Научная статья на тему 'Формирование медиакомпетентности современных школьников посредством музыкально-эстетического развития'

Формирование медиакомпетентности современных школьников посредством музыкально-эстетического развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUPILS / MEDIA COMPETENCE / FOCUS GROUP / MEDIA CULTURE / УЧАЩИЕСЯ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОКУС-ГРУППА / МЕДИАКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воробьёва Ирина Евгеньевна

Современные школьники с раннего детства находятся в тесном взаимодействии с видеопланшетами, телефонами, видеоплеерами, новые воспитатели современного поколения, так называемая «параллельная школа», виртуальная среда общения, посредством медиа. Интернет для большинства юных пользователей главный источник информации не только при подготовке различных заданий, но и средство для свободного времяпрепровождения. По этой причине образные и виртуальные представления школьников о современной действительности преобладают над интеллектуальными. В данной статье работа с фокус-группой, а именно, учащимися музыкально-эстетической студии, позволяет сделать более точными представления о медиакомпетентности учащихся, их вкусах, увлечения, основных мотивах и частоте использования медиа, также музыкальной компетенции, посредством мониторинга, устной беседы, диспутов, творческих заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of media competence of students through modern musical-aesthetic development

Modern pupils from early childhood are in close interaction with video, cellphones, video players; new caregivers of the modern generation are so-called "parallel school", virtual communication environment through media. The Internet for the most young users are the main source of information not only in the preparation of different tasks, but also for their free time. For this reason, figurative and virtual views of pupils about contemporary reality prevail over the intellectual. This article describes a focus group pupils of the musical aesthetic studio and allows understanding more precisely pupilsmedia competence, their tastes, hobbies, main reasons and frequency of using media, musical competence, through monitoring, oral conversations, debates, creative tasks.

Текст научной работы на тему «Формирование медиакомпетентности современных школьников посредством музыкально-эстетического развития»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (14). Сентябрь 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37

ББК 74.200.544.3 В751

И. Е. Воробьёва Таганрог, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Современные школьники с раннего детства находятся в тесном взаимодействии с видеопланшетами, телефонами, видеоплеерами, новые воспитатели современного поколения, так называемая «параллельная школа», виртуальная среда общения, посредством медиа. Интернет для большинства юных пользователей - главный источник информации не только при подготовке различных заданий, но и средство для свободного времяпрепровождения. По этой причине образные и виртуальные представления школьников о современной действительности преобладают над интеллектуальными.

В данной статье работа с фокус-группой, а именно, учащимися музыкально-эстетической студии, позволяет сделать более точными представления о медиа-компетентности учащихся, их вкусах, увлечения, основных мотивах и частоте использования медиа, также музыкальной компетенции, посредством мониторинга, устной беседы, диспутов, творческих заданий.

Ключевые слова: учащиеся, медиакомпетентность, фокус-группа, медиа-культура.

I. E. Vorobieva Taganrog, Russia

THE FORMATION OF MEDIA COMPETENCE OF STUDENTS THROUGH MODERN MUSICAL-AESTHETIC DEVELOPMENT

Modern pupils from early childhood are in close interaction with video, cellphones, video players; new caregivers of the modern generation are so-called "parallel school",

© Воробьёва И. E., 2017

virtual communication environment through media. The Internet for the most young users are the main source of information not only in the preparation of different tasks, but also for their free time. For this reason, figurative and virtual views of pupils about contemporary reality prevail over the intellectual. This article describes a focus group - pupils of the musical aesthetic studio and allows understanding more precisely pupils' media competence, their tastes, hobbies, main reasons and frequency of using media, musical competence, through monitoring, oral conversations, debates, creative tasks.

Key words: pupils; media competence; focus group; media culture.

В современном информационно насыщенном мире учащийся может стать ме-диакультурным, гармонично развитым, а может остановиться на одной из форм развития или деградировать. Каждому педагогу, независимо от направления деятельности, важно формировать культуру восприятия воспитанников, научить быть субъектом информационного и социального творчества, от этого зависит развитие общества и его членов «во всех сферах материальной и духовной жизни с учетом потребностей, выдвигаемых потребностей прогрессом науки, образования и культуры в целом» [Шалова, 2008, с. 5]. М. Кудрявцева пишет: «Творчество - это всегда какое-то послание человека человеку или целой группе» [Кудрявцева, 2014, с. 8].

