В.В. ЛЕБЕДЕВ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные направления рационализации функционирования системы управления социально-экономическим развитием учебных заведений дополнительного образования должны устанавливаться в соответствии с целевой ориентацией системы на достижение того прироста уровня управляемости учебным заведением, который соответствует активному взаимодействию ресурсных элементных составляющих и осуществляемым воздействиям субъекта управления учебным заведением на образовательный процесс посредством функций, методов, способов, комплексных мер и стратегий системы управления.
Кроме того, планово-расчетная экономическая и социальная результативность функционирующей системы управления и в целом учреждения дополнительного образования может быть достигнута в текущем и перспективном периодах времени в том случае, если интенсивность использования всех видов ресурсов, повышение уровня инновационности и качества образовательных услуг учебного заведения дополнительного образования осуществляются на основе совершенствуемых технологий управления, рационализируемой организационной структуры [2].
Одним из доминирующих направлений рационализации функционирования системы управления развитием учреждений дополнительного образования выступает развитие финансирования учебных заведений, обеспечивающего не только объемы оказания образовательных услуг, востребованных потребителями, но и их качество, основные параметры которого должны соответствовать высокому уровню мировых конкурентоспособных услуг.
Развитие финансового менеджмента в учебных заведениях дополнительного образования, на наш взгляд, должно быть направлено на решение таких задач, как:
- устранение значительного недостатка в объеме оперативной информации о финансовых операциях, так как осуществление финансового (бухгалтерского) учета выступает необходимой, но только лишь констатацией состоявшихся операций, не позволяющих в период учета изменить влияние негативных факторов на размеры финансового обеспечения деятельности учебного заведения;
- переподчинение действующего бухгалтерского учета целям налогообложения, так как в настоящее время система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов учебного заведения, обложению налогами фиктивной прибыли, лишает права самостоятельного отнесения расходов на единовременные капитальные затраты и текущие расходы, расходы будущих и текущих периодов;
- наделение планово-экономических, финансовых функциональных подразделений, субъекта управления учебным заведением дополнительного образования такой совокупностью полномочий в рамках устанавливаемых полномочий, которые не допускали бы дублирования управленческих воздействий на образовательный процесс, а также неисполнения ответственных поручений, распоряжений, сложных интеллектуальных, инновационных работ, инвестиционных проектов;
- организация и планирование объемов многоканального и многоуровневого финансирования учреждения дополнительного образования на основе повышения объема знаний и умений, навыков, профессионального мастерства руководителей учебного заведения;
- повышение степени ответственности менеджеров среднего и высшего звена учебного заведения перед учредителями и разноуровневыми органами управления учреждениями дополнительного образования за результаты наступивших последствий принимаемых экономико-организационных, финансовоинвестиционных, маркетинговых и иных решений;
- создание механизма нормативно-правового регламентирования права собственности на имущество образовательного учреждения, приобретенного от внебюджетной деятельности, так как Бюджетный кодекс РФ содержит положение о том (п. 1, ст. 51), что неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, а также доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении государственный органов управления (в то время как Гражданский кодекс предусматривает вещное право бюджетного учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом, полученным от предпринимательской деятельности, а Закон Российской Федерации «Об образовании» регламентирует положение (п. 7, ст. 39) о праве собственности бюджетного учреждения на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, продукты интеллектуального руда, доходы от предпринимательской деятельности и объекты собственности, приобретенные на эти доходы);
- рационализация структуры затрат на осуществление образовательного процесса посредством создания норм и нормативов потребления ресурсов, финансового обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования.
Направлением совершенствования выполнения образовательного процесса выступают внедрение и эффективное использование компьютеров в планировании, программировании, организации и регулировании процесса оказания образовательных услуг потребителям. При этом объективное текущее и среднесрочное планирование в сочетании с программированием деятельности нуждается в значительном объеме достоверной информации, источниками которой выступают отчетные данные об успеваемости, числе отличников, сведения о социальном устройстве выпускников, поступлении выпускников в другие учебные заведения, педагогическом составе, созданных новшествах технологического характера для учебного процесса, учебно-методического комплекса [3].
Оперативный сбор, обобщение, систематизация информации и доведение ее до субъекта управления в процессе оказания образовательных услуг возможны в условиях компьютеризации управления, использующих новейшие информационные технологии. При этом компьютеризация должна стать неотъемлемым информационно-технологическим инструментом в таких видах деятельности, как учебная, педагогическая, управленческая и обслуживающая образовательный процесс.
