Научная статья на тему 'Формирование личностно-деловой компетенции в эпоху глобализации'

Формирование личностно-деловой компетенции в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЛОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИИ / FORMING / PERSONAL AND BUSINESS COMPETENCE / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Э. П.

В статье рассматривается формирование и понятие личностно-деловой компетенции в эпоху глобализации, выявляются некоторые особенности национальной культуры, дифференцируется понятия «общение» и «коммуникация»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PERSONAL-BUSINESS COMPETENCE IN THE ERA OF GLOBALIZATION

The paper discusses the formation of the concept of personal-business competence in the era of globalization, identifies some of the features of national culture, differentiates concept of «communication»

Текст научной работы на тему «Формирование личностно-деловой компетенции в эпоху глобализации»

УДК 371 (075)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ЭПОХУ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Э.П. Комарова

В статье рассматривается формирование и понятие личностно-деловой компетенции в эпоху глобализации, выявляются некоторые особенности национальной культуры, дифференцируется понятия «общение» и «коммуникация»

Ключевые слова: формирование, личностно-деловая компетенция, общение, коммуникации

В связи с интеграцией Российского образования в мировое образовательное пространство расширился масштаб международного и межкультурного взаимодействия, деловых контактов. Одной из ведущих характеристик специалиста становится развитие личностно-деловой компетенции как кросскультурного, так и делового общения, что обеспечит способность специалиста участвовать в диалоге культур, деловых переговорах, зарубежных

стажировках, экономических семинарах и конференций. Моделирование

педагогического процесса, ориентированного на создание значимых профессиональных характеристик языковой поликультурной личности, позволяет представить процесс формирования культуры делового общения будущего специалиста в динамике развития содержания деловой коммуникации в компетентностном формате.

Протекающие процессы глобализации и интерналионализации образования,

увеличение межкультурных контактов, интенсификация международного

сотрудничества в международных областях науки, культуры и образования сделали особенно необходимым подготовки конкурентоспособных, компетентных

специалистов, способных к конструктивному диалогу с представителями разных культур. Именно поэтому для современного международного сообщества особое значение приобретает проблема развития личности будущего специалиста как субъекта диалога культур, личности стремящейся к постижению другой культуры и готовой участвовать в диалоге культур, деловых переговорах, зарубежных стажировках, форумах, конференциях к эффективному

взаимодействию с ее представителями в ходе

Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected]

активизирующейся межкультурной

коммуникации.

Особую трудность обучающиеся испытываются в ходе делового общения с представителями других культур из-за недостаточного общего уровня подготовки обучающихся в области культуры иноязычного делового общения в процессе обладания речевыми и поведенческими правилами этикета, в управлении своим эмоциональным состоянием, в успешном воздействии на партнера.

В контексте нашего исследования появилась необходимость дифференцировать термины «коммуникация» и «общение». Коммуникация рассматривается как информационное взаимодействие между объектами. Отмечается чрезмерное увлечение термином «коммуникация» в ущерб более широкому понятию «общение». Он полагает, что термин «коммуникация» больше подходит не для человеческого, а для технического общения, в то время как понятие «общение» близко понятию взаимопонимание [5].

И.А. Зимняя, в сущности, сводит эти понятия в одно, определяя общение как «осознанную и неосознанную вербальную связь, передачу и прием информации».

Рассматривая общение с позиций деятельностного подхода она отмечает, что «это сложный, многоплановый процесс

установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание/ другого человека» [2]. Она приводит семь характеристик речевого

общения: контактность, ориентированность, направленность, семиотическая

специализация, динамика, репрезентативность, полиинформативность [2].

И. А. Зимняя указывает, что, хотя многие вопросы общения были рассмотрены еще Цицероном, общение остается актуальной

современной проблемой. Отметим, что в глобальную эпоху изучение общения обретает особое значение.

Таким образом, общим для обоих понятий «общение» и «коммуникация» является соотнесенность с процессами обмена и передачи информации посредством языка и что их отличительные признаки обусловлены объемом содержания этих понятий. Общение в большей мере связано с характеристиками устно- речевого, межличностного вербального и невербального взаимодействия аффективнооценочного характера, реализуемого в практической деятельности, а коммуникация представляет собой социально обусловленный процесс передачи информации и обмена мыслями, чувствами между людьми в различных сферах познавательно-трудовой и творческой деятельности.

В современном обществе все более актуальна становится концепция «открытого общества», основанного на терпимости и толерантности к другим культурам в процессе общения с представителями других культур. При подготовке специалистов формирование личностно-деловой компетенции становится ретранслятором культурных ценностей обучающихся в процессе развития и

саморазвития поликультурной личности, ее менталитета, индивидуальности в диалоге культур, культуре делового общения.