Возрастные характеристики наиболее распространённой группы пользователей Интернета 12-18 лет. С 8-10 лет большинство городских детей начинают пользоваться мобильными телефонами. В этом же возрасте, (и даже раньше) они получают первый опыт игрового использования компьютера и отдельных игровых устройств [Селиванов, 2011, с. 18]. За последние годы «было произведено немало исследований, затрагивающих проблему влияния медиа на школьную и студенческую аудиторию. Их авторы в целом сходятся во мнении, что наряду с поп-музыкой и спортом общение с произведениями медиакультуры у детей и молодежи находятся на первом месте» [Федоров, 2001, с. 8].

Естественно, что большинство подростков предпочитают оставаться в кем-то подготовленной и кем-то регламентированной системе. И здесь нужно учесть, что «медиа оказывает существенное воздействие на здоровье, развитие и эмоциональное состояние современных детей, а чрезмерное увлечение общением средствами масс-медиа негативно сказывается на зрении, психологическом и физическом состоянии человека» [Челышева, 2010, с. 13].

Необходимо помочь подростку в развитии общечеловеческой культуры - это задача специалистов общего и дополнительного образования, родителей, социальных статистов, используемых для этой цели постановку и решение творческих и проблемных задач. В. Энгельгард писал: «Ничто в жизни и деятельности человека не является таким мощным инстинктом счастья, как творчество» [Ша-лова, 2008, с. 4]. А спектр этих задач может быть многообразен: собирание тематических ресурсов, исследовательские программы, создание своего собственного виртуального мира.

Реализуя свою потребность в общении, подросток получает уникальный социальный опыт и вырабатывает наиболее эффективные модели поведения, помогающие ему самосовершенствоваться, поверить в собственные силы, получить внимание, любовь и уважение окружающих [Андреева, 1994, с. 148].

Проанализировав научные труды [Баришполець и др., 2009; Селиванов; 2011; Собкин; 2001; Федоров, 2009; 2011; Цымбаленко, Шариков; 2013 и др.] в области медиаобразования, пришли к выводу, что в социологических исследованиях медийных предпочтений аудитории можно опираться на метод работы с фокус-группой.

Метод фокус-группы был впервые применен в середине XIX века X. Мэтью, получив развитие в XX веке, представлял собой неформальные интервью на определенную тему [Андреева, 1994, с. 167; Собкин, 2000, с. 13]. Фокус-группы отличаются от номинальных, тем, что в них не используется принцип групповой динамики, не ставится задача в обобщении и объединении мнений, составлении прогнозов, управлении процессов. Главная задача здесь - выявление мнений людей в рамках их взаимного общения. В ходе сбора данных есть возможность

наблюдать интерактивные изменения, спонтанные и аргументированные ответы (незапланированная информация), так как присутствие других людей оказывает стимулирующее воздействие. Работа с фокус-группой позволяет сформулировать собственные идеи и выдвинуть гипотезы, но не дает возможность оценить степень распространенности полученных ответов среди больших массивов респондентов.

Количество респондентов в фокус-группе 8-12 человек. Участники не знают заранее о теме дискуссии, которая должна длиться не более 1,5-2 часов. Неотъемлемой частью данной деятельности являются организация: разработка и обсуждение тематики (цели, задачи, гипотезы и др.), составление вопросника, распределение ролей, техническое оснащение.

Мы провели тестирование участников студии игры на гитаре «Маэстро» СКЦ «Приморский» с целью выявления их медиакомпетентности по анкете, включающей блок вопросов, разработанных А. В. Федоровым [Федоров, 2009, с. 10-14]. Количество респондентов: 12 человек (7 девочек и 5 мальчиков) возраста от 10 до 17 лет. Мы условно разделили участников эксперимента на три группы: старшую (17-15 лет), среднюю (12-14 лет), младшую (10-11 лет).

Проведение анкетного вопроса включало несколько этапов:

1. Подготовительный этап (выбор вопросов).

2. Оперативный - этап непосредственного анкетирования.

3. Этап обработки полученной информации.

4. Этап презентации итогов анкетирования.

Итоги анкетирования мы свели в ряд таблиц (см. прил. 1). В результате (письменного и устного) опроса, бесед с учащимися, были выявлены следующие закономерности: интернет - главный источник и «первый помощник» в поиске нужной информации (Прил. 1, табл. 15), студийцы предпочитают слушать популярную музыку по радио (Прил. 1, табл. 7), специализированным каналам, например, «Муз-ТВ» (Прил. 1, табл. 9) и способны дать точное определение данному понятию (Прил. 1, табл. 19). Радио слушают редко или не имеют его в наличии (Прил. 1 табл. 13), радиоканалы «Эхо Москвы», «Радио Шансон», «Ретро-

БМ», музыкальные каналы «Musong-TV» и «Яшо^-ТУ», не востребованы вообще (Прил. 1, табл. 9, 10).

