Научная статья на тему 'Формирование личностно-смысловой компетентности будущего учителя физической культуры'

Формирование личностно-смысловой компетентности будущего учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Побелянская Юлия Николаевна

Рассматривается проблема формирования личностно-смысловой компетентности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личностно-смысловой компетентности будущего учителя физической культуры»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.Н. ПОБЕЛЯНСКАЯ (Волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОСМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается проблема формирования личностно-смысловой компетентности будущего педагога.

Традиционное предметоцентрированное общение педагога и воспитанника не соответствует целям личностно-развивающего образовательного процесса. Поддерживать развитие личностной сферы воспитанника может педагог, подготовленный к общению с ним на личностном уровне, обладающий личностно-смысловой компетентностью. Под таковой нами понимается способность педагога к выявлению затруднений воспитанников в сфере ценностносмыслового самоопределения и оказанию им поддержки в смыслопоисковой деятельности.

Анализ выполненных исследований показывает, что в процессе подготовки будущего учителя к педагогическому общению преимущественное внимание уделяется процессуальным аспектам - вступлению в контакт с воспитанниками, поддержанию диалога и т.п. Почти нет работ, посвященных проблеме межсубъектного смыслового взаимодействия (С.В. Белова, Е.В. Бондаревская, М.В. Мишаткина, В.В. Сериков). Последнее объясняется, в первую очередь, тем, что до недавнего времени компетентность педагога в столь «тонких» сферах педагогического процесса не была востребована. От педагога требовалась преимущественно компетентность в организации внешней предметной, главным образом, учебной деятельности учащихся.

Сказанное в полной мере относится к подготовке специалистов сферы физической культуры и спорта, от которых требуется умение психологически грамотно построить процесс общения с воспитанниками, с учётом индивидуальных,

возрастных, психологических особенностей, включиться в личностный контекст их жизненной ситуации, коллизии социализации и т.п. На этом сегодня основываются профессиональное мастерство, умения ориентироваться и рационально действовать в сложной обстановке профессиональной деятельности, обеспечивать психологическое сопровождение развития личности.

Как показывает практика, наибольшие трудности в организации учебного процесса у начинающих молодых специалистов вызывает процесс общения, т.е. умение вступать в контакт, создавать и поддерживать доброжелательные взаимоотношения, стимулировать учебную деятельность студентов. Это существенно влияет на отношение студентов к преподавателю, а в дальнейшем негативное отношение переносится на учебную дисциплину.

Личностно-смысловая компетентность педагога основывается на эмпатических способностях и диалогическом опыте, способности завоевывать авторитет в глазах воспитанников благодаря своим профессиональным, личностным и харизматическим качествам.

К структуре личностно-смысловой компетентности педагога относится широкий спектр профессионально-педагогических умений, среди которых умения устанавливать и поддерживать контакт с учащимися; понимать внутреннюю позицию воспитанника; управлять общением на уроке в командном соревновательном процессе; выстраивать взаимоотношения, которые выводили бы педагога и воспитанника на ценностно-смысловой контакт; учитывать контекст жизненной ситуации воспитуемого, вести с ним эм-патический диалог, перестраивать взаимоотношения в зависимости от решаемых в данной ситуации педагогических задач; управлять собственным психическим состоянием в общении.

Опыт, приобретаемый учеником в процессе общения с педагогом, выступает ведущим источником развития его нрав-

© Побелянская Ю.Н., 2008

ственной сферы, переживаний и впечатлений, обеспечивающих самостроительство личности. М. Мамардашвили говорил, что человек - существо искусственное. Собственно человеческое в человеке - продукт усилий, результат самостроительства, опыта, приобретаемого в процессе общения с другим человеком.

Личностно-смысловая компетентность будущего педагога формируется в образовательном процессе вуза. Через общение с преподавателями в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система коммуникативных умений индивидуального стиля общения, которая впоследствии обретает форму личностно-смысловой компетентности. Последняя проявляется в способности будущего педагога создавать такие коммуникативные ситуации, которые побуждают воспитанников проявить свою позицию - в рефлексии, выборе поступка, нравственно ценном выводе из ситуации. По сути, будущий педагог овладевает психолого-педагогическими механизмами поддержки становления важнейшего человеческого опыта - опыта быть личностью, личностного опыта. Быть личностью - значит находить свои способы самореализации, которые обеспечивают признание другими людьми и отвечают собственным представлениям о себе самом. Показателем личностного роста воспитанника является становление смысловой сферы его личности как системы субъективно принятых ценностей и путей самореализации. Способность оказывать поддержку воспитанникам в преодолении коллизий становления этой сферы и составляет суть личностно-смысловой компетентности педагога.