Личностно-деловая компетенция в

условиях международной интеграции и

глобализации включает способность к

межкультурному взаимодействию; ее развитие - генеральная цель обучения. Прагматика, включающая невербальные и паралинг-вистические аспекты, и «интеркультура» в глобальном масштабе - характерные черты образовательного процесса, результатом которого должен стать «выход» профессионала, уверенного в правильности своих речевых действий и обладающего развитой интеркультурной сенсибильностью, позволяющей ему адекватно реагировать в ситуациях межкультурного общения. [4]

Культуры обогащают и оплодотворяют друг друга, эти процессы поддерживают в них жизненные силы и охраняют от застывания. Контекстно-компетентностный подход и технология продуктивного обучения вывели на технологизацию образовательного процесса, отражающего 4-х-компонентную структуру содержания образования. В нее входят: система научных знаний, опыт

учебной деятельности, опыт творческой

деятельности, опыт эмоционально-ценностной деятельности.

Способность осознавать особенности национальной культуры своей страны и сообщать знания о различиях между культурами направлено на устранение

негативных стереотипов и способствует

лучшему пониманию типичных особенностей мышления и поведения представителей другой культуры. Следует осознавать, что различия между культурами имеют комплексный характер. В связи с этим следует развивать «гибкое мышление», которое будет способствовать пониманию закономерностей системы, использованию скорее широких, чем узких категорий интерпретации, поможет избежать поверхностного понимания

проблемы. Мысль определяет

содержательную сторону общения, отражая в сознании человека связи и отношения объектов и явлений реального мира. Овладение языком как культурным знаком, по высказыванию Л.С. Выготского,

сопровождается «врастанием» языка в структуру мышления. Язык становится важнейшим средством формирования мыслей, выражения эмоций и осмысления действительности. Мыслительная

деятельность протекает на разных уровнях сложности: от репродуктивного мышления к продуктивному, творческому. В

эмоциональной сфере речь идет об оценках и отношениях, об узнавании и понимании интересов, мыслей, эмоций и предшествующего жизненного опыта делового партнера-представителя другой культуры [1].

Следует развивать такие способности, которые помогают координировать свое поведение в соответствии со знаниями о нормах поведения в другой культуре и избегать межкультурного непонимания. Личностноделовая компетенция включает: знания

профессионально-значимых положений и ценностей, правила поведения с коллегами и руководством, приемы эффективного управления в трудовом коллективе; умения применять теоретические знания на практике, взаимодействовать с реальными деловыми партнерами, вступать в позитивный контакт, управлять людьми, принимать решения и определять цели, понимать других людей, находить компромиссы. Сюда относится и умение вырабатывать типичные нормы поведения, способствующие успешной коммуникации и позволяющие одновременно «сохранить свое лицо» обоим деловым

партнерам. При возникновении взаимного непонимания важно уметь в кратчайшие сроки собрать нужную информацию и в надлежащей форме обсудить сложившуюся спорную ситуацию. Учебный процесс должен быть направлен на обучение соответствующим нормам коммуникативного поведения.[3]

Миграционные процессы,

сотрудничество фирм разных стран мира нивелируют радикальные различия между культурами. Процесс глобализации влечет за собой еще более интенсивный обмен кадрами, информацией, товарами. На фоне этих процессов сотрудник фирмы, имеющий международные профессиональные контакты, должен осознавать себя не только как представителя своей гомогенной культуры, но и как личность, в сознании и поведении которой нашли отражение разные языки, стереотипы мышления и поведения разных культур. [5]

Таким образом, соприкосновение с другими культурами такой специалист должен использовать в собственных интересах, обогащая свой опыт испытанными временем нормами мышления и поведения в другой культуре. Формирование именно такого отношения к чужой культуре должно

поощряться в процессе формирования культуры личностно-делового общения.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007—528 с.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Москва: Логос, 2005. - 382с.

3. Коваль Н.А. Духовно-профессиональное

развитие личности специалиста в гуманитарной среде вуза - Пенза: материалы всероссийской научно прак. конференции: Теоретико-методологические и

технологические основы педагогики и психологии профессионального образования России, 2005. - 378 с. С. 3-10

4. Комарова, Э.П. Психолого-

педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 25-27.

5. Комарова, Э. П. Эмоциональный

контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.

6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272с

Воронежский государственный технический университет

FORMATION OF THE PERSONAL-BUSINESS COMPETENCE IN THE ERA OF

GLOBALIZATION

E.P. Komarova

The paper discusses the formation of the concept of personal-business competence in the era of globalization, identifies some of the features of national culture, differentiates concept of «communication»

Key words: forming, personal and business competence, communication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.