Вместе с тем, медиа (прослушивание радио, просмотр TV, пресса, Интернет) очень важны для учащихся (Прил. 1, табл. 1, 2, 3, 4, 13, 14, 15, 16): в приоритете аналитические/публицистические, информационные жанры (табл. 1), развлечения и отдых. Отсюда не случаен выбор учащимися-кружковцами приключенческой тематики (Прил. 1, табл. 5, 11), комедийного жанра. Кружковцам также свойственно посещение культурных мероприятий (концерты, выставки, творческие встречи, музыкальные гостиные и др.) как новых форм досуга, связанных с уроками в студии и стремлением совершенствоваться, постигать новое (Прил. 1, табл. 12).

Были, разумеется, и ответы, в которых учащиеся подчеркивали, что медиа используется ими для самообразования, повышения компетенции. Студийцы любимым творческим занятием считают музицирование и рисование, большинство самостоятельно изъявили желание посещать уроки игры на гитаре (Прил. 1, табл. 17, 18), некоторые не совсем довольны уроками музыки в школе (Прил. 1, табл. 20) и компенсируют недостающую информацию. Главное их хобби - посещение кружков и секций (Прил. 1, табл. 22).

У некоторых учащихся вызывает отторжение классическая (её считают «скучной») и джазовая (не понимают её) музыка, нет чётких представлений о таких понятиях, как «фольклор» и «бардовская песня» (Прил. 1, табл. 8, 19).

Выяснилось, что современный сотовый телефон учащиеся считают более удобным в использовании, чем прессу, радио, телевидение.

Есть примеры семей, где музыкальные вкусы детей и родителей совпадают. Ведь «семейное воспитание - это целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими» [Осипов, 2008, с. 5].

Опираясь на результаты анкетирования и работы в фокус-группе, мы составили портреты учащихся относительно их контактов с медиа.

1. Катя X., 14 лет: обладает хорошими музыкальными способностями, с большим увлечением занимается музыкой, и особенно любит английские песни, так

как это - основа репертуара родителей, увлеченных музицированием и участием в концертных программах, совместно с дочерью. Обращаясь к медиа, с большим интересом относится ко всему новому, любит разнообразные медийные жанры и виды. Для начинающего музыканта обладает достаточно неплохим вкусом и ориентиром, интеллектом, умеет аргументировать собственное мнение и выразить его.

2. Яна К., 17 лет: обладает хорошими музыкальными способностями, но её собственные вкусы, медиапредпочтения однообразны - это рок и поп-музыка. Слушание музыки зачастую не имеют цели, основная нагрузка по формированию музыкально-эстетического вкуса зависит от педагога. За изучение нового материала принимается неохотно. Не желает проявлять самостоятельность в учебе, заниматься самосовершенствованием, изучает учебники и информацию, предусмотренную школьной программой.

3. Саша Ч., 10 лет: обладает хорошими способностями и стремится к постижению всего нового. На формирование медиакомпетентности, музыкальных вкусов очень положительно влияет семья, что выражается в совместных просмотрах познавательных телепередач, прослушивании музыкальных файлов, радиопередач, а также в совместном посещении концертов, различных по направлению и тематике.

4. Саша 3., 15 лет: несмотря на средний уровень музыкальных данных, девочка стремится к самосовершенствованию, часто слушает различную музыку в свободное время, говорит о том, что ее вкусы постепенно изменились, благодаря занятиям, она стала посещать различные культурные мероприятия. Саша самостоятельно предлагает репертуар для изучения, активно просматривает учебные медиафайлы, стремится к самовыражению, самосовершенствованию, философскому размышлению.

5. Рита Д., 13 лет: обладает слабыми музыкальными данными, и хотя в анкете пишет, что увлечена занятиями в музыкальной студии, это мнимое представление о себе, так как кроме популярной музыки (хитов, звучащих по радио и теле-

видению), основное ее хобби - «зависание» в социальных сетях. Посещение концертов и культурных мероприятий не вызывает у нее интереса, она считает музыкальную классику и джаз скучными, чтением не увлекается. Мнение педагога ставит под сомнение.

6. Леша П., 13 лет: обладает средними музыкальными данными, но при этом максимально стремится к самосовершенствованию, считает уроки музыки в школе недостаточно интересными и продуктивными «так как там больше дается теоретического материала, а пения мало», поэтому для компенсации собственных потребностей посещает студию, основные источники самообразования - медиафайлы, Интернет, журналы о науке, книги на военную тему.

7. Никита Л., 14 лет: обладает средними музыкальными данными, но это один из немногих учеников, которые применяют специальные программы, помогающих в развитии, например «GutarPro», «Gutartune», «Yousician». Учащийся интересуется различными видеопрограммами, связанными с различными инструментами, выступлениями групп, но при этом не ставит целью совершенствовать собственное исполнение на гитаре. Любит компьютерные игры.