Личностно-смысловая компетентность будущего педагога представляет собой сложное личностно-профессиональное образование, проявляющееся в

1) понимании сущности возрастных и гендерных особенностей смысловой сферы учащихся; 2) знании механизмов и факторов, актуализирующих процессы смыслообразования учащихся; 3) умении создавать ситуации, активизирующие поиск учащимися смысла их образования, личностного роста, творческой жизнедеятельности; 4) умении оказывать поддержку учащимся в процессе смыс-

лопоиска и выбора путей самореализации; 5) умении изучать и адекватно оценивать нравственный потенциал смысловой сферы воспитанника.

Значительная роль общения в педагогической деятельности требует от вузовского преподавателя профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это, в свою очередь, предполагает наличие у педагога умений общаться со студентами, активно слушать собеседника, быть требовательным, но справедливым, находить общий язык в любой ситуации, поддерживать ценностно-смысловое отношение студента к своему профессиональному образованию, следить за своей речью, движениями, жестами, мимикой, предвидеть и предотвращать конфликты.

Личностно-смысловая компетентность преподавателя физической культуры наиболее ярко проявляется в его педагогическом такте, умении избегать конфликтов с учащимися, оказывать им поддержку в сложных учебных и соревновательных ситуациях. Педагогический такт - это чувство меры и профессиональной целесообразности, проявляющееся в умении в каждом конкретном случае найти педагогически целесообразный приём взаимодействия с личностью. Педагогический такт, как одно из средств воспитания личностно-смысловой компетентности будущего педагога, проявляется в умении педагога владеть собой в сложных ситуациях образовательного процесса, обеспечивая благоприятный эмоциональный климат в обучении, препятствуя возникновению психологических барьеров, чему способствуют управление социально-психологическими процессами в коллективе, реализация личностных особенностей преподавателя.

Процесс формирования личностносмысловой компетентности будущих учителей включает несколько этапов: на первом этапе необходимо ввести студентов в проблематику и систему понятий концепции личностно ориентированного образования, заинтересовать этой сферой педагогической деятельности; на втором этапе они должны освоить умения изучать и проектировать ситуации педагогической поддержки развития личностно-смысловой сферы учащихся; на третьем - вырабаты-

ваются собственный опыт и стиль влияния на смыслопоисковую активность воспитанников.

При этом преподаватели профильных и педагогических дисциплин осуществляют многогранную коммуникативную деятельность, которая имеет свою логику, структуру. На первом этапе осуществляется предкоммуникативная ориентировка; на втором - вступление в контакт, самоподача и своеобразная психологическая разведка; на третьем - негласно достигается согласие вступить в обмен информацией, реализуется ценностно-смысловое общение, умение вести разговор, передавать инициативу самим студентам; осуществлять выход из затруднительных ситуаций. Преподавателю важно знать структуру коммуникативной деятельности и личностно-смысловой компетентности, свои индивидуальные особенности и помогать студентам накапливать опыт, соответствующий указанным выше признакам личностно-смысловой компетентности. Важен, как показал опыт, и индивидуальный стиль деятельности преподавателя физической культуры.

Выработка умений общения у студентов профиля базируется на их опыте общения в ДЮСШ, в сложных ситуациях тренировок, поездок, соревнований. Для них характерны взаимовыручка, внимательность по отношению к новичкам, деловое общение с ними, т.е. в процессе спортивной деятельности осваиваются начала спортивного общения и взаимоотношений.

Способность влиять на развитие личностно-смысловой компетентности студентов возрастает с увеличением собственного опыта межличностных коммуникаций преподавателя или тренера. Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что такого рода общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На уроке ФК преподавателю необходимо владеть коммуникативной и личностно-смысловой структурой всего педагогического процесса, т.е. быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Всё это требует от преподавателя, как показало исследование, умения одновременно

решать две проблемы - конструировать

1) особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), свои отношения с учащимися, т.е. стиль общения;

2) выразительные средства коммуникативного воздействия и личностно-смысловой компетентности. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и собственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет стиль взаимоотношений преподавателя со студентами. В стиле находят выражение особенности коммуникативных возможностей преподавателя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанника; творческая индивидуальность педагога; собственный опыт смысловых исканий; понимание особенностей студенческого коллектива.

Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности, профессиональную направленность студентов. В конечном счете, у преподавателя должна сложиться надёжно выстроенная система взаимоотношений с будущими педагогами.

Такая система характеризуется 1) сложившейся атмосферой сотрудничества при организации учебного процесса; 2) наличием у студентов ощущения психологической общности с педагогом; 3) ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой; 4) отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия; 5) опорой на профессиональные интересы студентов; 6) использованием в качестве фактора управления воспитанием заинтересованности учащихся; 7) единством делового и личностного общения; 8) включением студентов в целесообразно организованные формы внеучеб-ного педагогического общения.

Овладение основами профессиональнопедагогического общения может происходить только на индивидуально-творческом уровне. Все выделяемые компоненты общения своеобразно проявляются в деятельности педагога. Вот почему важнейшей задачей начинающего педагога является поиск индивидуального стиля деятельности, который должен вестись систематически.

В ходе опытной работы начинающим преподавателям нами была предложена ориентировочная основа формирования индивидуального стиля деятельности, включавшая изучение собственной личностносмысловой сферы; установление недостатков в личностном общении, ориентацию на преодоление стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения; овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей; овладение технологией педагогического общения, направленного на развитие личностно-смысловой компетентности у студентов в соответствии с собственным личностным потенциалом; сопровождение студентов в их реальной педагогической деятельности.

Формируя данную компетентность у студентов, преподаватель прежде всего должен выявить особенности своего психофизического аппарата как компонента творческой индивидуальности, через который осуществляется «трансляция» его личности студентам.

Таким образом, прослеживая взаимосвязь типа высшей нервной деятельности и индивидуального стиля деятельности будущего педагога, мы наблюдали коммуникативные ситуации, постановку задач, конкретные условия и активные действия преподавателя физической культуры и спорта, овладевающего технологией подготовки студентов к личностноразвивающей педагогической деятельности. Естественно, что на первых порах ответственные действия студентов часто были не адекватны целям их профессионального роста. Вместе с тем между взаимодействующими сторонами не было конфликтов, налаживались хорошие взаимоотношения, возникали образцы творческого и сознательного отношения к учебному процессу на занятиях физической культурой. Если же встречались какие-либо отклонения и затруднения, то в ходе опытной работы преподавателю оказывалась поддержка, способствующая выявлению ошибок в работе, устранению отрицательных сторон межсубъектных коммуникаций со студентами, внутренних препятствий в формировании личностно-смысловой компетентности будущих педагогов.

Н.А. РЕЗНИК, И.С. ТЕМНИКОВА

(Мурманск)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Рассматривается одно из средств решения проблемы адаптации первокурсников -визуализация учебного материала с помощью ПК.

В высшем учебном заведении не только завершается непрерывное обучение в системе «школа - вуз», но и осуществляется профессиональная подготовка молодого поколения, невозможная во многих случаях без основательной математической базы.

Принято считать, что от качества организации образовательного процесса на этой стадии во многом зависят дальнейшее комфортное пребывание человека в его будущей деловой атмосфере, его готовность решать весьма серьезные (лично для него или для общества в целом) проблемы. На деле, однако, упомянутое качество организации образовательного процесса, особенно на начальном этапе обучения в вузе, не в меньшей степени зависит и от подготовки бывших абитуриентов. «Недостаточный уровень математических знаний, умений и навыков часто препятствует успешной адаптации первокурсников к новым условиям обучения... Новые преподаватели, непривычные методы изложения, большой объем содержания и темпы обучения, незнакомый режим работы (лекции, практикумы, расчетно-графические задания и зачеты) приводят к тому, что бывшие школьники воспринимают вузовский стиль преподавания и содержание курсов начал математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры как нечто, никак не связанное с предшествующим обучением математики в школе. Как следствие, студенты “не мыслят самостоятельно”, “не читают специальную литературу”, “не умеют считать проценты в экономике, раскрывать пропорции в химии, выражать одни величины через другие в физике...” и т.д. и т.п.» [4: 324].

На сегодняшний день изучение какого-либо учебного предмета (как в школьном, так и в вузовском образовании) рассматривается с разных позиций: передача

© Резник Н.А., Темникова И.С., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.