Повышение уровня организации учебного процесса и качества оказания образовательных услуг учебного заведения на базе использования компьютерных и информационных технологий в педагогической деятельности возможно посредством роста степени информационности учебно-методического материала, наглядности процесса оказания образовательных услуг, систематизации методических положений тренинга, повышения уровня контроля знаний, умений и навыков, развития психолого-педагогического мониторинга успеваемости и поведения обучающихся.
Направлением повышения экономической и социальной результативности, эффективности функционирования системы управления развитием учебных заведений дополнительного образования выступают создание и внедрение компьютерного программного комплекса «Управление образовательным учреждением», ориентиро-
ванного субъектом управления процессом оказания образовательных услуг на автоматизированное управление персоналом и контингентом обучающихся (личные карточки, дела преподавателей, обслуживающего персонала, определение уровня текучести кадров, прогнозирование достижения устанавливаемых стоимостных объемов результатов деятельности учреждения дополнительного образования в перспективном периоде времени, составление и анализ форм отчетности учебного заведения). Для обслуживающего учебный процесс персонала учреждения дополнительного образования применение автоматизированного программного комплекса «Управление образовательным учреждением» позволит оперативно и качественно осуществлять сбор, хранение, передачу, обработку и анализ внешней и внутренней информации на высоком уровне качества и своевременного предоставления.
Привлекательным с экономической и социальной точек зрения выступает направление рационализации системы разноуровневого управления учреждениями дополнительного образования, позволяющее в среднесрочном периоде их социально-экономического развития превратить учебные заведения в один из действенных факторов повышения темпов экономического роста, усиления мотивации персонала хозяйствующих субъектов производственной и социальной сферы к высокопроизводительному труду, выпуску качественной продукции, оказанию услуг, развитию взаимовыгодных отношений производителя продукции, услуг и потребителя. При этом система разноуровневого управления текущей деятельностью и перспективным развитием учреждений дополнительного образования должна основываться на опережающем, инновационном характере содержания обучения, учебно-методического комплекса, на ориентации подготовки специалиста высококвалифицированного уровня и профессионального мастерства, индивидуализации учебного процесса, гуманизации и демократизации образовательного процесса.
Ориентация в системе управления развитием учреждений дополнительного образования на эффективное использование учебно-методического, научно-инновационного потенциалов учебного заведения должна быть связана с теми формами и образовательными видами деятельности, в которых имеются предпосылки для достижения наибольших, прежде всего экономических, результатов, что может обеспечить значительные результаты деятельности всего комплекса повышения квалификации и переподготовки руководителей хозяйствующих субъектов и специалистов на различных уровнях управления образовательными процессами.
Вместе с тем повышение экономической и социальной результативности функционирования системы управления развитием учреждений дополнительного образования в финансовом, социальном, структурно-организационном отношении должно быть ориентировано в текущем и перспективном периодах времени на оптимизацию динамики в сфере занятости граждан, развитие рынков труда и образовательных услуг [1].
Поэтому федеральная сеть учреждений дополнительного образования (государственных и частных) в настоящее время испытывает необходимость решения ряда актуальных, экономически и социально значимых задач, в постановке которых должен быть включен последовательный переход от дискретной к самонастраивающейся системе непрерывного образования. При этом в системе управления образовательным процессом учреждений дополнительного образования принцип непрерывности потребления образовательных услуг может быть успешно реализован в учебных заведениях высшего образования, имеющих в своем составе такие виды деятельности, как подготовка специалистов высшей квалификации, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров на факультетах, курсах, специализированных центрах.
Целевая направленность системы управления социально-экономическим развитием учреждений дополнительного образования в текущем и перспективном периодах времени должна удовлетворять условиям: формирования, стимулирования и удовлетворения потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров; насыщения рынка труда специалистами высокой квалификации и профессионального мастерства; обеспечения социальной защищенности и занятости специалистов среднего и высшего звена; приведения профессионального потенциала специалистов к мировому уровню; роста, совместно с другими ступенями профессионального образования, совокупного интеллектуального и научно-инновационного потенциала народного хозяйства, регионов, отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов.