8. Эля С., 17 лет: обладает средними музыкальными данными, но имеет широкий кругозор, множество различных увлечений, связанных с искусством, охотно прислушивается к мнению родителей, стремится пополнить собственный репертуар, не только программными пьесами, песнями, но и тем, что соответствует пожеланиям родителей. Умеет сформулировать собственное мнение, в собственных ориентирах (фильмы, книги, радио и телепередачи) самостоятельна.

9. Лея Б., 15 лет: обладает средними музыкальными данными, но занимается в студии с большим удовольствием, находится в постоянном поиске медиафай-лов с новой музыкой, слушает музыку разных жанров, постоянно обновляя собственную коллекцию, имеет четко выраженное мнение о произведениях искусства, любит читать художественную литературу. Считает, что «хит должен зацепить», не важно, какой это жанр и сколько лет назад он был выпущен», не любит

изучать композиции лиричного характера, внимательно знакомится с текстом перед изучением.

10. Коля Ц., 11 лет: обладает средними способностями, не имеет большого интереса к поиску новых интересных песен для самосовершенствования, утверждает, что любит популярную музыку, но на деле слабо в ней разбирается, использует Интернет для развлечения, реже для поиска информации и подготовки домашнего задания; чтением книг, журналов, газет не увлекается. Считает уроки музыки в школе и студии познавательными и интересными.

11. Аня Л., 11 лет: обладает средними музыкальными данными, считает занятия в студии познавательными, в своих предпочтениях по музыке полагается на педагога, используя интернет-ресурсы для подготовки домашнего задания, активно участвует в уроках-диспутах, используя полученные знания в школе.

12. Гена К., 14 лет: обладает средними музыкальными данными, использует Интернет для подготовки домашних заданий и развлечения. Во вкусах и предпочтениях опирается на мнение отца и педагога, самостоятельно не предлагает песни для собственного репертуара, книги, журналы читает только в период летних каникул и по заданию школьного учителя, радио, телепередачи, слушает очень редко, так как музыка - это не единственное его увлечение.

Приведем письменные примеры мини-сочинений студийцев на тему «Моя музыкальная жизнь».

Эля С., 17 лет: «Я увлекаюсь музыкой давно, но была мечта научиться играть на гитаре. Мне очень нравится в музыкальной студии, я пришла уже с сформированным вкусом, единственно, что я стала слушать больше бардовских песен. Считаю важным приятную атмосферу, взаимоуважение и честность. Родители всегда поддерживали меня и радовались новому увлечению, часто советуют и советовали, какую из песен мне стоит добавить в репертуар».

Саша 3., 15 лет: «Когда я еще не записывалась в студию, я не знала, что меня ждет. Очень хотелось овладеть инструментом. Родители мне купили новую гитару. Поначалу, все было непросто: непослушные пальцы упрямо не хотели подчиняться, а мозоли страшно мешали играть. Через несколько месяцев научилась

несложным песням, а там и до концертов было недалеко. Сейчас прошло более двух лет и не о чем не жалею, куда увереннее стала моя игра. Хочу спасибо сказать преподавателю, если бы не она, то ничего бы и не было. В студии у нас очень сплоченный и дружный коллектив, даже несмотря на то, что люди приходят и уходят».

Алексей П., 13 лет: «Мне нравится рок-музыка. Хотелось бы научиться выполнять многие песни в диапазоне этого стиля. Рок нравится мне из-за философского направления, интересных мелодий и разнообразных ответвлений. ... Хотелось бы после классики освоить другие стили и направления».

Гена К., 13 лет: «Сначала мне не хотелось заниматься музыкальным искусством, казалось, что будет скучно. На первом занятии был взволнован и в голове держал вопрос: «А что, если не получится?». Первое впечатление было хорошим. Конечно, я бы хотел в конце своих занятий видеть очень красивую игру, так же как отец. Наши занятия устраивают меня, так как разнообразны: мы общаемся и играем, и даже проводим тесты и всякие разные работы».

Катя X., 14 лет: «Музыкой я начала заниматься еще в детстве, когда мама записала меня в хоровой коллектив. Но, к сожалению, пришлось оставить, из-за переезда. Пение - мое хобби. Давно мечтала научиться играть на гитаре, поэтому родители записали меня на занятие в ДК «Прибой», но вскоре покинула (неудобно добираться). Попытались записаться в музыкальную школу, но мест не было. Потеряв надежду, хотели нанять частного учителя, а затем увидели объявление в СКЦ «Приморский» о студии «Маэстро». С самого начала мне понравилось, что здесь подразумевается работа в коллективе, ведь этот момент поможет в социализации в обществе в будущем. Также радует, что классическая игра сочетается с аккордной аранжировкой. Теперь, главная моя цель - совершенствование игры на гитаре, хочу попробовать себя в бардовской песне. Родители тоже поддерживают меня и репетируют в дуэте, работают над репертуаром, любят английские песни».

