимым комплексом мер, направленных на обоснование достижения устанавливаемых результатов развития профессиональных учебных заведений на критериально-целевом уровне, обеспечивающего минимизацию ресурсопотребления при получении наибольших объемов оказания образовательных услуг потребителям [4].
Основными элементами в механизме планирования и прогнозирования социально-экономического развития профессиональных учебных заведений, на наш взгляд, могут выступать методы, способы, стратегии и регламентированные законом «Об образовании» уровни компетенции различных органов планирования текущей деятельности и перспективного развития учреждений профессионального образования. В качестве методов планирования при этом могут выступать: балансовые, нормативные, эталонные и оптимальные. Прогнозирование во взаимосвязи с планированием может быть реализовано как функция управления на основе экономико-математических и экспертных методов.
Способы, выступающие элементными составляющими и одновременно инструментарием повышения точности и значимости результатов планово-расчетных обоснований, оценок прогноза достижения результатов перспективного развития, для формируемого механизма могут принимать аналитический, имитационный, реинжиниринговый характер. Реализуемые меры в рамках рационального механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития региональных учреждений профессионального образования могут иметь характер экономического, социального, инновационного, финансового, маркетингового и иного воздействия.
Взаимодействующие стратегии (обобщающая и частные (индивидуальные, функциональные)) совместно с предпринимаемыми мерами, наполняющими функцию планирования, формирующими прогнозное уравнение, экспертные оценки
экономического, социального и иного характера, методами и способами, в соответствии с нашими представлениями, в составе рационального механизма планирования и прогнозирования решают проблемы нейтрализации, локализации и нивелирования существенных влияний нестабильной внешней и внутренней сред с целью достижения установленных или необходимых экономических и социальных результатов развития региональных учреждений профессионального образования. При этом необходимо иметь в виду, что специфика российского рынка труда проявляется, прежде всего, в его региональном характере [5].
В заключение сделаем некоторые выводы. Во-первых, совершенствование механизма управления развитием региональных учреждений профессионального образования позволяет добиваться объективного равновесного состояния спроса и предложения на образовательные услуги, а также необходимого уровня воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Во-вторых, раскрытие сущности механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития профессиональных региональных учебных заведений способствует рационализации взаимодействия элементных составляющих этого процесса для достижения наиболее эффективных результатов в их функционировании.
Список литературы
1. Громов В.В. Стратегия и факторы влияния на развитие структурных составляющих сферы услуг: препринт. - СПб.: Диалог, 2008. - С. 12-14.
2. Карапетян К.В. Механизм рационализации элементного взаимодействия системы управления региональным хозяйством: препринт. - СПб.: Диалог, 2010. - С. 8-10.
3. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2008. - С. 142-144.
4. Шленскова Е.С. Стратегическое управление социально-экономическим развитием сферы услуг: теоретические и концептуальные положения. - СПб.: Диалог, 2010. - С. 112-114.
5. Никоноров С.М. Планирование подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования // Повышение качества образования как условие модернизации экономики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. - С. 97.
В редакцию материал поступил 13.10.11
Ключевые слова: механизм управления, социально-экономическая система, субъект управления, профессиональное образование.