Соблюдение указанных выше условий рационализации элементного взаимодействия системы управления социально-экономическим развитием учреждений дополнительного образования требует единства фундаментальных исследований и прикладных разработок, основных теоретических положений, составляющих основу профессиональных знаний, мастерства специалистов, квалифицированных рабочих и служащих, ориентирующих их на дифференциацию широких подходов к постановке и решению современных задач достижения высоких темпов экономического роста, повышения качества продукции, оказываемых потребителям услуг, эффективности использования ресурсов.
Кроме того, элементное взаимодействие системы управления процессом дополнительного образования в текущем и перспективном периодах времени должно обеспечивать высокий инновационный и инвестиционный уровень обновления технологии и техники обучения, многообразие, вариативность и мобильность учебных планов и программ, оперативной реакции субъекта управления учреждением дополнительного образования на изменения конъюнктуры рынков труда и образовательных услуг.
В то же время обобщающая проблема повышения экономической и социальной результативности, эффективности функционирования системы управления развитием учреждений дополнительного образования требует решения ряда таких частных задач, как: создание механизма реализации нормативно-правовых положений о бюджетной, социальной и налоговой поддержке учреждений дополнительного образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; организация и планирование образовательного процесса учебных заведений в соответствии со складывающимся спросом на рынках труда, образовательных услуг, товаров; увеличение тесноты связи содержания обучения квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего и высшего звена с их практическими потребностями; приближение процесса обучения студентов, слушателей к конкретному рабочему месту посредством пересмотра ряда положений учебнометодического комплекса, применения новых обучающих и информационных технологий в образовательном процессе.
Разноуровневая система управления развитием учреждений дополнительного образования в настоящее время нуждается в разработке и использовании нормативно-правовых положений регламентации текущей деятельности учреждений дополнительного образования на основе механизма, который не только бы содействовал стремлению учреждений дополнительного образования достигать плановорасчетных экономических и социальных результатов в условиях влияния негативных факторов внешней среды на осуществление процесса оказания образовательных услуг потребителям, но и устранял бы существующие несоответствия ряда положений Закона Российской Федерации «Об образовании» с налоговым и граждан-
ским законодательством. Так, например, существуют несогласования в указанных нормативно-правовых актах, приводящие к тому, что аренда помещений для проведения образовательного процесса может быть оформлена негосударственным образовательным учреждением при наличии лицензии, а для получения лицензии, в соответствии с законодательными положениями, необходим сам договор аренды.
В настоящее время в системе разноуровневого управления развитием учреждений дополнительного образования необходимы: рационально функционирующий механизм аккредитации учреждений дополнительного образования, осуществляющих учебные программы профессиональной переподготовки кадров; нормативноправовые акты и организационный механизм поддержки и содействия социальноэкономическому развитию учреждений дополнительного образования, реализующих программы повышения квалификации специалистов; государственные образовательные стандарты для дополнительного образования, имеющие инструментальнотехнологическую структуру, включающую для каждой ступени обучения нормы финансирования, материально-технического, квалификационного обеспечения образовательного процесса с целевой ориентацией на повышение качества образовательных услуг и темпов экономического роста учебного заведения.
Рационализация системы управления текущей деятельностью и перспективным развитием учебных заведений дополнительного образования должна завершаться достижением одного из основных показателей результативности ее функционирования - высокого качества оказания образовательных услуг. При этом качественный уровень образовательных услуг должен устанавливаться, во-первых, соответствием обязательного минимума содержания образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) государственным образовательным стандартам, во-вторых, удовлетворением спроса и предпочтения потребителя на образовательные услуги.
Разработка новых государственных образовательных стандартов для программ обучения является необходимым условием не только для формулирования перспективной и стратегической целевой ориентации учебного заведения дополнительного образования на достижение наибольших экономических и социальных результатов, эффективности ресурсопотребления, но и для системной (обобщающей) оценки качества образовательных услуг и в целом деятельности учебного заведения, осуществления мониторинга качества оказываемых образовательных услуг.
Литература
1. Колесникова С.А. Управление процессом инвестирования социальной сферы в условиях рыночной экономики: Препринт / С.А. Колесникова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
2. Федоров Н.В. Система стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов Российской Федерации / Н.В. Федоров. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
3. Щербина В.М. Планирование деятельности образовательных учреждений / В.М. Щербина // Вопросы совершенствования социально-экономических отношений в условиях рынка: межвузовский сборник научных трудов. М.: Вуз и школа, 2003. С. 309-312.
ЛЕБЕДЕВ ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.