Аня Л., 11 лет: «Я не знаю, как это получилось, но у меня появился новый друг - гитара. Раньше я просто слушала музыку, а теперь учусь воспроизводить

ее. Пусть не все получается, но тянет к искусству, так что стараюсь совершенствоваться. ... Мой папа музыкант, он любит и слушает много разной и музыки. В его машине всегда звучит свежий хит-парад, он увлекается и следит за новинками. Мама тоже любит хорошие песни. В общем, у нас музыкальная семья».

Лея Б., 15 лет: «Музыка, так или иначе, играет определенную роль в жизни человека. Музыка - это наша душа. Она помогает прийти в себя, расслабиться. Послушав хорошую музыку, человек может решить какую-то проблему, музыка влияет на восприятие мира, настроение. Больше всего нравится рэп, слова из текста выделяют жизненные позиции, иногда, под словом рэп подразумевают хулиганство, но это не так. Рэп чаще о любви, принципах, а основное направление -жизнь. Музыка сближает людей, песни поются в походах у жаркого костра... Я не могу представить жизнь без музыки, она помогает нам жить, а не существовать».

В итоге мы условно разделили учащихся по отношению к их контактам с медиа на три условных группы:

1. «Старшая группа» студийцев (учащиеся умеют приводить примеры из собственного опыта изучения медиатекстов, стараются отстаивать собственное мнение на определенные вопросы, анализируют медиатексты, активно используют медиа в учебном процессе, для саморазвития).

2. «Средняя группа» студийцев (учащиеся общаются с медиа для развлечения, а не с целью конкретного анализа медиаматериала, стремятся к независимости выражения собственного мнения. В ходе беседы показали умение рассуждать, анализировать музыкальный медиаматериал).

3. «Младшая группа» (учащиеся в своих музыкальных медиапредпочтениях опираются на опыт родителей, школьных уроков и знания, полученные в студии).

В итоге наше исследование показало, что проведение различных тестов, устных опросов и анкетирования, с последующим анализом результатов, доказывает значимость формирования медиакомпетентности в условиях студии музыкально-эстетического развития.

Библиографический список

1. Аминов И. И. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2009. 304 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология М.: Наука, 1994. 375 с.

3. Баришполецъ О. Т. Мед1акультура особистоси: сощально-сихолопчный тдхвд / О. Т. Баришполець и др. Киев, 2009. 440 с.

4. Дмитриева Е. Б. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998. 74 с.

5. Кудрявцева M. Е. Психология творчества в массовой коммуникации: учеб. пособие. М.: «Директ-Медиа», 2014. 135 с.

6. Осипов В. Д. Педагогика семьи. Брест, 2008. 157 с.

7. Селиванов Н. Л. Компьютерная педагогика в художественном образовании детей и подростков. Краснодар, 2011. 160 с.

8. Собкин В. С. Труды по социологии образования. Т. 5. Вып. VII. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. 462 с.

9. Федоров А. В. Медиобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001. 708 с.

10. Федоров А. В. Медиаобразование и медиакомпетентность: анкеты, тесты, контрольные задания. Таганрог, 2009. 136 с.

11. Цымбаленко С. Б. Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: результаты социологических исследований и программирования / С. Б. Цымбаленко, А. В. Шариков. М.: РИЦМГГУ, 2013. 108 с.

12. Челышева И. В. Ребенок в мире медиа // Детский сад от А до Я. 2010. № 2 (44). С. 1322.

13. Черевик К. С. Подготовка студентов педагогического вуза к организации художественно-творческой деятельности школьников. Таганрог, 2010. 168 с.

14. Шалова С. Ю. Введение в научно-педагогическое творчество. СПб.: Изд-во РГПУ, 2008. 159 с.

References

1. Aminov I. I. ( 2009). Psychology of business communication. M.: Omega-L, 2009. - 304 p. (in Russian)

2. Andreeva G. M. (1994). Social psychology, Moscow: Nauka, 1994. - 375 p. (in Russian)

3. Barishpolets O. T. (2009). Media culture: peculiarities of social - psychological approach. -Kiev, 2009. 440 p. (in Russian)

4. Dmitrieva E. B. (1998). Focus groups in marketing and sociology. M., 1998. - 74 p. (in Russian)

5. Kudryavtseva M. E. (2014). Psychology of creativity in mass communication. Textbook. -Moscow: Direct Media, 2014. 135 p. (in Russian)

6. Osipov, V. D. (2008). Pedagogy of the family. Brest, 2008. 157 p. (in Russian)

7. Selivanov N. L. (2011). Computer pedagogy in art education of children and adolescents. Krasnodar, 2011. 160 p. (in Russian)

8. Sobkin V. S. (2000). Proceedings of the sociology of education. Vol. 5. Vol. VII. Moscow: Center of sociology of education RAO, 2000. 462 p. (in Russian)

9. Fedorov A. V. (2001). Media education: history, theory and methods. Rostov-na-Donu: CVVR, 2001. - 708 p. (in Russian)

10. Fedorov A.V. (2009). Media education and media competence: questionnaires, tests, control tasks, Taganrog, 2009. - 136 p. (in Russian)

11. Tsymbalenko, S. B., Sharikov A.V. (2013). Monitoring and analysis of the Moscow information-educational space: results of sociological research and programming. Moscow, 2013. 108 p. (in Russian)

12. Chelysheva I. V. (2010). Child in the world media // Kindergarten from A to Z. 2010. No. 2 (44), P. 13-22. (in Russian)

13. Cherevik K. S. (2010). Preparation of students of pedagogical higher education institution for the organization of artistic and creative activities of students, Taganrog, 2010. - 168 p. (in Russian)

14. Shalova S.Y. (2008). Introduction to scientific and pedagogical work. SPb.: Publishing house of Rostov state pedagogical University, 2008. 159 p. (in Russian)

Приложение 1 Таблица 1

Итоги опроса по выявлению медиакомпетентности аудитории в области жанров

(пресса)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Какие жанры Процентное соотношение в группах

вас привлекают в прессе? Младшая Средняя Старшая

Информационные 7,7 % 7, 7 % 15, 4%

Аналитические/ — 15, 4 % 15,4%

публицистические

Литературные 7,7% 7, 7 % —

Реклама — 7, 7 % —

Никакие 7,7% — —

(радио) (были возможны несколько вариантов ответа)

2. Какие жанры Процентное соотношение в группах

вас привлекают в радиопередачах? Младшая Средняя Старшая

Информационные — 7,7% 15, 4 %

Аналитические/ — 7,7% —

публицистические

Литературно-драма- 7, 7 % —

тические

Музыкальные (популярная музыка) 15, 4 % 31% 31%

Музыкальные (классическая музыка) 15,4% 7,7%

Музыкальные (фольклорные музыка) 7,7%

Музыкальные (джазовая музыка) 15, 4% 15,4% 7,7%

Никакие 7,7% — —

Таблица 3

Итоги опроса по выявлению медиакомпетентности аудитории в области жанров _(телевидение)_

3. Какие жанры вас привлекают в телепередачах? Процентное соотношение в группах

Младшая Средняя Старшая

Информационные — 7, 7 % 7,7%

Литературно-драматические 7, 7 % — —

Телевизионно-кине-матографические 15, 4 % 15, 4% 15, 4%

Музыкальные (популярная музыка) — 15, 4% 7, 7%

Музыкальные (классическая музыка) — — —

Музыкальные (фольклорные музыка) — — —

Никакие — — —

(Интернет)

4. Какие жанры Процентное соотношение в группах

вас привлекают в интернет-сайтах? Младшая Средняя Старшая

Информационные 7, 7 % 15,4% 7, 7 %

Музыкальные (популярная музыка) — — 15, 4%

Телевизионно-кине- 7, 7 % 15,4% 7, 7 %

матографические

Игры/конкурсы 7, 7 % 7,7% —

Таблица 5

Итоги опроса по выявлению медиакомпетентности аудитории в области жанров

(кино)

5. Какие жанры вас привлекают в фильмах/телесериалах? Процентное соотношение в группах

Младшая Средняя Старшая

Детектив 7, 7 % — 7, 7 %

Фантастика 7, 7 % — 7,7%

Драма — — —

Ужасы — 7,7% —

Синтез жанров — 15, 4% —

Комедия 7, 7 % 15, 4% 15,4%

Таблица 6

Итоги опроса по выявлению жанровой медиакомпетентности аудитории

(литература)

6. Какие книги вы предпочитаете читать? Процентное соотношение в группах

Младшая Средняя Старшая

Книги, посвященные военной тематике 7, 7 %

Сказки и приключенческие рассказы 7, 7 % 7,7 %

Школьные учебники 7, 7 % 15,4%

Детективы 15, 4 % 15, 4 %

Рассказы поэтов-классиков 7,7% 15, 4 %

Чтение не вызывает у меня интереса 7, 7 %

Таблица 7

Итоги опроса по выявлению медиакомпетентности аудитории в области

музыкальных жанров

7. Назовите ваш любимый музыкальный жанр? Процентное соотношение в группах

Младшая Средняя Старшая

Рок — 15,4% 23%

Рэп — 15,4% 7,7%

Джаз 7, 7 % — —

Различные жанры 7, 7 % 7, 7% 7, 7 %

Поп-музыка 7, 7 % 31% 31%

музыкальных жанров

8.Что, по вашему Процентное соотношение в группах

мнению, является Младшая Средняя Старшая

основой жанра бардовской песни?

Музыка — 7, 7% 7,7%

Музыка и текст 15, 4% 23% 15, 4%

Текст 7,7 % 7, 7 % 7, 7 %

Таблица 9

Итоги опроса по выявлению знания аудиторией музыкальных каналов (ТВ)

(возможны несколько вариантов ответа)

9. Название музыкальных каналов Процентное соотношение в группах

Младшая Средняя Старшая

Musong-TV — — —

Rusong-TV — — —

Ru-TV — 7,7% —

Muz-TV 15,4% 23% 31%

Первый музыкальный 7, 7% — —

Ля-минор — — 7,7%

Культура 7,7 % 7,7% 7,7%

Music box - — — 7,7%

MTV-Dance — 7,7% 7,7%

Europa Plus 7, 7% — —

Таблица 10

Итоги опроса по выявлению знания аудиторией музыкальных каналов (радио)

(возможны несколько вариантов ответа)

10. Название радиоканалов Процентное соотношение в группах

Младшая Средняя Старшая

Эхо Москвы — — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Радио-FM 15, 4% 31% 15,4%

Радио Алла — — 7, 7%

Дорожное Радио 15,4% 23% 15,4%

Авто Радио 7,7 % 15,4% 15,4%

Ретро-БМ — — —

Радио Шансон — — —

Русское Радио — 7, 7 % —

Радио ТВС 7, 7 % 15, 4% 15, 4%

Таблица 11

Итоги опроса по выявлению медиакомпетентности аудитории в тематической

области (возможны несколько вариантов ответа)

11. Какие темы Процентное соотношение в группах

вас привлекают в Младшая Средняя Старшая

прессе, радиопереда-

чах, интернет-сай-

тах, компьютерных играх?

Военная — 15,4% —

Криминалистиче- — 7,7% —

ская

Мистическая — — 15,4%

Молодежная 7, 7 % 7,7% 7, 7 %

Научно-техническая — 7,7% —

Приключенческая 15, 4 % 15,4% 15,4%

Спортивная 7, 7 % — 7,7%

Таблица 12

Итоги опроса по выявлению медиакомпетентности аудитории в мотивационной

области (возможны несколько вариантов ответа)

12. Назовите ос- Процентное соотношение в группах

новные мотивы ва- Младшая Средняя Старшая

ших контактов с ме-

диа, телевидением,

кинематографом, радио, интернетом?

Стремление к раз- 15, 4 % 23% 7, 7%

влечению

Получение новой информации 7, 7 % 15,4% 15,4%

Стремление к ком- -- 7,7% --

пенсации

Стремление к ост- — — 7,7%

рым ощущениям

Стремление к философскому, интел- — 7,7% 7,7%

лектуальному уроку

Стремление занять свободное время — — —

Стремление к под- — 7, 7% 7,7%

тверждению соб-

ственной компетен-

ции

Стремление уви- 15, 4 % 15,4% 7, 7%

деть, услышать про-

изведение извест-

ного автора, актера/ведущего

Стремление созда- — — 7,7%

вать медиатексты

Поиск материалов — 7,7% 15,4%

для учебных, науч-

ных, исследователь-

ских целей

Стремление услышать любимую му- 7, 7 % 23% 15,4%

зыку

Стремление к разоб- — — 7,7%

лачению

Таблица 13

Итоги опроса по выявлению частоты общения аудитории с медиа (радио)

13. Как часто вы Процентное соотношение в группах

слушаете радио? Младшая Средняя Старшая

Ежедневно — 7,7% 7,7%

Несколько раз в не- 7, 7% 15, 4% 7,7%

делю

Несколько раз в ме- — — —

сяц

Редко 7, 7% 15, 4% 15,4%

Никогда 7,7% — —

14. Как часто вы Процентное соотношение в группах

смотрите телевизор? Младшая Средняя Старшая

Ежедневно 15, 4% 15, 4% 15, 4%

Несколько раз в не- 7, 7 % 7, 7% 15, 4%

делю

Несколько раз в ме- — — —

сяц

Редко — 7,7% —

Никогда — 7,7% —

Таблица 15

Итоги опроса по выявлению частоты общения аудитории с медиа (Интернет)

15. Как часто вы Процентное соотношение в группах

используете интернет? Младшая Средняя Старшая

Ежедневно 15, 4 % 15, 4% 23%

Несколько раз в не- 7, 7 % 15,4% —

делю

Несколько раз в ме- — — —

сяц

Редко — 7,7% 7, 7 %

Никогда — — —

Таблица 16

Итоги опроса по выявлению частоты общения аудитории с медиа

(компьютерные игры)

16. Как часто вы Процентное соотношение в группах

играете в компьютерные игры? Младшая Средняя Старшая

Ежедневно — 7, 7% —

Несколько раз в не- 7, 7 % 7,7% 7, 7%

делю

Несколько раз в ме- — — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сяц

Редко 7, 7 % 15,4% 7, 7%

Никогда 7, 7 % 7, 7% 15, 4 %

Опираясь на полученные данные, был составлен следующий блок вопросов для более полного выявления интересов учащихся составления медийных портретов (часть вопросов предусматривала конкретные ответы, в остальных случаях учащиеся могли использовать несколько предложенных вариантов или свой собственный):

Таблица 17

Итоги опроса по выявлению основного мотива пребывания учащихся

на занятиях в студии

17. Основной мотив Процентное соотношение в группах

вашего появления в Младшая Средняя Старшая

музыкальной студии?

По инициативе ро- 15, 4 % 15, 4 % —

дителей

Собственное реше- 7, 7 % 15,4% 15, 4%

ние

Стремление подражать брату/сестре — 7,7% —

Прочитал(а) объяв- — — 7, 7 %

ление

Посетил(а) концерт — — 7, 7 %

Таблица 18

Итоги опроса по выявлению увлечений учащихся в свободное время (хобби)

18. Каким видом Процентное соотношение в группах

творчества ты зани- Младшая Средняя Старшая

маешься с удовольствием?

Рисованием 15, 4 % 23% 7, 7 %

Игра на музыкаль- 23 % 15,4% 7,7%

ном инструменте

Танцы 7,7% —

Спорт и музыка 7,7 % 15, 4 % 15,4%

Моделирование — 7, 7% —

Нет любимых увле- 7, 7 % — —

чений

основных терминах, используемых в процессе обучения

19. Какому из дан- Процентное соотношение в группах

ных музыкальных Младшая Средняя Старшая

терминов вы можете

дать точное определение?

Бардовская песня — 7,7 % 15, 4%

Всем определениям, кроме бардовской 7, 7 — —

песни

Гимн — 7, 7% 7, 7%

Джаз и фольклор 7, 7 % 7,7 % —

Популярная музыка 7, 7% 15, 4% 7, 7 %

Фольклор — — —

Затрудняюсь отве- — — —

тить

Таблица 20

Итоговая таблица, презентующая мнения учащихся об уроках музыки в школе

20. Нравятся ли вам уроки музыки в школе? Процентное соотношение

Младшая Средняя Старшая

Да 15, 4 % 23% 23%

Нет 7, 7 % 15,4% 7,7%

Таблица 21

Итоги опроса по выявлению основного мотива посещения мероприятий

для музыкально-эстетического развития учащихся

21. Назовите основ- Процентное соотношение в группах

ной мотив посеще- Младшая Средняя Старшая

ния «культурных мероприятий»?

Собственный инте- — 15,4% —

рес

Стремление позна- 15, 4% 7, 7% 7,7%

вать новое

Желание совершенствоваться как исполнитель 15, 4% 15, 4 %

Это мое хобби — — —

Не посещаю 7, 7 % — 7,7%

Таблица 22

Итоги по выявлению досуговых предпочтений учащихся

22. Как вы предпо- Процентное соотношение в группах

читаете организовы-

вать досуг?

Младшая Средняя Старшая

Мой досуг совпа- 15,4% 7,7% —

дает с досугом се-

мьи

Посещение секций, 23% 23% 15, 4%

кружков

Подготовка уроков, — 7, 7% 7,7 %

заданий к школе

Оказываю помощь 7, 7% — —

родителям

Посещаю мероприя- — 7,7% —

тия

Прогулка и развле- 7, 7% — 7, 7%

чения

Слушаю музыкаль- — 7, 7% —

ные композиции

Играю в компью- 7, 7% — —

терные игры

23. Изменились ли ваши музыкальные вкусы, в связи с посещением музыкальной студии? Процентное соотношение в группах

Младшая Средняя Старшая

Да, изменились 15,4% 23% 23%

Нет, не изменились 7,7% 15,4% 7,7%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.